Открытое завтра Бакея

В прошлую пятницу Бакей выпустил свой четвертый полноформатник «Nagchampa» – альбом, который выше на голову его предыдущих релизов. Накануне премьеры (и спустя полтора года после нашего первого с ним интервью) мы встретились с беларусским рэпером и расспросили об альбоме, дебютном туре по Беларуси и сотрудничестве с Velcom. А он нам в ответ рассказал о новом, позитивном направлении своего творчества и о том, почему быть проще – сложнее.

 

Этим рэпером был Бакей

Холодная осень 2016 года. Залпом запив шесть таблеток валерьянки бутылкой «Белого Золота», я отправляюсь брать свое первое серьезное интервью с никому не известным рэпером из Курасовщины. Охренеть как волнуюсь, но для него вроде бы тоже первое интервью, так что все окей – вдвоем будем трястись. В наушниках играет какой-то трек с нечитаемым названием. «Пепсикольная бэйба», «Неуловимые носочки» – это, конечно, хитяры, но пацан, по ходу, кислотник… Ник еще такой странный. Ба... Ба… Барыга, короче, какой-то, стопудово! Ох уж этот беларусский рэп. Ладно, по ходу, это будет весело.

И это правда было весело. «Барыга-кислотник» оказался отличным парнем. Прямым, открытым и самобытным. Помню, как мы полтора часа без остановки протрындели на старой кухне Nestandа Records, где даже стульев-то не было. Про «еле живой беларусский хип-хоп», про выступления на коттеджных вечеринках для 15-ти пьяных школьников, про мечту бросить работу в строительном магазине и «когда-нибудь сыграть сольник». Было искренне и душевно – за беларусский хип-хоп даже немножечко отлегло. На прощание я в шутку сказал, мол, встретимся в Re:Public через год, чувак.

«Ник еще такой странный. Ба... Ба… Барыга, короче, какой-то, стопудово!»

А теперь прямо как в том анекдоте: «этим рэпером был Бакей». И Re:Public он собрал уже через девять месяцев. Теперь ты знаешь слова «песни с непроизносимым названием» наизусть, а он ездит в туры по Беларуси, пишет рекламные треки для крупных брендов и учит корреспондентов ОНТ правильно произносить слово «фрешмен». Мы встретились с Бакичем прямо перед выходом его четвертого сольника «Nagchampa». На этот раз мы сидим не на полу Нестанды, а в моднейшей кофейне в центре города, но, вроде как, это все видимые изменения. Посмотрим теперь, как внутренне изменился тот самый «Владик из Курасов» за эти полтора года.

 

 

Он вам не Лимооооон!

 – Ууу, ты сегодня в собственном мерче. Это можно считать показателем успешности рэпера? 

– Надо же его как-то продвигать. Да и принт «Хэй май гёрл» мне тут дико нравится. Я б такую купил, даже если бы она не была моим мерчом. А вообще да, с деньгами с нашего прошлого интервью и правда стало получше. Ненамного, но стало.

 

автор фото – njnny

 – К тебе часто теперь обращаются с коммерческими предложениями? 

– Да, довольно часто. Большую часть предложений, правда, мы сразу же отшиваем по различным причинам.

 – Какое последнее предложение ты так отшил? 

– Мне предлагали стать «лицом» мобильников Xiaomi. Или «амбассадором», как они сами это назвали. У них сейчас магазины в Минске открываются. Они хотели пригласить меня на официальное открытие, но не вытянули гонорар.

 – Ух ё… А ты поднялся, парень! 

– А ты думал! Наши концерты теперь тоже не 100 рублей стоят. Да и к тому же у таких компаний есть бабки, так что не обеднеют.

 – Тебя что-то понесло по мобильной теме в последнее время. Расскажи, как получилась вся эта «лимонная» фигня с Velcom? 

– Нас свел редактор Experty.by. Они искали «модного и молодежного» исполнителя для рекламной кампании нового тарифа. И меня им буквально под нос подсунули. Ребята послушали «Vi+ik», «Бикини», им понравилось, и они со мной связались. Но весь этот «Лимооон» трудно давался: я этот трек восемь раз переписывал. Хотя вообще это был интересный опыт. У нас из крупных брендов мало кто контачит с рэперами, так что поучаствовать в таком проекте было интересно. Но в следующий раз, если впишемся еще во что-нибудь подобное, надо настаивать на большей самостоятельности.

 

 

 

Быть проще

 – Ладно, с бабками разобрались. Круто, что теперь у тебя все более-менее. Но в остальном ты все тот же «Бакич с соседнего двора», что и полтора года назад, или что-то изменилось? 

– Сильно изменились требования к себе при написании треков. Они стали проще. Но это не плохо, наоборот – пропал какой-то барьер со слушателем. Раньше я мог напихать в песню кучу завуалированных метафор, чей смысл понял бы только я сам. И то не всегда. Я понял, что надо учиться делать проще. Не в смысле «на от*бись», а понятнее, чтобы достучаться до слушателя, донести свою мысль. Как только я это понял, мне стало проще писать тексты. Что еще во мне поменялось… Запросы, конечно, выросли, что тут скрывать. За коммерческие выступления, рекламу и прочую фигню уже немного другие деньги просим. Потому что для друзей я готов хоть за бутылку пива выступать, а со всяких бюрократических у*бков надо сдирать по полной! Еще пришел к выводу, что мне хочется делать более позитивную музыку. У наших людей и так слишком много проблем, а тут еще какой-то пацан их будет грузить сверху своими. Хочется делать их счастливыми.

 – Ты говоришь, что стал проще и позитивнее, чтобы тебя понимали. Не боишься потерять свою индивидуальность, подстраиваясь под аудиторию таким образом? 

– Нет, ты не понял, я не подстраиваюсь. В любом случае главное, чтобы мне самому нравилось. Со временем я стал понимать, в каком направлении хочу идти. Но я все равно продолжаю экспериментировать. Например, на новом альбоме я попробовал почитать на биты «новой школы», но при этом не про «телки-деньги-тачки», что-то совершенно противоположное. Так получился трек «Бабки», в котором я читаю про их тотальное отсутствие.

 

«Я не собираюсь нырять в какой-то фейковый позитив: жизнь бывает всякая, иногда надо и “хлыста дать”»

 

 – Получается, что ты себе немного противоречишь. Говоришь, что нужно быть позитивнее, но при этом на новом альбоме у тебя есть треки про расставание, про отсутствие бабок и всякой мотивации к жизни и прочие не очень-то веселые штуки. 

– Хм, ну да. В период написания альбома действительно было много всяких проблем. Знаешь, у всех бывают такие моменты в жизни, когда ты идешь по улице и думаешь: «А на*уй мне это все надо?» Но потом сразу одергиваешь себя: «Не, ты че, дол*аеб? Конечно надо!» Я говорил о том, что к проблемам все равно нужно относится с иронией. «Бабки» с текстом про мое былое беспросветное нищебродство я читал на студии с широченной улыбкой. И при прослушивании он вызывает, скорее, позитивные эмоции. Вообще я не собираюсь нырять в какой-то фейковый позитив: жизнь бывает всякая, иногда надо и «хлыста дать». Если мне плохо, я буду честно говорить, что мне плохо, а не натужно плясать польку.

 – Как ты пишешь тексты? Быстро и на эмоциях либо долго переписывая и вымеряя каждую фразу? 

– Точно первый вариант. Блин, я согласен, что у меня порой хреновые рифмы и жесткие квадраты, хоть на глаголы уже не рифмую – и то хорошо. Благо, словарный запас позволяет. Но просто понимаешь, когда тебя захватывает этот вайб и тебе хочется поскорее передать свою эмоцию, пока тебя не отпустило, на рифмы становится как-то немножечко, совсем чуть-чуть по*уй. Главное, чтобы это все не ускользнуло. Вот недавно написал новый трек. Про весну. Очень простой текст. Мне даже было стыдно раньше так просто писать. А потом я подумал: «Эй, чувак, да это же о*уенно!» Эта честность, легкость и наивность – то, чего иногда очень не хватает в современной музыке.

 

 

О «Nagchampa»

 – У тебя есть предположения, какие из треков с альбома должны стрельнуть? 

– «Хэй май гёрл». Как только мы записали этот трек, пацаны сказали, что это второй «Vi+ik». Хотя я так не считаю: «Хэй май гёрл» совершенно с другой эмоцией была написана. Она более осознанная в отличие от наивного и подросткового «Плюсика». Вообще этот «Vi+ik» успел сильно за*бать за это время. Я его даже стараюсь не исполнять на концертах теперь.

 

«Вообще этот “Vi+ik” успел сильно за*бать за это время»

 – Так, а еще фавориты есть? 

– «Разбитые» мне очень нравится. Это личная песня, про расставание с Виталиной и сопутствующий всему этому тотальный трэш. У нас с девушкой тогда был сложный период, хорошо, что мы со всем разобрались. Изначально этот трек должен был быть записан под невероятно грузящий бит, и это, наверное, была бы самая «веновскрывающая» песня за всю мою карьеру. Но потом все наладилось, я взглянул на проблему по-новому, поменял бит, и «господе, как же все плохо» тут же превратилось в «посмотри, какие мы с тобой были дураки». Мне кажется, от этого песня только выиграла. Еще трек «Завтра» – это вообще пи*дец… Это был как раз тот самый момент, когда я спросил себя: «А на*уя я это все делаю?» Была полная апатия из-за комплекса навалившихся проблем, и пропало желание жить. Хотя, нет, наверное, слишком громко сказано…

 – Когда в интернете начал хайпить мем про сына маминой подруги, я почему-то был уверен, что это из-за твоего трека. Объясни, как так вышло, что ты предугадал тренды MDK? 

– Трек «Сын подруги твоей мамы» был написан одним из первых и дофига раз исполнялся на концертах. Я понятия не имел, что однажды появится такой мем. А когда он вдруг появился, я понял, что нужно быстрее выкладывать песню, пока какой-нибудь Джарахов не написал что-то, чтобы хайпануть на тренде, и не испортил мне крутую песню. Мы ее выложили – и сполна поели говна, конечно: будто я ее сочинил по мему. Это было забавно. Разочарую хейтеров: песня почти в два раза старше всех этих картинок.

 

 

 

О #Turbakey

 – Я помню, как ты нервничал перед своим первым сольником. Просто ахтунг, ты весь бледный стоял в гримерке. Стало ли тебе со временем легче выступать на публике? 

– Не-а, чувак, до сих пор трясусь перед каждым концертом. Живот крутит, и вообще домой хочу. Причем не важно, сколько людей в зале, всегда одинаково страшно. Но прошедший тур убедил меня в том, что весь страх уходит, как только ты начинаешь читать первый трек. Как рукой снимает просто. Особенно если все хорошо отрепетировал и не за что переживать.

 – Кстати, как прошел твой дебютный тур по Беларуси? 

– Это пи*дец… Я сделал два вывода: во-первых, в областях меня знают не так хорошо, как в Минске. А во-вторых, люди в провинции жутко голодные до новой музыки. Ты приезжаешь и понимаешь, что у них вообще никакой движухи нет. Раз в полгода приедет какой-нибудь Мот – и все писаются от восторга. Поэтому этих людей нужно приручать и раскрепощать, потому что они вообще не понимали, как себя вести на концертах. Но обычно к концу выступления все уже врубались и качали дай боже!

Самый топ был в Барановичах и Гродно. По поддержке людей, по знанию текстов и отрыву. Там мы собрали где-то по 150 человек. Самый провальный – Гомель. Мы налажали с выбором помещения. Наш бар находился в здании кинотеатра, близко к зрительным залам, и когда мы еще только чекали звук, к нам подошел директор кинотеатра и мило попросил быть потише, иначе он «дернет рубильник и вырубит нахер все электричество». В итоге мы почти весь концерт отыграли на половине громкости. Конечно, это был полный провал, хотя люди поддерживали, как могли. К концу выступления мы все-таки забили на этого директора и рубанули на полную – вот тогда реально пошла жара! Это был чисто организационный промах.

«Я до сих пор трясусь перед каждым концертом. Живот крутит, и вообще домой хочу»

Если говорить про людей, то, не в обиду местным, Могилев – это полный трэшак. Чтобы ты понимал, на концертах мы исполняем где-то 25 песен. Могилев только на 18-й трек раздуплился и такой: «Аааа! Концееерт! Бакееей приехал! Тааак, качаем!»

Но в целом туром я доволен. Точнее, я доволен, что он состоялся, это важный опыт. Мы даже умудрились в плюс выйти. По двести баксов на человека. Кто-то в комментах писал, мол, Бакич поднял на туре две штуки баксов – ага, только без нолика в конце. Но зато было весело, особенно в дороге. Мы, конечно, временами чуть ли не дрались, но концерты нас всегда сплачивали и возвращали гармонию в наши, так сказать, отношения.

 – Покатавшись по стране, ты увидел много своих слушателей вживую. У тебя сложился какой-нибудь универсальный образ фаната Бакея? 

– Нет, приходит много разных людей, ты никогда не угадаешь. Бывает, иногда тебе пишет человек, типа: «Спасибо, Бакич, ты крутой», заходишь на его страницу, а он оказывается каким-нибудь летчиком. Но если по среднему возрасту брать, то это 16-20 лет примерно. В то же время иногда подходят люди с детьми, выражают респект. Не знаю, моя мама меня слушает.

 

Хейт и респект

 – Как относишься к хейтерам? Влияют ли они на тебя каким-то образом? 

– Нет, вообще никак. Понимаешь, я довольно долго пишу тексты и сам в состоянии понять, где я круто сделал, а где лох. Я не пойду записываться на студию, пока меня мелодически и текстуально не будет все устраивать. Так что ничье мнение мне тут не упало, я сам себе хозяин. Забавно наблюдать, как те же комментаторы The Flow постепенно ко мне привыкают и перестают хейтить. Теперь вот даже в один ряд с Murovei, ЛСП и Коржом ставят, когда о беларусских рэперах речь заходит. Громковатое сравнение, но приятно.

 – От кого прилетали самые внезапные хвалебные отзывы? 

– От Жары из «Песочных Людей». От Пики. Мы как-то выступали на одном фесте, чувак сошел со сцены и попросил у меня полотенце. Я даю, а он такой: «О, ты ж Бакей! Крутой клип на “Саранчу” вышел, ты молодец!» Пожали друг другу руки и разошлись. «Пасош» респектовали. У нас с Петей Мартичем рано или поздно выйдет что-нибудь совместное, я думаю. А, ну и от Хаски. Дима – простой и адекватный парень. Мы познакомились в Минске на их концерте, быстро сдружились, они у нас тусили, потом мы у них в Москве. Мы пообщались и поняли, что это обычные пацаны без всяких снобских замашек. Круто, что мы с Димой записали совместную песню, он отлично влился.

«Забавно наблюдать, как те же комментаторы The Flow постепенно ко мне привыкают и перестают хейтить»

 – Оглядываясь назад, как ты думаешь, почему же ты все-таки стрельнул? 

– Да х*й его знает. Может, потому что я искренний. У меня нет белых линз, зачесанных волос, и я не вру в своих песнях. Я замечаю, что с каждым годом становлюсь все более откровенным перед слушателем, и понимаю, что какой посыл ты заложишь – такой и передастся. Я рад, когда люди пишут, что мои треки им помогли. Грубо говоря, я «прохавал» некоторого говна за свою жизнь и могу теперь сказать: «Чувак, не делай этого – это плохо кончится, я проходил через эту хрень, поверь, тебе не понравится».

 – Что ты будешь делать в день, когда альбом выйдет? 

– Сяду и спокойно прослушаю его от начала до конца. Проанализирую, что сделал правильно, а где нужно было поднажать. Но я уже горжусь этим релизом. Он самый крутой из того, что я выпускал. И по звуку, и по лирике. На этом альбоме я научился не стесняться быть простым и говорить серьезные и сложные вещи обычным человеческим языком. Ведь это еще сложнее. Ты можешь придумать кучу витиеватых метафор и искусственно придать им смысл, чтобы все думали, что ты умный, ничего при этом не выкупая. А можешь просто и понятно сказать о сложной вещи – и люди о*уеют от того, что ты выразил такую глубокую мысль с помощью слов «рука», «нога» и «стол».  Сейчас отдохну чуток – и в новый тур. Там пока что ничего не понятно, но он точно будет. И он будет круче предыдущего, я надеюсь. Он точно будет круче предыдущего! Бакич привезет «Нагчампу» в каждый клуб, бар и буфет в кинотеатре, и на этот раз никакие директоры нас не остановят. Жди нас, повторяй тексты и учи друзей слэмиться, мой юный друг. Пау!

 

Фото: Таня Капитонова

КАМЕНТАРЫ (1)

Артурчик
Артурчик | 31.03.2018 10:37

видел я эту публику, которая голосит его песни. тупые, бухие и агрессивные малолетки, каких надо п***ть и пытать прослушиванием классики, что бы хоть какое-то зернышко сознания появилось в их пустых головах

3 3
Чем живет Dakooka?

Чем живет Dakooka?

Dakooka рассказывает о турах, одноликих городах и схематичности песен.

Звукорежиссер Nestanda Records – про автотюн, хип-хоп и единение с музыкантами

Звукорежиссер Nestanda Records – про автотюн, хип-хоп и единение с музыкантами

Кто построил Nestanda Records, стыдно ли пользоваться автотюном и какую технику купить для звукорежиссуры – отвечает Антон Акимов.

Широкой дороги! Как автостопом проехать Украину с гитарой?

Широкой дороги! Как автостопом проехать Украину с гитарой?

Как тебе на самом деле стоило провести это лето.

14 лучших песен октября

14 лучших песен октября

Рассказываем о треках, которые точно должны прозвучать в твоих наушниках.

Рейв, трэш, угар. Как прошел концерт Little Big?

Рейв, трэш, угар. Как прошел концерт Little Big?

Их последние релизы называются «Antipositive», но на концертную атмосферу это не распространяется.

«Негатив – это бесполезная история». Чем живет Kipah?

«Негатив – это бесполезная история». Чем живет Kipah?

Личный разговор с Егором: о семье, работе, будущем «Бассоты» и культуре сегодняшнего Минска.

Где искать крутые виниловые пластинки?

Где искать крутые виниловые пластинки?

Диджеи рассказывают, где они покупают винил и зачем это делать в 2018 году.

«Лучшее завтра» – новый сингл «Петли пристрастия»

«Лучшее завтра» – новый сингл «Петли пристрастия»

Свежий постапокалиптичный трек от «Петли» уже у нас. Ура!

Основатель Re:Public – про деньги, звук и вискарь для звезд

Основатель Re:Public – про деньги, звук и вискарь для звезд

Рассказ о жизни самого рок-н-ролльного клуба Беларуси от человека, который этот клуб придумал.