Макс Старцев: открытое интервью

На прошлой неделе совместно с «МТС Music» мы провели открытую встречу с Максом Старцевым – промоутером, арт-директором баров «Хулиган» и «4-4-2», а в этом году и программным директором нового музыкального фестиваля Stereo Weekend. Почему на первом концерте нужно влететь, сколько зарабатывают минские промоутеры и что случится, если организовать концерт 9 января, – лови емкую стенограмму нашего разговора.

 

В целом мире нет места для тебя


– Тебя представляют промоутером, директором баров «Хулиган» и «4-4-2». В качестве кавээновского домашнего задания я попросил Макса в формате десяти фото рассказать о своем творческом пути. Чем ты занимался последние годы?

– Расскажу, как в кино: что у меня сейчас, а что было 10 лет назад. В настоящее время я являюсь программным директором совершенно нового музыкального фестиваля, о чем мечтал очень давно.

А началось все в юношестве с осознания себя как горожанина и первых прививок вкуса, когда ты хочешь, чтобы твои сограждане услышали того или иного артиста, которого знаешь только ты и еще три человека в городе. И для этого тебе нужно найти деньги, площадки и единомышленников.

– Какой был первый концерт, который ты организовал?

– Самый первый концерт, который я организовал, был группы «Без Билета». Один мой друг предложил, а я их знал и прям любил. Тогда только вышел второй альбом «Нарисована», который считаю одним из лучших беларусских альбомов. Мы выбрали площадку, даже получили гастрольное удостоверение. С Виталиком Яронским ходили клеить афиши на столбы, за что чуть не угодили в милицию. Мы долго убеждали их, что нам заплатили какие-то странные организаторы, чтобы мы расклеивали промо. А они думали, что мы оппозиционеры. Милиционер смотрит на афишу и говорит в рацию: «Так, “В целом мире нет места для тебя”. Что это такое, Сережа?» «Нет, группа называется “Без Билета”», – оправдывались мы. «Так, шшш». В итоге отмазались.

 

«Как мы потом поняли, важно на своем первом концерте слегка влететь»

 

Концерт прошел омерзительно, со всеми видами косяков, которые можно придумать: отрубался свет, а из-за атмосферы и места проведения – Дворец искусств – мероприятие назвали «концерт в гробу». Хоть мы и потеряли все свои деньги, тем не менее был биток. Я одалживал у отца, который вскоре стал важной частью моей концертной деятельности. 

Спустя время мой друг Рома Добровольский хотел устроить своей девушке подарок на день рождения и привезти группу «Сегодняночью» из Петербурга. Там были совершенно другие бюджеты – и я пошел к отцу. Тогда мы уже столкнулись со всеми процессами официального концерта: гастролька, рекламные кампании. Нас обобрали тогда все, кто только мог, потому что мы были новичками. Мы понятия не имели, сколько стоит звук, сколько стоит аренда. Подрядчики нас обожали: «Да, кстати, там еще соточку надо накинуть за эту фигню».

– Сколько был гонорар у «Сегодняночью»?

– Порядка 3 000 $, это был 2008 год. Мы безумно влетели на этом концерте, но у моего отца, главного инвестора, оставался интерес. Однажды Илья Малиновский рассказал ему про группу «Бумбокс» – и мы решили попробовать еще раз.

 

 

Первый успех


– Как мы потом поняли, важно на своем первом концерте слегка влететь, чтобы понять минусы этой волновой работы. Мы думали, что мы просто везем среднего артиста, но оказалось, что песня «Вахтеры» на тот момент уже была известна всем. Это был их первый концерт в Минске и наш первый успех.

После этого концерта мы с отцом решили мутить агентство. Начали искать тех, кто не был еще у нас. Так мы первыми привезли Noize МС, SunSay, «Валентин Стрыкало». Нойз сразу стал успешным для нас, а «Стрыкало» – это тот артист, которого нужно было вырастить для минской публики, и это тоже одна из важных вещей. Здесь мы пришли к нашему основному с отцом принципу работы с артистами, который, как мне кажется, игнорируют многие, – при организации концерта нужно исходить из человеческих качеств. Не то чтобы становиться друзьями с натянутой улыбкой, но понимать их. Сначала ты становишься другом менеджеру, потом ты вливаешься в группу – и уже без тебя человек, который едет в Минск, не воспринимает город.

– Говорят, что ты делаешь два удачных концерта в год Нойза и «Стрыкало», а все остальное у тебя влет. Это правда?

– Все так. В какой-то период нас кормили 2-3 группы: Нойз, «Стрыкало», «Бумбокс». В этом же и смысл: у тебя остается место в голове. С вышеупомянутыми артистами ты знаешь, как работать: ты запускаешь рекламную кампанию и более-менее спокоен. Это тебе дает время, финансовые и физические возможности искать дальше. В итоге нам начали приносить деньги артисты, которые вначале продавались со скрежетом. Самый последний пример, когда я работал уже без отца, – это ATL. Мы вместе делали первые три концерта, увеличивая сборы, по сути, в геометрической прогрессии.

Это важный момент: один раз влетел и махнул рукой – это неправильно. Надо все-таки видеть артистов в контексте современной истории и эстрады. Чуйка тоже нужна. Была куча крутых концертов, которые не были успешны, но они проходили в плюс и супервесело. Работа с артистами в личностном плане дает удивительные возможности. Директор Ассаи, например, сам позвонил и сказал, что им не нравится организатор, с которым они работают в Минске, потому что он относится к ним как к отбросам и селит их в гостиницу «40 лет Победы». Так мы с Ассаи подружились, так я стал их тур-менеджером и объездил с ними месяц Россию вплоть до Улан-Удэ.

 

 

«Мы даже однажды могли привезти Arctic Monkeys за 70 000 евро»

Экономика концертов


– Давай проговорим экономику организации концерта. Сколько составных частей в этой истории: гонорар артиста, аренда площадки, деньги на рекламу? Давай возьмем абстрактного артиста уровня «Валентина Стрыкало» сейчас…

– Крепкий эсэнгэшный середнячок не должен стоить больше 10 000 $. К каждому артисту подходы кардинально отличаются. Есть артисты, с которыми нужно работать строго по рекламной кампании через интернет, есть артисты, где нужно больше наружки. Каждый артист требует анализа своей аудитории. Вначале мы швыряли все везде, а потом учились правильным образом распределять рекламные бюджеты. Сейчас интернет – это основная сила, но наружка не мешает – она больше для эффекта. Когда мы говорим о предстоящем Stereo Weekend, конечно, у нас здесь совершенно другие цели, другие ожидания и охват рекламной кампании.

– Сколько в среднем можно заработать организаторам с нашего абстрактного концерта?

– Трешку. На таком концерте-текучке, когда ты уже знаешь, как и что тратить. И твоя задача – делать в месяц три таких концерта.

– Самый успешный твой концерт по заработку?

– Без откатов, да? Двойной концерт Нойза: два дня была акустика плюс живак. По-моему, и там, и там был аншлаг, и все просто купались в деньгах.

Но мы говорим сейчас об альтернативной сцене, не о концертах во Дворце спорта, с которыми мы тоже работали. Нам было интересно развивать сцену тысячников и пятисотников, так скажем. Это интересней и легче чисто физически. Я не знаю, какие нервы у людей в «Атоме», которые постоянно занимаются гигантскими концертами. Мы с отцом в свое время перестали зарываться на большие площадки, хотя были возможности. Мы даже однажды могли привезти Arctic Monkeys за 70 000 евро. Но тогда подумали, что их еще слишком рано везти в Минск, проще говоря, зассали. Это было три года назад.

 

 

Stereo Weekend


– Давай вернемся к фестивалю. Летом в Минске стартует новый музыкальный фест Stereo Weekend. Ты в нем программный директор. Рассказывай!

– Здесь присутствует человек, который меня позвал на этот фестиваль, – Егор Рытвинский. Человек, который сделал возможным не только фестиваль Vulitsa Ezha, но и запускает музыкальный ивент. Сегодня я увидел интервью пятилетней давности, где мы с отцом общались с Ultra-Music, и там я сказал, что мечтаю через пять лет сделать фест. И я обалдел!

Суть фестиваля простая – сделать большой развлекательный ивент для молодежи, максимально приближенный к европейским музыкальным фестам. Мы знаем, что с первого раза не сделаем Primavera и даже «Пикник “Афиши”», но мы стремимся к этому. Мы будем приглашать «верняковых» артистов, но также и музыкантов, которых впервые представим минской публике.

Будет главная сцена с ровными ритмами и летним рэйвом и вторая альтернативная сцена, на которой мы будем экспериментировать по полной программе. Там будет все: от экспериментального рэпчика до сумасшедших, глубинных электронных историй.

«Мы знаем, что с первого раза не сделаем Primavera и даже «Пикник “Афиши”», но мы стремимся к этому»

 

 

Охранники и понимание тусовки


– Ты приложил руку к созданию многих минских культовых площадок: Re:Public был важным и до сих пор остается, «Хулиган». Давай поговорим про Re:Public. Как ты оцениваешь, что с клубом происходит сейчас? И прокомментируй, пожалуйста, скандальную и некрасивую историю с фотографом, которая там случилась.

– Сейчас я мало связан с Re:Public. Иногда я делаю там концерты, но редко. Re:Public был суперрасчетливым проектом. Отработав девять месяцев в «Реакторе» до закрытия, куда нас позвали с отцом финансовым и концертным директорами, мы поняли, что нам срочно нужно забрать себе в ближайшие два года пустой рынок альтернативных клубных концертов. Мы с этой задачей справились на отлично, умудрившись за одно лето сварганить клуб. На первом концерте выступил Noize MC, который собрал около 1500 человек, чего нельзя делать в Re:Public. Сейчас Старцев-старший не разрешит больше тысячи собрать.

В 2013 году мы перестали с отцом работать вместе: с друзьями работать сложно, но с семьей – это трындец. В семье соревновательный дух гораздо выше, чем среди друзей.

Что касается той ситуации. Если бы я был фотографом, который часто фотографирует мероприятия в клубе Re:Public, который знает все правила проведения фотосессии во время концерта и который начинает качать права… Ты знаешь механику: ты имеешь с собой либо бейдж, либо специальный браслет, ты его предъявляешь – и к тебе никто не лезет. Если ты забыл бейдж, ты не говоришь, что ты тут давно, а идешь за своим бейджем и возвращаешься с ним. Но я не ручаюсь за вменяемость охранника.

 

«Мы однажды с другом Пашей пришли на концерт, и он был так рад, что мы пришли туда, и так бурно проявлял эмоции, что к нам подошел охранник и сказал: “Вон отсюда, вы в стельку!”»

 

– Как разруливать такие ситуации и встречался ли ты с ними?

– Конечно, встречался. У меня в сентябре была операция на лице, мне вправляли скулу, потому что встретился в нашем баре торчок. Я был выпивший, поэтому реакция была на нуле. Фотки нет, но там пипец!

Должна быть квалифицированная охрана, которой нужно доверять. Если ты между персоналом, барменами подшучиваешь над своими работниками охраны, называя их, например, колхозниками. Нафига такое нужно? Нужно разговаривать с людьми перед тем, как брать их на работу. Тебе нужно видеть в них здравый взгляд и понимание, что такое веселый человек и невменяемый. Мы однажды с другом Пашей пришли на концерт, и он был так рад, что мы пришли туда, и так бурно проявлял эмоции, что к нам подошел охранник и сказал: «Вон отсюда, вы в стельку!» Нам пришлось пробираться в этот гребаный Дворец спорта через черный вход. Персоналу нужно прививать понимание тусовки, чтобы они думали головой прежде, чем не пускать человека в коляске.

 

 

*** 

– Давай немного в формате блица поговорим. «4-4-2» или «Хулиган»?

– У меня развернутый ответ на это. Я участвую в проектах, которые мне лично нужны. Когда мне нужна была концертная площадка не только как промоутеру, но и как жителю Минска, мы открыли Re:Public. Когда мне негде было тусоваться, мы открыли «Хулиган» и поменяли индустрию в городе. Потом нам негде было смотреть футбол – и мы открыли «4-4-2». Поэтому я не могу выбирать. Но татуировка у меня «Хулигана».

– Три лучших бара в Минске?

– В «Бессоннице» мы чаще всего заканчиваем любую ночь. Новый Bar Duck классный. Одесское кафе «Коммуналка» на Карла Маркса.

– Зыбицкая или Октябрьская?

– Октябрьская.

– Лучший город на Земле, если не Минск?

– Там, где был, – Берлин, там, где не был, – Лондон, конечно.

– Артист, которого ты мечтаешь привезти в Минск?

– Сейчас – Кендрик Ламар. Также я хочу поработать с Arctic Monkeys, The Strokes и MGMT. Из андеграунда – Deerhunter.

– Главный беларусский артист или группа прямо сейчас?

– Группа «Союз».

– С кем из беларусских артистов ты не стал бы работать?

– С «Крамбамбулей».

– «Хулиган» – тот?

– Мы работаем над этим.

– Церемония «Оскара» или важный матч «Арсенала»?

– Конечно, важный матч «Арсенала».

– Лучший беларусский фестиваль на данный момент?

– Технически – «Рок за Бобров», классный – «Мирум».

 

 

Вопросы из зала


– Какую ошибку нельзя допустить при организации любого концерта?

– Неудачный выбор площадки и даты. Один раз мне пришлось отменить концерт, когда я понял, что каким надо быть дебилом, чтобы поставить его на 9 января. В итоге мы тогда отменили Motorama. Также всегда важно держать баланс между скромностью и уверенностью в себе. Директор группы важнее, чем вокалист. Сначала ты достучишься до него, потом уже до артистов, если этого хочется. Ты обязан быть в хорошем, плавном диалоге с директором. Если нет директора, тогда это один из участников группы, что сложнее гораздо: они менее стабильны в своих мыслях и – особенно – финансовых желаниях.

– У кого из артистов самый крутой менеджмент?

– Классный менеджмент у группы Korn. Азизбекян – хороший директор, хотя мы никогда не работали вместе. Чем выше уровень артиста, тем более вменяемый у него менеджмент. Сложнее всего работать с эсэнгэшными, особенно только что звездами. Но хочу отметить, что сейчас люди все нормальнее и нормальнее.

 

«Директор группы важнее, чем вокалист»

 

– Все твои проекты довольно краткосрочные. Ты их взращиваешь, отходишь от дел, потом с ними что-то происходит. Что будет дальше с фестивалем?

– «Хулиган» я не брошу никогда, это мой самый талантливый ребенок. Фестиваль – это яркая возможность развивать не только свое самолюбие, но и сцену в Минске: возить артистов, которые будут только у нас, чтобы к нам приезжали люди, а не мы ездили на ту же «Афишу». Это проект с надеждой на полное в нем растворение.

– Возможен ли фестиваль уровня Glastonbury или Coachella у нас в стране?

– Нет, невозможен. Потому что у нас нет такого количества заинтересованных зрителей. В Минске живет два с лишним миллиона человек. Сколько, по-вашему, из них ходит на мероприятия? Тысяч сто, если говорить не только про концерты альтернативной музыки, на которые мы ходим. Мы говорим про тех, кто знает, что такое ходить на мероприятия, у которых есть понимание: «Я плачу за билет, мне не жалко, потому что я знаю, что такое работа артиста». Но, с другой стороны, уровня «Атласа» добиться можно.

 

 

 

Этот материал сделан при поддержке МТС.
 

«МТС Music» – удобное приложение для прослушивания музыки. Самое важное, что тебе нужно о нем знать: больше 20 миллионов треков, система подсказок и рекомендаций, а также возможность создания собственных плейлистов. Первые 30 дней услуги – бесплатно, дальше – 0,22 BYN в сутки. Интернет-трафик для проигрывания музыки через приложение бесплатный!

 

   Зайди на сайт «МТС Music» или скачай приложение в App Store и Google Play.

 Фото –Таня Капитонова

УП «Проспектпресс», УНП ‎101520868 

Рэпетыцыйныя кропкі Менска: частка другая

Рэпетыцыйныя кропкі Менска: частка другая

Апаратура, кошты, водгукі – адказваем на пытанне: «Дзе ў Менску як след парэпаць?»

Stereo Weekend 2018: вялікі фотарэпорт ад palasatka

Stereo Weekend 2018: вялікі фотарэпорт ад palasatka

Сяброўскі дзвіж і клоўзапы хэдлайнераў менскага Stereo Weekend– у атмасфернай фотасправаздачы арт-дырэктаркі 34 Media Касі Сырамалот.

«Би-2 Fest» и Бобруйск

«Би-2 Fest» и Бобруйск

Большой фоторепорт с бобруйского фестиваля, который придумала группа «Би-2» и сама же стала хедлайнером.

Как продвигать свою музыку: 15 советов для фрэшменов

Как продвигать свою музыку: 15 советов для фрэшменов

Что делать, когда у тебя на руках только демка и неистовое желание творить.

Галактика Дональда Гловера

Галактика Дональда Гловера

Увесистый мануал по всему, что связано с Childish Gambino, «Атлантой», «This Is America» и другими созвездиями американского актера, музыканта, стендап-комика, сценариста и режиссера.

10 современных соул-музыкантов

10 современных соул-музыкантов

От Джейми Вуна до болгарского By Soulfam.

Альбомы недели: Gorillaz, Drake и Florence + The Machine

Альбомы недели: Gorillaz, Drake и Florence + The Machine

Завершаем июнь 2018-го подборкой первоклассных релизов.

Гід па стылі: K-pop

Гід па стылі: K-pop

Вывучаем музычны жанр з Паўднёвай Карэі, які заваяваў YouTube, Азію і ЗША і хутка накрые Шаркаўшчыну з Рагачовам.

Прафесія: дырыжор. Інтэрв'ю з Аляксандрам Хумала

Прафесія: дырыжор. Інтэрв'ю з Аляксандрам Хумала

Галоўны дырыжор Sonorus – пра авангардны рэпертуар музычнай капэлы і «фунікулёрныя спакусы» ў жыцці.