Музыкальный толковый словарик. Выпуск #5

Музыкальный толковый словарик. Выпуск #5

Звуковые эффекты, важные понятия в панк-культуре и новомодные словечки рэперов – разбираем 15 свежих музыкальных терминов, после которых мир станет чуточку ясней.

 

 Гейт (gate) 

 – плагин (по-народному «примочка») для динамической обработки звука. Гейт работает как шлюз (собственно, он так и переводится): пропускает звук, который громче определенного уровня, и глушит все, что звучит тише. Применяется гейт для шумоподавления: ненужные звуки в паузах между словами, шипение на кассетах, «белый шум», гитарный гул – это его работа. У гейта есть несколько основных параметров: threshold – порог звука, с которого шлюз открывается; attack – параметр, который контролирует скорость открытия ворот; hold – время, в течение которого шлюз будет открыт (применяется для сохранения коротких пауз между словами); и release – как быстро ворота закрываются. Гейт применяется практически везде: как на гитарных сейшнах, так и на стадии постпродакшна. Кто захочет слышать, как гудит холодильник, пока ты записываешь дебютную ипишку?

 

 Дистро (distro) 

– это альтернативная сеть дистрибуции DIY-продукции: зинов, самиздата, кассет/дисков, значков, футболок и прочего мерча. Обычно такие бутики организовывает местная панк-группа в своем городе, а деньги, полученные с продажи, идут на помощь нуждающимся, на развитие какого-либо проекта либо на покрытие стоимости аренды помещения, в котором выступает группа. До массового развития интернета дистро являлись одним из главных источников получения контркультурного знания.

 

 Дилэй (delay) 

– эффект задержки звука, с которым ты можешь создавать настоящее эхо. Дилэй будто бы клонирует фрагмент звука и воспроизводит его с небольшой задержкой. Получается эффект 3D-очков, который создает впечатление пространства. Зацени, какое эхо получилось у вокалиста Pink Floyd. Кажется, будто бы Роджер Уотерс находится не в студии, а на вершине горы.

 

 

 DIY (Do It Yourself) 

– основополагающий принцип панк-культуры, который можно уместить в фразе: «Хочешь творить – действуй». Приверженцы DIY-философии не сотрудничают с крупными лейблами, а самостоятельно записывают музыку, чеканят мерч, выпускают фэнзины и организовывают концертные туры – все создается на голом энтузиазме.

 

 Лоу-фай (lo-fi) 

– музыкальный стиль, для которого характерно низкое качество звукозаписи. Если в 80-х лоу-фай был исключительно технической характеристикой, то в 90-х он стал фирменной фишкой и полноценным направлением в музыке. Послушай ранние записи Sebadoh, Pavement и Бека, из недавнего – беларусов Weed & Dolphins. Сегодня лоу-фай пользуется особой популярностью у битмейкеров – пропуская семплы через кассетные деки, они создают воздушные треки для чила в спокойной обстановке.

 

 

 Лаунж (lounge) 

 – легкая фоновая музыка, которую ты можешь услышать в кафе, торговом центре или в холле гостиницы. Если в шестидесятые годы лаунж исполняли исключительно джазовые оркестры, то в наши дни этот стиль культивируют как инструментальные коллективы, так и электронные музыканты. К примеру, можешь заценить сборники, которые компилируют диджеи бара Café del Mar на Ибице.

 

 LP (Long Play) 

 – формат виниловой пластинки, разработанный Columbia Records в 1948 году. Вращается такая пластинка на скорости 33⅓ оборота в минуту, выпускается на 12-дюймовом виниле и содержит не менее восьми треков – длительность звучания на такой «винилке» доходит до шестидесяти минут.

 

 Низкий флекс  

 (low flex) 

– бесноватый танец, который ты можешь увидеть в клипах минских рэперов или того же Фараона и Boulevard Depo. В другой трактовке «флексить» переводится как «красоваться, выпендриваться». Замечен этот термин был в треке Ice Cube, сварганенном еще в 1993 году.

 

 

 Реворк (rework) 

– новая версия оригинального трека. В отличие от ремикса, в реворке изменяется не только структура, тональность и темп трека, но и его жанровая составляющая – рок-баллада может стать образцом гэриджа, а инди-элегия может с легкостью трансформироваться в бодрый трип-хопчик. В качестве примера предъявляем трек с последнего альбома Рюити Сакамото – композитор посвятил целую пластинку различным «переделкам».

 

 

 Рейв (rave) 

– масштабная дискотека с выступлениями диджеев и электронных музыкантов. В девяностые рейвы были нелегальными ночными тусовками, проводившимися в складских помещениях, куда собирались тысячи людей, а сегодня рейвам посвящают треки и устраивают их в цивильных клубах – культурная эволюция дает о себе знать.

 

 Фэйзер (phaser) 

– звуковой эффект, который разделяет звуковой сигнал на два потока – фильтрованный и нефильтрованный, – а затем смещает фазу обработанного сигнала и смешивает его с чистым звуком. Из-за смещения фазы появляются моменты, где звук усиливается и становится более глубоким, и моменты, когда два потока находятся в противофазе – тогда звук гасится и будто бы проваливается. С помощью фэйзера можно создавать синтетические звуки, которые невозможно найти в природе. Этот эффект популярен в кино и телевидении, когда необходимо создать компьютерный голос. Речь C-3PO из «Звездных войн» – классический пример применения фэйзера.

 

 

 Футворк (footwork) 

– название музыки, под которую лихие парни из Чикаго выдавали нижний брейк-данс еще в замшелых 80-х. Рецепт у этого стиля простой: пульсирующий бас и дребезжащая перкуссия разгоняются до 150-160 ударов в минуту, вырисовывается затейливый бит и накладывается закольцованная фраза-семпл – трек готов, можно пускаться в пляс.

 

 

 Фрэшмен (freshman) 

– многообещающий новичок на поле хип-хопа. С 2007-го журнал XXL выбирает 10 новичков года, внесших нечто новое в рэп-игру: в списках фрэшменов в свое время числились Wiz Khalifa, Macklemore, Lil Yachty, 21 Savage и Kendrick Lamar. Кстати, сейчас журнал вновь готовит свежую партию XXL Freshman Class – ты тоже можешь поучаствовать в отборе!

 

 Фланжер (flanger) 

– звуковой эффект, разработанный Филом Спектором в 1958 году. Пытаясь «удвоить» голос в композиции, звукорежиссер запустил трек одновременно c двух магнитофонов: нужного эффекта он не добился, зато получил фланжер – звук, похожий на взлет самолета. Эффект сразу же приглянулся адептам психоделического рока – с ним создавать гипнотический звук становилось в несколько раз проще.

 

 

 Чоп-энд-скрюд 

 (chopped and screwed) 

– техника, которую в девяностые разработал DJ Screw: балуясь кодеиновым сиропом, музыкант кромсал южный хип-хоп на фрагменты, зацикливал их и замедлял трек до тягучих 60-70 ударов в минуту. Сегодня гипнотический саунд снова в моде – тот же ASAP Rocky использовал чоп-энд-скрюд в своем дебютнике.

 

«Би-2 Fest» и Бобруйск

«Би-2 Fest» и Бобруйск

Большой фоторепорт с бобруйского фестиваля, который придумала группа «Би-2» и сама же стала хедлайнером.

Как продвигать свою музыку: 15 советов для фрэшменов

Как продвигать свою музыку: 15 советов для фрэшменов

Что делать, когда у тебя на руках только демка и неистовое желание творить.

Галактика Дональда Гловера

Галактика Дональда Гловера

Увесистый мануал по всему, что связано с Childish Gambino, «Атлантой», «This Is America» и другими созвездиями американского актера, музыканта, стендап-комика, сценариста и режиссера.

10 современных соул-музыкантов

10 современных соул-музыкантов

От Джейми Вуна до болгарского By Soulfam.

Альбомы недели: Gorillaz, Drake и Florence + The Machine

Альбомы недели: Gorillaz, Drake и Florence + The Machine

Завершаем июнь 2018-го подборкой первоклассных релизов.

Гід па стылі: K-pop

Гід па стылі: K-pop

Вывучаем музычны жанр з Паўднёвай Карэі, які заваяваў YouTube, Азію і ЗША і хутка накрые Шаркаўшчыну з Рагачовам.

Прафесія: дырыжор. Інтэрв'ю з Аляксандрам Хумала

Прафесія: дырыжор. Інтэрв'ю з Аляксандрам Хумала

Галоўны дырыжор Sonorus – пра авангардны рэпертуар музычнай капэлы і «фунікулёрныя спакусы» ў жыцці.

Ззянне над Кастрычніцкай

Ззянне над Кастрычніцкай

Як прайшоў вялікі оўпэн-эйр менскай тэхна-тусы «Сияние» – у атмасферным рэпорце njnny.

Пра што шуміць кедр: фотарэпорт з канцэрта Kedr Livanskiy

Пра што шуміць кедр: фотарэпорт з канцэрта Kedr Livanskiy

Схадзілі на адзін з самых модных івэнтаў мінулых выходных у Менску – дэбютны прыезд расійскай электроншчыцы Kedr Livanskiy.