Как записать трек с Awlnight

Awlnight, он же Дмитрий Лукойть, пишет треки исключительно на аналоговом оборудовании: «вертушки», синтезаторы, кассетная дека, семплеры и целая туча добротного винила помогают Диме создавать его фирменный лоу-фай звук. Дима занимается музыкой с 12 лет, издавался на Ezhevika, калифорнийском Fuzzoscope, канадском Inner Ocean Records, выступал на литовском фестивале What’s Next In Music?, люблянском Ment и кельнском c/o pop. Мы встретились с музыкантом у него дома, где он организовал компактную студию, и проследили весь путь создания трека – от выбора семплов до впечатлений от финального результата.

Компактная «однушка» Димы больше похожа на восточный храм, где вместо статуэток Будды – куча музыкальных артефактов разной величины и значения. Диван и советская секция скромно притаились в углах комнаты, капитулировав перед виниловыми проигрывателями, семплерами, кассетными деками и прочими примочками. Те, в свою очередь, образуют единую композицию с алтарем этого храма – внушительной коллекцией винила. 600 шедевров соула, фанка, диско, буги-вуги и олдскульного хип-хопа – пальчики оближешь.

 

 

 

 

Part 1: Подготовка

 

Итак, мы начинаем. Дима выбирает «винилку», которую еще не слушал: именно с выбора пластинки начинается его работа над треком.

– Я всегда начинаю с прослушивания пластинки, семплирую только с винила, не с какого-нибудь mp3. Ставлю пластиночку, слушаю музыку, ищу подходящий кусок, который можно было бы «захватить». Что-то услышал – записываю на семплер и потом из этого кусочка делаю определенный бит, нарезаю его и составляю звуковую композицию. Затем накладываю ударные, после чего могу дописать синтезаторов, если они будут тут уместны. В финале я записываю все это на аудиокассету, отматываю назад и то, что получилось, перевожу уже в «цифру». Все – кушать подано, трек готов.

 

 1. Выбор пластинки 
 

 2. Поиск подходящего «куска» 
 

– Сколько у тебя времени уходит на создание трека?


– Час, два. Все зависит от сложности: если я начинаю использовать синтезаторы или другие примочки, то могу «зависнуть» над треком чуть больше. У меня нет такого, что я написал и забросил его в ящик, мол, вернусь к нему через пару дней. Как вышло – так и будет, у меня такой подход к музыке. Я не вылизываю свои треки: у меня все лоу-файно и олдскульно.

 

 


Для трека нам понадобятся:

 

  Пара «вертушек» Тechnics SL-1200 92-го года. До сих пор работают как надо.  

  Два семплера: Roland SP 404, на котором Awlnight делает биты и играет сеты; и Boss SP-303 – модель помладше, на которой Дима работал до «Роланда». «Сейчас я их чередую: в “Роланде” более современный звук, а в “Боссе” – грязный, хип-хоповый».

  Кассетная дека Technics RS-M222, через которую Дима пропускает все свои работы.

  Микшер Behringer Xenyx 802, который собирает весь звук с аппаратуры и выводит его на колонки.

  Виниловые пластинки.

 

 

Part 2: Запись

 

Пока мы вникаем в структуру творчества Awlnight’а, он уже выбрал пластинку из коллекции – выбор битмейкера пал на трек «On The Rise» группы The S.O.S. Band. Трек отправляется в семплер: теперь из него вырезаем самые сочные моменты и подвергаем чоппингу – приему, который дробит фрагмент на еще более мелкие кусочки.

Уже на данном этапе наше детище отличается от оригинала: существенно изменился ритм трека, сама тема стала объемнее. Затем Дима накладывает ударные – из колонок льется чудная какофония, которую сам битмейкер называет «творческой кашей».

Тук-тук. Тук-тук. Ударные подбираются.

Тук-тук. Тук-тук-тук. Ударные все еще подбираются.

Тук-тук. Тук-тук, туки-туки-тук. Начинается казаться, что вся вселенная состоит только из этих ударных.

Однообразность процесса погружает в легкую нирвану. Кажется, что эта тема играет уже несколько часов, и в этих «тук-тук-тук» начинает зарождаться какой-то особый, сакральный смысл.

Вжух! Тишина.

 

 3. Запись на сэмплер 
 

 4. Создание бита 
 

 

 

Дима выключает колонки и цепляет наушники. Дело идет быстрее: Awlnight закрывает глаза и начинает шустро перебирать на семплере рычажки и кнопки.

Когда ударные принимают достойный вид, мы переходим к следующему шагу: трек с Roland’а переправляется на Boss. Во время перехода трек проходит через компрессор: это делает звук более мягким, будто шершавым. Затем Дима записывает композицию на кассету, что придает ей особый олдскульный звук.

После того как трек приобретает характерное кассетное шипение, он отправляется в микшер – там Дима добавляет ему частот: прибирает немного «верхов», избавляется от лишних «низов». Затем обрезает лишние части, накидывает немного интершума, добавляет фирменных Awlnight-овских вставочек – и получаем тягучий, сочный трек для чила в спокойной обстановке.

 

 5. Запись на кассету 
 

 6. Перевод в «цифру» 
 

 

 

Part 3: Прослушивание

 

Трек называется «One For 34». Густой звук напоминает лакричную конфету: кому-то она покажется чересчур терпкой, но ценители насладятся. Для сравнения Дима запускает оригинальную композицию – иной темп, иная подача. Если эти два трека и являются родственниками, то, скорее, троюродными.

 

 

– Я делаю все на аналоговой аппаратуре, потому что в ней есть душа. Взять те же самые семплеры: один звучит более жирно, другой – объемно. Если же ты работаешь на компьютере, то все пропадает: у тебя на выходе получается только звук твоей аудиокарты.

Семплирую я только с винила: мне нравится буги 80-х, фанк, хип-хоп того времени. Раньше я семплировал и с 70-х, но быстро надоело, потому что музыка этого периода слишком заюзана. Бывает, что ты слушаешь трек с семплами из 70-х и понимаешь, что ты эти семплы слышал уже раз десять. Кстати, на этот счет у меня тоже есть правило: я никогда не буду работать с семплом, который я у кого-то уже слышал. Какой бы он классный ни был, я не хочу повторяться.

 

 


Визуал – Таня Капитонова

Беларускія музычныя вынікі 2024 года

Беларускія музычныя вынікі 2024 года

Новыя імёны, сусветныя поспехі і найлепшыя сёлетнія рэлізы.

Ад «Салюту» да світання: менскі клубны рух другой паловы 1990-х

Ад «Салюту» да світання: менскі клубны рух другой паловы 1990-х

Росквіт размаітасці і крызісны заняпад.

Ад «Музыкальнай газеты» да радыёкропкі: хто распавядаў пра электронную музыку ў 90-я?

Ад «Музыкальнай газеты» да радыёкропкі: хто распавядаў пра электронную музыку ў 90-я?

Тэматычныя медыя і першыя лэйблы.

Галоўныя героі беларускай электроннай сцэны 1990-х – хто яны?

Галоўныя героі беларускай электроннай сцэны 1990-х – хто яны?

Імёны, праекты, альбомы.

«Невозможно воспринимать эту жизнь на серьезных щах»: разговор с фронтменом «Снов Синей Собаки»

«Невозможно воспринимать эту жизнь на серьезных щах»: разговор с фронтменом «Снов Синей Собаки»

О кринжовых концертах, поисках своего «Вудстока» и иронии как броне перед критикой.

«Усім сарвала дах»: як выглядалі рэйвы 90-х?

«Усім сарвала дах»: як выглядалі рэйвы 90-х?

Танцы ў школах, ДК, гламурных клубах і ў сценах Белтэлерадыёкампаніі.

Як выглядаў першы беларускі рэйв?

Як выглядаў першы беларускі рэйв?

«Поўная вакханалія», паводле «Знамя юности».

Адкуль пайшла беларуская электроніка?

Адкуль пайшла беларуская электроніка?

Фестываль біг-біту, першыя сінтэзатары і электроншчына ў кіно.

Фотарэпорт: у Менску перазапусціўся «Рэактар»

Фотарэпорт: у Менску перазапусціўся «Рэактар»

Камбэк праз 13 гадоў.