Третий выпуск музыкального спецприложения для толкового словаря Даля. Кто поет автотюном, зачем между песнями интерлюдии и как жить согласно YOLO – разбираем 16 новых понятий, которыми пользуются в музыкальной тусовке.
Аранжировка
(arrangement)
– переосмысление уже созданного музыкального произведения, а также перенос его структуры в другую форму, отличную от оригинальной: к примеру, гитарная партия может быть переделана в партию для пианино, а партия скрипки – в партию для флейты. Известный пример радикальной аранжировки – версия Джо Кокера песни «Битлов» «With A Little Help Of My Friends». В композиции было изменено практически все: темп, размер, добавлены интро, гитарная партия и орган. В ремиксах также может использоваться аранжировка.
Автотюн (autotune)
– программа, созданная для обработки голоса. Ее принцип заключается в сдвиге частот до ближайшего правильного полутона. На слух воспринимается как голос, пропущенный через синтезатор. Если в 90-х автотюн использовался скорее для подтягивания нужных нот, коррекции «бэков» и исправления прочих вокальных «косяков», то сегодня он стал своеобразной фишкой, которую юзают такие артисты, как Канье Уэст, Мадонна, Тейлор Свифт и Рианна (хотя многие, наверное, помнят итальянское трио Eiffel 65 и их гнусавое «I'm blue da ba dee da ba daa»).
Аттитюд (attitude)
– жизненная позиция музыканта. К примеру, аттитюд регги-музыканта – растафарианская идеология, любовь к ближнему и желание быть свободным; аттитюд панк-рокера – критическое отношение к обществу и политике, нонконформизм и жизнь в стиле DIY.
Брейк (break)
– внезапная пауза во время игры группы или оркестра, во время которой один из музыкантов исполняет импровизационную вставку, не связанную с остальной композицией. К примеру, в треке «Caravan» Майлз Теллер устраивает минутное соло на барабанах, в корне меняющее характер всей темы. Впоследствии в 1970-х фанковые и соуловые брейки стали закольцовывать с помощью двух вертушек нью-йоркские диджеи Kool Herc, Grandmaster Flash, Africa Bambaataa и, следуя ямайской традиции, импровизированно зачитывать поверх. Так появился хип-хоп. Про самый культовый в музыке брейк – amen break – ты наверняка слышал(-а). Если нет – начни с «Википедии».
Грайм (grime)
– музыкальный жанр, сформировавшийся в 2000-х в Лондоне. Состоит из смеси гэриджа, рагги и хип-хопа, приправленной дикими семплами и быстрыми битами. Изначально грайм создавался на дешевых грувбоксах и распространялся с помощью микстейпов и пиратского радио, сегодня же его крутят на BBC 1Xtra и BBC Radio 1, а его представителей приглашают на премию Brit Awards. Может показаться, что грайм похож на хип-хоп, но есть различия. Во-первых, это британский флоу, который ни с чем не спутаешь: зацени, например, как это делает Stormzy. Во-вторых, это темп: обычно грайм-треки крутятся на скорости 140 bpm, как гэридж или дабстеп. Ну и, конечно, это жирный бэйслайн, который взбудоражит любой танцпол с хорошей акустической системой.
Интерлюдия (interlude)
– небольшая по объему вставка, связывающая более крупные части музыкального произведения. Интерлюдия используется не только в пьесах или мюзиклах, но и в современных музыкальных альбомах. Свежий пример – 50-секундная перебивка «Revival», сочиненная Эминемом для одноименного альбома. Также в альбомах, в первую очередь хип-хоповых, используются скиты – короткие комедийные скетчи, телефонные разговоры, записи с бэкстэйджей и прочие приколы. Можно вспомнить скиты «Рабов Лампы», например этот.
Йоло (YOLO)
– аббревиатура, популяризированная Дрейком, которая расшифровывается как «You Only Live Once» («Ты живешь лишь один раз»). Аббревиатура стала настолько популярной, что была официально признана неологизмом и добавлена в онлайн-версию Оксфордского словаря английского языка.
Луп (loop)
– звуковой фрагмент, замкнутый в петлю ради цикличного, бесконечного воспроизведения. Проще говоря, это некий «закольцованный» звук. В прошлом такого эффекта добивались с помощью магнитной ленты, склеенной в кольцо, в наши дни – с помощью соответствующих программ. Не путать с семплом!
Миньон (EP,
Extended Play)
– мини-альбом, содержащий 2-4 композиции общей длительностью в 15-20 минут. Самым популярным форматом ЕР считается семидюймовая грампластинка.
Миди (MIDI, Musical
Instrument Digital
Interface)
– набор команд для взаимодействия между звуковыми устройствами. Если переводить на человеческий язык, то это сообщения, передаваемые от одного инструмента к другому: синтезатор, подсоединенный к секвенсору, при каждом нажатии клавиши передает последнему данные об использованной ноте, изменении тона, скорости и длительности нажатия клавиши.
Рифф (riff)
– сочная, регулярно повторяющаяся гитарная мелодия. Используется в джазе или роке для нагнетания саспенса, а также как инструмент, позволяющий сделать акцент на определенных моментах.
Секвенсор (sequencer)
– аппарат или программа, позволяющая записывать и редактировать MIDI-потоки. Совмещая секвенсор с тем же синтезатором, можно записать многодорожечное произведение, отредактировать его и экспортировать в один трек для дальнейшего распространения. Существуют аналоговые и софтверные секвенсоры. Последние являются фишкой цифровых звуковых рабочих станций, которые ты также знаешь как Ableton, FruityLoops, Logic, Reason и другие.
Скэт (skat)
– вид вокализа, при котором голос используется для имитации музыкального инструмента. Первым записанным примером скэта считают трек «Heebie Jeebies» Луи Армстронга в 1926 году. В наше же время скэт можно услышать в треках Korn, The Doors, Ministry и 5’nizza (в каждой второй песне). Ну а самый известный человек-скэт – это Скэтмэн (Джон Пол Ларкин), певший «Ski Ba Bop Ba Dop Bop». К скэту он обратился, так как с детства страдал заиканием, «превратив свою самую большую проблему в свое самое полезное качество».
Эвергринс (evergreens)
– «вечнозеленые песни», которые на протяжении многих лет продолжают пользоваться спросом у музыкантов и слушателей. К музыкальным титанам, которые выдержали проверку временем, можно отнести, например, «Highway to Hell» AC/DC, «Never Gonna Give You Up» Рика Эстли и «Yesterday» The Beatles.
Эдлиб (ad lib)
– случайные слова или выкрики, которые рэп-исполнители используют в качестве своей фишки. Примерами могут служить Schoolboy Q со своим «Як! Як! Як!», Desiigner и его «Грррра!», «Бэнг-бэнг!» Chief Keef и многострадальное «Бррря!» Оксимирона.
Яблоко (apple)
– наклейка в центральной части виниловой пластинки, на которой размещаются основные данные о релизе: исполнитель, жанр пластинки, звукозаписывающая компания, список треков и дата выхода. На пластинках может отсутствовать яблоко – так называемый white label. Обычно это демки, промо-записи или бутлеги, которые выпускаются ограниченным тиражом. Релизы white label используются для предварительного прослушивания на радиостанциях, журналистами, а также диджеи так тестируют их на публике.
КАМЕНТАРЫ (1)
Ad lib - скорее ад либ, потому что от ad libitum (лат.)