Музыкальный толковый словарик. Выпуск #4
Продолжаем прокачивать наш (и твой) музыкальный лексикон. В этот раз разбираемся с квадратными рифмами, аппликатурой и еще чертовой дюжиной непонятных терминов.
Аппликатура
(Fingering)
– порядок размещения и чередования пальцев при игре на музыкальном инструменте. Соблюдение этого порядка избавляет музыканта от лишних телодвижений, что, в свою очередь, положительно сказывается на самой музыке – не нужно хаотично размышлять о том, куда деть очередной палец. Не путать с фингерингом в сексе (хотя кто мы такие, чтобы тебе указывать).
Базз-бенд
(buzzband)
– забугорный термин, которым обозначают хайпанувший коллектив. Этот статус группа получает тогда, когда о ней пишут Stereogum, Gorilla Vs. Bear или Pitchfork, особенно с заголовком «Почему такой-тобэнд крутой». Из недавних базз-артистов можно назвать Cardi B, Фэйса и Бакея. Главный вопрос для базз-бенда: есть ли жизнь после хайпа?
Баунс (bounce)
– дядякранка, хайфи и трэпа; энергичный хип-хоп из закоулков Нового Орлеана, осевший на клавишах Roland TR-808 еще в далеких 80-х. Кстати, именно в баунсе можно услышать зарождение эдлибов: тогдашние МС разбавляли свои треки выкриками, состоящими из названий районов, кварталов и улиц города «Большого кайфа».
Грязный Юг
(Dirty South)
– поджанр хип-хопа, возникший на юге США – родине дэба и грязного, качающего вайба. Если раньше этим термином обозначали исключительно хип-хоп-исполнителей из Атланты, Хьюстона, Мемфиса, Майями и Нового Орлеана (Out Kast, Lil Wayne и Rick Ross), то сегодня к отряду «Грязного Юга» присоединились и музыканты, использующиеюжное звучание (French Montana, ASAP Rocky и Lil Uzi Vert). Считается третьей крупной ветвью американского хип-хопа наряду с Вест и Ист Костом.
Дроп (drop)
– своеобразная «яма» в треке, затишье, после которого трек возобновляется с новой силой. Обычно дроп располагается в середине трека: басовая линия ненадолго пропадает, а затем резко возвращается в ускоренном темпе, прихватив с собой мощный грув. Иногда дроп выступает в роли хука – цепляющей части трека, что особенно популярно в современном EDM-е и трэпе.
Дабплейт
(dubplate)
– раньше дабплейтом назывались виниловые пластинки низкого качества, записанные в единственном экземпляре и пригодные лишь для нескольких прослушиваний, а сегодня этот термин используют для обозначения неизданного официально трека. По сути, дабплейтом можно назвать любой трек, не имеющий прописки на лейбле.
Импринт (imprint)
– лейбл, незарегистрированный как коммерческое предприятие, «карманный лейбл». Также «импринтом» можно назвать ответвление крупного лейбла, созданное какой-либо знаменитостью ради продвижения молодых музыкантов.CashMoneyRecords братьев Birdman и Slim и Bad Boy Records Шона Комбса aka Пи Дидди (который сейчас, кстати, Love) относятся именно к таким лейблам.
Квадратная рифма
(squarerhyme)
– один из самых популярных способов рифмовки. Квадратная рифма – это рифма, в которой у рифмующихся слов совпадают окончания: страница-больница, рама-панама. Также на просторах рэпа существует и видоизмененный квадрат – вариант, в котором окончание одного из рифмующихся слов изменяется под влиянием падежа. Кстати, квадратные рифмы наравне с рифмами глагольными причислены к разряду простейших, а оттого и зашкварных рифм.Помни об этом, подавая заявку на локальный рэп-баттл.
Мэшап (mash-up)
– «кустарная» композиция, созданная из двух цельных треков. Чаще всего мэшап создается путем скрещивания вокальной части одного трека с инструментальной партией другого – в итоге мы наблюдаем за тем, как Metallica выступает на одной сцене с Битлами, а The Notorious B.I.G. зачитывает поверх дебютника The xx.
Пресет (preset)
– набор готовых настроек для инструмента, сделанный кем-то за тебя. К примеру, если ты играешь на синтезаторе, то тебе не нужно ломать голову над новым звуком – достаточно загрузить понравившийся тебе пресет, видоизменить его и создать новый, необходимый тебе саунд. Так что теперь ты можешь играть на синтухе, как Fever Ray, – нужно только отыскать нужный пресет.
Re-edit
– версия трека, созданная из переставленных местами фрагментов оригинальной звуковой дорожки. Аттэншн, не путай ре-эдит с ремиксом: здесь звук композиции остается неизменным, хоть и перетасованным.
Трибьют-альбом
(tribute album)
– музыкальный альбом, состоящий исключительно из кавер-треков. Существует несколько типов трибьют-альбомов: альбом с песнями одного исполнителя, записанный разными музыкантами (например, евродэнс-реворки группы Queen); альбом, состоящий из кавер-версий музыки, повлиявшей на творчество группы (шотландский музыкант Fishи его «Songs from the Mirror»); трибьют-альбом от одного музыканта, полностью повторяющий содержание оригинального альбома (Райан Адамс, выпустивший альбом «1989» – полную кавер-версию одноименной пластинки Тейлор Свифт). Иногда есть спорные ситуации: например, считать ли трибьют-альбомом проект «(Не)расстраляная паэзія», в рамках которого современные беларусские музыканты записывали новые песни на слова расстрелянных в 1930-е годы беларусских поэтов?
Эквалайзер (EQ)
– программа, благодаря которой ты можешь регулировать уровень частот определенного трека, создавая нужное тебе звучание: например, можно сделать линию баса более мощной, усилив нижние частоты, а высокие – ослабив. Однако этим использование эквалайзера не ограничивается: с помощью этой программы можно создать множество эффектов, на перечисление которых не хватит и десятка страниц.
Next level shit
– термин, обозначающий трансформацию музыканта, вышедшего с помощью свежего релиза на совершенно иной для себя уровень. Грубо говоря, Иван Дорн и его «Open The Dorn», разительно отличающийся от прошлых работ музыканта, – чистейший пример next level shit.
SP (single play)
– изначально виниловая пластинка, на каждой стороне которой размещалась только одна композиция. В наши дни синглом называют отдельный трек, выпущенный музыкантом до выхода альбома.
Фото: Entertainment Tonight