Как не повторять типичные ошибки начинающих музыкантов?

Если ты музыкант(-ка) и тебе кажется, что пишешь ты что-то реально крутое, но почему-то никак не можешь донести свой звук дальше круга друзей или маленького провинциального городка, велика вероятность, что ты допускаешь одну из типичных ошибок начинающего(-ей) артиста(-ки). Сайт о музыке «Пяршак» вместе с музыкальной премией Jager Music Awards 2021 подготовил чек-лист принципов, которые помогут не упустить мировую славу задолго до момента, когда она к тебе придет.

 

1. Не копировать.

В нашу почту и директы приходят многочисленные письма музыкантов, которые только вчера создали первые песни или уже год как выпустили EP, но его никто не заметил. Часто их проблема лежит на поверхности: «новая» музыка что-то сильно напоминает, но явно уступает своим референсам в качестве и настроении.

Конечно, случается, что пресса пишет о «новой Земфире» или «нашем Franz Ferdinand», но это всегда об артистах, которые, вдохновляясь творчеством других, несут в мир что-то свое. Те, у кого это не получается, либо скатываются в цитирование, граничащее с плагиатом, либо оказываются очередным усредненным рэпером или еще одной типичной постпанк-группой. Нередко эти ребята, чтобы окончательно стереть свою самобытность, поют на языке, которым не владеют, в надежде избитыми рифмами растрогать Запад. К слову, Molchat Doma катают западные туры, а поют на русском.

 

 

2. Вести социальные сети.

Странички, презентующие твою музыку в социальных сетях, должны: а) существовать; б) активно обновляться. Пока ты не знаешь, в аудиторию ВКонтакте или TikTok попадаешь больше, бей по всем фронтам. Intelligency не могли знать, что именно TikTok приведет их на лейбл Warner Music. И на новой волне популярности группа не расслабляется: участники Intelligency активно спрашивают мнение аудитории по любым поводам (например, какая моуш-обложка лучше?), играют в стримах, предлагают послушать демки.

Интерактив тем круче, чем он необычнее. Розыгрыш призов – скучно, а что, если предложить подписчикам поучаствовать в записи трека: присылайте видео, на котором вы извлекаете звук из подручных предметов, а я соберу всё это в цепкий бит? Именно так поступил Кастян: его «Девочка с Зыбицкой» состоит из звона бутылок, шуршания пакета и бряцания цепочек.

 

3. Презентовать себя красиво.

Наверняка кто-то из твоих друзей способен задизайнить обложку для сингла за недорого или по бартеру. Что бы кто ни говорил, а люди (сначала) любят глазами, так что зайди в их микровселенную с эффектом. Важно, чтобы обложка говорила что-то о треке и об артисте. Так, музыка Лисы или Бакея начинается с картинки. Картинка задает горизонт ожидания для слушателя и фиксирует очередную трансформацию музыканта(-ки). Обложки, картинки к постам, фотографии с фотосетов и выступлений, аватарки – всё должно работать на твой монолитный образ.

 

4. Стучаться во все двери.

В 2021-м куда проще найти свою аудиторию, чем в доинтернетовские времена, когда очень многое решали деньги и связи. Но все же быть гениальным недостаточно для того, чтобы выйти из подземного перехода. Нужно еще и рассказывать о себе всем, кому это может быть интересно: админам музыкальных пабликов и каналов, редакторам медиа, профессионалам индустрии. И не в духе «доброго времени суток, вот мой трек: ...», а подумав о своих сильных сторонах: «никто еще не читал рэп под аккордеон», «моя музыка точно понравится фанам Bloodborne», «мои тексты не про розы и слезы, а про то, что волнует людей, которые стоят в длинной очереди в гипермаркете».

Если тобой уже заинтересовались журналисты, подумай, какие искренние мысли ты можешь выразить с их помощью. Это точно не «мы не вписываемся в рамки существующих стилей и придумали свой уберстиль». Про общение с прессой «Пяршак» выпустил целый гайд – пользуйся.

 

Лёша Гал, основатель музыкального ресурса Legal Music

«С момента запуска блога о музыке я столкнулся с сотнями разных беларусских музыкантов. Могу сказать, что люди в большинстве своем – причем не только начинающие музыканты – не знают, как себя “упаковать” и “продать”. Они просто пишут: “Ребята, привет, у меня вышел трек, пожалуйста, возьмите его к себе”. Мы спрашиваем: “А что вы можете рассказать об этой работе и о себе?” И, как правило, люди сами не понимают, как рассказать о своей музыке. Приходят ответы из разряда: “В этой песне каждый найдет что-то свое”. Серьезно? Если ты сам не можешь рассказать, какая в песне история и почему она для тебя важна, то почему она должна быть важна слушателю? Дальше мы заходим на страничку музыканта и видим абсолютно не проработанный профиль, где среди фоточек с едой и друзьями затерялось единственное упоминание о том, что вышла какая-то музыка, с пустой подводкой: “Слушайте мой новый трек на всех стриминговых платформах!”

Артисту нечего о себе рассказать, но при этом у многих ребят есть стойкое ощущение, что музыкальные ресурсы должны сами о них что-то придумывать. Очень часто эти же музыканты не делают совсем ничего для своего продвижения. Они уповают на то, что музыка продвинет себя сама, и не хотят приложить собственных усилий: написать пресс-релиз и разослать его в музыкальные издания или вложиться в съемку разных креативов. Многие говорят, что у них нет денег, но мы ведь живем в такое время, когда деньги не обязательны. Хватает бесплатных ресурсов, например тот же TikTok. Кто-то говорит, что на это нет времени. И тогда возникает вопрос: “Ребята, а почему вы вообще занимаетесь музыкой? В чем смысл творчества, если вы ничего не хотите с ним делать?” Я свято верю, что если артист хочет добиться заметных результатов, он обязан париться за свое продвижение сам. Если он будет делать все упорно, с умом и постоянно, то рано или поздно он долетит до того облачка, на котором получит признание.

Многие боятся что-то делать, потому что боятся ошибаться. Но ошибаться – это нормально. Ошибки делают нас сильнее, если мы делаем из них выводы. А не попробовав что-то, никогда не узнаешь, могло ли оно выстрелить. Артистам нужно постоянно пробовать, творить, быть смелыми и искать в своем окружении (или за его пределами) людей, которые будут их поддерживать. Вокруг достаточно тех, кто будет готов разделить ваши сложности и помочь в их решении».

 

 

5. Показывать себя везде, где ты можешь быть интересен(-на).

Музыканту лучше тусоваться. Даже если ты в этом году не выступаешь на городском андерграунд-фесте, то хотя бы сходи и послушай других, познакомься с ними. Нетворкинг – это возможность объединять усилия с другими ребятами, чтобы достигать целей с большей уверенностью.

Чтобы пробиться на сцену, следует показывать себя промоутерам, музыкальным менеджерам, организаторам фестивалей и представителям лейблов. Для этого и существуют шоукейс-фестивали. Super Besse, «Петля пристрастия», Weed & Dolphins, Егор Забелов точно скажут, что их поездки на такие «смотры» были не напрасными.
Если ты катастрофически социофобен(-на), «тусуйся» хотя бы в интернете: за попытку тактично познакомиться с музыкантом и предложить ему идею совместной движухи никого еще не забанили. Коллаб Дуси с Найком Борзовым так и не случился бы, если бы артистка не искала, как связаться с автором «Верхом на звезде».

 

 

6. Уделять время образованию.

Идеальная штука для нетворкинга и прокачки себя – арт-резиденции. Например, Mustelide крайне позитивно отзывалась о своем опыте участия в американской арт-резиденции OneBeat: музыканты со всего мира тогда вместе джемили в горах вдали от цивилизации, практиковали sound painting, импровизировали в публичных пространствах, давали концерты в больших и малых залах, озвучивали скейтпарк.

Чтобы узнавать о кэмпах и других возможностях для музыкантов, стоит подписаться на телеграм-каналы, которые посвящены музыкальной индустрии. Это максимально простой способ узнать, чем живет музыкальный мир, что сейчас вообще слушают, где можно получить больше знаний о своем ремесле, какие скилы нужно прокачивать, чтобы выйти на большую сцену. Там же можно получить фидбек о том, как ты звучишь сейчас.

 

7. Участвовать в конкурсах.

Даже если ты не станешь лауреатом, тебя хотя бы послушает больше людей. А если выиграешь – то еще больше. Организаторы конкурсов дарят классные призы, которые могут прокачать твою техническую базу, а могут дать выход на новые каналы связи со слушателями и полноценный саппорт профессионалов.

Если ты играешь актуальную музыку, ты можешь самостоятельно податься на Jager Music Awards, а если у тебя уже набрана какая-то аудитория, то попроси ее о выдвижении. Дальше все решат эксперты и слушатели. Будет волнительно, но точно полезно.

 

Лёша Горбаш, журналист и редактор музыкальных медиа, шеф контента Института музыкальных инициатив

«2021 год возвращает нам Jager Music Awards – и, кажется, в этом году премия выйдет в Беларуси на новый уровень.

Последние несколько лет каждую осень мы обсуждаем примерно одно и то же: Jager Music Awards – это классная инициатива, она подсвечивает важные события в индустрии, а еще дает возможность заявить о себе молодым артистам. И каждый год после премии грустно качали головами из-за того, что JMA во многом оставался очень “московской тусовочкой”, а премии другим странам выдавались по принципу “ну потому что надо, мы же международная премия”. И от этого каждый год становилось очень грустно. Потому что JMA складывали картинку того, что ключевая музыкальная жизнь происходит только в одном городе – а это не совсем так, особенно если мы говорим про музыкальных героев не то что других регионов России, а вообще других стран.

И поэтому я очень рад, что в этом году на премии ввели кучу локальных номинаций, которые в самом деле могут помочь осветить деятелей местной музыкальной индустрии и новых музыкальных героев.

Я очень кайфовал, когда смотрел выступление Лисы на премии в 2019 году. И когда Mustelide записывала трек с молодым GONE.Fludd. И когда “Петля” становилась рок-проектом года. И когда “молодые” номинации забирали Лера Яскевич и "Блеск бати". Но вот какое дело: это была очень “точечная” радость, которая превращалась в тыкву с концом каждой премии.

Всегда хотелось, чтобы JMA стала чем-то большим, чем приятной вечеринкой. Реальным срезом музыкальной индустрии Беларуси за последний год. И кажется, премия 2021 года – это огромный и очень приятный шаг в верном направлении. Подавайтесь на JMA-2021, правда. С вашим участием все точно будет здорово».

 

 Подать заявку 

 

Это первый материал из новой серии, посвященной ежегодной музыкальной премии Jager Music Awards, оказывающей мощную поддержку музыкантам из Беларуси, России и Казахстана.

Каждый год эксперты и слушатели определяют лучших из состоявшихся музыкантов и открывают миру новые лица в номинации Young Blood. Этот год не стал исключением, однако теперь отмечать знаком качества будут не только исполнителей, но и деятелей музыкальной индустрии. Кроме того, возвращаются локальные вечеринки — а это новые возможности для тех, кто в теме. Не пропускай главное музыкальное событие: подавайся, если ты пишешь трендовую музыку, и голосуй, чтобы поддержать любимых артистов.

Вся информация — на сайте премии.

ООО «Легко»
ИНН 7743214213
  

Запустилась беларусская платформа онлайн-концертов Artist Gives

Запустилась беларусская платформа онлайн-концертов Artist Gives

Первый концерт – 18 апреля.

Бизнес на карантине: музыкальная студия Максима Кульши

Бизнес на карантине: музыкальная студия Максима Кульши

«Через день на счет студии перевели € 14 000».

12 главных песен марта

12 главных песен марта

В марте было все – от больших суперзвезд до неожиданных локальных сюрпризов.

Ballantine’s True Music запускает проект Online Sessions

Ballantine’s True Music запускает проект Online Sessions

Слушай классных диджеев, саппорть любимые бары и тусовки.

Перемотка: N.R.M.

Перемотка: N.R.M.

Редактор «Першака» впервые послушал все альбомы N.R.M – и внимательно записал впечатления.

Вечеринки Минска. Большой гайд

Вечеринки Минска. Большой гайд

Подсказываем, как провести выходные.

11 главных песен февраля

11 главных песен февраля

Беларусы обращаются к наследию Михея, UK-гэридж жив, «Би-2» в отличной форме.

Как прошел первый концерт группы Drezden в Минске?

Как прошел первый концерт группы Drezden в Минске?

Расстояние между Минском и Дрезденом – 1155 километров. Но 23 февраля оно вдруг превратилось в 0.

Камера, мотор, Лобач. Интервью с режиссером Belsat Music Live

Камера, мотор, Лобач. Интервью с режиссером Belsat Music Live

Разговор о целеустремленности, косяках на съемках, хуторе на Немане и «беларусской загранице».