Ян Попков: «Организация концертов – это лотерея»

С большой долей вероятности ты был(-а) на концерте, организованном Яном Попковым. Начиная с «ЛСП», с которыми он плотно работает уже много лет, и заканчивая бесконечным списком артистов самой разной величины: «Пасош» и Монеточка, Alyona Alyona и Pharaoh, Макс Корж и ATL – Ян ежегодно занимается большими концертами в Беларуси и за ее пределами, делая украинские туры и полноценные фестивали.

 

Наш карантинный разговор – о том, как устроить 50 концертов за одну осень, три из которых будут проходить одновременно. Об устройстве минской организаторской движухи, запарах на рэп-концертах, а заодно – несколько хороших историй и прогноз о том, что нас ждет после окончания ковидапокалипсиса-2020.

 


Первые концерты, влеты и знакомство с «ЛСП»

– Ты из Новополоцка. Что это за место?

– Гипермаленький город, но в свое время был достаточно движовый в плане клубов и вечеринок. Было четыре клуба, из Витебска приезжали тусоваться туда. В Новополоцке тогда проходили чемпионаты по брейкдансу, что-то Coca-Cola спонсировала. Была куча контестов, на роликах наша команда тоже лучше всех валила, много концертов проходило, фестиваль «Рок-кола». А потом люди стали уезжать в другие города и страны.

Как раз когда поехал учиться в Минск, неформальная движуха стала угасать. Сейчас там очень пусто, мне кажется. Из друзей-товарищей остался один одноклассник. Не особо часто там бываю, потому что живу в Киеве сейчас.

– Ты успел пожить и в Витебске. Как это получилось?

– Я учился в Минске, на пятом курсе надо было проходить преддипломную практику. Я обратился к своему товарищу из Витебска, поехал к нему. Мне тогда повезло: жил у них в офисе. А им под него отдали коттедж на берегу Двины, был там один.

– Когда и как начал организовывать концерты?

– Сначала я делал вечеринки, курса с третьего. Дабстеп, драм-н-бейс, фанк – в таком духе ивенты в Новополоцке. А на концерты перешел на пятом курсе. Первым привозом были «Песочные люди» в 2012. Потом друг за другом организовал мини-туры MC Xander и Rocky Leon. Такие бодрые чуваки, лайв-лупингом занимаются: я тогда загонялся этой движухой и стал их привозить, они как раз стрельнули «Вконтакте». Помню, что концерт Rocky Leon – первый, с которого заработал.

 

«Делать вечеринки – неблагодарное дело. Не помню, чтобы зарабатывал там большие деньги»

 

– А были влеты до этого?

– Небольшие на концертах «Песочных людей» в Витебске и в Минске, на минском концерте я у них за диджея был. А после первых заработков привез Смоки Мо – и влетел на 2800 евро. Потому что не всегда можно полагаться на свои вкусы в организации концертов.

– Было понимание, что ударишься в концертную сферу?

– Нет, скорее это были разовые акции. В какой-то момент открыл туристическую фирму в Новополоцке. Параллельно мутил концерты в Новополоцке, Витебске и Минске. Когда с «ЛСП» начал работать, полностью перешел на концерты и закрыл турфирму.

– Как познакомились с «ЛСП»?

– Писал Олегу: «Давай концерт в Витебске сделаю». Он отвечал, что пока рано, а потом сам вышел на связь и предложил сделать витебский концерт. Мне написал Илья Мамай с Booking Machine, они тогда работали вместе, – и пошло. Сделали выступление и начали работать. Концерт хорошо прошел, человек 300 было. Он был в битлз-клубе «Чердачок», трещал по швам тогда.

Нормально разобщались. Мы больше с Ромкой дружили тогда. Решили, что в России с ними будет работать Даниэль, а по остальной территории я. Закидывал оргам предложения: давайте работать на гонорар – все отказывались, уламывал поработать за процент. Потом вышел клип «Безумие», и чуваки, которые отказывались работать за гонорар, в итоге зарабатывали меньше, чем если бы работали на гонорар.

 

 

«С приходом карантина я немножечко выдохнул»

Макс Корж и «Тры чарапахi»

– С кем делал концерты за последний год?

– Сейчас открою календарь и буду говорить. «ЛСП», Макс Корж, Face, Little Big, Morgenshtern, еще ряд артистов – это за последний год.

– Звучит довольно напряженно.

– Да, это задалбывает. Мы брали мощный темп: делали по 50 концертов в сезон. Получается, что у тебя в субботу три концерта в разных городах. Приходится со всем разъ***ваться. Это приводит к масштабированию: нанимаем больше людей, делим зоны ответственности.

Мне поднадоело этим заниматься, потому что много стресса. Даже если ты хорошо делаешь свою работу, это не гарантирует успех. С приходом карантина я немножечко выдохнул. Больше обрадовался, чем расстроился. Хотя должно быть наоборот: мы перенесли 50 концертов. Это серьезно бьет по карману. Но у меня уже не хватало сил.

– Как со стрессом справляться?

– Если бы знал, я бы рассказал. Подсадил себе нервную систему. Меня сейчас легко вывести из себя мелочью, на которую не стоит обращать внимание. Потом парюсь из-за этого.

– Самая дикая история за последнее время?

– Мы делали концерт одному человеку. И команда этого человека решила сделать креативные пригласительные. Сделали его обнаженные фотографии на тортике и разослали блогерам, друзьям и так далее. Все стали фотографировать и выкладывать это в интернет. А концерт проходил на площадке, которая принадлежит известной Протестантской церкви, под которой ходит Джастин Бибер. Получилось, что на тортиках был логотип не площадки, а самой церкви. Мне часов в 11 вечера звонит руководитель площадки: «Что вы творите? Завтра придем к вам с адвокатами». В итоге все уладили, но было стрессово.

– Ты работал с Коржом. Что за это опыт?

– Делали ему концерты в Праге, Вильнюсе и Милане. В Вильнюсе после концерта был квартирник с фанатами, было прикольно. Думаю, это были киевские фанаты, которые приехали с бас-туром. После концерта с местными помощниками были в баре.

После этого дернули к фанатам. Макс с кем-то поехал на одной тачке, я позже на другой. Есть приблизительный адрес, на телефоне последняя батарейка заканчивается – и тут из окна слышим то ли «Тры чарапахi», то ли еще какую-то беларусскую песню в исполнении Макса. Поняли, что надо идти туда. Сидит Макс, вокруг фанаты. У него интересные отношения с аудиторией, тесно с ними общается. После минского концерта устраивал с ними огромный поход.

 

 

Минск vs Киев, благотворительные превратности

– Что такое Oddee?

– Это компания моего киевского компаньона, которая занимается digital-рекламой. Вместе открыли там концертное направление. Это мое главное место работы.

– Где ты сейчас живешь?

– Больше в Киеве. Мне везде комфортно, в Новополоцке тоже норм. Когда приезжаю в какое-то место, сразу хочу там жить. Оказался в Вильнюсе – было бы з**бись тут жить. Приезжаю в другое место – пожить бы тут. Прилетаю в Тайланд – прикольно бы тут жить. В Киеве круто, потому что больше свобод. Цены ниже практически на все. Круто с гастрономией, все разнообразно. Киев скоро будет около Берлином.

– А где находится твой дом?

– Все же в Минске.

 

«Когда приезжаю в какое-то место, сразу хочу там жить»

 

Идея artist.gives появилась еще до карантина, верно?

– Да. Мне предложили работать над похожим проектом с онлайн-концертами, только без благотворительности. Я подумал, что такой формат не будет работать, но может выйти, если переделать его под «концерты во благо». И он бы стрельнул, успей мы до короны. Сейчас получается, что это поле перенасыщено. 

– С вами работает Сергей Мудрик, музыкальный редактор «Вечернего Урганта». Чем он занимается?

– Мы с Серегой договорились, что он берет на себя букинг по России. Есть проблема: чтобы на кого-то выйти, нужно сперва сделать сбор денег. А так как юрлицо находится в Латвии, чтобы захватить всю Европу, возникают сложности в Беларуси и России. В наших широтах не так легко получить безвозмездную материальную помощь от иностранной компании. Поэтому ищем фонды, которые знают, как с этим работать.

В России происходили смешные ситуации. Я общался с фондом известной актрисы, не буду называть имя. Они решили, что не хотят принимать наши деньги на поддержку детей с онкологическими заболеваниями, если мы не будем делиться с ними контактами тех, кто жертвует деньги. Я ответил, что это не очень по закону. Идет диалог с этой женщиной: «Жаль, конечно, что вы не сможете делиться этой информацией». – «Подождите, я правильно понимаю: если мы не даем вам контакты людей, пожертвовавших деньги в фонд, вы не хотите, чтобы мы собирали средства на онкобольных детей?» – «Получается так». Это жестко.

 

 

«Какая-то мама вызвала милицию в Re:Public: "Сына не пустили на концерт Pharaoh"»

Концертная среда обитания: злые мамы, дерущиеся артисты, дружащие организаторы

– Организация концертов в Минске за последние пару лет стала легче или сложнее?

– Сложнее, чем раньше. Был период без «гастролек», потом был период, когда это была формальность. Делаешь пакет документов – и получаешь ее. Сейчас происходит хаотичная фигня: тебя могут развернуть, а кому-то дать «гастрольку» на этот же коллектив уже с другой возрастной категорией. Мне отказывали в удостоверении на группу «Комсомольск» на «16+», там две девочки безобидные песенки поют, а недавно был концерт Корнея Тарасова с ограничением «16+», кроме того что он нехороший человек, который профессионально кидает людей на деньги, он еще и х**вый рэпер. Сравните репертуар артистов – и поймете, о чем я (мы поверили Яну на слово. – 34).

– У тебя были случаи отмены концерта в последний момент?

– Нет, но было на грани с Pharaoh и концертом в Re:Public. Там просили повысить возрастное ограничение до «18+». Надо было проводить концерт в рамках закона, развернули на входе 300 несовершеннолетних и возвращали деньги за билет. Потом общались с бешеными родителями. Какая-то мама вызвала милицию в Re:Public: «Сына не пустили на концерт Pharaoh». Люди всегда думают, что они правы, когда что-то пошло не в их сторону. А там школьник купил билет на концерт, когда уже было известно, что он «18+». Понятное дело, что его не пустили. Я говорю: «Приходите потом, вам вернут деньги за билет». Школьник вызвал маму, она начала орать.

– Чем для тебя чревато, что Pharaoh ударил зрителя на концерте?

– Для меня – ничем. Скорее для него. Хотя по закону за все отвечает организатор. Но если бы парень заявил в милицию, юридически я был бы не виноват.

– А если артист уходит со сцены, как было с Big Baby Tape, когда к нему выскочили фанаты?

– У нас была похожая история с тем же Pharaoh. К нему вылезло порядка 50 человек, еле увели его. Это оговаривается заранее: кто-то вообще не против такого. Просто выставляешь охранников у сцены либо тур-менеджер за этим следит.

– Насколько минские организаторы общаются между собой?

– У нас их не так много, общаемся.

– Первые разы ATL в Минск привозил Старцев, потом начал ты. Был конфликт?

– Это случилось не по моей инициативе. Есть организаторская солидарность: ты кого-то привез в первый раз, у вас все хорошо прошло – артист остается работать с тобой. А там получилось так: мои партнеры делали ему тур по Украине, мне дали сделать Минск. Конечно, было какое-то недовольство, но мы это особо не обсуждали.

А так – есть в Минске один товарищ, который пишет жалобы в исполком, не хочу называть его имя.

– Судя по минским вечеринкам, есть ощущение, что люди ходят вообще на все. С концертами это работает?

– С вечеринками это не совсем так. Есть набор имен, которые собирают. Они конкурируют между собой – к ним ходят. Делать вечеринки – неблагодарное дело. Не помню, чтобы зарабатывал там большие деньги. Культура не так развита, как в соседних странах. Если к нам привезти крутого электронного артиста, будет хорошо, если на него соберется полторы тысячи человек. А в Киеве будет пять тысяч.

Хотели привезти Apparat в Беларусь, но это в жизни не окупится. Это математика. Gus-Gus приезжали в Минск пятьдесят тысяч раз, собирают свой косарь, а они суперпопсовые чуваки.

 

 

Почему организация концертов – лотерея, и что будет с индустрией после карантина

– Как ты выбираешь артистов для концерта?

– Они попадают в мое инфополе – мне кажется, прикольные ребята, почему не сделать?

– Делаешь концерты для себя, понимая, что будет влет?

– Были такие. Когда первый раз привозил Антоху MC, понимал, что он не соберет. Другой вопрос, почему он дальше стал работать с другими чуваками. Сделал ему два концерта: в Минске и Гомеле. Во втором случае пришло человек 40, это был бар «Квартирник», атмосферное кайфовое место на берегу реки. Но по эмоциям было супер.

– Когда влетал последний раз?

– У нас сейчас большой поток: что-то в плюс, что-то в минус. Главное, чтобы общий итог был положительным. Организация концертов – это лотерея: можешь думать, что кто-то выстрелит, а этого не случилось. А когда артист стреляет, просит такие деньги, что это невыгодно. По-хорошему, индустрия должна работать на процент, это честно.

– Был момент, когда артист собирал неожиданно много?

– Когда был концерт Miyagi & Endspiel. Один минский организатор пытался сделать большой рэп-фестиваль в «Чижовка-Арене». Тогда договорился с Miyagi & Endspiel на концерт, а они сказали, что пока ездят только по фестивалям. Решили, что до феста их не трогаю. В итоге туда они не попали, мы сделали концерт. Они были на резком взлете, в итоге собрали больше тысячи человек в Минске.

 

«Не всегда можно полагаться на свои вкусы в организации концертов»

 

– Что нужно сделать, чтобы полностью состояться в концертной сфере?

– Организовать концерт RHCP. А так мы уже провели большой фестиваль в Киеве, Kyiv Vibe City. Это был сложный проект с кучей нюансов, работала огромная команда. Раскачали его за пару месяцев. Логистика, переговоры, все состыковать – гора моментов.

Когда понимаешь, что вот, конец, – чувствуешь кайф. Помимо фестиваля по сторонам было три концерта. 6 декабря был концерт Alyona Alyona в Киеве. На следующий день фестиваль там же, а потом – сольный концерт Morgenshtern в Одессе.

Проводим фестиваль, после него надо отправлять артистов дальше, а Morgenshtern едет в Одессу. Там в четверг был траур после пожара в местном колледже. И Зеленский ближе к ночи субботы объявил всеукраинский траур. Мне звонит подрядчик: «Ян, а концерт вообще будет? Тут траур объявили». Площадка говорит, что все в порядке, просто сделайте минуту молчания. А Алишер вышел и высказался: «Минута молчания – это лицемерие. Давайте сделаем минуту крика, почему в колледже не проверяли пожарную безопасность». Это заканчивается очень плохо: прибегают националисты, поджигают колеса возле клуба. Звонят, угрожают, зовут на «стрелку». А там огромные лысые чуваки – стремно, не знаешь, что у них в голове. А я как раз хотел отдохнуть после фестиваля. Но закончилось все нормально.

– Самая дикая просьба в райдере, что ты видел.

– У меня таких не было. Иногда включают разную чушь, чтобы проверить, читаешь ли ты вообще райдер. Был артист, который просил включить в райдер фитнес-батончики, которые продаются только в Киеве, а концерт был в другом городе. За пару дней заказывать.

– Лучшие концерты, на которых ты был.

– «РСП» в битлз-клубе «Чердачок» в Витебске. В прошлом году был на выступлении Gogol Bordello на Zaxidfest – отлично потусовались. У них идеально отстроенное выступление. Вот у фронтмена заканчивается вино на сцене, он просто протягивает руку – и там сразу новая бутылка. И, наверное, концерт Moderat в Киеве на вертолетной площадке.

– Что будет с индустрией после карантина?

– Есть вероятность, что будет полная жопа. Все стараются переносить мероприятия на осень: там будет мясо из концертов. Думаю, будут собирать только самые топы. Мелкие и средние концерты либо уйдут, либо будут влетные.

Фото на главной: by Wayonephoto

Ад «Музыкальнай газеты» да радыёкропкі: хто распавядаў пра электронную музыку ў 90-я?

Ад «Музыкальнай газеты» да радыёкропкі: хто распавядаў пра электронную музыку ў 90-я?

Тэматычныя медыя і першыя лэйблы.

Галоўныя героі беларускай электроннай сцэны 1990-х – хто яны?

Галоўныя героі беларускай электроннай сцэны 1990-х – хто яны?

Імёны, праекты, альбомы.

«Невозможно воспринимать эту жизнь на серьезных щах»: разговор с фронтменом «Снов Синей Собаки»

«Невозможно воспринимать эту жизнь на серьезных щах»: разговор с фронтменом «Снов Синей Собаки»

О кринжовых концертах, поисках своего «Вудстока» и иронии как броне перед критикой.

«Усім сарвала дах»: як выглядалі рэйвы 90-х?

«Усім сарвала дах»: як выглядалі рэйвы 90-х?

Танцы ў школах, ДК, гламурных клубах і ў сценах Белтэлерадыёкампаніі.

Як выглядаў першы беларускі рэйв?

Як выглядаў першы беларускі рэйв?

«Поўная вакханалія», паводле «Знамя юности».

Адкуль пайшла беларуская электроніка?

Адкуль пайшла беларуская электроніка?

Фестываль біг-біту, першыя сінтэзатары і электроншчына ў кіно.

Фотарэпорт: у Менску перазапусціўся «Рэактар»

Фотарэпорт: у Менску перазапусціўся «Рэактар»

Камбэк праз 13 гадоў.

Героі часу – 10 артыстаў новай беларускай сцэны

Героі часу – 10 артыстаў новай беларускай сцэны

Каго паслухаць, каб захапіцца сённяшняй беларускай музыкай.

Прэм’ера кліпа: Applepicker танчыць у Асмалоўцы і пад «кукурузінамі»

Прэм’ера кліпа: Applepicker танчыць у Асмалоўцы і пад «кукурузінамі»

Гісторыя пра бесклапотнага лайдака ў душэўных менскіх лакацыях.