Онлайн-концерт. Как его организовать?

Совместно с Jagermeister рассказываем, как тебе устроить собственное онлайн-выступление – и сделать это с пользой. Заодно подписывайся на платформу Save the Night: там при поддержке Jagermeister собран пул из артистов разных стран, с которыми ты легко можешь связаться, чтобы пообщаться, послушать их музыку и хорошо (и безопасно) провести время онлайн. А заодно – набраться опыта в проведении собственных онлайн-концертов. От Беларуси в Save the Night участвуют Groove Dealer, Weed & Dolphins, Zlata Mai, Zla2ust и Tapecut.

 

Онлайн-концерты – главное музыкальное развлечение последних месяцев, когда концерты обычные исчезли в лучшем случае до осени, а все ключевые европейские фестивали уже перенесли на 2021 год. Но музыканты не сидят на месте, включают лайв-трансляции в «Инстаграме» – и продолжают радовать нас своей музыкой. И тебе никто не мешает взять с них пример – на самом деле, тут нет ничего сложного.

 

 

 Онлайн-концерты – это чисто карантинная история? 

Нет, их давали и раньше. Речь и про условные выступления на музыкальных сегментах телешоу, и про полноценные концерты, записанные под онлайн-аудиторию. Разница лишь в том, что там все-таки была хоть какая-то аудитория. А феномен видео с Boiler Room как раз в чувстве толпы, присутствующем на каждом их ролике.

Но с приходом ковида все изменилось – зрителей нет, есть только музыканты и снимающий их девайс. С одной стороны, это перенасытило рынок. С другой – у тебя есть отличная возможность выделиться на общем однообразном фоне.

 

 Разберись, зачем тебе это 

Самое главное – взвесь все за и против. Ты точно готов(-а) выступать в камеру своего смартфона? А песни будут уместно звучать в таком формате? Ты и твоя аудитория извлечете взаимную выгоду (и речь не только о финансах) из такого мероприятия? Если ответы на все вопросы выше – «да», смело начинай готовиться.

 

 

 Помни: в онлайн-концертах своя специфика 

Онлайны сложно назвать полноценными концертами хотя бы из-за того, что никаких подбадривающих тебя зрителей не будет. Зато будет заинтересованная публика, которая зачем-то кликнула именно на твой стрим из тысячи других альтернатив и всегда готова поставить «сердечко» твоему выступлению – цени их не меньше, чем людей в первом ряду.

Пожалуйста, не нужно делать трансляцию выступления на сцене. Во-первых, это выглядит неловко: артист скачет перед очевидно пустым залом. Во-вторых, аренда большого помещения и отстройка звука там – лишняя трата времени и денег. В-третьих, шарм онлайнов – как раз в их камерности и «карантинности».

 

 Определись с платформой 

Проблем со стримингом ивентов не было и до карантина-2020. Все давно (и легко) освоили Twitch и Instagram. Лайвы во «Вконтакте» сейчас тоже запускаются в несколько кликов (и с мобильной, и с десктоп-версий), а конференции в Zoom – признак хорошего тона этой весны.

Выбрать можно любую из этих платформ, на каждой из них запуск стрим-трансляций понятен интуитивно, но чувствуй специфику: Twitch исторически больше используется для стриминга видеоигр, Zoom – место для разговоров и конференций, «Вконтакте» в последние годы стал проигрывать тому же Instagram, а за любым видеоконтентом люди по-прежнему заходят в первую очередь на YouTube.

Можно поискать и платформы, специализирующиеся как раз на онлайн-ивентах. В Беларуси, например, параллельно с началом карантина появилась площадка artist.gives, где ты выступаешь, а доход от выступления идет на благотворительные цели. 

 

 

 Как все это запустить 

Если речь про Instagram или Zoom, все делается буквально в полтора клика: просто запусти трансляцию и начинай выступать. Не забывай поглядывать в чат, коннект с аудиторией – это важно. В Zoom придется потратиться на платный аккаунт (от 15 долларов), чтобы снять ограничение в 40 минут трансляции и потолок в 100 человек аудитории.

С Twitch не только просто разобраться, но сервис также активно развивает свое музыкальное направление на фоне COVID-19, сейчас на платформе автоматически подключается система донатов, чтобы аудитория могла поддерживать артистов не только вниманием, но и деньгами.

YouTube дает чуть больше опций, в том числе позволяет запустить стрим не с одинокой камеры, а подключить полноценную трансляцию (об этом чуть ниже). Все бесплатно, но аккаунт нужно верифицировать, а возможность стриминга появляется у каналов от тысячи фолловеров. Заодно YouTube позволяет интегрировать донаты: и напрямую (подключи функцию «superchat»), и через возможность подтянуть ссылки на продажу мерча.

 

 

 А что по оборудованию? 

Правда наших дней в том, что для приятной картинки в «инсте» тебе хватит и хорошего смартфона. Отталкивайся от того, что смартфон (твой, друга, сестры – выбирай самый мощный из возможных) дать не может: качественное освещение лучше сделать самостоятельно (никто не хочет смотреть стрим из полумрака), равно как и купить стабилизатор-штатив, чтобы не устраивать аудитории тест на эпилепсию. Заодно заранее проверь качество записи, лишний раз протри камеру и настрой звук.

Но не забывай, что концерт с одинокой смартфонной камеры – это лампово и обаятельно, но всегда приятнее смотреть на выступление, которое транслируется с нескольких ракурсов, а звук пишется на качественное оборудование.

Тут есть два варианта – попроще и покачественнее.

Простой: скачай программу OBS Studio (бесплатно), она нужна для того, что все настроить. А настраивать ты будешь свою камеру (можно обойтись простой «вебкой» с поддержкой FullHD) и условный USB-микрофон.

Качественный: найди хорошую камеру захвата (а лучше две), оператора, который будет тебя снимать, хороший микрофон, а также микшер и звуковую карту, чтобы ты и выглядел(-а) красиво, и звучал(-а) четко, звонко и без лишних шумов.

 

 

 Выбери удачное время и не забудь про анонс 

Время – это важно. Думай о том, когда свободна твоя аудитория. Подскажем: в головах людей концерты – это по-прежнему развлечение выходного дня. А поход ли это в клуб или переход на ссылке – уже вторично. Поэтому твой оптимальный выбор – вечер пятницы или субботы. Но заранее проверь, нет ли в это же время онлайн-выступлений твоих коллег по сцене, чтобы не рвать аудиторию на части.

И если ты не Бейонсе, твои концерты-сюрпризы вряд ли вызовут вау-эффект. Поэтому не поленись анонсировать все хотя бы за неделю: «Вот, такого-то числа буду стримить свое выступление в 19:00, подключайся».

 


 Не хочу делать все один (одна), как быть? 

Оглядись. Во-первых, всегда можно найти очередной онлайн-фестиваль – сейчас таких в самом деле много. Во-вторых, давай смотреть холодным фактам в лицо: с рынка никуда не делись бренды, которым нужно поддерживать активность, а все события в офлайне отменены в лучшем случае еще на несколько месяцев. Выход? Коллабиться с молодыми и перспективными (а это же ты) на разнообразные онлайн-активности. Следи за анонсами, пробивай почву самостоятельно и предлагай себя.

Только за последний месяц прошли сразу несколько онлайн-фестивалей. В середине мая «Вконтакте» перенес свой VKFest в онлайн, в конце апреля прошел ивент PlayOn, где Дуа Липа, Эд Ширан, Coldplay и многие другие по очереди выступали живьем из своих домов. Одним из первых на карантин среагировал фестиваль «Боль» – и провел большой стрим. Под период пандемии подстроился и немецкий ютуб-канал Colors. Там несколько раз запускали 24-часовой стрим, где давали возможность выступить как уже звездам, так и совсем начинающим артистам.

О чем все это говорит? У музыкантов пропала возможность давать концерты, но никуда не делась возможность много выступать. Просто не сиди на месте.

 

 

 

Заодно мы задали несколько вопросов Лере Яскевич (победительнице Jager Music Awards-2019) и Ане Новицкой, ее менеджерке. О том, на какие вещи стоит обращать внимание в первую очередь, каких ошибок избегать и в чем главное отличие онлайнов от обычных концертов.

– Главное  – избегать некачественных звука и картинки. Если уже и делать онлайн-выступление, то звук и картинка – то, о чем стоит подумать в первую очередь. Даже когда ты дома или на студии, визуальная и аудиальная часть должны не подкачать. Это ведь останется в интернете навсегда. Нужно, чтобы человеку хотелось пересматривать выступление много раз.

Самый большой минус – отсутствие синергии между исполнителем и слушателем, а значит, и отсутствие той магии и химии, которая возможна на живых концертах. Минусы с эмоциональной точки зрения для артиста куда ощутимее, чем для зрителей. Ведь зритель в конечном итоге слышит любимую песню, подпевает и видит своего исполнителя на экране. А у артиста другая ситуация. Он отдает – но не получает обратную энергию. А в эмоциональном и профессиональном плане артист честен перед аудиторией и на максималках делает все: не важно, ламповый это онлайн-квартирник или студийная запись.

Минус – это тишина после песни, после шутки, после слов исполнителя. Ну и конечно коммерческие минусы во всяком случае в нашей стране – это отсутствие гонораров для артистов. Донаты – прекрасно, соцпомощь и активность – прекрасно. Но музыка требует не только таланта, она требует определенных инвестиций.

Если говорить о плюсах – это, наверное, возможность выйти в инфополе, возможность не останавливать свои выступления надолго, возможность взять любимый инструмент и спеть песни для своих людей – это главное. Да и вещать можно из абсолютно любого места.

Здорово, когда есть возможность отвечать на комменты во время трансляции, там хватает своих историй – это круто. Всегда узнаешь что-то новое от ребят и из их жизни, про себя тоже, про свои песни и про скучание по концертам и встречам.

 

 

 

 Мне нужны не бренды и фестивали, а деньги на жизнь. 

 Как быть? 

Подвяжи систему донатов. Зарегистрируйся на беларусском сервисе MolaMola (это делается за три минуты, но учти, что донатить могут только обладатели беларусских карт): там ты можешь просто попросить людей поддержать тебя бином, а деньги будут приходить тебе на карточку.

Заведи страничку на Patreon: выставь небольшую сумму за твое месячное «патронирование», а самым преданным предложи дополнительные ништяки: доступ к твоим демо, эксклюзивные премьеры в «личку», участие в съемках клипа – что угодно. Возвращаясь к концертам: пусть люди, поддерживающие тебя финансово, выбирают сет-лист концерта – ведь без них ничего бы не было.

Подключи к своей трансляции сервис DonationAlerts – его используют и молодые блогеры, и стримеры, и Лявон Вольский во время своего мирового онлайн-тура. Механика простая: твой стрим дополняется виджетом, по которому люди могут донатить тебе деньги и писать платные сообщения, которые будут отображаться на экране.

Напомним, что донаты также легко подвязываются к трансляциям на YouTube и «Вконтакте» – речь опять же буквально о нескольких кликах: все площадки сейчас нацелены на то, чтобы максимально облегчить жизнь музыкантам.

 

 

 Не ограничивайся только концертами 

2020 год – уникальное время для музыкальной индустрии. Не только потому что артистов и артисток на неопределенный срок отрезали от концертного источника доходов, но и потому что им развязали руки. Экспериментируй сколько хочешь. Находи новые способы взаимодействовать с аудиторией. Напрямую узнавай, что нужно твоим поклонникам.

Подумай о новом мерче: да, сейчас никто никуда не ходит (надеемся), но это не значит, что люди не покупают классные вещи с мыслями о светлом будущем. Посмотри, как Бакей поддержал выход своего последнего релиза розыгрышем эксклюзивного мерча.

Запиши альбом в прямом эфире. Вот тебе хороший референс – британская певица Charli XCX в апреле уехала на самоизоляцию и три недели вела онлайн-хронику записи своего карантинного альбома: устраивала открытые зум-конференции, твитила и обсуждала с фолловерами будущие тексты, показывала процесс съемки домашних клипов.

На время превратись в блогера. На карантине Лера Яскевич и ее менеджерка Аня Новицкая завели отдельный блог «Эти дни», где еженедельно обсуждают с аудиторией насущные вопросы – и, кажется, становятся с ней только ближе.

Возьми на вооружение опыт американского тандема Run the Jewels. В 2014 году они выпускали свой второй альбом, а для предзаказа были доступны самые разные версии релиза. От стандартного бандла «альбом + мерч-футболка» до немного безумного «заплати нам 40 тысяч долларов – и мы выпустим версию альбома, где заменим все сэмплы на мяуканье котиков». Кто-то запустил кампанию на Kickstarter, где быстро набрали нужные 40 тысяч. Спустя полгода RTJ выпустили мяу-версию своего альбома.

 

 

 Это все хорошо, но мне стыдно просить у аудитории что-то, кроме лайков. Это нормально? 

Скромность и уважение к аудитории – это класс. Но нет ничего неправильного в том, чтобы попросить поклонников поддержать тебя финансово. Если музыка – твоя профессия, абсолютно нормально рассчитывать что-то за нее получить. А будет это выплата за стриминг или донат за твой онлайн-ивент – дело уже второе.

 

 

 

 Jagermeister   делает все, чтобы сохранить на танцполах лучших, пусть и «танцполы» сегодня – это совместные онлайн-ивенты с друзьями. Последствия пандемии и кризиса коснулись всех. И особенно тех, кто отвечает за ночную жизнь и вечеринки. Проект Save the Night направлен на поддержку талантливых и независимых артистов и ночной жизни на карантине, а также на то, чтобы дать тебе возможность провести вечер в компании друзей под музыку любимых музыкантов: ты заполняешь короткую анкету, бесплатно букируешь интересного артиста и подключаешься к стриму вместе с друзьями – ночь спасена.

Фото: Save the Night, pexels.com, Cottonbro, Paul Deetman

ООО «Дигеста Диджитал»
УНП ‎192317837

Ад «Музыкальнай газеты» да радыёкропкі: хто распавядаў пра электронную музыку ў 90-я?

Ад «Музыкальнай газеты» да радыёкропкі: хто распавядаў пра электронную музыку ў 90-я?

Тэматычныя медыя і першыя лэйблы.

Галоўныя героі беларускай электроннай сцэны 1990-х – хто яны?

Галоўныя героі беларускай электроннай сцэны 1990-х – хто яны?

Імёны, праекты, альбомы.

«Невозможно воспринимать эту жизнь на серьезных щах»: разговор с фронтменом «Снов Синей Собаки»

«Невозможно воспринимать эту жизнь на серьезных щах»: разговор с фронтменом «Снов Синей Собаки»

О кринжовых концертах, поисках своего «Вудстока» и иронии как броне перед критикой.

«Усім сарвала дах»: як выглядалі рэйвы 90-х?

«Усім сарвала дах»: як выглядалі рэйвы 90-х?

Танцы ў школах, ДК, гламурных клубах і ў сценах Белтэлерадыёкампаніі.

Як выглядаў першы беларускі рэйв?

Як выглядаў першы беларускі рэйв?

«Поўная вакханалія», паводле «Знамя юности».

Адкуль пайшла беларуская электроніка?

Адкуль пайшла беларуская электроніка?

Фестываль біг-біту, першыя сінтэзатары і электроншчына ў кіно.

Фотарэпорт: у Менску перазапусціўся «Рэактар»

Фотарэпорт: у Менску перазапусціўся «Рэактар»

Камбэк праз 13 гадоў.

Героі часу – 10 артыстаў новай беларускай сцэны

Героі часу – 10 артыстаў новай беларускай сцэны

Каго паслухаць, каб захапіцца сённяшняй беларускай музыкай.

Прэм’ера кліпа: Applepicker танчыць у Асмалоўцы і пад «кукурузінамі»

Прэм’ера кліпа: Applepicker танчыць у Асмалоўцы і пад «кукурузінамі»

Гісторыя пра бесклапотнага лайдака ў душэўных менскіх лакацыях.