Как не повторять типичные ошибки начинающих музыкантов?

Если ты музыкант(-ка) и тебе кажется, что пишешь ты что-то реально крутое, но почему-то никак не можешь донести свой звук дальше круга друзей или маленького провинциального городка, велика вероятность, что ты допускаешь одну из типичных ошибок начинающего(-ей) артиста(-ки). Сайт о музыке «Пяршак» вместе с музыкальной премией Jager Music Awards 2021 подготовил чек-лист принципов, которые помогут не упустить мировую славу задолго до момента, когда она к тебе придет.

 

1. Не копировать.

В нашу почту и директы приходят многочисленные письма музыкантов, которые только вчера создали первые песни или уже год как выпустили EP, но его никто не заметил. Часто их проблема лежит на поверхности: «новая» музыка что-то сильно напоминает, но явно уступает своим референсам в качестве и настроении.

Конечно, случается, что пресса пишет о «новой Земфире» или «нашем Franz Ferdinand», но это всегда об артистах, которые, вдохновляясь творчеством других, несут в мир что-то свое. Те, у кого это не получается, либо скатываются в цитирование, граничащее с плагиатом, либо оказываются очередным усредненным рэпером или еще одной типичной постпанк-группой. Нередко эти ребята, чтобы окончательно стереть свою самобытность, поют на языке, которым не владеют, в надежде избитыми рифмами растрогать Запад. К слову, Molchat Doma катают западные туры, а поют на русском.

 

 

2. Вести социальные сети.

Странички, презентующие твою музыку в социальных сетях, должны: а) существовать; б) активно обновляться. Пока ты не знаешь, в аудиторию ВКонтакте или TikTok попадаешь больше, бей по всем фронтам. Intelligency не могли знать, что именно TikTok приведет их на лейбл Warner Music. И на новой волне популярности группа не расслабляется: участники Intelligency активно спрашивают мнение аудитории по любым поводам (например, какая моуш-обложка лучше?), играют в стримах, предлагают послушать демки.

Интерактив тем круче, чем он необычнее. Розыгрыш призов – скучно, а что, если предложить подписчикам поучаствовать в записи трека: присылайте видео, на котором вы извлекаете звук из подручных предметов, а я соберу всё это в цепкий бит? Именно так поступил Кастян: его «Девочка с Зыбицкой» состоит из звона бутылок, шуршания пакета и бряцания цепочек.

 

3. Презентовать себя красиво.

Наверняка кто-то из твоих друзей способен задизайнить обложку для сингла за недорого или по бартеру. Что бы кто ни говорил, а люди (сначала) любят глазами, так что зайди в их микровселенную с эффектом. Важно, чтобы обложка говорила что-то о треке и об артисте. Так, музыка Лисы или Бакея начинается с картинки. Картинка задает горизонт ожидания для слушателя и фиксирует очередную трансформацию музыканта(-ки). Обложки, картинки к постам, фотографии с фотосетов и выступлений, аватарки – всё должно работать на твой монолитный образ.

 

4. Стучаться во все двери.

В 2021-м куда проще найти свою аудиторию, чем в доинтернетовские времена, когда очень многое решали деньги и связи. Но все же быть гениальным недостаточно для того, чтобы выйти из подземного перехода. Нужно еще и рассказывать о себе всем, кому это может быть интересно: админам музыкальных пабликов и каналов, редакторам медиа, профессионалам индустрии. И не в духе «доброго времени суток, вот мой трек: ...», а подумав о своих сильных сторонах: «никто еще не читал рэп под аккордеон», «моя музыка точно понравится фанам Bloodborne», «мои тексты не про розы и слезы, а про то, что волнует людей, которые стоят в длинной очереди в гипермаркете».

Если тобой уже заинтересовались журналисты, подумай, какие искренние мысли ты можешь выразить с их помощью. Это точно не «мы не вписываемся в рамки существующих стилей и придумали свой уберстиль». Про общение с прессой «Пяршак» выпустил целый гайд – пользуйся.

 

Лёша Гал, основатель музыкального ресурса Legal Music

«С момента запуска блога о музыке я столкнулся с сотнями разных беларусских музыкантов. Могу сказать, что люди в большинстве своем – причем не только начинающие музыканты – не знают, как себя “упаковать” и “продать”. Они просто пишут: “Ребята, привет, у меня вышел трек, пожалуйста, возьмите его к себе”. Мы спрашиваем: “А что вы можете рассказать об этой работе и о себе?” И, как правило, люди сами не понимают, как рассказать о своей музыке. Приходят ответы из разряда: “В этой песне каждый найдет что-то свое”. Серьезно? Если ты сам не можешь рассказать, какая в песне история и почему она для тебя важна, то почему она должна быть важна слушателю? Дальше мы заходим на страничку музыканта и видим абсолютно не проработанный профиль, где среди фоточек с едой и друзьями затерялось единственное упоминание о том, что вышла какая-то музыка, с пустой подводкой: “Слушайте мой новый трек на всех стриминговых платформах!”

Артисту нечего о себе рассказать, но при этом у многих ребят есть стойкое ощущение, что музыкальные ресурсы должны сами о них что-то придумывать. Очень часто эти же музыканты не делают совсем ничего для своего продвижения. Они уповают на то, что музыка продвинет себя сама, и не хотят приложить собственных усилий: написать пресс-релиз и разослать его в музыкальные издания или вложиться в съемку разных креативов. Многие говорят, что у них нет денег, но мы ведь живем в такое время, когда деньги не обязательны. Хватает бесплатных ресурсов, например тот же TikTok. Кто-то говорит, что на это нет времени. И тогда возникает вопрос: “Ребята, а почему вы вообще занимаетесь музыкой? В чем смысл творчества, если вы ничего не хотите с ним делать?” Я свято верю, что если артист хочет добиться заметных результатов, он обязан париться за свое продвижение сам. Если он будет делать все упорно, с умом и постоянно, то рано или поздно он долетит до того облачка, на котором получит признание.

Многие боятся что-то делать, потому что боятся ошибаться. Но ошибаться – это нормально. Ошибки делают нас сильнее, если мы делаем из них выводы. А не попробовав что-то, никогда не узнаешь, могло ли оно выстрелить. Артистам нужно постоянно пробовать, творить, быть смелыми и искать в своем окружении (или за его пределами) людей, которые будут их поддерживать. Вокруг достаточно тех, кто будет готов разделить ваши сложности и помочь в их решении».

 

 

5. Показывать себя везде, где ты можешь быть интересен(-на).

Музыканту лучше тусоваться. Даже если ты в этом году не выступаешь на городском андерграунд-фесте, то хотя бы сходи и послушай других, познакомься с ними. Нетворкинг – это возможность объединять усилия с другими ребятами, чтобы достигать целей с большей уверенностью.

Чтобы пробиться на сцену, следует показывать себя промоутерам, музыкальным менеджерам, организаторам фестивалей и представителям лейблов. Для этого и существуют шоукейс-фестивали. Super Besse, «Петля пристрастия», Weed & Dolphins, Егор Забелов точно скажут, что их поездки на такие «смотры» были не напрасными.
Если ты катастрофически социофобен(-на), «тусуйся» хотя бы в интернете: за попытку тактично познакомиться с музыкантом и предложить ему идею совместной движухи никого еще не забанили. Коллаб Дуси с Найком Борзовым так и не случился бы, если бы артистка не искала, как связаться с автором «Верхом на звезде».

 

 

6. Уделять время образованию.

Идеальная штука для нетворкинга и прокачки себя – арт-резиденции. Например, Mustelide крайне позитивно отзывалась о своем опыте участия в американской арт-резиденции OneBeat: музыканты со всего мира тогда вместе джемили в горах вдали от цивилизации, практиковали sound painting, импровизировали в публичных пространствах, давали концерты в больших и малых залах, озвучивали скейтпарк.

Чтобы узнавать о кэмпах и других возможностях для музыкантов, стоит подписаться на телеграм-каналы, которые посвящены музыкальной индустрии. Это максимально простой способ узнать, чем живет музыкальный мир, что сейчас вообще слушают, где можно получить больше знаний о своем ремесле, какие скилы нужно прокачивать, чтобы выйти на большую сцену. Там же можно получить фидбек о том, как ты звучишь сейчас.

 

7. Участвовать в конкурсах.

Даже если ты не станешь лауреатом, тебя хотя бы послушает больше людей. А если выиграешь – то еще больше. Организаторы конкурсов дарят классные призы, которые могут прокачать твою техническую базу, а могут дать выход на новые каналы связи со слушателями и полноценный саппорт профессионалов.

Если ты играешь актуальную музыку, ты можешь самостоятельно податься на Jager Music Awards, а если у тебя уже набрана какая-то аудитория, то попроси ее о выдвижении. Дальше все решат эксперты и слушатели. Будет волнительно, но точно полезно.

 

Лёша Горбаш, журналист и редактор музыкальных медиа, шеф контента Института музыкальных инициатив

«2021 год возвращает нам Jager Music Awards – и, кажется, в этом году премия выйдет в Беларуси на новый уровень.

Последние несколько лет каждую осень мы обсуждаем примерно одно и то же: Jager Music Awards – это классная инициатива, она подсвечивает важные события в индустрии, а еще дает возможность заявить о себе молодым артистам. И каждый год после премии грустно качали головами из-за того, что JMA во многом оставался очень “московской тусовочкой”, а премии другим странам выдавались по принципу “ну потому что надо, мы же международная премия”. И от этого каждый год становилось очень грустно. Потому что JMA складывали картинку того, что ключевая музыкальная жизнь происходит только в одном городе – а это не совсем так, особенно если мы говорим про музыкальных героев не то что других регионов России, а вообще других стран.

И поэтому я очень рад, что в этом году на премии ввели кучу локальных номинаций, которые в самом деле могут помочь осветить деятелей местной музыкальной индустрии и новых музыкальных героев.

Я очень кайфовал, когда смотрел выступление Лисы на премии в 2019 году. И когда Mustelide записывала трек с молодым GONE.Fludd. И когда “Петля” становилась рок-проектом года. И когда “молодые” номинации забирали Лера Яскевич и "Блеск бати". Но вот какое дело: это была очень “точечная” радость, которая превращалась в тыкву с концом каждой премии.

Всегда хотелось, чтобы JMA стала чем-то большим, чем приятной вечеринкой. Реальным срезом музыкальной индустрии Беларуси за последний год. И кажется, премия 2021 года – это огромный и очень приятный шаг в верном направлении. Подавайтесь на JMA-2021, правда. С вашим участием все точно будет здорово».

 

 Подать заявку 

 

Это первый материал из новой серии, посвященной ежегодной музыкальной премии Jager Music Awards, оказывающей мощную поддержку музыкантам из Беларуси, России и Казахстана.

Каждый год эксперты и слушатели определяют лучших из состоявшихся музыкантов и открывают миру новые лица в номинации Young Blood. Этот год не стал исключением, однако теперь отмечать знаком качества будут не только исполнителей, но и деятелей музыкальной индустрии. Кроме того, возвращаются локальные вечеринки — а это новые возможности для тех, кто в теме. Не пропускай главное музыкальное событие: подавайся, если ты пишешь трендовую музыку, и голосуй, чтобы поддержать любимых артистов.

Вся информация — на сайте премии.

ООО «Легко»
ИНН 7743214213
  

Тест: как ты разбираешься в новой беларусской музыке?

Тест: как ты разбираешься в новой беларусской музыке?

Любишь беларусскую музыку? Докажи.

Все, баста! Как прошел последний «Рок за Бобров» на «Боровой»?

Все, баста! Как прошел последний «Рок за Бобров» на «Боровой»?

Прошел главный фестиваль минского лета – мы там были и все зафиксировали.

Бакей и его экстренное перерождение

Бакей и его экстренное перерождение

Большой разговор о концертах, музыке, деньгах, счастье и будущем.

13 лучших треков июля

13 лучших треков июля

Забирай лучшие треки месяца в плейлист.

Группа IC3PEAK все-таки выступила в Минске. Как это было?

Группа IC3PEAK все-таки выступила в Минске. Как это было?

Группа победила все запреты и собрала Re:Public.

34 Mixes #13: Максім Шумілін

34 Mixes #13: Максім Шумілін

Традыцыйны летні мікс ад Максіма Шуміліна.

Будьте так бобры. Как делают главный минский фестиваль этого года?

Будьте так бобры. Как делают главный минский фестиваль этого года?

Почему Little Big – это рок? Какая группа попросила 3,5 миллиона евро за выступление? Когда «Рок за Бобров» растянется на все выходные?

Что слушает Awlnight?

Что слушает Awlnight?

Рэп, соулфул-хоп и неосоул: узнай, что еще слушает Дмитрий Лукойть aka Awlnight.

«Киевский Атлас». Чем был хорош Atlas Weekend – 2019?

«Киевский Атлас». Чем был хорош Atlas Weekend – 2019?

Почему редакция 34 влюбилась в Atlas Weekend 2019?