Планета Mustelide

Второй альбом Mustelide «Spi» вышел весной 2016 года. После этого беларусская электронщица объездила массу фестивалей, поучаствовала в арт-резиденции в Штатах. Мы встретились с ней как раз после ее многочисленных вояжей, но до того, как она засядет за студийную работу, и обсудили с ней новый альбом, полезность шоукейсов и Минск, который будто бы сошел с желтых страниц старых сюрреалистичных романов.

 

Вскрыть подкорку

 

 – В эту субботу у тебя концерт в Минске 

– Да, это остаточное явление, так сказать, в моей истории болезни, потому что я подсела на туры и приключения и уже не могу по-другому. Это сильно отвлекает от музыки, поэтому это мой последний концерт в ближайшее время. Я решила зимой максимально отказываться от всех предложений, не организовывать ничего самой, чтобы заняться новым альбомом, тем более у меня много разного материала, эскизов, вдохновения и энергии.

 

 – За последние полгода ты много путешествовала, много где выступала, съездила в Америку на OneBeat. Что из этого больше всего запомнилось? 

– Знаешь, памяти хватает только на последнюю неделю: я открываю фотографии в мобильном и вспоминаю, что у меня когда было. Это были классные летние фестивали: Stereoleto, Atlas Weekend, Freaky Summer Party, Synthposium, «Дикая мята», несколько фестивалей в Польше. Это были поездки в места, в которые я совсем не ожидала попасть: концерт в Южно-Сахалинске, вторая поездка в Штаты (предыдущий раз мы ездили в американский тур с «Серебряной свадьбой»).

 

«Я наивно полагала, что смогу делать музыку в турах: купила себе ноутбук, взяла звуковую карту…»

 

 – Как это повлияет на проект Mustelide? 

– У меня готова новая песня, уже давно хочу ее выпустить, называется «Наноантенна». Кто-то уже слышал ее на концертах. Песня, собственно, посвящена тому, что внутри меня встроена этакая наноантенна. Вообще устройство предназначено для альтернативного получения энергии из солнечного света, а в моем случае – из новых городов, новых людей. Я все это в себе коплю и в виде музыки и текстов возвращаю. К песне я самостоятельно монтирую клип, но из-за насыщенного режима никак не могу закончить.

 

 

 – Что это будет за видео? 

– В поездках я везде снимала, и за последний год собралось очень много кадров, из которых я хочу сделать видеонарезку. Это, конечно, банальная история, но каждый артист должен иметь видео из тура.

 

 – Ты говоришь, что готова засесть за новый альбом. Расскажи про него. 

– Меня всегда терзают сомнения по поводу звука: всегда хочется чего-то нового, хочется удивлять саму себя. Когда я не напрягаюсь, может получиться попсовый трек. Для артиста в общем-то и хорошо иметь попсовые треки, которые всем нравятся и заедают в голове. Но в то же время хочется поэкспериментировать, вскрыть свою подкорку и капитально там покопаться, провести обстоятельный психоанализ с помощью музыки.

Помимо «Наноантенны», которая, как мне кажется, получилась попсовым тречком, будет песня, записанная в рамках OneBeat c кенийским музыкантом Рапасой Отьено. Он играет на совершенно разных инструментах, которые я впервые видела в жизни, но больше всего меня вдохновила ньятити – семиструнная лира из Западной Кении. Песня, собственно, ей и посвящена. В ней Рапаса поет на суахили и играет на ньятити, а я пою по-русски. Трек тоже готов и скоро выйдет синглом.

Альбом я начну с чистого листа, у меня уже есть кое-какие наработки, но, если честно, мне надо просто выдохнуть, немного отдохнуть и, не отвлекаясь, взяться за новый материал. Я наивно полагала, что смогу делать музыку в турах: купила себе ноутбук, взяла звуковую карту… Но в моем случае это оказалось невозможно: ведь столько всего хочется попробовать, столько интересных людей, с которыми хочется пообщаться, столько отвлекающих факторов. В общем, я не могу писать музыку в турах.

 

 – Как ты считаешь, Беларусь – это хорошее гнездо, где можно высидеть альбом? 

– Где угодно может быть это гнездо. В Беларуси это можно сделать, потому что здесь меньше отвлекающих факторов. Но у меня была идея уехать в какое-нибудь странное или теплое место. Я подумывала про Вьетнам либо Берлин.

 

 

Музыкальная резиденция в Штатах

 

 – Как ты попала на OneBeat

– Еще в прошлом году я хотела подавать заявку, но не успела: как раз была в каком-то туровом угаре. В этом году уже записала себе в список дел и ответственно заполнила заявку. Подала и забыла, особо не парясь по этому поводу. Потом пришел ответ, что меня берут.

 

 – Какие были критерии отбора? 

– Было около 4 тысяч заявок, из которых выбрали 25 человек из 17 стран мира. Цель OneBeat 2017 года – влиять на окружающую среду с помощью музыки. Эта миссия и легла в основу критериев. Как я поняла по людям, которые там находились, выбирали максимально открытых музыкантов, людей, которые активны и много делают для своего окружения.

 

 

 – Чем вы занимались на проекте? 

– У нас было много активностей, связанных с влиянием на окружающую среду: мы озвучивали скейтерский парк; в Форт-Коллинсе построили урбанистический купол, внутри которого разложили синтезаторы, электронные штучки, фрукты, на которых тоже можно было играть. Любой желающий с улицы мог подойти и начать импровизировать вместе с нами. Также мы постоянно давали концерты как в больших театральных залах, так и в маленьких барчиках. Каждое выступление заканчивалось чем-то похожим на то, что происходит в сектах: всю публику дико колбасило, несмотря на то что никакой религии там не было.

Три первых недели мы жили в Caldera Arts Center в Орегоне среди гор и лесов, где не было цивилизации, интернета и магазинов. Мы много экспериментировали, максимально погружались в музыку. Нам не нужно было думать о питании или о том, где жить. Три недели мы как дети исследовали мир заново: улюлюкали, занимались медитациями, джемили с лесом. Все было направлено на то, чтобы снять барьеры, избавиться от блоков и раствориться друг в друге и в музыке.

 

«Три недели мы как дети исследовали мир заново: улюлюкали, занимались медитациями, джемили с лесом»

 

Много времени мы посвятили такой штуке, как sound painting. В этом нам помогал Шазад Измаиль – продвинутый музыкальный гуру, звукоинженер и басист, работавший в свое время с Лу Ридом, Томом Уэйтсом и Лори Андерсон. С помощью системы специальных знаков любой желающий мог использовать всех других как музыкальные инструменты и с помощью этих знаков показывал без слов, что, когда, кому и как играть, выстраивал композицию в реальном времени. Можно было задать длительность нот, сменить партию, сделать луп, изменить громкость, темп, объединить музыкантов в группы. По сути ты становился человеком-секвенсором.

 

 – Что нужно было сделать по итогу резиденции? 

– Организаторы нам сразу сказали: «Ребята, расслабьтесь, получайте удовольствие». Программу создали и получили на нее финансирование от госдепа США нью-йоркские ребята из Found Sound Nation. А они свои в доску: продюсеры и музыкальные дизайнеры, которые с нами все время импровизировали, что-то записывали – максимально принимали участие. По итогу, я так понимаю, выйдет компиляция музыки, созданной там.

Недавно OneBeat был в Казани – небольшая резиденция на неделю, одним из кураторов которой выступил Антон Маскелиаде. Я хотела бы тоже сделать что-нибудь такое в Беларуси. Эту идею можно распространять и пользоваться поддержкой материнского проекта.

 

 

 

 

 

 

 

 

«Главное – это найти доступ к тем людям, которые занимаются фестивалями»

Как вести себя на шоукейсах

 

 – После OneBeat ты поехала в Будапешт на шоукейс-фестиваль BUSH. Что это за фестиваль? 

– Это новый шоукейс. В прошлом году он проходил впервые. Я уже знала организаторов: когда-то давно они мне написали в интернете и предложили заключить контракт на использование моей музыки в кино, вы рассказывали в статье об этом. Шоукейс мне понравился: он небольшой, уютный, с очень модным дизайном. Масштабы не настолько большие, как у Tallinn Music Week, но это и хорошо, потому что на таких шоукейсах можно сконнектиться со всеми делегатами лично. Я нашла в себе силы и перед выступлением пошла с утра на конференцию, на утренний фуршет и со всеми старалась пообщаться и пригласить на концерт. Делегаты на это хорошо реагируют, им приятно, что артист их лично приглашает. Советую другим музыкантам взять на заметку: не бояться, подходить даже с брошюркой, показывать, когда и где у тебя выступление. Они реально не знают, куда им идти, и большинство музыкантов им неизвестны. На выступлении я видела, что половина из тех, кого я лично приглашала, пришли.

 

 – Как ты считаешь, шоукейсы – это какая-то параллельная история для музыканта либо это шаг к более крупным, коммерческим и непрофильным фестивалям? 

– В какой-то момент мне стало казаться, что эти две истории не пересекаются. Однако шоукейсы создают определенную репутацию артисту: ты прошел отбор, в портфолио видно, в каких ты участвовал шоукейсах, поэтому у тебя больше шансов попасть на другие классные фестивали. Очень много артистов, музыки, для организаторов разобраться бывает сложно. Хорошо, если у артиста есть лайф-видео, клипы, релизы плюс участие в фестивалях, в том числе в шоукейсах. Совершенно любые могут сработать вещи. Главное – это найти доступ к тем людям, которые занимаются фестивалями. А пути могут быть разные.

 

 

Рэп, хайп и мимолетность

 

 – В рамках Jager Music Awards ты записала совместный трек с подмосковными рэперами Sabbat Cult. Как вы с ними познакомились? 

– На Jager Music я подавалась в прошлом году, но ничего не выиграла. В этом решила ничего не делать, но организаторы сами написали, предложили такую коллаборацию. Мы пообщались с группой через интернет (я тогда была в Штатах), обсудили видение композиции – и я им просто отправила мультитрек на сведение. С удовольствием свела бы сама, у меня было свое видение, но подумала, почему бы и нет.

Интересная получилась коллаборация. Я только открыла для себя рэп-мир и поняла, какая сейчас огромная движуха вокруг этого. Я выкладываю свой альбом и получаю 100 лайков. А тут выходит трек и за один день набирает 1000 лайков. Это какой-то другой мир. Может, и мне рэпчик начать читать…

Понятие «сейчас» – очень относительное, потому что это «сейчас» длится максимум неделю. Я, например, на два месяца уехала, не следила ни за чем и поняла, что немного выпала из того, что актуально. Что-то хайповое продержится месяц – затем герои сменятся новыми героями, поэтому есть ли смысл за всем этим следить?

 

 

 – Что делать в этой ситуации? 

– Надо максимально заняться своей планетой, своим миром. Быть собой, понять, кто ты. Это нелегко и на это уходит много времени. Когда ты раскрываешь свою индивидуальность, происходят волшебные вещи. Если ты пытаешься за чем-то угнаться, то становишься неуверенным в себе, неестественным, и все превращается в какую-то подливу.

 

 – Соотносишь ли ты себя с определенной музыкальной сценой? 

– Нет, Mustelide – это отдельная планета, которая существует в галактике таких же интересных планет. Некоторые планеты дружат между собой, некоторые не очень, какие-то далеко друг от друга, какие-то ближе. Я не чувствую, что принадлежу к какой-то конкретной тусовке, но со многими ребятами дружу, уважаю и интересуюсь их творчеством.

 

 

 – У тебя кассетный плеер. Что ты слушаешь? 

– Я слушаю группу Mango Light. Мне этот плеер и кассету этой группы подарил один музыкант в Штатах. Я так счастлива наконец-то заиметь плеер. Интересное чувство: снова послушать с него музыку. Собственно, у меня так и начиналась музыкальная. У родителей на кассетах я слушала «Любэ», потом были Hi-Fi. Офигенная группа! Я думаю, что на меня они немного повлияли.

 

«Если ты пытаешься за чем-то угнаться, то становишься неуверенным в себе, неестественным, и все превращается в какую-то подливу»

 

 – Как тебе Минск после двух месяцев отсутствия? 

– В Штатах я часто бывала в секондах, где много старых книжиц в жанре фантастики с сюрреалистичными картинками. Минск – как будто бы оттуда, с запахом старины. Не такой, как в Будапеште, а как в книжицах с желтыми страницами.

 

 – Чувствуешь ли ты себя кочевником? 

– В последнее время я себя стала чувствовать бродяжкой, но мне нравится это состояние. В юности, еще до того, как я стала играть в «Серебряной свадьбе», я боялась перемен, самостоятельно что-то делать, боялась потеряться. Когда я начала намеренно погружать себя в приключения и сложности, то начала чувствовать себя суперженщиной, которая может рассчитывать только на себя. И так от этого хорошо! Поэтому чувство кочевника мне доставляет удовольствие.

 

 – Без рамок легче или сложнее? 

– Мне легче.

 

 

В эту субботу, 9 декабря, в 19:00 в «Хулигане» пройдет концерт Mustelide. Кроме Наташи, на концерте выступят молодые инди-банды Dlina Volny и «СОЮЗ». Подробности здесь.

 

Фото – Виолетта Савчиц

Пять музыкальных причин ехать на Loftas Fest – 2019

Пять музыкальных причин ехать на Loftas Fest – 2019

Украинский рэп, британский панк, немецкая электроника – скорее хватай квиток.

Победил ФК «Макс Корж»

Победил ФК «Макс Корж»

Корж 1:0 стадион «Динамо».

Судьба Яскевич. Лера – про молодость, музыку и мечты

Судьба Яскевич. Лера – про молодость, музыку и мечты

«Не хочу, чтобы будущее меня подчиняло» – большое интервью с беларусской артисткой о музыке, амбициях и рекламе.

Что слушает Рома Бахолдин?

Что слушает Рома Бахолдин?

Украинская поп-музыка, беларусский реггетон и американский инди-рок: пробираемся в плейлист гитариста Groove Dealers.

Пять мыслей о фестивале Flow 2019

Пять мыслей о фестивале Flow 2019

Мы в очередной раз попали на главный финский фестиваль – объясняем, чем он так хорош.

Что слушает Маша Зиневич?

Что слушает Маша Зиневич?

Американская, шотландская и английская музыка из плейлиста фронтвумен Dlina Volny.

«СФЕРА»: танцы на крыше, танцы на корабле

«СФЕРА»: танцы на крыше, танцы на корабле

Две очень летние вечеринки. 

Тест: как ты разбираешься в новой беларусской музыке?

Тест: как ты разбираешься в новой беларусской музыке?

Любишь беларусскую музыку? Докажи.

Все, баста! Как прошел последний «Рок за Бобров» на «Боровой»?

Все, баста! Как прошел последний «Рок за Бобров» на «Боровой»?

Прошел главный фестиваль минского лета – мы там были и все зафиксировали.