Музыкальные итоги-2018 в Беларуси

До Нового года – чуть больше недели. Самое время сесть за подведение музыкальных итогов.

 

 Главные герои года – рок-группа Nizkiz 

 

Могилевская группа Nizkiz, существующая еще с начала десятых, за 2018 год совершила какой-то космический скачок вперед. Почву заложили еще в прошлом году, когда вышел их третий альбом «Синоптик», а сама группа была признана героями годами по версии TuzinFM. Последнее – классная и приятная награда, но она не имеет ничего общего с массовой популярностью и широким слушателем. 

Но весна 2018 года показала: это был вопрос времени, а слушатель созрел. Потому что в конце марта Nizkiz собрали полный Re:Public. В ноябре группа сделала это еще раз, но был нюанс: из-за высокого ажиотажа буквально на следующий день назначили дополнительный концерт в «Брюгге». Следующая остановка – Prime Hall. Где-то вдалеке уже маячат контуры «Минск-Арены».

При этом звучание группы едва ли поменялось – да, все стало качественнее и серьезнее, но по сути это все тот же радийный рок, который легко можно представить себе в эфире «Юнистар» в 2005 году.

Возможно, это говорит о том, что мы все немного устали от заумных музыкальных экспериментов и бесконечного потока нового рэпа. Да и в целом успех Nizkiz – это классическая история музыкального успеха, когда ты много лет пишешь свою музыку и постепенно проходишь от концертов для себя и близких друзей до многотысячной площадке в Минске. Такая добрая музыкальная сказка, которая напоминает о том, что чудеса случаются.

 

 Большой концерт Nizkiz в Re:Public – наш репорт 

 

 

 Два главных новых хитмейкера СНГ – из Беларуси. Что? 

 

Год назад никто, включаю нашу редакцию, не знал ни о Тиме Белорусских, ни о Cygo (читается «Цуго», не благодарите). К концу 2018 года их песни преследуют тебя на каждом углу: в такси, в очереди за шаурмой, на YouTube и в рекомендациях «Вконтакте». 

 

 

Первым выстрелил Cygo, выпустивший песню «Panda E». Ее название и не должно ничего тебе сообщать, потому что ты наверняка слышал(-а) если не сам трек, то его припев про «гепарррррда» точно попадался тебе где-то на улице либо в ленте соцсетей. На самом деле Cygo зовут Роман Вакальчук, ему 20 лет, он из Могилева. В прошлом году его отца, бывшего футбольного агента, посадили в тюрьму, а Роман переехал в Краснодар – и стал заниматься музыкой намного серьезнее. Так получилась песня «Panda E». 

Как говорит сам Cygo, за деньги с нее можно купить хорошую квартиру – и это антипод истории успеха Nizkiz, потому что здесь для большого успеха потребовалось не много лет упорного труда, а всего лишь одна песня. Главный вопрос для Cygo в 2019-м – сможет ли он повторить успех своего «гепарда».

 

 

Тима Белорусских тоже выпустил одну песню, которая тут же превратила его в звезду. «Мокрые кроссы» вышли 21 августа – и спустя 4 месяца в активе Тимы уже несколько больших концертов в Re:Public, статус одного из самых прослушиваемых артистов «Вконтакте» и выступление на «Вечернем Урганте». 

С его перспективами все чуть понятнее – последовавшие за «Кроссами» песни цепляли молодых и впечатлительных слушателей не меньше, да и видно, что продвижение Тимы выстраивается по строгому плану. Работникам минского Kaufman Label (о котором, к слову, год назад тоже мало кто слышал) удалось раскрутиться от ноунейма до звезды за пару месяцев – и это тоже достойно уважения.

 

 

 А что там у других рэперов? 

 

Ключевые лица новой школы минского рэпа – Бакей и Никита Мастяк – в этом году сменили звание «молодых и перспективных» на «постепенно матереющих». У Бакея вышло сразу два релиза – «Nagchampa» и «Мой главный враг смотрел в зеркало». Первый получился сильнее и показательнее: на нем любовь Влада к экспериментам незаметно трансформировалась в собственное лицо.

Мастяк же отметился первым альбомом на лейбле «Касты» Respect Production – нам «Ta Vie» понравился, надеемся, все это трансформируется в концерты в следующем году.

О Муро мы не забыли – просто о нем чуть ниже.

 

 Минский стиль Никиты Мастяка 

 Открытое завтра Бакея 

 

 

 Михалок вновь перепридумал себя 

 

Начинает казаться, что музыкального запала Сергея хватит еще лет на 20. Осенью он запустил еще один проект – Drezden. Историю про поп-звучание и уход за вдохновением к ретро-стилистике восьмидесятых. Получилось интересно и местами неожиданно: а если ты способен удивлять слушателя и при этом его не отторгать, с твоей музыкальной формой все в полном порядке. Ну и клипы-миллионники никуда не делись.

 

 Willkommen bei Drezden: новый сольный проект Сергея Михалка 

 

 

 «ЛСП» и Макс Корж выдерживают паузу. 

 Это точно затишье перед чем-то важным 

 

Тут – коротко и по фактам. Макс Корж и Олег ЛСП – с запасом главные звезды и флагманы беларусской музыки. Оба выпустили за 2018 год буквально по паре песен. У Коржа это одинокая «Пролетарка», у Олега – ремикс на «Baby» Фейса и две версии «Холостяка» (сольная и тройничок с Федуком и Егором Кридом, у последнего уже 19 миллионов на YouTube). 

Продуктивность невероятно низкая, но обоих ждет важный 2019 год. Если про планы Коржа знает только сам Макс, то у Олега точно должен выйти новый – первый после смерти Ромы – альбом. 

«ЛСП» 23 марта собирают «Минск-Арену», а Корж планирует открыть новую ачивку – в августе даст концерт на «Динамо».

 

 

 Умер Кулинкович 

 

4 августа умер Александр Кулинкович, лидер панк-группы Neuro Dubel. Ему было 46 лет. Накануне смерти его госпитализировали с диагнозом «пневмония», наутро Кулинковича не стало.

Это – самый черный день беларусской музыки за последние годы.

 

 

 Открытия года 

 

Музыка 19-летней Лизы «Лисы» Костенко – это зачастую абстрактный электропоп о счастливой и не очень любви. В декабре у нее вышел большой альбом «Абракадабра» – и это тот случай, когда название отлично описывает содержание.

Panska Moc – это минская группа, делающая беззаботный рок, который работает не на заезженных штампах, а на обаянии и сбивающей с ног жизнерадостности. Любители тегов могут ориентироваться на «серф-рок», сами участники называют свою музыку «смесью «отчаянного спокойствия и горького счастья». Их дебютный альбом звучит так хорошо, что мы еще точно поговорим о группе в 2019 году.

 

 

 Закрылся сайт Experty.by 

 

Создатели «экспертов» очень буднично и без лишнего пафоса объявили о заморозке проекта. Он активно просуществовал ровно 10 лет – с 2008 по 2018 годы. «На время он закрывается или навсегда – не знаем», – с перспективами пока ничего не понятно. А прощальным подарком от команды экспертов стал список лучших беларусских альбомов в период 2008–2017, первое место в нем занял альбом Port Mone «Thou».

Что это означает? В Беларуси закрылось еще одно музыкальное медиа, в чем нет ничего хорошего. Если вы думаете, что нам нравится безальтернативность «Першака», то нет: при наличии конкуренции и развиваться намного проще, и работать веселее.

 

 

 Камбэки 

 

Приятно: у «РСП» вышел камбэк-альбом «Корнеплоды любви». Первый с 2015 года. Самоирония и вечная романтика никуда не делись – фанаты остались довольны. Кстати, деньги на запись альбома группа накраудфандила буквально за неделю – мы не проверяли, но это наверняка рекорд беларусской сцены.

Неприятно: у «Петли пристрастия» так и не вышел альбом. Скрещиваем пальцы и надеемся на 2019 год. Сколько можно-то!

Интересно: Полина Республика стала называть себя Palina, хорошо съездила на украинский X-Factor и наверняка еще успеет удивить нас в наступающем году.

 

 «Жарко, потно, больно». Как проходят туры «Петли пристрастия»? 

 

 

 Запрещенные концерты – это п*здец 

 

За 2018 год в Минске не смогли выступить Die Antwoord, Элджей, российский рэпер Jubilee и еще несколько артистов. Группе IC3PEAK сорвали выступление в день концерта, а разрешение на концерт «Пошлой Молли» удается получить примерно с третьего раза.

Здесь должен был быть большой абзац, объясняющий, почему это неправильно. Но ты и так все понимаешь, а в голову не идет ничего, кроме «п*здец».

 

 

 Песни года 

 

По-хорошему, здесь могла быть и песня Nizkiz «Небяспечна», но сингл все-таки выпустили еще в прошлом году. Поэтому наша тройка выглядит так (вот что происходит, когда зовешь в редакторы рэп-журналиста):

Бакей, Kakora, Хаски – «Пузыри». Тут работает абсолютно все. Мелодичность Kakora, энергетика Бакея, точечность куплета Хаски, который доступно объяснил, что такое русскоязычный рэп в 2018 году. «Песни без повода, песни про молодость» – Бакей тут идеально описывает и собственное звучание, и причину, по которой мы его так любим.

ЛСП, Федук, Егор Крид – «Холостяк». Олег дорос до фитов с самыми актуальными артистами момента (или они доросли до него?). Песня таких масштабов – событие нерядовое не только для беларусской сцены, поэтому остается только лишний раз порадоваться. И обрати внимание на сольную версию «Холостяка» – конец тебя точно удивит.

Тима Белорусских – «Мокрые кроссы». Потому что феномен и отражение победы интернет-эпохи, когда звездой можно стать буквально за пару дней. Тебе могут не нравится «Кроссы», но отрицать их значимость – глупо.

 

 

 Альбом года 

 

 

В прошлом году Murovei переехал в Варшаву и впервые с 2012 года провел 12 месяцев без нового релиза. Как оказалось, чтобы перевести дух, заново вдохновиться и вернуться с лучшим альбомом в карьере. У Антона всегда была специфическая подача, которую ценили среди рэп-пуристов и любителей андеграунда, но массы едва ли углублялись в музыку экс-участника «Сложных».

От «Мрачного сезона» многие ждали чего-то похожего, но Муро удивил. Радикально обновил звук, затащил на фит Kizaru (спроси у младшего брата, кто это такой). 

Когда человек, которого в реалиях сегодняшнего хип-хопа уже в пору называть «ветераном», вдруг начинает звучать свежее многих 20-летних – это круто. А когда за этой свежестью скрывается выдержанность и опыт артиста человека с многолетним опытом – круг замыкается и получается главный альбом года.

Зима в Беларуси – в самом деле мрачный сезон. Но ты знаешь, что нужно слушать.

 

 Где зимует Murovei? 

 

 

 Год для «Першака» 

 

В октябре прошлого года «Пяршак» стал беларусским сайтом о музыке, но продолжил выполнять функции и уютного цифрового издательства. За 2018 год у нас вышли 12 альбомов, три EP и три сингла. Послушать их все можно здесь.

 

 

 И главное – в Минске появился крутой летний фестиваль 

 

Июльский Stereo Weekend – главное музыкальное событие года. 

Фанковый Дорн, шаманящий ATL, ретрошик группы «Браво», гипнотичный Mujuice и весь цвет беларусской сцены новой волны – все это дополнялось уверенной организацией, вменяемыми очередями, вкусной едой и хорошей погодой. При желании у фестиваля можно найти минусы, но зачем, если там было так хорошо?

Большой фест на пару дней в центре города – это большой шаг вперед для культурной жизни Минска. Организаторы еще не анонсировали Stereo Weekend на следующий год, но надеемся, у нас будет веский повод провести июльский уикенд в Ботаническом саду.

Из не столь приятного: свернулся милый фестиваль Mirum, который позволял на одни выходные вырваться из минской рутины и рвануть в Мир, а «ФСП» перешел на формат биеннале – вероятно, чтобы перезарядиться и стать лучше.

Проведите 2019 год так, как Stereo Weekend прошел в 2018-м.

 

 Отчет со Stereo Weekend от palasatka 

 

Беларускія музычныя вынікі 2024 года

Беларускія музычныя вынікі 2024 года

Новыя імёны, сусветныя поспехі і найлепшыя сёлетнія рэлізы.

Ад «Салюту» да світання: менскі клубны рух другой паловы 1990-х

Ад «Салюту» да світання: менскі клубны рух другой паловы 1990-х

Росквіт размаітасці і крызісны заняпад.

Ад «Музыкальнай газеты» да радыёкропкі: хто распавядаў пра электронную музыку ў 90-я?

Ад «Музыкальнай газеты» да радыёкропкі: хто распавядаў пра электронную музыку ў 90-я?

Тэматычныя медыя і першыя лэйблы.

Галоўныя героі беларускай электроннай сцэны 1990-х – хто яны?

Галоўныя героі беларускай электроннай сцэны 1990-х – хто яны?

Імёны, праекты, альбомы.

«Невозможно воспринимать эту жизнь на серьезных щах»: разговор с фронтменом «Снов Синей Собаки»

«Невозможно воспринимать эту жизнь на серьезных щах»: разговор с фронтменом «Снов Синей Собаки»

О кринжовых концертах, поисках своего «Вудстока» и иронии как броне перед критикой.

«Усім сарвала дах»: як выглядалі рэйвы 90-х?

«Усім сарвала дах»: як выглядалі рэйвы 90-х?

Танцы ў школах, ДК, гламурных клубах і ў сценах Белтэлерадыёкампаніі.

Як выглядаў першы беларускі рэйв?

Як выглядаў першы беларускі рэйв?

«Поўная вакханалія», паводле «Знамя юности».

Адкуль пайшла беларуская электроніка?

Адкуль пайшла беларуская электроніка?

Фестываль біг-біту, першыя сінтэзатары і электроншчына ў кіно.

Фотарэпорт: у Менску перазапусціўся «Рэактар»

Фотарэпорт: у Менску перазапусціўся «Рэактар»

Камбэк праз 13 гадоў.