30 мыслей о беларусской музыкальной сцене в 2019 году

Редактор «Першака» Леша Горбаш вооружился новыми беспроводными наушниками HUAWEI FreeBuds 3, включил функцию активного шумоподавления, отрешился от остального мира и вспомнил все, что окружало беларусскую музыку в этом году. Благодаря беспроводной зарядке получилось сделать это в максимально комфортных условиях – и теперь мы готовы поделиться итогами с тобой.

 

 1. Не было больших фестивалей – это отстой 

Начнем (и тут же закончим, обещаем) с негатива. После 2018 года казалось, что Минск дозрел до собственных крутых прогрессивных фестивалей: у меня много вопросов к FSP, но это точно один из главных брендов летнего Минска. 21vek оказался скорее провалом, но привезти одновременно Земфиру, Дельфина и «Бумбокс» – круто и амбициозно. А в Stereo Weekend влюбились, кажется, абсолютно все.

Но в 2019-м мы не увидели ни один из этих фестивалей. И от этого немножко грустно. Возможно, мы в самом деле чуть «зажрались» и было бы странно удивляться куче новых ивентов каждый год, но в плане больших фестивалей город оставил нас чересчур голодными. А насыщенная фестивальная «диета» – важный показатель культурного развития города.

 

 

 2. Зато «Рок за Бобров» оказался крутым 

Давайте честно: к «Бобрам» в городе всегда чувствовалось легкое пренебрежение. Главный показатель – частые сравнения с «Нашествием»: «Ну, это как там, только не так страшно». А на деле оказалось, что «Рок за Бобров» в 2019 году – лучший фестиваль Минска. С одной стороны, это возвращает к предыдущему пункту (конкуренции-то ноль).

С другой стороны, это не отменяет явных заслуг фестиваля, главная из которых – мощнейший лайнап. Тут было все . И круто представленная локальная сцена: за совсем up-and-coming слот отвечала группа Panska Moc. За звезду урбан-молодежи – Бакей. За рок – «Дай Дарогу!». За легенду на все времена – Михалок. Добавьте сюда звездные привозы (Монеточка, «Мумий Тролль», Баста) и Юрия Дудя в качестве главного хедлайнера – и получится большое статусное событие, которое точно стоит своих денег.

 

 

 

 3. Шоукейсы – это кайф 

Одной из главных задач «Першака» как издания мне всегда виделось открытие новых беларусских имен. Здорово, что наша сцена в 2019 году – это постоянное развитие. А шоукейс-ивенты сильно облегчают нашу работу.

В этом году в «ОК16» впервые прошел фестиваль «Ритм». Там за копеечный билет (10 BYN – это же как обыкновенный диджейский привоз в «Хулиган!») ты весь вечер и ночь смотрел(-а) на выступления молодых и талантливых беларусов. Тот случай, когда Mustelide и Super Besse – оправданные хедлайнеры, а после них у тебя есть возможность выцепить множество крутых новых имен. Например, наша редакция там впервые увидела Блеск Бати – и это была любовь с первого взгляда (об этом – чуть ниже).

Кроме этого, «Бассота» успела провести сразу два «Фьючура». Тут все понятно из названия: это не привычная рейв-вечеринка, а возможность показать Минску артистов, на которых он, если все пойдет хорошо, будет выстраиваться в очередь в ближайшей перспективе.

 

 

 4. Корж. «Динамо». Движ 

Здесь все и так понятно. В тысячный раз что-то писать об этом концерте уже не хочется, поэтому просто любезно оставляем ссылку на наш репорт.

 

 

 5. Блеск Бати – батя и главное открытие года 

Человек в темных очках и ковбойской шляпе записывает гимны салунов, саундтрек для вестерна с Клинтом Иствудом и романтику «золотой лихорадки». Важный нюанс: эта музыка почему-то идеально работает в контексте сегодняшней Беларуси.

 

 

 Этот материал мы сделали в партнерстве с брендом Huawei, затестив новые наушники HUAWEI FreeBuds 3

Рассказываем тебе, почему слушать лучшие альбомы года в них – настоящий кайф:

  Это наушники открытого типа, но Huawei предусмотрел в них функцию активного шумоподавления, а это значит, что по двойному прикосновению к левому наушнику ты погрузишься в музыку полностью и сможешь расслышать все оттенки голоса твоего любимого артиста – в метро, в шумной компании или на паре.

  В HUAWEI FreeBuds 3 встроили специальный датчик, который умеет отличать твой голос от шума улицы и позволит прерваться на звонок – тебя отлично услышат, даже если ты будешь звонить с концерта.

  Футляр тоже непростой – в нем можно не просто хранить наушники, а заряжать, чтобы продлить время прослушивания до 20 часов. Футляр поддерживает технологию беспроводной зарядки и умеет заряжаться от смартфонов.

Стильные и функциональные, HUAWEI FreeBuds 3 станут твоим спутником в 2020 году и послушают вместе с тобой еще не один десяток классных альбомов.


 

 6. Судя по концертам и песням Бакея, у него все в порядке с художественным уровнем 

Мем смешной, а ситуация страшная – это про кейс Бакея, которому вдруг запретили давать концерты в областных центрах и не с первого раза дали «гастрольку» на минский гиг. Это в самом деле смешно: ну за что можно запретить выступать Владу? Призывы к бунтарству?

На минском концерте мы были – это мощное выступление окончательно созревшего артиста. Бакею и его команде осталось разобраться, как реализовать свой потенциал и за пределами Беларуси. Потому что солдаут в «ОК16» – это кайф, но нам давно хочется написать новость «Бакей проехал с успешным туром по Украине и России». В интервью Влад говорил, что аудитория продолжает увеличиваться. Верим, что дальнейший успех – это только вопрос времени.

 

 

 

 7. У Какоры вышел альбом! 

Наконец-то дождались. «Какорины глазки» вышли – и там есть все, за что мы любим музыку Артура. Мелодизм, хаотичные скачки от жанра к жанру, классный слог. Но главное тут другое. До выхода альбома долго не покидало чувство, что он сильно давит на Какору и не дает ему полноценно раскрыться.

Есть случаи, когда дебютный релиз – момент, превращающий артиста в звезду. А бывают случаи, когда «дебютник» – как раз проба пера и лучшая возможность понять, что именно ты хочешь делать со своей музыкой. И у Какоры – именно вторая история.

Осталось услышать, куда он поведет свою карьеру дальше. А пока можно перечитать наше интервью, чтобы чуть лучше понять, как устроен внутренний мир Артура.

 

 

 

 8. Нам нужно поговорить о Тиме Белорусских 

Холодный факт: за 2019 год Тима «уронил» столько стриминг-рекордов, что становится страшновато. 26 миллионов прослушиваний на альбомном плейлисте «Вконтакте» – это мощь. Тут очень просто сказать: «Фу, попса, надоел!» Но этого не хочется делать. Да, музыка Тимы Белорусских вряд ли будет играть в редакции 34 или на редакционных корпоратах (хотя «Незабудка»…). Но это не мешает нам бесконечно уважать Тиму за трудолюбие, нацеленность и дикую продуктивность. Респект!

 

 

 9. «Петля Пристрастия» пристрастила к себе всех 

В этот год Черепко и компания входили в статусе эдакого беларусского сокровища. Да, их давно знают и любят за пределами Беларуси, но сейчас их признание вышло на немножко другой уровень. Есть чувство, что «Гул» – это ключевой альбом в истории группы. Дело не в сопутствующих концертах, выезде на «Вечерний Ургант» или награде лучшей рок-группе на премии Jager Music Awards. Просто «Гул» – это самый убедительный альбом в дискографии группы. И тот случай, когда «злободневность» – не ленивый штамп, а лучшее описание происходящего на релизе.

 

 

 

 10. С «РСП» все тоже в полном порядке 

«Карняплоды любвi» – прекрасный камбэк-альбом. Он классно звучит, у него красивая история с успешной краудфандинг-кампанией. Фанаты говорят, что концерты группы – по-прежнему лучшая форма активной медитации.

Но в контексте «Першака» хочется в первую очередь вспомнить о нашем интервью. Для контекста: оно проходило в клубе TNT и сразу пошло не по плану. Вместо Паши и Дениса получился разговор с полным квартетом. Разговор, который проходил то на курилке, то вообще на заднем дворике клуба, – и роль интервьюера была не в том, чтобы задавать хорошие вопросы, а скорее в том, чтобы уводить разговор участников «РСП» в нужное русло. Обычно из таких хаотичных бесед выходят ужасные тексты. Но наш разговор с «РСП» – приятное исключение. Обязательно почитай, если еще не.

 

 

 11. Akute – еще один важный камбэк 

После трехлетней паузы со своим пятым альбомом вернулась и могилевская рок-группа. Там – все та же любимая всеми смесь синтов, гитар и въедливых припевов. С одной стороны, звучит все ровно так же, а с другой – на голову выше предыдущих релизов.

 

 

 

 12. Хочется сказать спасибо Старцеву за «Меломаны» 

Дворик за «Курилкой» на все лето превратился в приятное убежище от хаоса Зыбицкой и стал хорошей альтернативой Октябрьской. Там каждые выходные ставили классную музыку, проводили уютные концерты и в красивые стаканчики наливали нам напитки. Простая концепция «сделаем как в “Хули”, только на воздухе» сработала на все сто – осталось понять, будет ли у «Меломанов» второй сезон.

Palina, Dlina Volny, Super Besse, «Союз», Dee Tree, Fyodorovitch – уже внушительная концертная история. Добавь сюда привозы «Пасош», Mujuice, Sirotkin, «АлоэВера», «Наадя» – и получится вообще сказка.

 

 

 

 13. «Бассота» провела отличный год, но, кажется, слишком разбаловала свою публику 

В этом году объединение «Бассота» традиционно провело кучу ивентов, просаппортило близких артистов и устроило очередные «Именины». Хочется остановиться на последнем.

«Именины» превратились в мультилокационный фестиваль, главным концептом которого стал постоянный движ: и на танцполе, и между разными площадками, захватившими ивент. Всего их было пять. Вход на одну стоил 10 BYN, на все сразу – 30 BYN. И что-то похожее на огромную толпу образовалось только во дворике неподалеку от Enzo ночью субботы и на финальном выступлении DJ Krush вечером воскресенья.

Первый вечер своей заполненностью напоминал начинающую вечеринку средней руки, а дворик Hide и вовсе был скорее пустым, чем наоборот.

Не покидало ощущение, что ключевая проблема в публике, которая привыкла к совсем бесплатным или почти фри-ивентам, где от них требуется только «врываться» на танцполе. Раз в год заплатить 30 «бинов» за вход на масштабную и крайне важную для самих организаторов вечеринку – разве это проблема?

«Бассота» точно заслужила чуть больше уважения от Минска.

 

 

 14. «Союз» – наша радость 

Группа «Союз» выпустила свой второй альбом, который вышел на лейбле «Мастерская». Там – городская романтика, красивая музыка и очень много любви. Про «Союз» не хочется говорить штампами, лучше просто послушать «II» и сходить на ближайший концерт группы.

Под него очень классно гулять по городу, снимая клипы глазами, тем более, если ты слушаешь качественный звук в HUAWEI FreeBuds 3.

 

 

 


 15. «Мастерская» вдруг стала почти беларусским лейблом 

«Союз», Mustelide, Dee Tree – беларусский десант «Мастерской» очень радовал нас в этом году. Лейбл Ивана Дорна всегда ориентировался на хорошую нишевую музыку – и вдруг сложилось так, что в Беларуси ее оказалось в избытке. Один факт выпуска песен на хорошем лейбле не делает музыку автоматически крутой, но служит лишним показателем того, что сегодняшняя музыкальная сцена Беларуси – больше не замкнутый в себе манямирок.

 

 

 16. Palina окончательно перепридумала себя 

Круг замкнулся – у Полины вышел альбом «Грустные песни». У него практически нет точек пересечения с «Бесконечным апрелем»: это музыка уже повзрослевшей девушки, удачно разменявшей гитару и акустику на Ableton. Музыка стала холоднее, но тепло лирики Полины никуда не делось.

«Моя игра с самой собой», – говорила она в нашем весеннем интервью. И в этой игре Полина точно победила.

 

 

 

 17. Денис «Грязь» выпустил свой лучший релиз 

Вечный мрак, безысходность, темень – это хэштеги, которыми лучше всего описать музыку Дениса. Но главное в ней – в эти истории веришь, героями проникаешься, а настроение после таких релизов всегда чуть пессимистичнее, чем до него. Горячо советуем лайв-исполнение «4 высоток» – натурально захватывает дух.

А веселых песен от Дениса можно не ждать. Так он описывает свой процесс в нашем интервью: «Я уже сам слегка задолбался от этой чернухи, иногда специально хочется написать что-нибудь позитивное. Прошу у ребят какой-нибудь бит веселый, сажусь за текст, в конце смотрю, опять во втором куплете всех разорвало!»

 

 

 

 18. А у «ЛСП» опять не вышел альбом 

В этом году Олег с коллегами триумфально собрал «Минск-Арену». И здесь очень хотелось написать, что потом у «ЛСП» вышел альбом, не уронивший планку «Tragic City». Но нет, не вышел. Зато вышло сразу много отличных песен: «Патрон», «Автоплей», «Парень с блока» – с творческой формой у Олега по-прежнему полный порядок.

Не сидят без дела и другие участники концертного состава «ЛСП»: Den Hawk продолжает участвовать в трэп-коллективе Piggy Bang, Петя Клюев экспериментирует теперь и с техно.

 

 

 

 19. Минск – город вечеринок 

Все знают про «Бассоту», «Мечту» и «Сияние». В этом году список «рейвов-тысячников» пополнился сразу несколькими сериями ивентов: Locals, Fu-Ji, Beverly Pills, House in Da House, Winamp, Tonight – с огромной долей вероятности ты без проблем найдешь рейв, куда можно ворваться до 6 утра, примерно в любые выходные.

 

 

 20. В «Хулигане» поставили на поток крутые привозы 

Промо-группа Dreams Come True последние полгода делает все, чтобы на Октябрьскую ты ходил(-а) не по принципу «ну давай зайдем», а осознанно приходили слушать музыку топовых диджеев из Европы и Америки. Tornado Wallace, Krossfingers, Mehmet Aslan, Jamie Tiller, Lipelis – это неполный список имен, освеживших клубную сцену Минска в этом году.

 

 

 21. Лиса растет, мы радуемся 

В прошлом году мы писали о Лизе Костенко как о «следующей минской поп-звезде». В этом году Лиса дала первый большой сольный концерт (крутой!) и выпустила мини-альбом «Шелк» – такой же приятный, как и его название.

 

 

 

 22. Лера Яскевич – поп-музыка, которой должно быть больше 

Ты наверняка натыкался(-ась) на каверы Леры на песни Коржа, «ЛСП» и кого только не. Но с этого года она окончательно ушла в собственное творчество. Там – романтичные песни о молодости, которые с каждым новым синглом звучат все увереннее. Осенью у Леры вышло две песни: «Месяц» и «Она горит». Звучат так, что мы скоро начнем с удовольствием слушать не только радио «Плато», но и мейнстрим-станции. А пока можно перечитать наше летнее (и по времени, и по настроению) интервью с Лерой.

 

 

 

 23. Зарубежные фестивали – все еще лучший туризм 

В этом году мы продолжили выбираться на фестивали за пределы Беларуси. Выбор был широким, но особенно нам запомнились и полюбились киевский Atlas Weekend и фестиваль Flow в Хельсинки. В тысячный раз повторяем: концертный туризм – это прекрасно.

 

 

 24. Осенняя концертная оттепель 

В прошлом году нам очень не нравилось, что в Минске запрещают концерты всех подряд. Эта осень – серьезный шаг в верную сторону. Никто не просит тебя любить музыку одиозных русских рэперов, но лишать их возможности выступать в Беларуси под предлогом абстрактного «художественного уровня» – путь в никуда. И здорово, что за последние месяцы до нас наконец-то доехали люди, годами не получавшие «гастрольки»: Boulevard Depo, Loqiemean, Big Baby Tape и многие-многие другие.

 

 

 25. Drezden – это всерьез и надолго 

Новый проект Сергея Михалка выпустил второй альбом и наконец-то анонсировал первые концерты. Площадка амбициозная – в Минске это будет Falcon Club на 3,5 тысячи зрителей. Если скучал(-а) по концертам Михалка с принципиально новой программой, скорее беги за квитком и привыкай к мысли, что Drezden – не какой-то второстепенный сайд-проект, а флагманская музыка Сергея Владимировича на ближайшее время.

 

 

 

 26. Группа NaviBand изменилась – и им это к лицу 

В декабре NaviBand выпустили альбом «NaviBand» – не по сезону солнечный и бодрый поп-альбом, записанный в киевской студии Виталия Телезина (Drezden писались там же). Группа наконец-то нащупала свое звучание – простое, обаятельное и заедающее в голове. Наш материал к выходу альбома назывался «Конструктор из звуков» – представлять стоит только яркие и разноцветные кубики лего, серому и черному места на этом альбоме не нашлось (да и отлично).

 

 

 

 27. Big Baby Tape решил повоспитывать минскую публику – и был прав 

Самый спорный момент концертного сезона – российский рэпер прервал концерт, потому что ему не понравилось поведение минской публики. У нас выходила колонка на тему, если кратко: артист прав, главное на любом концерте – это взаимоуважение. Помни об этом, когда пойдешь на выступления любимых артистов в 2020 году.

 

 

 28. Если ты не слушал(-а) альбом Shuma, скорее исправляйся 

«Me, Mother» – это большая и важная запись о девушках и женщинах, материнстве, детях и любви к миру. В его основе – этнические беларусские напевы, получившие новую электронную обработку от продюсера Alexis Scropio. «“Me, Mother” – звуковая мистерия, которую мы посвящаем нашей Матери Земле, своим родителям и детям», – говорят участницы группы, записавшие этот альбом во время беременности.

Помедитировать под «Me, Mother» можно в HUAWEI FreeBuds 3, включив активное шумоподавление. Так никакие лишние звуки тебя не отвлекут.

 

 

 

 29. Лявон Вольский закрыл трилогию проекта Volski и дал концерт мечты в Prime Hall 

В феврале у Лявона вышел альбом «Гравiтацыя», а осенью он дал масштабный концерт-ретроспективу в Prime Hall. Трехчасовое действо, разбитое на акты, посвященные творчеству разных проектов музыканта: «Мроя», N.R.M, Zet и Volski. Как верно заметил на концерте Клюев, «Вольский – это основа».

 

 

 30. Это был интересный год для «Першака» 

Мы много писали о музыке, много ходили на концерты и с интересом следили за всем, что происходит на нашей сцене. А заодно – зарелизили на «Першаке» 8 альбомов, 13 синглов и 7 миксов. Заходи слушать!


ООО «Пиар Куб»

УНП 192452588

Ад «Музыкальнай газеты» да радыёкропкі: хто распавядаў пра электронную музыку ў 90-я?

Ад «Музыкальнай газеты» да радыёкропкі: хто распавядаў пра электронную музыку ў 90-я?

Тэматычныя медыя і першыя лэйблы.

Галоўныя героі беларускай электроннай сцэны 1990-х – хто яны?

Галоўныя героі беларускай электроннай сцэны 1990-х – хто яны?

Імёны, праекты, альбомы.

«Невозможно воспринимать эту жизнь на серьезных щах»: разговор с фронтменом «Снов Синей Собаки»

«Невозможно воспринимать эту жизнь на серьезных щах»: разговор с фронтменом «Снов Синей Собаки»

О кринжовых концертах, поисках своего «Вудстока» и иронии как броне перед критикой.

«Усім сарвала дах»: як выглядалі рэйвы 90-х?

«Усім сарвала дах»: як выглядалі рэйвы 90-х?

Танцы ў школах, ДК, гламурных клубах і ў сценах Белтэлерадыёкампаніі.

Як выглядаў першы беларускі рэйв?

Як выглядаў першы беларускі рэйв?

«Поўная вакханалія», паводле «Знамя юности».

Адкуль пайшла беларуская электроніка?

Адкуль пайшла беларуская электроніка?

Фестываль біг-біту, першыя сінтэзатары і электроншчына ў кіно.

Фотарэпорт: у Менску перазапусціўся «Рэактар»

Фотарэпорт: у Менску перазапусціўся «Рэактар»

Камбэк праз 13 гадоў.

Героі часу – 10 артыстаў новай беларускай сцэны

Героі часу – 10 артыстаў новай беларускай сцэны

Каго паслухаць, каб захапіцца сённяшняй беларускай музыкай.

Прэм’ера кліпа: Applepicker танчыць у Асмалоўцы і пад «кукурузінамі»

Прэм’ера кліпа: Applepicker танчыць у Асмалоўцы і пад «кукурузінамі»

Гісторыя пра бесклапотнага лайдака ў душэўных менскіх лакацыях.