Подающие надежды ветераны. Большое интервью с «РСП»

В конце прошлого года «РСП» вернулись со своим пятым альбомом «Карняплоды любві» , который удачно презентовали в «Брюгге».

 

Наш редактор Леша Горбаш встретился с участниками квартета в другом важном для минского рока месте – баре TNT. Там и случился наш хаотичный диалог. Хаотичный, потому что локация беседы менялась с курилки на парковку, а потом и на задний дворик.

Спикерами выступили сразу все музыканты группы – это тот редкий случай, когда в разговоре участвовал каждый из них. Если в начале с нами были только Паша и Денис, то к середине разговора подошел Андрей, а к финалу появился и Саша – удалось поймать их всех!

Поговорили обо всем: новом альбоме и краудфандинге, концертах, чувстве молодости и нескучном быте. Узнали, почему Денис ушел из театра (ну как узнали), сколько Саша экономит без алкоголя и как Паше удается сохранять «чувство полета».

25 апреля у «РСП» пройдет большой сольник в Re:Public. Читай интервью – и покупай билеты вот тут.

 

 

Подающие надежды ветераны

– Сколько лет в этом году исполняется «РСП»?

Паша: Думаю, четырнадцать.

– Были моменты, когда совместное сосуществование начинало придавливать?

Денис: Может, у других участников группы и было, но у себя я это пресекал на корню.

– Как решаете конфликты?

Денис: Да тут что ни ситуация, то конфликт. Стиснув зубы, продолжаем заниматься общим делом, потому что мы уже стали заложниками группы «РСП». Уже и хотел бы это бросить к херам собачьим, но концерты распланированы, гонорары, туры. И думаешь: «А, ладно, поиграю с ними».

Паша: Как Scorpions: ненавидят друг друга, но играют вместе. И прощальные туры каждый год дают.

Денис: А у нас каждый концерт практически последний.  

«Мы за 14 лет не переросли статус молодой группы»

– Есть чувство, что вы ветераны беларусской рок-сцены?

Паша: Дай бог, чтобы мы только беларусской рок-сцены были ветераны.

– Почему спрашиваю: бывают моменты, когда начинаешь понимать, что молодость осталась где-то там?

Паша: Нет, таких моментов не бывает, потому что мы за 14 лет не переросли статус молодой группы.

Денис: Подающей надежды. Даже на саундчеке чувствовали себя как какие-то лошпеки.

Паша: Как молодая и подающая надежды рок-группа.

– А как сохранять чувство молодости?

Денис: Пить.

Паша: Таблетки. Думаю, что главный рецепт – это не загадывать наперед, а просто радоваться тому, что мы вместе на сцене. За 14 лет было действительно много конфликтных ситуаций, но мы выходим на сцену и кайфуем друг от друга. И это самое важное: не терять чувство кайфа, полета.

– Насколько плотно вы общаетесь друг с другом?

Паша: На репетициях и на концертах.

– Наверное, это тоже как-то помогает. Условные семь дней в неделю…

Паша: Ну тогда нам придется всем пережениться друг на друге и стать одной семьей.

– Вы чувствуете, что со временем аудитория меняется? Или у вас есть какой-то костяк, который продолжает ходить на концерты и слушать музыку?

Паша: Мы продолжаем, на каждый концерт приходим.

Денис: Естественно, она меняется. Мне кажется, мы стареем, а аудитория молодеет.

Паша: Или наоборот: люди, которые были юны, по прошествии четырнадцати лет уже матерые аксакалы.

Андрей: Публика меняется, за последний год точно это заметил. Оно постоянно идет в потоке: любое изменение, независимо от политических и музыкальных норм, рано или поздно приходит.

«Мы стареем, а аудитория молодеет»

– Вы в комментарии к последнему альбому говорили, что купили две машины, но это не важно. А что важно?

Паша: Кстати, не знаю, что может быть важнее, потому что на одной из этих машин мы все время ездим на гастроли.

Андрей: Если она сломается, у нас не будет половины концертов. Это же скорость, мобильность, нужно везде успевать.

Денис: Нормальная тема: я вообще не представляю, как я раньше без машины жил. Я в нее сажусь, чтобы в магазин съездить. Быстрее пешком, но я все равно на машине.

– Сейчас все участники обросли семьями?

Денис: Ну, видимо да.

– А насколько это меняет творческий процесс?

Денис: Мне кажется, становится меньше времени на творчество. Раньше у тебя не было семьи и ты все свободное время проводил в творчестве, оно заменяло тебе семью.

Андрей: Я тебе жену или мужа заменял?

Денис: Конечно, жену.

Андрей: А ты мне тогда кого?

Денис: Тоже жену!

 

 

«Было желание завязать с работой и заниматься только "РСП"»

Пустые фразы против самоиронии

– «РСП» на сегодня – это культовый и важный для Минска коллектив. Вы это осознаете?

Денис: Не осознаем, пустая фраза абсолютно. Нельзя жить с этим осознанием, потому что это путь к заносчивости и гордыне.

Андрей: Постоянно должна быть самоирония по отношению к себе.

Денис: Если ее нет – звезда во лбу и вперед.

– А какие амбиции у коллектива, который уже 14 лет выпускает музыку?

Денис: Из амбициозных планов у нас собрать Re:public 25 апреля, потом Prime Hall, Falcon, Дворец спорта, «Минск-Арену» и «Динамо».

– Вот, к слову, про самоиронию.

Денис: Ирония только в том, что я назвал «Дворец спорта».

– У меня всегда было ощущение, что «РСП» – это в хорошем смысле «минская» история: группа, которую здесь хорошо примут и поймут. Насколько для вас важно отражать город в песнях?

Андрей: Не столько город, а в целом Беларусь, социально-политический уклад. Но я не думаю, что в России что-то сильно отличается, тем более сейчас. Строчка «Ты праснуўcя: здравствуй, жопа, пасярэдзіне Еўропы» применима и к европейской части России. Может, сейчас в Киев поедем.

Паша: В Украине мы вообще никогда не играли, а в Россию давно не ездили.

– У вас за эти четырнадцать лет было желание завязать с музыкой и переключиться на что-нибудь еще?

Денис: Мы не занимаемся только «РСП», есть еще разные дела. Как минимум, работа, которая приносит какие-никакие деньги.

Паша: Было желание завязать с работой и заниматься только «РСП».

– «РСП» вас не кормит на 100%?

Денис: На 100% – нет. Мы очень прожорливые.

Паша: Я не знаю беларусских групп, которые бы смогли себя только этим прокормить.

Денис: Ну а что, Brutto какие-нибудь, Nizkiz, может, «Петля Пристрастия» сейчас как-нибудь пойдет.

Паша: Мы примерно на одном уровне с «Петлей» находимся: наверное, у них чуть больше популярность. И у них тоже рисковые шаги: Черепко уходит из театра, и мы сейчас тоже немножко вагаемся, но лично я не ухожу из театра из-за того, что мне там интересно. Но если ситуация сложится так, что все уходят, появляется расписанный тур, то почему бы и нет.

– Сейчас сильно развился стриминг. Получаете с него что-нибудь?

Андрей: Мы только недавно залили наш альбом на все эти стриминговые платформы.

– Весь доход «РСП» – это концертная деятельность?

Паша: Концерты, мерч, его мы сейчас активно делаем: «бананки», байки, зажигалки, значки вот предлагают. Не знаю, нужно ли идти на такую авантюру.

 

 

Нескучный быт и театр

– Как вы спасаетесь от скучного быта?

Денис: Быт – он не скучный. Это такое нескучное занятие – справляться с бытом. Мне вот, к примеру, хочется поскучать. Но хер тебе дадут это сделать, надо все время чем-то заниматься. Не знаю, когда в последний раз скучал.

– Что веселого было в быту в последнюю неделю?

Денис: Все веселое. У меня унитаз то смывает, то не смывает, я уже за*бался его чинить. Я уже три раза шланзик менял, поплавок менял: в моих руках он работает, но как только кто-то другой идет в туалет – все, жди беды. Значит, нужно сидеть рядом и быть на страже, потому что придется нырять и чинить унитаз.

– А когда вы где-то бываете или выступаете, у вас не возникает ощущения, что поколение сильно изменилось и люди уже не те?

Паша: Был момент, когда мне казалось, что я вообще старый. Все блогеры сейчас, у всех какие-то каналы.

Денис: Так это нормальная тема, это хорошо. Было бы странно, если бы я вышел на улицу и все осталось также, как двадцать лет назад: вот это было бы странно, застыть во времени.

Паша: С одной стороны, все сильно ускорилось. Ты уже на новостной ленте не заостряешь внимание, тебе мало, и от этого теряется литературный стиль. Я уже не помню, когда я читал длинный пост, появляется мозаичное сознание, ты не можешь сконцентрироваться надолго. С другой стороны, мир так меняется, и, может быть, это и к лучшему.

«Послушай Joy Division: там вообще х*й пойми, что происходит»

Денис: Поэтому такие модные веяния, как дауншифтинг и релаксация, – это все от бешеного темпа жизни. А человеческой природе не свойственно напрягаться, ей свойственно приходить к комфорту, поэтому все эти новомодные течения возникают не от хорошей жизни.

– Как у вас с театром сейчас?

Паша: У меня – хорошо. Сейчас сделали новый спектакль, называется «Доля ливня». Театр развивается, ищет новое. Ушел оттуда один из режиссеров, пришел новый, Валентин Мопацек. Интересный: наполовину поляк, наполовину румын. Все движется, все развивается.

– Денис, а ты ушел из театра. Почему?

Денис: По кочану.

Черепко говорил, что он уходит, чтобы сконцентрироваться на главном. У тебя как получилось?

Денис: Я в этом плане не оригинален: я ушел тоже, чтобы сконцентрироваться на главном.

– В случае Черепко – это «Петля пристрастия», а что у тебя?

Денис: Ну я не то чтобы проснулся и меня осенило, нет: это решение приходило постепенно, и оно пришло. Сожаления об этом нет, это какой-то верный шаг вперед.

 

 

«Интересно, нет ли у людей, задонативших на альбом, разочарования после его прослушивания»

Альбомы «РСП», краудфандинг и Joy Division

– Какой альбом у «РСП» ваш любимый?

Денис: Они все хороши. Иногда забывается, между альбомами большие паузы по 2-3 года, и ты уже хреново помнишь, что ты там два года назад записывал. Мы песни эти исполняем, но это звучит не так, как в записи. Они все разные: по звучанию, по настроению, поэтому нельзя сказать, какой альбом у нас любимый – мы их все ненавидим.

Андрей: Четко прослеживается отражение времени в каждом альбоме, потому что интервалы между пластинками достаточно значимые.

Паша: Тебе, конечно же, нравится ближайшее, то, что самое свежее. Хотя проходит время, ты эту песню не играл пять лет, услышал и думаешь, что звучит-то интересно. На последнем альбом мы с Олегом Доманчуком, который его сводил, хорошо сработались: он какие-то идеи предлагал, как тут лучше сделать и какой звук найти.

Иногда слушаешь и думаешь: трэш, как альбом «Не наливай», который сводил Жуков.

Денис: Но он звучит в стилистике того материала, а материал там тяжелый.

Андрей: Он интересно записан был – «пачкой». Мы хотели «грязного» звучания. Все инструменты перекликались:

Жуков долго этот альбом сводил, пытаясь не убить эту фишку.

Паша: Может, слишком долго, что сказалось...

Денис: Замечательный альбом: к сведению у меня вопросов нет, все слышно. Послушай Joy Division: там вообще х*й пойми, что происходит.

– Вы удивились тому, с какой скоростью на краундфандинге собралась сумма на альбом?

Паша: Песни были написаны и записаны, а на сведение уже не хватило. И мы за неделю мы собрали нужную сумму и думали, мол, да ну нафиг, такого не может быть. Это шок. Сумма вроде небольшая (3500 BYN – 34), но очень приятно, когда ощущаешь такую мгновенную поддержку. Для меня было приятным удивлением, что люди так откликнулись.

Денис: Мне интересно, нет ли у людей, задонативших на альбом, разочарования после его прослушивания.

– Как у вас вообще идет работа над альбомами?

Денис: Обычно есть песен семь, которые мы постепенно сочиняем. Некоторые мы исполняем на концертах, а потом думаем: надо записать альбом. Тогда уже пинок под зад – и ты дописываешь песни три-четыре, которые никто не слышал. Концепции как таковой у нас никогда не было.

Паша: Это всегда постепенный процесс. Альбом собирается в течение двух-трех лет, за это время сочиняется 9-12 новых песен, которые мы играем на концертах по мере их поступления, и когда мы понимаем, что выстраивается полноценная программа, ее можно записать.

 

 

«Все закончится на Калинина»

– За остальной беларусской музыкальной сценой следите?

Андрей: Конечно, невозможно не следить.

Денис: Мне «Паньска Моц» нравится. Приглянулась песня «Улыбка», я ходил и неделю ее слушал.

Андрей: Еще TonqiXod. Жалко, что их уже нет, такого формата не хватает. Они появились, показали, что может быть и такая музыка, и исчезли.

Паша: Из свежего бывшие музыканты из проекта Yellow Brick Road, группа «Страх». Очень клевый материал, серьезный проект.

– Чувствуется вообще, что сцена развивается?

Паша: Мы ехали в машине и услышали по радио песню Navi – офигенно. Там же Ярик из «Паньска Моц» звукорежиссер. Если сравнить с тем, что они делали раньше, то они стали интереснее.

Саша: И электронная сцена у нас. Я на рейвы не хожу, но вижу, что она бьет ключом. Если мне врубить каких-нибудь ребят с британского лейбла и наших, я вообще не отличу их друга от друга. И заведения развиваются, и Radio Plato вот появилось, клево чуваки делают.

– А в плане заведений есть места, которых вам не хватает? Мы сейчас говорим в TNT – кажется, это прямо ваше.

Денис: «Берлин» вроде какой-то открыли….

Саша: В TNT есть стиль, но я бы не сказал, что это наш клуб, мы здесь в третий раз играем. У нас был другой клуб…

«Это такое нескучное занятие – справляться с бытом»

Паша: Я сегодня знакомого звукаря встретил, и он такой: «О, ну что, в “Граффити”?»

– А с «Граффити» многое связано?

Денис: Мы там начинали и, собственно, там и закончили.

– Что-то екнуло, когда вы узнали, что заведение продается?

Денис: Да нет, мы какие-то бессердечные.

Саша: Да это как школу закончить: период жизни, выпускной.

Паша: Мы вчера там были. Кажется, ничего не изменилось, никто не собирается ничего покупать.

Денис: Никому не нужно это «Граффити», будут они там еще двадцать лет сидеть. Я слышал такой тренд, что Зыбицкая перекочевала на Революционную, а оттуда на Раковскую: это такой тренд, что все будет перемещаться внутри города, а на Калинина закончится.

Андрей: Было бы классно, если бы из «Граффити» сделали неформатный музей. Они и занимались тем, что вытягивали из подвалов интересные коллективы, которые в последующем выходили на большие площадки.

Саша: Сейчас такое время, когда нужно быстро меняться, приспосабливаться.

 

 

«Было бы странно, если бы я вышел на улицу и все осталось также, как двадцать лет назад»

Концерты, гипсы, похмелье

– Когда группы выступают очень много лет, концерты дают какие-то эмоции, или это уже рутина?

Паша: Это нас и тянет на сцену, каждый раз новый всплеск эмоций. Тут нет рутины, каждый концерт как в первый раз. Сцена же – это как лакмусовая бумажка, как увеличительное стекло: по артистам видно, когда для них концерт превращается в рутину. Как бы они ни улыбались и ни делали вид, что им интересно, им неинтересно. Но я думаю, что у нас такого нет и не будет. Наши концерты редки, но метки.

– А был какой-то концерт, который больше всего запомнился?

Саша: Мне последний концерт в TNT понравился, потому что новая для нас площадка была.

Паша: В «Брюгге» тоже была хорошая презентация альбома.

Денис: Они запоминаются из-за каких-то курьезов. Мне запомнился концерт в Березе: он был десять лет назад, я тогда на костылях был.

Андрей: Очень значимый концерт был, когда существовал «Реактор». Из презентации «Не наливай» костюмированное шоу получилось, потому у Дениса была сломана нога и мы его реально вывезли на каталке, переоделись в медицинские одежды и такое шоу получилось.

Саша: Кстати, из новых минских группы мне нравится «Бронепаровоз».

– Какие у вас отношение с алкоголем сейчас?

Паша: Я не пью.

Саша: Я тоже перестал выпивать, но у меня были серьезные проблемы с алкоголем, и сейчас я не выпиваю приличное количество времени. Я даже завел себе приложение: оно считает дни, сколько я не пил, считает деньги, которые я сэкономил, и на какой я стадии обновления. Я сейчас на стадии обновления сперматозоидов, это четыре месяца без алкоголя.

– Сколько можно сэкономить?

Саша: У меня доза в день была минимум 200 грамм крепкого спиртного помимо слабоалкогольных напитков. И за это время я сэкономил 560 рублей и не выпил 16 литров спиртного. Но скажу, что сейчас так же грустно, и так же весело.

Денис: А я за рулем все время, где ж там выпьешь.

– Лучшее лекарство от похмелья по версии «РСП»?

Саша: Сон.

Андрей: Перед сном выпить аспирин.

Денис: С утра 50 грамм, с огурчиком.

Паша: Есть теория, что нужно просто переждать, хоть тебе и будет херово.

Денис: Ты так можешь и крякнуться.

Саша: А с бодуна мастурбация, секс и физическая нагрузка нормально помогают.

Фота: Кірыл Кудзянаў

Прэм’ера кліпа: Applepicker танчыць у Асмалоўцы і пад «кукурузінамі»

Прэм’ера кліпа: Applepicker танчыць у Асмалоўцы і пад «кукурузінамі»

Гісторыя пра бесклапотнага лайдака ў душэўных менскіх лакацыях.

Ад аўдыякасеты да Мексікі  – шлях гурта Nürnberg

Ад аўдыякасеты да Мексікі – шлях гурта Nürnberg

Як сабраць 6,7 мільёнаў праслухоўванняў трэкамі па-беларуску?

Дом, который построил Никита Орлов. Каким получился новый альбом Applepicker

Дом, который построил Никита Орлов. Каким получился новый альбом Applepicker

Участник «СОЮЗа» рассказывает про каждый трек своего сольника.

Сберечь тепло. Как живет Макс Корж?

Сберечь тепло. Как живет Макс Корж?

Как поменялся самый популярный беларусский артист за последние годы?

Семь лучших беларусских альбомов 2022 года

Семь лучших беларусских альбомов 2022 года

Музыка, которая лечит.

9 главных событий беларусской сцены последнего времени

9 главных событий беларусской сцены последнего времени

Сразу несколько кандидатов на звание «альбома года».

Чем дышит беларусская музыка последние месяцы?

Чем дышит беларусская музыка последние месяцы?

Появляются классные вещи.

Фоторепорт: #mybloodyfestival в Лукишской тюрьме

Фоторепорт: #mybloodyfestival в Лукишской тюрьме

Десакрализация места с мрачной историей.

Stazhery, Виталий Артист, «импли» – кто еще выпустил новую музыку?

Stazhery, Виталий Артист, «импли» – кто еще выпустил новую музыку?

Рассказываем о новых релизах и начинаем планировать лето.