Пять мыслей о фестивале Flow 2019

Фестиваль Flow в Хельсинки – хорошая возможность вырваться из летней рутины и заодно посмотреть на больших звезд что вчерашнего, что сегодняшнего дней. Ехать сравнительно недалеко, а если продумать все заранее, то и умеренно дорого. Но организация и подбор артистов в любом случае окупают все затраты.

 

 На Flow отлично подбирают хедлайнеров 

В этом году есть сразу три отличных примера.

The Cure. Ветераны сцены с всегда масштабным шоу, которое даже на фестивалях длится под два часа. Нового альбома от The Cure ты можешь и не дождаться, а вот увидеть их живьем – обязательная галочка для твоей концертной биографии. Потому что надо ведь услышать живьем «Boys Don’t Cry» и «Lovesong».

А по ходу выступления оказалось, что это не просто галочка, но и два часа отменной, проверенной временем музыки. Роберту Смиту 60, а энергии в нем столько, что у нас невольно появляются вопросы ко многим молодым группам.

Erykah Badu. Артистка тех масштабов, что можно не любить ее музыку и не слышать ни одного альбома, но когда она во время выступления скажет поднять руки – ты их тут же поднимешь. Потому что глыба, живая легенда и любимая певица твоих любимых певиц.

James Blake. Молодой артист на творческом пике, в этом году выпустивший а) свой лучший альбом, б) один из лучших релизов-2019. Британец очень напоминал застенчивого ворона, на которого вдруг уставилось несколько тысяч человек. Самый трогательный момент фестиваля – Блейк смущенно смеется, пару раз сбивается, но в итоге все же просит зал перестать аплодировать, «а то я не успею последнюю песню сыграть». Самый впечатляющий момент фестиваля – финны слышат первые ноты песни «Retrograde» и кричат так, будто это главная песня в их жизни. И на следующие пять минут примерно так и было.

Tame Impala, Solange, Robyn, Blood Orange, Father John Misty, Stereolab – это не список артистов, которых мы бы хотели увидеть тут через год, а люди, которые выступали на Flow в 2019 году. Не лайнап, а мечта.

 

 

 Здесь думают об экологии – и предлагают задуматься тебе 

 

Одна из многолетних фишек Flow – евро, который ты можешь получить за сданную пластиковую бутылку или жестяную банку. В этом году большинство точек для сдачи мусора превратили в донейшн-споты: сдаешь бутылку, но твой евро автоматически уходит на помощь окружающей среде. Рядом с каждой такой палаткой стоял счетчик донатов, которые к концу фестиваля перевалили за 10 тысяч евро.

Добавь сюда комфортный вход, отдельные зоны для людей с инвалидностью и прочие удобства, которые делают пребывание абсолютно всех посетителей Flow комфортным. После фестиваля ловишь себя на мысли, что начинаешь обращать внимание на городские недочеты, которые проходили мимо тебя до феста.

 

 

 Трехдневный формат – отличная возможность изучить Хельсинки 

 

Столица Финляндии – не тот город, которому нужно уделять неделю. Несколько дней активно туризма – и ты будешь знать о Хельсинки все, что нужно. На 34travel есть актуальный гайд, обязательно воспользуйся.

Если лень читать, три коротких совета. Просто погуляй по центру – там красиво и умиротворенно. Сходи в музей «Киазма» – он все время обновляется, будет познавательно. Чтобы не разориться, ищи места с турецкой и непальской кухней. По городу их огромное множество, в большинстве есть либо опция огромного ланча за 10 евро, либо шведский стол за 12 – предложения лучше ты не найдешь.

 

 

 Поездка на Flow – шанс отработать собственный тревел-флоу 

 

До Хельсинки можно добраться напрямую на самолете, но разве тебе это нужно? Предлагаем сразу два альтернативных маршрута.

Минск – Петербург – Хельсинки. До Питера добирайся, как тебе удобнее. Оттуда до Хельсинки ходят маршрутки, автобусы и красивые электрички. Приятный бонус: лишний день (а то и два) в летнем Питере.

Минск – Таллинн – Хельсинки. До эстонской столицы удобнее всего добираться автобусом Lux Express. Оттуда в Хельсинки пять раз в день ходят паромы – успеешь и новый город зацепить, и медитативно релакснуть на воде.

 

 

 Главный лайфхак: маленькие сцены – это важно  

 

Главное сокровище Flow – сцена Balloon 360. Устроена она, как и следует из названия, в форме круга: в центре небольшая сцена, вокруг – сидячие места и пространство для любителей танцев и стоячих концертов.

Ежегодно ее отдают на откуп либо людям, о которых ты никогда не слышал(-а) до этого, но точно пойдешь гуглить прямо во время выступления, либо ходячим легендам и большим артистам, выступление которых уместнее выглядит в сидячем зале.

В этом году хочется выделить сразу троих.

 

 BCUC 

BCUC – массивный (в плане количества человек) коллектив из ЮАР, который выходит на сцену, чтобы давать огня. Их сет стоял в 23:00 первого дня фестиваля – когда публика уже и подустала, и не до конца влилась в фестивальный ритм. Африканцам это не помешало раскачать уставший зал и напомнить, что на фест ты, вообще-то, приезжаешь танцевать.

 

 Nubya Garcia 

Nubya Garcia – британская саксофонистка играет джаз, вдохновленный ее карибским бэкграундом и африканской культурой. На выходе получается музыкальный праздник и лучший фестивальный экспириенс: когда твой план – это зайти на артистку на пять минут и идти дальше, а в итоге через 45 минут расстраиваешься, что сет уже заканчиваетс

 

 Pharaoh Sanders Quartet 

Pharaoh Sanders Quartet – тот случай, когда вывеска работает сама по себе. Фэроу Сандерс – 78-летний джазмен, успевший поиграть с Джоном Колтрейном и собрать несколько великих групп самостоятельно. Хотя это случай, когда регалии абсолютно вторичны. Тут работает магия: вот пожилой мужчина с палочкой с трудом, но без посторонней помощи, поднимается на сцену. Вот он приветствует зал. И вот он начинает играть – а ты сразу забываешь и про палочку, и про возраст, и про вообще все на свете. Когда человек в 78 лет катается по миру, чтобы дарить радость и увлечение джазом принципиально другим поколениям, – это кайф, восторг и любовь.

 

 

Ад «Музыкальнай газеты» да радыёкропкі: хто распавядаў пра электронную музыку ў 90-я?

Ад «Музыкальнай газеты» да радыёкропкі: хто распавядаў пра электронную музыку ў 90-я?

Тэматычныя медыя і першыя лэйблы.

Галоўныя героі беларускай электроннай сцэны 1990-х – хто яны?

Галоўныя героі беларускай электроннай сцэны 1990-х – хто яны?

Імёны, праекты, альбомы.

«Невозможно воспринимать эту жизнь на серьезных щах»: разговор с фронтменом «Снов Синей Собаки»

«Невозможно воспринимать эту жизнь на серьезных щах»: разговор с фронтменом «Снов Синей Собаки»

О кринжовых концертах, поисках своего «Вудстока» и иронии как броне перед критикой.

«Усім сарвала дах»: як выглядалі рэйвы 90-х?

«Усім сарвала дах»: як выглядалі рэйвы 90-х?

Танцы ў школах, ДК, гламурных клубах і ў сценах Белтэлерадыёкампаніі.

Як выглядаў першы беларускі рэйв?

Як выглядаў першы беларускі рэйв?

«Поўная вакханалія», паводле «Знамя юности».

Адкуль пайшла беларуская электроніка?

Адкуль пайшла беларуская электроніка?

Фестываль біг-біту, першыя сінтэзатары і электроншчына ў кіно.

Фотарэпорт: у Менску перазапусціўся «Рэактар»

Фотарэпорт: у Менску перазапусціўся «Рэактар»

Камбэк праз 13 гадоў.

Героі часу – 10 артыстаў новай беларускай сцэны

Героі часу – 10 артыстаў новай беларускай сцэны

Каго паслухаць, каб захапіцца сённяшняй беларускай музыкай.

Прэм’ера кліпа: Applepicker танчыць у Асмалоўцы і пад «кукурузінамі»

Прэм’ера кліпа: Applepicker танчыць у Асмалоўцы і пад «кукурузінамі»

Гісторыя пра бесклапотнага лайдака ў душэўных менскіх лакацыях.