Teslasuit: костюм будущего
- 09.02.2018
- 27548
Если ты еще не знаком(-а) с виртуальной реальностью, самое время поторопиться: скоро одних шлемов будет мало. Для полного погружения в другие миры создан Teslasuit – костюм, оснащенный электростимуляцией. Презентация Teslasuit в Минске прошла на конференции DevGamm. Мы встретились в офисе компании с директором по маркетингу Денисом Дыбским и операционным директором Дмитрием Михальчуком и узнали, как разработка откроет для геймеров новый дивный мир и избавит нас от очередей в поликлиниках.
Мы находимся в просторном офисе Teslasuit в Минске, хотя он больше напоминает секретную лабораторию: тут и паяют, и шьют, и программируют. Сейчас офис занимает почти целый этаж – 500 квадратных метров, но в планах – расширить пространство. Здесь проводят исследования и разрабатывают одежду, которая вот-вот изменит наше представление о виртуальной реальности.
Teslasuit – это умный костюм, который помогает полностью погрузиться в VR. Он оснащен системой захвата движений, климат-контролем, биометрическими датчиками. Проще говоря: все, что происходит в компьютерной игре, ты можешь почувствовать на себе благодаря электрическим импульсам.
Teslasuit – это зарегистрированная торговая марка, названа в честь Николы Теслы. Не имеет никакого отношения к Tesla Motors.
Второй офис Teslasuit находится в Лондоне. Там сосредоточена работа менеджеров.
Денис и Дмитрий только что прилетели оттуда, а до этого подняли на уши весь Лас-Вегас, где проходила CES– самая крупная выставка потребительской электроники в мире. Среди 4000 компаний и 2 000 000 квадратных метров со стендами (по площади это примерно как 280 футбольных полей) именно к Teslasuit первым делом пришел Палмер Лаки, один из основателей Oculus VR, и высказал свое уважение. Он – тот самый человек, который запустил волну интереса к VR.
«Если раньше нам приходило 200 писем в день, то теперь – 2000», – устало посмеивается Дмитрий.
«Если раньше мы работали по 16,5 часов в сутки, то теперь – по 18», – бодро добавляет Денис.
Достаточно цифр. Рассказываем, как команда беларусов создает нечто действительно выдающееся.
Денис
Дмитрий
Идея 19-летнего гения
Сергей Хурс – главный разработчик и основатель Teslasuit. Сейчас ему 25 лет. Он погружен в свои мысли и не особо заинтересован в разговорах: посидев с нами пять минут, решительно уходит работать дальше.
Сергей родился в Бресте и с 8 лет ловко орудовал паяльником. Его отец работал на предприятии, которое занималось электроникой, и привил сыну любовь к технике. Когда Сергей ездил в Минск, большую часть его багажа занимал именно паяльник.
В БНТУ он изучал робототехнику и в 19 лет выступил с докладом, в котором предположил саму возможность существования умного костюма. В 20 лет впервые представил проект Teslasuit. Тогда он работал над 5D-кинотеатрами и понимал, что даже этого недостаточно для полного погружения в виртуальную реальность. И в 2012 году Сергей основал Teslasuit.
Основная сфера применения умного костюма – игровая индустрия. Ты надеваешь его и ощущаешь все, что видишь в игре. Если находишься в пустыне – тебе тепло, если среди льдов – холодно. Мозг не чувствует себя обманутым, потому что для него нет расхождений в картинке и тактильных ощущениях. За это в Teslasuit отвечает климат-контроль.
Еще костюм смогут применять для спорта. Например, в гольфе. «Снимаем мерки» с профессионального гольфиста, фиксируем его движения и оцифровываем. Облачаем непрофессионального гольфиста в костюм и VR-шлем. Система захвата движений считывает его положение и сравнивает с эталоном. Если игрок что-то делает не так, то система подает сигнал именно в ту часть тела, которой требуется корректировка перемещения. Конечно, настоящего тренера Teslasuit не заменит, но поможет улучшить свою технику за гораздо меньшую сумму.
Также Teslasuit поможет сэкономить на обучении узкоспециализированных сотрудников: например, работников на буровой скважине. В виртуальной реальности можно воссоздать эту скважину и заранее дать базовые навыки соответствующим людям. Это поможет им не растеряться на местности.
«Костюм сшили быстро: клей еще сох, пока команда летела в Англию»
И наконец, самое важное – медицина. Teslasuit – это не просто VR-костюм: это умная одежда. Она учитывает вопросы биометрии и биостимуляции, считывает активность мышц. Сейчас разработчики создают нейросеть, которая будет распознавать базовые заболевания. Ее вошьют в специальную майку, которую нужно будет просто носить. Это позволит не ходить по поликлиникам – можно отправить врачу файл с историей своего состояния, на основе которого он поставит диагноз. Костюм поможет остановить распространение инфекций и эпидемий, оказать помощь при нарушениях вестибулярного аппарата и мелкой моторики, реабилитировать людей после инфарктов и инсультов.
Сергей поверил в свою идею и стал зарабатывать деньги на других проектах, чтобы воплотить мечту в реальность. Собрал небольшую команду, и довольно скоро об их разработке узнал BBC: там как раз снимали документальный фильм про отношения на расстоянии, и Teslasuit довольно удачно вписывался в сценарий. Ребятам предложили приехать в Лондон, если у них будет готов прототип костюма. Костюм сшили быстро: клей еще сох, пока команда летела в Англию.
После съемок Сергей зашел в гости к Дмитрию. До этого они не были знакомы: их познакомила сестра Дмитрия, которая не особо разбиралась в технологиях, но решила «свести» этих людей. С этого момента Teslasuit стал бизнесом.
«Со временем появится свой мессенджер, который позволит прикоснуться к человеку на расстоянии»
Застрять в Лондоне на 17 лет
Когда Дмитрию было 6 лет, его отец сделал компьютер из пузатого телевизора «Горизонт» – просто так, дома, на коленке. Маленький Дима воодушевился и стал разбирать и собирать будильники, освоил язык программирования «бэйсик» и уже в первом классе написал программу для калькулятора.
«В школьном аттестате у меня была пятерка по информатике по пятибалльной системе, при этом я посетил два урока: на первом я показал реферат, от которого учительница просто присела, а на втором отремонтировал всю технику в кабинете. Оказалось, что принтер работал!» – со смехом вспоминает Дмитрий.
Он закончил БГУИР и свою карьеру начал в филиале французской фирмы, которая базировалась в Минске. Там создавали роботов, которые манипулировали кремниевыми пластинами, где выращивали чипы. 20 лет назад у них во всем мире не было конкурентов.
«Потом я должен был ехать в Кремниевую долину через Нью-Йорк. Но тогда как раз случился теракт 11 сентября, и рейс отменили. Я был в Лондоне и в итоге завис там на 17 лет», – продолжает операционный директор Teslasuit. Там он решил прокачать свое образование и стал изучать электронику, информатику, бизнес-администрирование, финансы, маркетинг. Основал свое маркетинговое агентство в Лондоне и занимался этим больше 10 лет. Потом учредил еще пару компаний, в которых делали дроны и создавали умные дома. Тогда на пороге офиса Дмитрия и появился Сергей. Ему понравилась лаборатория Дмитрия, и они решили поработать вместе.
Teslasuit как бизнес
«У ребят уже был MVP – minimum viable product. Важно сделать минимально жизнеспособный продукт: нужно собрать рабочую модель, которая покажет, что ваша идея осуществима. Сама по себе идея ничего не стоит. Сперва нужно выстроить структуру и стратегию. Нужно понять, где вы хотите очутиться через 5 лет со своим проектом, каких целей он должен достичь, какие проблемы должен решить в мире», – переходит Дмитрий к бизнес-составляющей стартапа.
В самом начале Teslasuit запустила краудфандинговую кампанию и успешно провалила ее. Это было стратегическим решением: нужно было понять, есть ли спрос на умный костюм. Взвинтили огромный ценник, поставили цель – собрать 250 000 фунтов стерлингов. В первые три дня собрали 35 000 фунтов – на тот момент это было около 48 000 долларов. Если бы все же собрали нужную сумму, то это было бы обещанием продать продукт, который тогда еще не был готов к использованию.
«В самом начале проекта необходимо сделать валидацию. Нужно показать людям, что ваш продукт что-то решает. Есть огромное количество приложений, которые просто копируют функционал друг друга, но при этом не решают никаких проблем. Еще важно сколотить команду, которая вместе переживет первый год. Это большая часть успеха. Первый год – самый сложный: вам не хватает денег, знаний, экспертизы. Во второй год становится немного проще, но все равно он менее успешен, чем третий или пятый», – говорит Денис.
Кстати, первые четыре года команда Teslasuit работала бесплатно: просто потому, что верила в идею. Финансирование пришло только весной 2016 года: появились инвестиции от частных инвесторов. Сейчас Денис и Дмитрий охотно делятся своими знаниями по выводу продукта на рынок: выступают на Social Weekend, Venture Day Minsk, на разных мастер-классах. Дима консультирует по бизнесу, Денис – по маркетингу. Рассказывают, как искать деньги и как разговаривать с инвесторами и венчурными фондами.
«С самим Стивеном Спилбергом мы не знакомы. Но скажу больше: Warner Brothers написали нам сами»
«Стартаперы могут гореть идеей, но не понимать, как вывести ее на рынок. Если вкратце, нужно ответить себе на такие вопросы: что вы делаете, для чего и для кого. Сначала ведь все делают продукт для себя. Но нужно уметь объяснить даже 6-летнему ребенку, зачем нужен твой продукт, какую проблему он решает, в чем его необходимость. Если получится объяснить ребенку – получится объяснить и инвестору. Инвестор – это бизнесмен, который видит перспективу. Важна хорошая презентация и детальная проработка бизнес-плана. Если нужны деньги на дополнительные исследования, их тоже нужно включить в бизнес-план. Но это, конечно, нужно обосновать. Мы считаем каждую копейку, и это важный аспект стартапа. Любой инвестор в любой момент имеет право спросить, на что ты тратишь финансы», – дает совет Дмитрий.
Устройство и разработка костюма Teslasuit
Про устройство костюма с удовольствием рассказывает Денис Дыбский. Он родился в Бобруйске, учился в Могилеве на историческом факультете. К 4 курсу успел поработать во множестве сфер, начал изучать маркетинг. В итоге вышел на одно небольшое рекламное агентство, которое предложило ему переехать в Минск. Денис стал партнером, директором и соучредителем. Полтора года поработал там, познакомился с командой Teslasuit и полностью погрузился в это дело. Здесь он отвечает за маркетинг и коммуникации.
Итак, в разработке костюма задействованы электронщики, программисты и швейное производство. Важно учесть нюансы красоты, носкости, удобства, физиологии, чистки. Костюм состоит из гибкой электроники, встроенной в ткань. В Teslasuit разрабатывают специальный материал из натуральных тканей: он легко выпускает воздух и влагу наружу, но не впускает внутрь. Пока объемы небольшие, одежду шьют в Минске.
«Разработчики не подпускают к себе, пока не утвердят окончательный вариант. Мы узнаем обо всем, когда они сами будут готовы показать новые фичи. Мы не знаем, над чем конкретно они работают сейчас», – иронично замечает Денис.
За время исследований костюм опробовали примерно 300 человек из разных стран. И эти исследования подтвердили, что у всех людей разные типы кожи: отличаются температура, влажность, сопротивление, электрическая активность.
Подобрать настройки под каждого человека достаточно сложно. Поэтому костюм Teslasuit считывает состояние кожи, температуру и сопротивление и решает, какой уровень сигнала необходим. Если человек захочет понизить или повысить этот уровень, то он может сделать это прямо в процессе игры.
В одном из костюмов уже работает новая система передачи ощущений. Если раньше это были только электрические разряды током, то теперь диапазон шире. Костюм уже подстраивается под конкретного пользователя.
А еще со временем появится свой мессенджер, который позволит прикоснуться к человеку на расстоянии.
Команда
Команда Teslasuit состоит из 46 специалистов. За 2017 год штат вырос почти в 5 раз – в конце февраля было 10 человек. 90% команды из Беларуси, 10% – иностранцы. Сейчас средний возраст сотрудников – 25 лет.
В компании сильный отдел маркетинга и business development – в Teslasuit пришли топ-менеджеры из Microsoft, Xbox и GTA.
Налажена работа с нейрофизиологами: один находится в Великобритании, второй – в Сингапуре. Они предоставляют доступ к новейшим исследованиям о влиянии электростимуляции на восприятие виртуальной реальности. Есть партнеры из Бостонского университета и Университета Джонса Хопкинса в Балтиморе. Они помогают с вопросами нейробиологии и нейрофизиологии.
Если что, в 2018 году Teslasuit планирует увеличить штат примерно на 50%. В отдел развития бизнеса и маркетинга нужны:
community manager, который будет работать в онлайне с растущим комьюнити и заниматься SMM;
продуктовый маркетолог, который понимает, как работать с западным рынком и выводить продукт на американский рынок;
event manager, потому что выставки становятся масштабными, количество людей на них растет;
программисты;
hardware-специалисты;
технолог по материалам: нужны специалисты, которые горят идеей разработать умную одежду (для этого нужно увлекаться химией и электроникой);
менеджеры по продажам.
Будущее вокруг Teslasuit
Сейчас разработка Teslasuit не сертифицирована – пока идет сбор обратной связи от разработчиков и доработка. После этого нужно получить сертификацию: CE в Европе, FDA в США, CFDA в Китае. В 2020 году прототип костюма Teslasuit будет продаваться за $ 1500, но это стоимость версии для разработчиков. И тогда же продукт выйдет на потребительский рынок.
К выпуску Teslasuit будут готовы небольшие и средние игры: стрелялки, головоломки, квесты, rpg. Блокбастеры придут чуть позже. Большинство игр сейчас линейные, но есть идея переделать их под каждого конкретного игрока. Искусственный интеллект будет распознавать эмоции человека, считывать биометрические показатели и перестраивать сюжет прямо на ходу. Так что ни одна дрожь в коленках, ни одно «вау» не останутся незамеченными. Новая эра гейминга наступит уже в 2019-2020 годах.
Teslasuit опережает глобальных конкурентов – например, Jacquard, умную куртку от Levi’s и Google. Такую технологию команда создала года два назад и быстро утратила к ней интерес.
Костюм – это малая часть задуманного. Вокруг него вырастет экосистема. В гейминге это полное погружение в игровую реальность. Если игры будут поддерживать перемещения в пространстве, то и человек в Teslasuit сможет физически двигаться в реальности. Раньше геймеры зависали в компьютерных клубах, а в скором будущем будут собираться в «Teslasuit-пространствах». Для тех же лабиринтов больше не понадобится возводить стены и препятствия.
«Ни одна дрожь в коленках, ни одно “вау” не останутся незамеченными. Новая эра гейминга наступит уже в 2019-2020 годах»
«Мы мечтаем, что однажды у каждого человека на планете будет костюм от Teslasuit. Хотелось бы, чтобы за небольшую сумму костюмы мониторили состояние здоровья. Хорошо бы поставлять их в страны третьего мира за счет благотворительных фондов. Ведь там сейчас невозможно обеспечить достаточный уровень мониторинга здоровья, а Teslasuit поможет им иметь “электронного доктора”. 3 миллиарда человек не имеют доступа к нормальному здравоохранению», – говорит Дмитрий.
Сейчас Teslasuit сотрудничает с БГУИР. Основатели понимают, что game dev в Беларуси не на самом высоком уровне, поэтому помогли создать специальность «Информационные технологии и системы в игровой индустрии»и поучаствовали в создании программы обучения.
«Наша философия в том, что надо делиться знаниями, если у нас все получается», – просто говорит Дмитрий.
А еще в конце марта 2018 года выйдет фильм Стивена Спилберга «Ready Player One». Он показывает некую социальную сеть в виртуальной реальности, а взаимодействие происходит через VR-костюм. Дмитрий и Денис познакомились с командой Спилберга два года назад, когда съемки только начались. Для Teslasuit это будет крутой маркетинговый ход.
«С самим Стивеном Спилбергом мы не знакомы. Но скажу больше: Warner Brothers написали нам сами», – понижает голос Денис.
Дмитрий со смехом добавляет: «Сначала нам написали в твиттере, и я не воспринял это всерьез. Ответил что-то типа: “Нормальные люди пишут на e-mail”. Ну тогда уже они написали нам на почту!»
Фото: Таня Капитонова