Онлайн-концерт. Как его организовать?

Совместно с Jagermeister рассказываем, как тебе устроить собственное онлайн-выступление – и сделать это с пользой. Заодно подписывайся на платформу Save the Night: там при поддержке Jagermeister собран пул из артистов разных стран, с которыми ты легко можешь связаться, чтобы пообщаться, послушать их музыку и хорошо (и безопасно) провести время онлайн. А заодно – набраться опыта в проведении собственных онлайн-концертов. От Беларуси в Save the Night участвуют Groove Dealer, Weed & Dolphins, Zlata Mai, Zla2ust и Tapecut.

 

Онлайн-концерты – главное музыкальное развлечение последних месяцев, когда концерты обычные исчезли в лучшем случае до осени, а все ключевые европейские фестивали уже перенесли на 2021 год. Но музыканты не сидят на месте, включают лайв-трансляции в «Инстаграме» – и продолжают радовать нас своей музыкой. И тебе никто не мешает взять с них пример – на самом деле, тут нет ничего сложного.

 

 

 Онлайн-концерты – это чисто карантинная история? 

Нет, их давали и раньше. Речь и про условные выступления на музыкальных сегментах телешоу, и про полноценные концерты, записанные под онлайн-аудиторию. Разница лишь в том, что там все-таки была хоть какая-то аудитория. А феномен видео с Boiler Room как раз в чувстве толпы, присутствующем на каждом их ролике.

Но с приходом ковида все изменилось – зрителей нет, есть только музыканты и снимающий их девайс. С одной стороны, это перенасытило рынок. С другой – у тебя есть отличная возможность выделиться на общем однообразном фоне.

 

 Разберись, зачем тебе это 

Самое главное – взвесь все за и против. Ты точно готов(-а) выступать в камеру своего смартфона? А песни будут уместно звучать в таком формате? Ты и твоя аудитория извлечете взаимную выгоду (и речь не только о финансах) из такого мероприятия? Если ответы на все вопросы выше – «да», смело начинай готовиться.

 

 

 Помни: в онлайн-концертах своя специфика 

Онлайны сложно назвать полноценными концертами хотя бы из-за того, что никаких подбадривающих тебя зрителей не будет. Зато будет заинтересованная публика, которая зачем-то кликнула именно на твой стрим из тысячи других альтернатив и всегда готова поставить «сердечко» твоему выступлению – цени их не меньше, чем людей в первом ряду.

Пожалуйста, не нужно делать трансляцию выступления на сцене. Во-первых, это выглядит неловко: артист скачет перед очевидно пустым залом. Во-вторых, аренда большого помещения и отстройка звука там – лишняя трата времени и денег. В-третьих, шарм онлайнов – как раз в их камерности и «карантинности».

 

 Определись с платформой 

Проблем со стримингом ивентов не было и до карантина-2020. Все давно (и легко) освоили Twitch и Instagram. Лайвы во «Вконтакте» сейчас тоже запускаются в несколько кликов (и с мобильной, и с десктоп-версий), а конференции в Zoom – признак хорошего тона этой весны.

Выбрать можно любую из этих платформ, на каждой из них запуск стрим-трансляций понятен интуитивно, но чувствуй специфику: Twitch исторически больше используется для стриминга видеоигр, Zoom – место для разговоров и конференций, «Вконтакте» в последние годы стал проигрывать тому же Instagram, а за любым видеоконтентом люди по-прежнему заходят в первую очередь на YouTube.

Можно поискать и платформы, специализирующиеся как раз на онлайн-ивентах. В Беларуси, например, параллельно с началом карантина появилась площадка artist.gives, где ты выступаешь, а доход от выступления идет на благотворительные цели. 

 

 

 Как все это запустить 

Если речь про Instagram или Zoom, все делается буквально в полтора клика: просто запусти трансляцию и начинай выступать. Не забывай поглядывать в чат, коннект с аудиторией – это важно. В Zoom придется потратиться на платный аккаунт (от 15 долларов), чтобы снять ограничение в 40 минут трансляции и потолок в 100 человек аудитории.

С Twitch не только просто разобраться, но сервис также активно развивает свое музыкальное направление на фоне COVID-19, сейчас на платформе автоматически подключается система донатов, чтобы аудитория могла поддерживать артистов не только вниманием, но и деньгами.

YouTube дает чуть больше опций, в том числе позволяет запустить стрим не с одинокой камеры, а подключить полноценную трансляцию (об этом чуть ниже). Все бесплатно, но аккаунт нужно верифицировать, а возможность стриминга появляется у каналов от тысячи фолловеров. Заодно YouTube позволяет интегрировать донаты: и напрямую (подключи функцию «superchat»), и через возможность подтянуть ссылки на продажу мерча.

 

 

 А что по оборудованию? 

Правда наших дней в том, что для приятной картинки в «инсте» тебе хватит и хорошего смартфона. Отталкивайся от того, что смартфон (твой, друга, сестры – выбирай самый мощный из возможных) дать не может: качественное освещение лучше сделать самостоятельно (никто не хочет смотреть стрим из полумрака), равно как и купить стабилизатор-штатив, чтобы не устраивать аудитории тест на эпилепсию. Заодно заранее проверь качество записи, лишний раз протри камеру и настрой звук.

Но не забывай, что концерт с одинокой смартфонной камеры – это лампово и обаятельно, но всегда приятнее смотреть на выступление, которое транслируется с нескольких ракурсов, а звук пишется на качественное оборудование.

Тут есть два варианта – попроще и покачественнее.

Простой: скачай программу OBS Studio (бесплатно), она нужна для того, что все настроить. А настраивать ты будешь свою камеру (можно обойтись простой «вебкой» с поддержкой FullHD) и условный USB-микрофон.

Качественный: найди хорошую камеру захвата (а лучше две), оператора, который будет тебя снимать, хороший микрофон, а также микшер и звуковую карту, чтобы ты и выглядел(-а) красиво, и звучал(-а) четко, звонко и без лишних шумов.

 

 

 Выбери удачное время и не забудь про анонс 

Время – это важно. Думай о том, когда свободна твоя аудитория. Подскажем: в головах людей концерты – это по-прежнему развлечение выходного дня. А поход ли это в клуб или переход на ссылке – уже вторично. Поэтому твой оптимальный выбор – вечер пятницы или субботы. Но заранее проверь, нет ли в это же время онлайн-выступлений твоих коллег по сцене, чтобы не рвать аудиторию на части.

И если ты не Бейонсе, твои концерты-сюрпризы вряд ли вызовут вау-эффект. Поэтому не поленись анонсировать все хотя бы за неделю: «Вот, такого-то числа буду стримить свое выступление в 19:00, подключайся».

 


 Не хочу делать все один (одна), как быть? 

Оглядись. Во-первых, всегда можно найти очередной онлайн-фестиваль – сейчас таких в самом деле много. Во-вторых, давай смотреть холодным фактам в лицо: с рынка никуда не делись бренды, которым нужно поддерживать активность, а все события в офлайне отменены в лучшем случае еще на несколько месяцев. Выход? Коллабиться с молодыми и перспективными (а это же ты) на разнообразные онлайн-активности. Следи за анонсами, пробивай почву самостоятельно и предлагай себя.

Только за последний месяц прошли сразу несколько онлайн-фестивалей. В середине мая «Вконтакте» перенес свой VKFest в онлайн, в конце апреля прошел ивент PlayOn, где Дуа Липа, Эд Ширан, Coldplay и многие другие по очереди выступали живьем из своих домов. Одним из первых на карантин среагировал фестиваль «Боль» – и провел большой стрим. Под период пандемии подстроился и немецкий ютуб-канал Colors. Там несколько раз запускали 24-часовой стрим, где давали возможность выступить как уже звездам, так и совсем начинающим артистам.

О чем все это говорит? У музыкантов пропала возможность давать концерты, но никуда не делась возможность много выступать. Просто не сиди на месте.

 

 

 

Заодно мы задали несколько вопросов Лере Яскевич (победительнице Jager Music Awards-2019) и Ане Новицкой, ее менеджерке. О том, на какие вещи стоит обращать внимание в первую очередь, каких ошибок избегать и в чем главное отличие онлайнов от обычных концертов.

– Главное  – избегать некачественных звука и картинки. Если уже и делать онлайн-выступление, то звук и картинка – то, о чем стоит подумать в первую очередь. Даже когда ты дома или на студии, визуальная и аудиальная часть должны не подкачать. Это ведь останется в интернете навсегда. Нужно, чтобы человеку хотелось пересматривать выступление много раз.

Самый большой минус – отсутствие синергии между исполнителем и слушателем, а значит, и отсутствие той магии и химии, которая возможна на живых концертах. Минусы с эмоциональной точки зрения для артиста куда ощутимее, чем для зрителей. Ведь зритель в конечном итоге слышит любимую песню, подпевает и видит своего исполнителя на экране. А у артиста другая ситуация. Он отдает – но не получает обратную энергию. А в эмоциональном и профессиональном плане артист честен перед аудиторией и на максималках делает все: не важно, ламповый это онлайн-квартирник или студийная запись.

Минус – это тишина после песни, после шутки, после слов исполнителя. Ну и конечно коммерческие минусы во всяком случае в нашей стране – это отсутствие гонораров для артистов. Донаты – прекрасно, соцпомощь и активность – прекрасно. Но музыка требует не только таланта, она требует определенных инвестиций.

Если говорить о плюсах – это, наверное, возможность выйти в инфополе, возможность не останавливать свои выступления надолго, возможность взять любимый инструмент и спеть песни для своих людей – это главное. Да и вещать можно из абсолютно любого места.

Здорово, когда есть возможность отвечать на комменты во время трансляции, там хватает своих историй – это круто. Всегда узнаешь что-то новое от ребят и из их жизни, про себя тоже, про свои песни и про скучание по концертам и встречам.

 

 

 

 Мне нужны не бренды и фестивали, а деньги на жизнь. 

 Как быть? 

Подвяжи систему донатов. Зарегистрируйся на беларусском сервисе MolaMola (это делается за три минуты, но учти, что донатить могут только обладатели беларусских карт): там ты можешь просто попросить людей поддержать тебя бином, а деньги будут приходить тебе на карточку.

Заведи страничку на Patreon: выставь небольшую сумму за твое месячное «патронирование», а самым преданным предложи дополнительные ништяки: доступ к твоим демо, эксклюзивные премьеры в «личку», участие в съемках клипа – что угодно. Возвращаясь к концертам: пусть люди, поддерживающие тебя финансово, выбирают сет-лист концерта – ведь без них ничего бы не было.

Подключи к своей трансляции сервис DonationAlerts – его используют и молодые блогеры, и стримеры, и Лявон Вольский во время своего мирового онлайн-тура. Механика простая: твой стрим дополняется виджетом, по которому люди могут донатить тебе деньги и писать платные сообщения, которые будут отображаться на экране.

Напомним, что донаты также легко подвязываются к трансляциям на YouTube и «Вконтакте» – речь опять же буквально о нескольких кликах: все площадки сейчас нацелены на то, чтобы максимально облегчить жизнь музыкантам.

 

 

 Не ограничивайся только концертами 

2020 год – уникальное время для музыкальной индустрии. Не только потому что артистов и артисток на неопределенный срок отрезали от концертного источника доходов, но и потому что им развязали руки. Экспериментируй сколько хочешь. Находи новые способы взаимодействовать с аудиторией. Напрямую узнавай, что нужно твоим поклонникам.

Подумай о новом мерче: да, сейчас никто никуда не ходит (надеемся), но это не значит, что люди не покупают классные вещи с мыслями о светлом будущем. Посмотри, как Бакей поддержал выход своего последнего релиза розыгрышем эксклюзивного мерча.

Запиши альбом в прямом эфире. Вот тебе хороший референс – британская певица Charli XCX в апреле уехала на самоизоляцию и три недели вела онлайн-хронику записи своего карантинного альбома: устраивала открытые зум-конференции, твитила и обсуждала с фолловерами будущие тексты, показывала процесс съемки домашних клипов.

На время превратись в блогера. На карантине Лера Яскевич и ее менеджерка Аня Новицкая завели отдельный блог «Эти дни», где еженедельно обсуждают с аудиторией насущные вопросы – и, кажется, становятся с ней только ближе.

Возьми на вооружение опыт американского тандема Run the Jewels. В 2014 году они выпускали свой второй альбом, а для предзаказа были доступны самые разные версии релиза. От стандартного бандла «альбом + мерч-футболка» до немного безумного «заплати нам 40 тысяч долларов – и мы выпустим версию альбома, где заменим все сэмплы на мяуканье котиков». Кто-то запустил кампанию на Kickstarter, где быстро набрали нужные 40 тысяч. Спустя полгода RTJ выпустили мяу-версию своего альбома.

 

 

 Это все хорошо, но мне стыдно просить у аудитории что-то, кроме лайков. Это нормально? 

Скромность и уважение к аудитории – это класс. Но нет ничего неправильного в том, чтобы попросить поклонников поддержать тебя финансово. Если музыка – твоя профессия, абсолютно нормально рассчитывать что-то за нее получить. А будет это выплата за стриминг или донат за твой онлайн-ивент – дело уже второе.

 

 

 

 Jagermeister   делает все, чтобы сохранить на танцполах лучших, пусть и «танцполы» сегодня – это совместные онлайн-ивенты с друзьями. Последствия пандемии и кризиса коснулись всех. И особенно тех, кто отвечает за ночную жизнь и вечеринки. Проект Save the Night направлен на поддержку талантливых и независимых артистов и ночной жизни на карантине, а также на то, чтобы дать тебе возможность провести вечер в компании друзей под музыку любимых музыкантов: ты заполняешь короткую анкету, бесплатно букируешь интересного артиста и подключаешься к стриму вместе с друзьями – ночь спасена.

Фото: Save the Night, pexels.com, Cottonbro, Paul Deetman

ООО «Дигеста Диджитал»
УНП ‎192317837

Победил ФК «Макс Корж»

Победил ФК «Макс Корж»

Корж 1:0 стадион «Динамо».

Судьба Яскевич. Лера – про молодость, музыку и мечты

Судьба Яскевич. Лера – про молодость, музыку и мечты

«Не хочу, чтобы будущее меня подчиняло» – большое интервью с беларусской артисткой о музыке, амбициях и рекламе.

Что слушает Рома Бахолдин?

Что слушает Рома Бахолдин?

Украинская поп-музыка, беларусский реггетон и американский инди-рок: пробираемся в плейлист гитариста Groove Dealers.

Пять мыслей о фестивале Flow 2019

Пять мыслей о фестивале Flow 2019

Мы в очередной раз попали на главный финский фестиваль – объясняем, чем он так хорош.

Что слушает Маша Зиневич?

Что слушает Маша Зиневич?

Американская, шотландская и английская музыка из плейлиста фронтвумен Dlina Volny.

«СФЕРА»: танцы на крыше, танцы на корабле

«СФЕРА»: танцы на крыше, танцы на корабле

Две очень летние вечеринки. 

Тест: как ты разбираешься в новой беларусской музыке?

Тест: как ты разбираешься в новой беларусской музыке?

Любишь беларусскую музыку? Докажи.

Все, баста! Как прошел последний «Рок за Бобров» на «Боровой»?

Все, баста! Как прошел последний «Рок за Бобров» на «Боровой»?

Прошел главный фестиваль минского лета – мы там были и все зафиксировали.

Бакей и его экстренное перерождение

Бакей и его экстренное перерождение

Большой разговор о концертах, музыке, деньгах, счастье и будущем.