15 лучших беларусских альбомов 2019 года

2019 год – один из лучших для беларусской музыки за долгое время. Настолько, что мы сделали полноценный топ лучших альбомов. А общие музыкальные итоги-2019 ищи вот здесь.

 

Дисклеймер от редакции: этот топ – мнение нашего редактора Леши Горбаша, поэтому угрозы, претензии или (ну а вдруг) благодарности стоит отправлять именно ему. С ним можно не соглашаться – а возможно, даже нужно. Потому что любые годовые итоги объединяет только одно: у читателя(-льницы) всегда будет свое мнение на этот счет. И это абсолютно нормально.

 

 15.  Dee Tree – «All is 111» 

 

 

Изначально Dee Tree планировали выпустить свой дебютный альбом зимой – и здесь классический для любой группы срыв всех дедлайнов сыграл коллективу на руку.

«All is 111» – это концентрированное лето. Прифанкованный соул Dee Tree дарит ощущение тепла, даже если ты серым декабрьским утром едешь на работу из Шабанов, а голос Леры Деле заставляет забыть, что на улице вообще-то давно не лето, а шорты тебе не понадобятся еще месяца четыре (или три, если инфантилизм в тебе сильнее здравого смысла).

Группу Dee Tree стоит ценить как минимум за две вещи: любовь к соулу, дискофанку и классическому хип-хопу, а также за бережное отношение к этой музыке. И альбом «All is 111» идеально это отражает. Сделай себе одолжение – и беги на их следующий концерт: хоть в феврале, хоть в июле.

 

 

 14.  Лиса – «Шелк» 

 

 

Если на дебютной «Абракадабре» Лиза осторожно ныряла в психоделику, здесь она уходит в сторону шелковой романтики и этнических мотивов, но сохраняет то самое обаяние и почти детскую искренность, за которую мы полюбили ее в прошлом году.

«Шелк» – очень нежный релиз о том, как человек влюбляется и кайфует от всего происходящего вокруг. Многие песни о любви пишутся на фоне разбитых сердец, а Лиса пошла от обратного и записала альбом про то, как самые яркие моменты случаются, когда любовь в разгаре.

«Вообще все в этом мире о любви», – говорила Лиза про этот альбом. И не врала.

 

 

 13.  Блеск Бати – «Ковбои тоже плачут» 

 

 

Глядя на обложку альбома, ты можешь подумать, что сейчас тебя ждет нырок в мир постиронии и каких-то концептуальных параллелей между сегодняшним днем и миром Дикого Запада. А вместо этого Блеск Бати с невозмутимым лицом весь альбом записывает приблюзованные ковбойские песни о любви.

Но звучат они неожиданно уместно и своевременно. Возможно, дело в нашей бесконечной любви к ностальгии (здесь легко найти точки пересечения с роком конца прошлого века) и ревайвлом русскоязычной гитарной сцены конца десятых.

«Ковбои тоже плачут» – глоток свежего воздуха в поле похожих друг на друга имен, причесок и музыкальных ходов, где ковбойская шляпа не только удачный стилистический ход, но и яркий маячок: это тот случай, когда альбом можно судить по обложке – он такой же стильный, как и Блеск Бати на ней.

 

 

 12.  NaviBand – «NaviBand» 

 

 

В середине десятых NaviBand отметились перформансом на «Евровидении», впервые выступив там с беларусскоязычной песней. И следующие несколько лет группа потратила на то, чтобы отточить свой стиль.

Это по-прежнему радийная музыка с отсылками к фолку и акустике, но сделанная с оглядкой на глянцевый звук мировой поп-сцены. Оказалось, что большего им и не нужно: обаятельные гитарные переборы, лощеные биты и цепкие припевы были при Navi всегда. А на альбоме «NaviBand» к ним добавилась и опытная продюсерская рука Виталия Телезина (работал с «Океаном Эльзи» и «Ляписами» нулевых). И ты точно не переключишь радио на соседнюю станцию, если услышишь там песню «Галилео».

 

 

 11.  РСП – «Карняплоды любвi» 

 

 

«Постоянно должна быть самоирония по отношению к себе», «Мы стареем, а аудитория молодеет», – две цитаты из нашего интервью с «РСП», которые лучше всего описывают и минский квартет в целом, и их альбом «Карняплоды любвi» в частности.

Это, с одной стороны, музыка как будто из золотых времен бара «Граффити». А с другой – песни, идеально отражающие взгляд взрослых людей на стремительно меняющийся Минск, в котором «РСП» по-прежнему чувствуют себя как дома.

Чем жил Минск последних лет? Послушай ироничную «Смузi-мафiны» и роковую «Петушок» – и сразу все поймешь.

 

 

 10.  Drezden – «Эдельвейс» 

 

 

«Эдельвейс» отвечает сразу на два важных вопроса. Во-первых, Drezden – это всерьез и надолго, а не какой-то одноразовый сайд-проект для поддержания творческой формы. Во-вторых, с этой формой у Сергея Михалка полный порядок.

Постоянное стремление к музыкальному перерождению – естественное желание больших музыкантов. В рамках Drezden Михалок удачно запрыгивает на по-прежнему актуальную ретроволну (такой вот оксюморон). Проект анонсировался как дань уважения и признание в любви поп-культуре 80-х – и второй альбом только развивает эти идеи. Синты стрекочут, бас задает ритм, Михалок подключает лирический поток сознания – главная прелесть Drezden в том, что он одинаково зайдет и сегодняшним 20-летним, и их родителям. Первые кайфанут от звука, вторые – от чувства ностальгии и того самого голоса из их юности.

 

 

 9.  Бакей – «Extra» 

 

 

На «Extra» Влад как будто не ставил перед собой никаких серьезных целей и просто решил кайфануть. И это сработало. «Extra» – самый беззаботный рэп-релиз этого года. И заодно – шеститрековый шоукейс главных талантов Бакея. Тут и музыкальная универсальность (ему комфортно читать хоть под евроденс, хоть ортодоксальный хип-хоп), и гибкость мелодий (припев-кричалка в «Baby So Hot» – чек, въедливый баблгам-поп в «Навигаторе» – чек), и умение собирать истории, как конструктор («Monsters Inc» – удачная зарисовка о ночи в теплом Минске).

Обычно здесь должен идти абзац о том, что Бакей уже готов к «следующему большому шагу», но вместо этого хочется сказать, что мы уже заждались этого скачка вперед. Влад, верим и болеем за тот самый удар «в девятку» в 2020 году.

 

 

 8.  Март – «Диктофонный альбом» 

 

 

 

Самое неочевидное имя в нашем топе, где ты можешь логично спросить: «А кто это вообще?» Отвечаем: Март – 20-летняя девушка из Минска, в этом году собравшая свои записанные дома песни под одну обложку. Этот DIY-подход подарил один из самых пронзительных дебютов года. Песни обрываются на полуслове и собраны из вокала, клавишных и хрипящего диктофона – но звенящий холод этих лоуфайных зарисовок заставляет песни мигом улетать на «репит». «Меня вдохновляют добрые люди», – говорит Март. А нас в конце этого года вдохновляла она.

 

 

 7.  Mustelide – «Женщина-женьшень» 

 

 

«Женщина-женьшень» – альбом-возвращение Наташи Куницкой, не выпускавшей больших релизов последние три года. За это время она успела покататься в Европе, съездить в музыкальный кэмп в Штаты и в итоге нашла свое место в «Мастерской» Ивана Дорна, где и вышел альбом. В центре внимания здесь – идея о «сакральных женских способностях»: «Женщина-Женьшень обладает особенной силой, объединяющей язычество и хайтек, непригодное и востребованное, непривычное и родное», – так релиз описывала «Мастерская».

От себя добавим, что это заодно и отличная возможность заглянуть за кулисы творческого метода Mustelide, которая всю сольную карьеру находит неочевидные подходы к записи музыки. Этот альбом, например, от и до сделан на сломанных инструментах – и даже если вы не слышите это, пока играет альбом, этот факт лишний раз напоминает: ключ к пониманию Mustelide – в деталях.

 

 

 6.  Какора – «Какорины глазки» 

 

 

За последние пару лет Какора выпустил очень много песен. Что всегда подкупало: песни получались разными. Хотите качовый рэп – пожалуйста. Уход в олдскул – сколько угодно. Заход на территорию поп-музыки, в которую точно влюбилась бы «Мастерская», – оп! Не было только альбома.

И вот, дождались. «Какорины глазки» – очень тяжеловесный альбом. Потому что там 18 песен (а должно было быть еще больше), потому что он во многом составлен из тех самых синглов, выходивших пару лет. Но он отлично демонстрирует главный скилл Артура – дикую разносторонность. А заодно и доказывает: все выданные ему за последние годы авансы были не зря.

В «Какориных глазках» хочется копаться, открывать новые любимые песни спустя три месяца после релиза и радоваться тому, что этот альбом все-таки вышел. Тут есть все – счастье, чудеса, летние ночи, – и все это какая-то магия.

 

 

 5.  Akute – «V» 

 

 

На своем пятом альбоме могилевская группа решила капитально перезагрузиться и сделала уклон в сторону электронного звука. Но не растеряла суть: синты тут звучат глубже и интереснее, чем раньше, однако это только дополняет, а не отвлекает тебя от мрачного фатализма и «акутовского» языка метафор. «V» – лучшее доказательство того, что место Akute – в твоем сердечке и пантеоне беларусского рока десятых.

«Усе песнi спетыя» – так называется одна из лучших песен на альбоме. Продолжаем любить Akute, но отказываемся соглашаться с этим заявлением.

 

 

 4.  Palina – «Грустные песни» 

 

 

«Разам мы моцна змяняліся і імкнуліся заставацца шчырымі, перажыўшы мноства расчараванняў. Выпускаць такі альбом нават крыху не хочацца, але вельмі цікава паглядзець, што з ім будзе і як гэта на мяне паўплывае», – так Полина описывала выход «Грустных песен». Как их выход повлиял на саму певицу – вопрос не к нам. А что с ним стало – «Грустные песни» оказались одним из самых заметных музыкальных событий года.

Полина сменила бардовские баллады на аблетоновский электропоп, но не потеряла главное – искренность. Песни, может, и грустные, но их выход нас точно порадовал.

 

 

 3.  Shuma – «Me, Mother» 

 

 

Невероятно пронзительный альбом о материнстве, роли женщины в мире и любви ко всему окружающему нас. Участницы группа записывали его во время беременности – возможно, поэтому «Me, Mother» звучит еще волшебнее, чем прошлые работы Shuma. Этноэлектроника отсюда никуда не делась, но стала играть на совсем других струнах души – более личных и потаенных.

Здесь любовь Shuma к наследию беларусской этники встречается с не менее трепетным отношением к современной электронной музыке. Из этого рождается интересный опыт – ты как будто одновременно попадаешь на праздник к своим предкам 500 лет назад и на замысловатый концерт где-то на Октябрьской. И нахождение в этих двух моментах одновременно – самый чистый кайф.

 

 

 2.  «Петля пристрастия» – «Гул» 

 

 

К концу года кажется, что «Гул» – opus magnum «Петли». Да, тут группа не предлагает ничего нового, но лирика Черепко-Самохвалова еще никогда не пробирала настолько резко. «Гул» транслирует настроение отрешенности от мира и рисует картину этого самого мира, где, кажется, уже давно ничего не происходит. А если что-то и случается – хочется поскорее найти стакан и спрятаться с ним куда-нибудь подальше.

«Это не праздник, это масакра», – так Черепко открывает песню «Лучшее завтра». По-хорошему, и весь альбом об этом. Если мы с вами все же застанем конец света, хочется, чтобы это случилось именно под альбом «Гул». Потому что мы любим «Петлю» как раз это – умение добавить искры даже самому траурному вечеру.

 

 

 1.  «Союз» – «II» 

 

 

Группа «Союз» делает музыку одновременно для жителей больших городов и курортных местечек, одинаково ловко пробивая на эмоцию хоть первых, хоть вторых. «Романтика жизни в большом мире», – так «II» описал нам Никита из «Союза».

Второй альбом «Союза» – это машина времени в самые разные музыкальные эпохи и жанры: тут и джаз, и босса-нова, и дух саундтреков классики итальянского кино. Парадокс происходящего на «II»: участники трио хоть и идут за вдохновением куда-то в прошлое, но музыку записывают абсолютно вневременную. И едва ли попадающую под какие-то жанровые теги сегодняшнего дня.

«II» – альбом (хотя тут хочется вспомнить о слове «пластинка»), сделанный меломанами и музыкальными гиками, но сделанный при этом для всех. Тут нет никакого «порога вхождения»: Тебе не нужно отличать джаз шестидесятых и семидесятых, разбираться в веяниях босса-новы или улавливать все мультижанровые источники вдохновения «Союза» – этим занимаются как раз участники группы. А ты, в свою очередь, просто кайфуешь и хорошо проводишь время. И от музыки не стоит требовать большего.

 

 

 Еще 20 беларусских альбомов, по которым мы запомним 2019 год: 

 

Аня Жданова – «Тайны»

Volski – «Hravitacyja»

Тима Белорусских – «Твой первый диск – моя кассета»

Лера Яскевич – «YOLO»

Дима Ермузевич – «Как любишь ты»

Lepestok – «Lepestok»

Groosha – «Left the Town»

Groove Dealer – «Motherfunk»

Белены Объелся? – «За интерес»

Intelligency – «Renovatio»

Awlnight – «More Moments»

Zla2ust – «Vegan»

«Грязь» – «ДК “Дэнс”, вечер #2»

.K – «Ау»

Drucy – «I»

Блэки с Банги – «Life is 7734»

luty sakavik – «Soram»

Vibeclub – «Каляда»

«УННВ» – «Черная кассета»

Nizkiz – «Cомнамбула»

Фото – Нази Джаннесари 

«Невозможно воспринимать эту жизнь на серьезных щах»: разговор с фронтменом «Снов Синей Собаки»

«Невозможно воспринимать эту жизнь на серьезных щах»: разговор с фронтменом «Снов Синей Собаки»

О кринжовых концертах, поисках своего «Вудстока» и иронии как броне перед критикой.

«Усім сарвала дах»: як выглядалі рэйвы 90-х?

«Усім сарвала дах»: як выглядалі рэйвы 90-х?

Танцы ў школах, ДК, гламурных клубах і ў сценах Белтэлерадыёкампаніі.

Як выглядаў першы беларускі рэйв?

Як выглядаў першы беларускі рэйв?

«Поўная вакханалія», паводле «Знамя юности».

Адкуль пайшла беларуская электроніка?

Адкуль пайшла беларуская электроніка?

Фестываль біг-біту, першыя сінтэзатары і электроншчына ў кіно.

Фотарэпорт: у Менску перазапусціўся «Рэактар»

Фотарэпорт: у Менску перазапусціўся «Рэактар»

Камбэк праз 13 гадоў.

Героі часу – 10 артыстаў новай беларускай сцэны

Героі часу – 10 артыстаў новай беларускай сцэны

Каго паслухаць, каб захапіцца сённяшняй беларускай музыкай.

Прэм’ера кліпа: Applepicker танчыць у Асмалоўцы і пад «кукурузінамі»

Прэм’ера кліпа: Applepicker танчыць у Асмалоўцы і пад «кукурузінамі»

Гісторыя пра бесклапотнага лайдака ў душэўных менскіх лакацыях.

Ад аўдыякасеты да Мексікі  – шлях гурта Nürnberg

Ад аўдыякасеты да Мексікі – шлях гурта Nürnberg

Як сабраць 6,7 мільёнаў праслухоўванняў трэкамі па-беларуску?

Дом, который построил Никита Орлов. Каким получился новый альбом Applepicker

Дом, который построил Никита Орлов. Каким получился новый альбом Applepicker

Участник «СОЮЗа» рассказывает про каждый трек своего сольника.