«Хороший редактор всем недоволен»: интервью с Колей Редькиным
Коля Редькин – музыкальный журналист с десятилетним стажем, редактор сайта The Flow и ведущий YouTube-проекта «Вписка» . Прилетел из Москвы в Минск для того, чтобы попрыгать на концерте ЛСП, но перед этим заскочил к 34mag на интервью. Ниже – большой разговор о журналистике, «новой школе» и силе винтажной поп-музыки.
The Flow, токсичность и мем про 300 баксов
– Как добрался?
– Отлично. Это первый сознательный раз, когда я прилетел в Минск на самолете. Очень быстрый полет: взлетели, получили томатный сок – и уже садимся. Даже главу в книге дочитать не успел.
– Что за книга?
– «Клубничка на березке» Кона. Книга про сексуальную культуру в России, с древности и до наших дней.
– Расскажи о себе. Где ты родился, учился?
– Я родился в Свердловской области, а учился на факультете международных отношений в УрГУ – это вуз Екатеринбурга. Эта специальность не была связана с тем, чем я занимаюсь сейчас. Курсе на третьем я понял, что это не мое, но уходить было не вариант, потому что вооруженные силы России очень хотели меня в свой состав, а я туда не хотел.
Но тогда я решил, что буду заниматься другим – мне хотелось писать, как-то выражать себя.
– От армии ты в итоге откосил?
– Я выписался из квартиры и нигде не прописался. Сейчас с этим сложнее, но тогда времена в этом плане были достаточно вегетарианские.
– Ты как-то был связан с глянцевыми журналами. Расскажи про эту тему.
– В Екатеринбурге я подрабатывал тем, что писал для местного глянца. Это такие смешные журналы, которые обычно лежит в кофейнях: там интервью местных инфлюенсеров, что-то про концерты, про книги. Лайфстайловый глянец, достаточно приятный.
– А в музжур ты как влился?
– Все началось с какого-то старого номера Rolling Stone, который мне перепал в году 2004-м. Я прочитал его, это было очень круто, и мне захотелось заняться чем-то таким же. Потом я стал читать какие-то другие журналы, интернет, Pitchfork и так далее. Потом начались блоги в ЖЖ, где была крутая музыкальная тусовочка, все люди из которой были задействованы в тогдашних модных СМИ: «Афиша», Look At Me и Openspace, превратившийся потом в Colta.ru. Я участвовал в жизни этой тусовки только как наблюдатель: мне все было жутко интересно, а потом появился шанс в этом поучаствовать – сначала сбоку, а потом я внедрился в эту тему. Сейчас уже хер выгонишь.
А второго января 2010 года мне на почту упало письмо от Андрея Никитина, на тот момент главного редактора сайта rap.ru: «Чувак, не хочешь ли ты быть частью нашего проекта?» Я тогда вел блог о музыке в Екатеринбурге, его читало 42 человека, и одним из них был Андрей Никитин. До сих пор не знаю, зачем он его читал, но я был очень рад.
Мне казалось, что я как крутой чувак сейчас приду и сразу всех буду дрюкать, но Андрей очень правильно и очень верно охлаждал мой пыл, постепенно направляя меня в правильное русло, тактично и круто исправляя мои ошибки, которые я допускал на первых порах. Очень важно поработать с крутым редактором: с одной стороны, тебя правят, а с другой – ты очень быстро всему новому учишься. Хороший редактор – это чувак, который тебя учит. А еще хороший редактор всегда всем недоволен: если редактор всегда всем доволен, значит, он плохой редактор.
«Хороший редактор – это чувак, который тебя учит»
– Каковы твои обязанности на The Flow?
– У нас у всех обязанности одинаковые: заниматься наполнением сайта и делать так, чтобы он был крутым. Придумывать какие-то форматы, фичеры, развлекательные штуки. У нас есть смены, когда человек берет и полдня занимается новостным наполнением сайта.
– Новостей много, а больших материалов мало. Почему?
– С одной стороны, такие материалы достаточно трудоемкие, их нужно долго делать и согласовывать. С другой – быть в новостной повестке, быть на острие атаки очень важно: информация стремительно летит на нас, и выбиваться из этого графика развлекательному изданию не очень круто. Ну и есть такой момент, что некоторые люди мыслят категориями, что журналистика – это огромные тексты. Это офигенно, я сам с удовольствием читаю лонгриды на Vulture, но это не всегда то, что в данный момент нужно читателю. Я сам себя много раз ловил на мысли, что я вместо того, чтобы читать очередной огромный текст на The Ringer, читаю какую-нибудь объяснительную заметку или смотрю видео на канале Genius о том, что значит слово “drip”. Это не значит, что я стремительно тупею. Это значит, что надо развивать гибкость мышления и журналистского подхода.
– Откуда на The Flow появился мем про то, что вы делаете материалы за 300 баксов?
– Мне кажется, что людям в интернете иногда бывает непонятна логика того или иного поступка и им проще всего объяснить его тем, что кто-то за что-то проплатил. Ну и это же смешно: раньше это был мем про 200 баксов, но сейчас такса выросла до 300. Наверное, сейчас уже нужно делать 400. А то жизнь в Москве не дешевеет.
– Как ты относишься к токсичности комментариев?
– Я недавно об этом разговаривал с коллегой и тогда ему сказал: помни, что комментарий на Disqus живет четыре года – как хомячок. Стоит ли обращать свое внимание на то, что живет четыре года?
Я сейчас редко читаю комментарии: в этом как-то утопаешь, если туда основательно погружаться. У меня порой нет времени, чтобы прочитать мнение интересных и важных мне людей, что уж говорить о любых других. Поэтому я стараюсь от этого дистанцироваться, но иногда захожу в комментарии. Получаю много удовольствия.
«Комментарий на Disqus живет четыре года. Как хомячок. Стоит ли обращать свое внимание на то, что живет четыре года?»
Поп-музыка, возрастной gap и «новая школа»
– Ты много пишешь про поп-музыку. Расскажи про свою связь с этим жанром.
– Я же вырос в поселке: как поет ваша прекрасная фрешвумен, я из деревни. Рос именно на этой музыке, и так вышло, что она стала матрицей, которая определила мои дальнейшие вкусовые предпочтения.
Мне кажется классным, что в нашей музыке появилось то, что называется «поптимизм», потому что долгое время эта тема была табуированной, и десять лет назад российская группа не могла петь как Hi-Fi, «Руки вверх!» или «Гости из будущего». А сейчас есть тот же COLDCLOUD, который берет стилистику Сергея Жукова и ее очень круто осовременивает. И таких примеров тысячи: от певицы Луны до Монеточки. Здорово, что мы наконец посмотрели на этот пласт музыки и придумали, что с ним можно сделать. Это крутой континуум, с которым можно работать не один год, и нас ждет много крутых открытий.
– Ты слушаешь и старую, и новую поп-музыку?
– С удовольствием слушаю старые записи: недавно прикололся за сайд-проект Григорьева-Апполонова «Мало»: крутой лаунж с прикольными прифанкованными аранжировками. Шикарная вещь, но канувшая в лету. Мне кажется, что нужны сборники типа Nuggets, где собирались бы хиты той эпохи. Надо этим заняться: как только появится свободный месяц, обязательно такое сделаю.
– Ты – большой фанат группы «Руки вверх». Лучшая песня Сергея Жукова?
– «Я все, что ты имеешь». Это его второй альбом «Территория нежности», вроде бы 2005 год: очень крутая запись, где он экспериментирует с рэпом, R&B и играет панкуху. А эта песня британская такая и очень изящная.
– Тебе 33. Легко общаться с 20-летними?
– Если я скажу «да», это прозвучит как нескромная попытка омолодиться, а если скажу «нет», то наверняка себе слукавлю. Я чувствую очень много возрастного гэпа, но я чувствовал его всегда: когда в двадцать лет ходил на концерты Amatory и «Психеи», я чувствовал, что у меня нет ничего общего с теми девочками и мальчиками, которые мошились под их песни. Когда я ходил на первые концерты YungRussia, у меня было чувство, что я ничего в этом не понимаю. И когда я слушал первые микстейпы Lizer или Flesh, я не понимал, что они несут, так что тут вопрос интереса и любознательности. Но если тебе интересно, ты стараешься в этом по мере сил разобраться.
Очень правильно соотносить новых артистов с тем, что было раньше. Если у тебя есть какой-то багаж, то ты можешь объяснить себе, что Face – это панк-рок нового времени, а Lizer – это эмо-культура из 2007-го, переупакованная и переоформленная.
– Почему «новая школа» – это круто?
– Потому что все новое, что приходит на смену старому и говорит ему: «Вы, старички, ни фига не всекаете», – это очень круто. Волна панк-рока в конце 70-х, волна гранжа в начале девяностых, «британское вторжение» начала 60-х – это все были молодые крутые ребята, которые трясли волосами и сережками и показывали, как надо делать. Мне кажется, что поп-музыка без этого не может существовать: 10 лет назад в российской музыкальной журналистике был такой дискурс, что в стране нет героев. Сейчас каждый месяц появляются новые герои, и все такие: ууу, как много стало героев, некого слушать. Мне кажется, люди не могут понять, чего они хотят.
Еще в «новой школе» есть энергия. Не многим людям за тридцать, а за сорок уж и подавно, удается ее сохранить, особенно в рэпе. Очень часто рэп-артисты в этом возрасте дуреют и переезжают в страну, где живут Лев, колдунья и платяной шкаф.
– А кто-то из беларусской «новой школы» тебе нравится?
– Очень нравится Бакей. Не скажу, что прямо слежу за ним, но прошлогодний альбом мне очень вкатил. Он круто интонирует, пишет классные песни, он очень энергичен живьем. Надеюсь, что у него будет прорыв в России, его музон распробуют и у него будет крутая концертная история.
– Посоветуй трех героев «новой школы».
– OG Buda – великий человек. Когда я слышу «курим огромный блант, он как нигерская писька», внутри меня поклонник Мистера Малого ликует. Он изящно работает со словом, но не все могут это понять.
OFFMi – человек с нелинейным грувом, который ищет свой звук и наверняка найдет то, что ему нужно.
Lovesomemama – очень крутая девушка из лагеря Big Baby Tape. Выпустила альбом в самом начале года, и пока это самое убедительное, что я слышал из женского рэпа. Иронично, хорошо и очень стилево.
«Вписка», косметичка и стриптиз в тюрьме
– Как вы придумали концепт «Вписки»?
– Скорее мы сели думать, и Вася (соведущий «Вписки». – прим. 34) придумал. Все было банально: мы брейнстормили в чатике VK, придумывали название. Хотели что-то емкое, из 90-х. Я предлагал «стрелку», но Вася сказал, что так назывались какие-то подпольные бои, и мы остановились на «вписке».
Мы решили, что первым у нас будет Олег ЛСП. Мы ему написали, и он такой: «О, прикольно, это будет как Noisey Atlanta!» И с этого момента все пошло, встало на нужные рельсы.
– Как вы выбираете героев для своих выпусков?
– Создаем гугл-док, пишем имена гостей: Филипп Киркоров, Сергей Жуков, Валерий Леонтьев. Накидываем штук двадцать имен, пишем всем, а потом работаем с теми, кто соглашается. Киркорову, кстати, мы написали одним из первых, получили от его менеджера вежливый отказ.
Вообще нам комфортно с музыкантами, но надо расширять поле деятельности, и в новом сезоне будем выходить за рамки своих представлений. Секрет успеха любого предприятия – оглядываться назад, все ломать и строить по-новому.
– Как вы расписываете дни, которые вы проведете с героем? Какой алгоритм?
– Обсуждаем с героем, что и где мы будем снимать. Обычно это памятные для него локации: школа, дом или парк, где он гулял в детстве. Потом приезжаем и ездим по ним: мы, оператор, герой и его друзья.
«Секрет успеха любого предприятия – оглядываться назад, все ломать и строить по-новому»
– Какую «Вписку» ты назовешь самой дикой?
– Выпуск с Yung Trappa, не буду оригинальным. Мы приехали в тюрьму, там стоял лимузин, Trappa исполнял концерт, а потом там танцевала стриптизерша.
– Тебе было стремно приезжать в тюрьму?
– Вообще нет. Единственное, чего я очень сильно боялся, так это что нам не дадут снимать. А если и дадут, то на выходе изымут флешки.
– У тебя есть любимый и нелюбимый выпуск «Вписки»?
– Мне очень нравится последний выпуск с Чемоданом: с одной стороны, он ностальгический, а с другой – вполне современный. Были выпуски, где я себе не нравлюсь, но мне кажется, что не нравиться себе – это совершенно нормально.
– Что ты всегда берешь с собой на «Вписку»?
– На втором году проекта я завел себе косметичку. Там крем для рук, зубная щетка, какой-то парфюм. Еще мы берем с собой много одежды, чтобы не появляться в кадре в одном и том же.
«Все новое, что приходит на смену старому и говорит ему: “Вы, старички, ни фига не всекаете”, – это очень круто»
Верхнепышминский рынок, свадьба и «Пика-Пика Бульбазавр»
– Денег с «Вписки» и The Flow хватает на комфортную жизнь?
– Ну смотри. Я снимаю квартиру в центре Москвы, путешествую, езжу в отпуск регулярно, покупаю какие-то вещи – это, наверное, ответ на твой вопрос. Если не ставить себе цель покупать новую тачку каждый год, тогда да, хватает.
– Ты играл на вечеринках «Пика-Пика». Расскажи про эту тему.
– Меня позвали мои друзья: Артем Макарский, на тот момент главный редактор «Афиши Волны», и Максим Райхруд, создатель крутого блога «Духовность». Они тогда угорели по музыке британского лейбла PC Music и хотели играть что-то в том же духе. А в Москве вечеринок было немного, веселья было мало, и это возымело успех. На вторую вечеринку они почему-то позвали меня: я ни фига делать не умел, тыкал по ноуту, сводил песни встык, как зомби. Но было весело, все хорошо угорели, и в итоге это вылилось в несколько суперприятных лет под суперприятный музон.
– «Пика-Пика» делала вечеринку в Минске, верно?
– Она называлась «Пика-Пика Бульбазавр». Было очень весело, но потом я узнал, что кому-то из дирекции «Хулигана» наша музыка не понравилась и нас сюда больше не пустят. Я узнал это со слов других людей, возможно, они все врут и ничего такого не было.
– Правда, что у тебя есть рэп-микстейп?
– Года три назад я по приколу записал кавер на песню Ива «Мой белый» . Ив выложил в свободный доступ пак с минусом, я его скачал и что-то поверх начитал. Залил на SoundCloud, и там было что-то вроде тысячи прослушиваний. Я подумал, мол, ничего себе, надо попробовать еще что-то записать! Попробовал – такое говно получилось, я даже не стал это никому показывать.
– В твоем детстве интернета не было: как ты искал музыку?
– Ты приходишь на верхнепышминский рынок, где стоит киоск с аудиокассетами, и смотришь, что нового вышло. О, новый альбом Дельфина. Спрашиваешь у киоскерши, можно ли включить. Если она в хорошем расположении духа, то включает: там ты слушаешь песню и думаешь, брать или не брать кассету.
– У тебя в прошлом году была свадьба. Как прошло?
– Огонь. Сначала была свадьба с мамами и папами, а потом была вечеринка, где за музыку отвечали мои ребята из «Пики-Пики». Люди плотно угорели, но чего-то необычного не было, просто было очень хорошо. Наша вечеринка была в клубе «16 Тонн», а перед этим там был концерт Антохи МС: каким-то образом мы попали к нему в гримерку, и Антоха с его прекрасной женой Марьяной нас поздравили. Передали знамя, так сказать. Это круто, потому что последний альбом Антохи назывался как раз «Советы для молодоженов».
– Ты говорил, что тебе нравится то, что происходит с мужчиной в районе 30 лет. Расшифруй.
– Мне стало очень комфортно в 30, когда у тебя уже есть понимание того, что ты должен делать и чем ты должен заниматься. Тебя это прет, и ты понимаешь, что все делаешь правильно. В каком-то бытовом плане это тебя очень хорошо стабилизирует. Мы ведь с вами живем в стабильных странах, поэтому и жизни наши должны быть стабильны.
– Ты тогда еще сказал, что сделал важные выводы. Какие?
– О том, что нужно гнать в шею тех людей, которым на тебя похер. И больше любить тех людей, которые были рядом все эти 30 лет.