Что нужно для того, чтобы писать свою музыку? Как минимум домашняя студия. Конечно, записывать свои творения можно и на скайп-микрофон, но разве это серьезно? Рассказываем, как собрать бюджетную студию, когда у тебя в кармане 500, 1000 и 1500 долларов.
СТУДИЯ ЗА $500
Итак, для начала закрепим одну вещь: музыкальное оборудование в любом случае требует вложений, и купить все необходимое за $100 не выйдет. Но вот за $500 свою маленькую домашнюю «Эбби Роуд» собрать уже можно. Вот что тебе понадобится.
Сердце студии – это звуковая карта. Если сердечко шалит, то, как бы хорошо ни работали печень и почки, результат будет плачевный. Опытные звукорежиссеры сразу скажут тебе, что большую часть бюджета лучше сразу отложить на звуковуху и микрофон – это главные студийные артефакты. Именно от них зависит качество записываемого материала.
По соотношению цена/качество практически идеальный вариант – карточки компании Scarlett. Для домашней студии подойдет, например, маленькая чудо-коробочка Focusrite Scarlett 2i2 2nd Gen . В ней легко «уместятся» и наушники, и мониторы, и даже останутся свободные входы для инструментов. Два входа и два выхода – это то, что нам нужно. Стоимость – $150-180.
Из альтернативных вариантов можно вспомнить горячо любимую всеми гитаристами-любителями карту ESI UGM96 ($100-120). Встроенный микрофонный предусилитель и специальный HI-z разъем для электрогитары позволит тебе записывать свой гитарный чес днями напролет без потери качества.
Теперь срочно бежим покупать микрофон. Для новичков, на наш взгляд, Behringer B-1 ($100-125) подойдет как нельзя лучше. В этой модели применяется конденсаторный капсюль с позолоченной мембраной и кардиоидной направленностью. Другими словами, он хорошо справляется с высокими уровнями звукового давления при близком расположении к источнику звука, что позволяет записывать твои домашние речитативы максимально качественно.
Если у тебя не хватает денег на Behringer и ты любишь рисковать, для тебя есть один неплохой подпольный вариант. Китайское конденсаторное чудо ISK BM800 ($100). Вариант не стопроцентный, предупреждаем сразу. Но, судя по отзывам удивленных звукачей, это очень достойный своих денег аппарат, который звучит совсем не «по-китайски».
Микрофон есть, карточка есть – значит, осталось обклеить комнату коробками из-под яиц и можно смело записывать свои творения. Но возникает вопрос: на чем слушать? Напомним, что студию мы собираем бюджетную, поэтому студийные мониторы для нас слишком дороги. А вот наушники вполне можем себе позволить. Со звуком шутить нельзя, поэтому на покупку наушников нужно выделить весомую часть бюджета. Нужны честные, незамыленные «уши», которые не будут украшать голос, неоправданно басить или провисать по средним частотам. Поэтому, к примеру, хайповые Beats от Dr Dre нам не подойдут. Уж больно много «низких». Для прослушивания нового альбома Дрейка – идеально, а вот для студийной работы совсем не то.
Хороший вариант – надежные и безотказные немецкие Sennheiser . Например, модель HD 380 Pro ($120-130) – наушники закрытого динамического типа для профессионального использования. Идеально подходят при работе звукооператора, а также для мониторинга и контроля. Легкая и удобная модель. Подходит и для мастеринга со сведением, и для повседневного ношения. Подойдут также недорогие модели фирмы AKG. Например, золотистые AKG K121 , выглядящие крайне пафосно, стоят не больше $100 и звучат при этом очень достойно. Или можно пойти по классике и взять старые добрые Audio-Technica ATH-M30x ($60-70), любимые всеми меломанами за их доступность, чистоту звука и неубиваемость. Выбор за тобой.
Focusrite Scarlett 2i2 2nd Gen / ESI UGM96
Behringer B-1 / ISK BM800
Sennheiser HD 380 Pro / AKG K121 / Audio-Technica ATH-M30x
СТУДИЯ ЗА $1000
С минимальным «бич-пакетом» домашней студии мы разобрались. Это тот базис, который позволит тебе записывать вокал и инструменты и даже мало-мальски терпимо все это дело сводить и обрабатывать. Но что, если у нас в руках окажется не $500, а в два раза больше?
Начнем с микрофона. Можно взять, например, Rode NT1-A ($250), он подарит тебе теплый, расширенный динамический диапазон, четкость и высокий уровень давления звука, свойственные только самым дорогим моделям микрофонов. Это один из лучших микрофонов в своей ценовой категории. Да и вообще, спроси у любого звукорежиссера: Rode веников не вяжет! Также можем посоветовать Rode NT1000 ($330-370), который немного дороже своего вышеописанного брата, но просто прекрасно проявляет себя в полевых условиях. Единственный важный момент – при использовании этого микрофона удели внимание позиционированию. Братишка NT1000 бывает очень чувствительным в комнатах с «неправильными» стенами. Но с этим ты и так разберешься!
Так как наш бюджет вырос в целых два раза, теперь мы можем позволить себе настоящие студийные мониторы. Чем обычно хвалятся начинающие рэперы, все лето поработавшие у родителей, чтобы накопить на «топовый звук»? Конечно же, мониторами KRK RP5G3 ($220-250). Эти мониторы являются самыми компактными в своей серии и предназначены для малых и средних студий. При выходной мощности в 50 Вт они способны создать уровень звукового давления до 106 дБ. Это сопоставимо с силой звука прибывающего поезда. Несмотря на небольшие размеры, мониторы обеспечивают необходимые при записи, сведении или мастеринге параметры воспроизведения. А еще у них красивые желтенькие диффузоры. Ну очень стильно выглядят! Мониторы фирмы KRK плотно оккупировали интересующий нас ценовой сегмент. Так что можешь смело выбирать любую модель. Из более-менее достойных конкурентов можно вспомнить только японцев из Yamaha с их моделями серии HS. От HS5 до HS7 цены примерно одинаковые ($230-280), и каждая из них тебе идеально подойдет.
Поскольку мониторы у нас теперь пафосные и серьезные, карточка должна быть им под стать. Чтобы у них не было классовой войны и работа проходила исключительно «на респекте». Одна из самых уважаемых компаний на рынке звуковых карт – это Presonus. Модель PreSonus 22VSL ($240-257) – то, что нужно! Она способна в реальном времени обрабатывать аудиосигнал, что дает возможность оценить звучание вокала или инструмента с эквализацией, компрессией, дилэем и ревербом. Также в этой карточке стоит один из лучших микрофонных усилителей, что придаст твоему и без того ламповому Rode еще более теплое звучание.
Rode NT1-A / Rode NT1000
KRK RP5G3 / Yamaha HS5 – HS7
PreSonus 22VSL
СТУДИЯ ЗА $1500
Если чисто гипотетически представить, что мы продали дедушкин «Жигуль», и бюджет у нас теперь целых 1500$? Тогда берем еще более крутой микрофон Rode K2 ($700-750) – «мерседес» в мире электроакустики. Невероятно низкий уровень шума, искажений и высокий уровень звукового давления с богатым и фантастически сочным звуком. Эта махина может записывать абсолютно все и делать это невероятно четко. Один из самых лучших микрофонов, который мы можем себе позволить за такие деньги. Выше только звезды (про Neumann мы сегодня даже заикаться не станем). В качестве альтернативы предлагаем тебе абсолютно идентичный по цене и большинству технических параметров микрофон Shure KSM32/SL ($500-750). Оба варианта достойны друг друга и являются чуть ли не главными конкурентами в своей ценовой категории. Но у Shure вдобавок есть очень красивый и практичный алюминиевый кейс, так что если ты эстет(-ка) или тебе часто приходится возить с собой студийные микрофоны, то «Шурик» – твой выбор. У Rode K2, конечно, тоже есть кейс, но он пластиковый и больше похож на чемоданчик для дрели.
К хорошему микрофону нужно выбрать правильную звуковую систему. Yamaha HS8 ($340), на которую раньше нам банально не хватало денег, теперь – по карману. HS8 – второе поколение активных акустических систем ближнего поля действия. Она мощнее, чище и тупо красивее своих родственников. У нее значительно выше точность воспроизведения, меньше искажений и шумов. Это не значит, что ты запоешь, как Селин Дион, но HS8 будет абсолютно честна с тобой и ни капли не соврет, идеально передав все твои диссонансы. Именно такая честность и является главным критерием качества студийных мониторов.
А вот звуковую карту можно оставить прежнюю, потому что других аналогов в этом ценовом диапазоне до сих пор не изобрели. Наш боевой товарищ PreSonus 22VSL остается в строю и переводится в элитный полк. Но если ты готов(-а) добавить еще рублей двести к общему бюджету, то для тебя есть еще один универсальный солдат – звуковая карточка M-Audio M-Track Quad ($360-370). С этим железным Стивеном Сигалом ты можешь сразу забыть о задержке (latency) как о явлении. Плюс высокоскоростные разъемы для MIDI, способные передавать до 16 параллельных сообщений, позволят накидать на мелодию кучу плагинов сверху, и твоя M-Audio при этом даже не вспотеет.
Rode K2 / Shure KSM32/SL
Yamaha HS8
PreSonus 22VSL / M-Audio M-Track Quad
В заключение хочется отметить, что выбор музыкального оборудования очень часто сводится к вкусовому аспекту. Кто-то любит, когда бас чуть выпирает, а микрофон как-то по-особенному искажает частоты, каждому свое. Пробуй, тестируй, выбирай, подгоняй под себя – это очень важно. Не каждому игроку в квиддич обязательно нужен «Нимбус 3000». Может оказаться, что на обычной метле ему летать гораздо удобнее. А вот если твой голос звучит хорошо только в Neumann M 150 tube за $9000, то мы тебе сочувствуем: тут никаких «Жигулей» не хватит.
Фото by William Stitt
КАМЕНТАРЫ (2)
Цікавы матэрыял, дзякуй! Асабліва за тое што пералічылі назвы і гэтак цудоўна ўсё параскладалі па коштах!)
отличная альтернатива Shure KSM32 версия PG42 (https://musicprofi.com/products/mikrofon-shure-pg42lc) по цене, на 200 долларов дешевле, по звуку в слепом тесте не отличишь, проверял и на женском вокале и на мужском, на гитаре, что тот, что тот пишут практически одинаково, конечно у KSM32 есть переключатели и все такое, но мы живем в вец ВСТ плагинов, обрезать низа проще простого