Как устроена рейв-сцена в Санкт-Петербурге?

В 1991 году в Москве буквально за неделю до распада Советского Союза прошла первая техно-вечеринка Gagarin Party. С того момента началась история рейв-движения в России. После закрытия клуба ARMA17, который долгое время являлся визитной карточкой, эпицентром клубной жизни стала Северная столица страны. Приехав в Санкт-Петербург, я встретилась со своим коллегой из журнала Mixmag Russia Егором Лапшовым, аматором техно и своим человеком в клубной жизни города, который рассказал про главные места и события рейв-движения в Санкт-Петербурге.

 

 

Егор Лапшов

 

Рыбные места Петербурга

 

 – Можно ли сказать, что Питер – это столица рейв-движения в России? 

– Думаю, что Питер смело можно назвать рейв-столицей Восточной Европы. Столько мероприятий и такой обширный промоутерский состав, как в нашем городе, вряд ли представлены где-то еще в постсоветских странах. И Питер по-любому клубная столица самой России. Такого обилия мест нет нигде по словам прежде всего артистов, которые к нам приезжают. Если у нас проходит масштабный фестиваль, а проходят они достаточно часто, то много людей приезжают из регионов и даже из Москвы. Там такого уже нет, особенно после отмены Outline.

 

 

 – Какие главные места в Петербурге? 

– У нас есть феномен Конюшенной площади, она находится рядом с церковью Спас на крови. Уже 4-5 лет там сконцентрировано несколько мест различной музыкальной направленности. Самые трушные из них, которые являются если не лучшими, то входят в топ-5 клубов России, – это Mosaique и Stackenschneider. Последний особенный тем, что там никогда не брали плату за вход. За всю историю только на открытии, 5 лет назад, нужно было платить. Это такое супердемократичное место со строгим фейсконтролем. Там никогда не было крутых привозов, но там могут выразить себя современные российские артисты. Сравнимо с берлинскими аналогами на 100%.

 

«Рейв-культура намного меньше, уже и сложнее. Это более камерное сообщество, где проще стать известным»

 

Mosaique сам по себе побольше, и туда возят известных артистов, но там моложе публика, прям самые юные рейверы.

Если говорить не только про клубы, а площадки, то есть место DOT на Васильевском острове. Но оно сезонное: летом открывается на крыше с видом на финский залив, а зимой работает в формате клуба. Правда, оно далеко от всего, поэтому если ехать, то только зная, на кого.

В Питере постоянно открывается что-то новое и закрывается, но Mosaique и Stackenschneider – места, проверенные временем, DOT второй год работает. Это если говорить про клубы и вечеринки.

 

 

 – А промо-команды? Кто делает самые крутые вечеринки в Петербурге? 

– У нас есть две крупные группировки: M_Division и Roots United. Первые больше про дарк-техно, индустриальность и эксперимент. Например, на одном из фестивалей в 4 утра они посреди сета включили классическую музыку Баха, и люди просто слушали. В 4 утра. Тысячи человек. Было довольно-таки мрачно.
 
Roots United делают самые крутые, после закрывшегося Outline, фестивали. Каждое лето они устраивают фестиваль электронной музыки Present Perfect в Музее уличного искусства, раз в два-три месяца – рейв из серии Off. Там уже более дружественная атмосфера, более светлая, более понятная лично мне.

Еще у нас есть летний проект на крыше Hi Hat, которым занимаются ребята из промо-команды Special Case. Они уже пятый год привозят очень крутых артистов, как правило, более популярных, чем в Mosaique, Stackenschneider и DOT. Они делают ставку на узнаваемость артистов и громкие имена, но иногда уходят в гламур. Собираются не рейверы, а модники. И у них жесткий фейсконтроль.

 

 

Культурный ренессанс

 

 – На каком уровне сейчас находится рейв-культура в Петербурге? Тяжело ли ей конкурировать с модными тенденциями со стороны, например с рэпом? 

– Как правило, публика не пересекается. Та аудитория, которая пойдет на концерт Гнойного, вряд ли не знает, что такое Arma и Outline, но это просто разные люди, разные вещи, которые никак не конкурируют. Рейв-культура намного меньше, уже и сложнее. Это более камерное сообщество, где проще стать известным. Это менее коммерциолизированная индустрия, чем рэп или попса. Как современное искусство. Единственное, с чем может конкурировать клубная культура и электронная музыка, это спорт.

 

 – Что ты имеешь в виду под спортом? 

– Футбол. Например, если бы я проводил мероприятие, я в любом случае не делал бы его в дни крутых матчей. Тут много фанатов, и это реально может повлиять на посещаемость, хоть и стыка культур нет.

 

 

 

 – Кто те люди, которые приходят на рейв-вечеринки? Можешь описать их? 

– Как человек, который слушает такую музыку чуть ли не с детства, я вижу, когда люди приходят послушать музыку и понимают, за чем идут. Как правило, на больших мероприятиях, на которые приходят по полторы-три тысячи человек, для большинства это показатель того, что они в теме, подтверждение их социального статуса. Рейв-культура и вообще техно стали очень популярны буквально за последние два года. В России такого точно раньше не было. Для многих это мода, многие идут показать себя, посмотреть на других, социализироваться, но без этого никак. Когда что-то становится популярным, все начинают за этим гнаться. Посмотри на школьников, которые забегают в 1703, где снимают Versus. В любом случае будут глорихантеры, если футбольным языком говорить.

Средний портрет – это молодежь от 16 до 25 лет, так как это всегда связано со студенчеством. На рейве как на улице – ты можешь увидеть всех.

 

 – Чем именно рейвы в Питере отличаются от рейвов в других постсоветских или европейских городах? 

– Во-первых, всегда нужно думать о мостах. Если ты не думаешь о мостах, можешь просто пропустить свой рейв и потеряться.

Во-вторых, на рейв-культуру Петербурга накладывают отпечаток креативность и творческое наследие города. Например, где ты еще увидишь рейв во дворце XVIII века? У нас бывают вечеринки классической музыки. То, что происходит сейчас в Питере, – подобно ренессансу. Можно даже сравнить наше время с русским авангардом начала ХХ века. Одна из моих теорий – про спираль времени. Сейчас происходит возрождение индустриальной эстетики.

Тем не менее рейв-культура у нас – все еще новое явление. Например, в том же Берлине сотни техно-клубов, и ты уже никого ими не удивишь. Тут публика готова к открытиям, к чему-то новому. Самые крупные рейвы у нас проходят без привозов известных артистов.

 

 

 

 

 

«Всегда нужно думать о мостах. Если ты не думаешь о мостах, можешь просто пропустить свой рейв и потеряться»

 

Власть и рейвы

 

 – Какие бывают сложности в организации вечеринок? 

– Никаких гарантий. В Москве в середине и конце 2000-х ARMA17 были самыми известными российскими клубом и промо-командой за рубежом. Это был бренд для всех, кто как-либо связан с клубной культурой. Где-то пару лет назад у них начались проблемы. В 2014 году они провели большой фестиваль Outline, и все было нормально. В 2015-м они собрались провести его еще раз, уже пригласили огромное количество артистов, десятки мировых звезд. Все это было согласовано, привлечено множество арт-проектов, художников и прочего. Ожидался самый масштабный фестиваль, скажем, за последние 10 лет. Но за пару дней до мероприятия правоохранительные органы наглым образом запретили его проводить, когда уже все билеты были проданы. С тех пор в Москве начались проблемы. ARMA17 после пытались делать обычные мероприятия, но их просто блокировали. Буквально прошлой весной они решили в последний раз организовать рейв в Питере. В ночь перед мероприятием приехали ОМОН, нацгвардия и сказали, что они здесь ничего не будут проводить. Есть даже запись этого разговора.

К моему удивлению, прессинг со стороны властей не дошел до Петербурга. Ребята, которые организовывают вечеринки M_Division и Roots United, говорят, что у них все отлично. Ни один из Off или Present Perfect не закрыли, до сих пор работают Mosaique и Stackenschneider. Все не понимают, как и почему, но власть закрывает глаза. Поэтому все так круто: они не лезут. Но я также не удивлюсь, если следующее крупное мероприятие будет сорвано. Никаких гарантий нет, потому что это наша власть.

 

 

В чем сила техно, брат?

 

 – Как ты думаешь почему рейв-вечеринки снова становятся популярными в России? Мне всегда казалось, что рейв – это всегда ответ на внешние социальные настроения, как, например, в Германии. 

– Я тоже изучал этот вопрос. Если говорить про Германию, то это легко объясняется. Во-первых, многие технологии развивались еще со времен Третьего рейха и после войны. Каждый немецкий гопник мог купить себе звукозаписывающую установку. Берлин стал столицей техно, потому что в тот момент там открылось огромное количество никому не нужных площадей, а власти города хотели их чем-то занять. Получить разрешение на открытие клуба было элементарно: ты говоришь, что будешь что-то делать на заводе, это будет приносить бабки. Поэтому они так расплодились, плюс подушка из технологий, которая всегда была в Германии.

 

«Каждый немецкий гопник мог купить себе звукозаписывающую установку»

 

Почему Питер? Я это связываю с тем, что за последние два года Питер стал единственным местом в России, где можно хотя бы что-то делать. Не могу сказать, с чем именно связан ажиотаж, думаю, с каким-то мировым подъемом. Продажи винила в этом году впервые достигли уровня 1998 года.
 
Это вряд ли связано с политикой, но в то же время тесно с ней переплетено. У человека, который однажды сходит на хороший рейв, тот же Present Perfect или Off, и увидит весь этот антипод гламуру, всему новостному и эстрадному – то, что не показывают по телевизору, – меняется сознание. Ты начинаешь понимать, что мы – это часть глобализированного мира.

 

 – Тогда чисто питерский вопрос: в чем сила техно, брат? 

– Техно – это свобода выражения. Клубная культура позволяет тебе оставаться собой и дает свободу. И в тоже время дает понять, что ты не один. Она тебя и раскрепощает, и социализирует. Можно много рассуждать о том, что техно – это жесткая музыка, мрачный уход от реальности и прочее. Но я не думаю, что многие люди, которые приходят на рейвы, хотят прям забыться. Это просто новая культура, современное искусство. Техно –это в любом случае про постиндустриализм и свободу от рамок и канонов.

 

Фото by Ivan Chernov (Resident Advisor), Elizaveta Meduneckaya

КАМЕНТАРЫ (10)

Андрiй
Андрiй | 6.12.2017 01:28

Очень интересно, сразу захотелось в Питер!

22 5 +17
Иван
Иван | 6.12.2017 16:37

Сразу видно, что какая-то псина интервью давала

7 20 -13
23
23 | 6.12.2017 18:19

о рэйве и техно музыке этот человек не знает ничего... однобокое видение коммерческого говна для малолетних хипстеров

9 20 -11
Оползень
Оползень | 6.12.2017 18:29

И откуда вы, такие долбоебики, вылазиете?

5 16 -11
23
23 | 16.12.2017 16:37

я бы тебе сказал откуда, да ты еще мал и глуп... и техно не нюхал как нормальные ребята лет 30 назад))

5 7 -2
Елена
Елена | 6.12.2017 18:29

спасибо за интервью, обширно и понятно, как раз еду на новый год.

20 4 +16
 Игорь
Игорь | 6.12.2017 20:49

А реально морда песья у этого «эксперта»

6 14 -8
Олег
Олег | 14.12.2017 18:46

Спасибо за интервью!

9 1 +8
wonderland5
wonderland5 | 19.12.2017 19:49

Ой, как круто
Побольше бы такого на сайте! Супер интересно :)

8 1 +7
saen
saen | 1.12.2018 19:54

был я в том мозаике - там вообще никак. штакет там рядом, я туда не заходил, судя по тому, что основное преимущество - отсутствие платы за вход, делать там тоже нечего. москва и киев поинтереснее.

1 3 -2
Новая музыка: Zakharik, Isna Trio, Nemiga, Денис «Грязь»

Новая музыка: Zakharik, Isna Trio, Nemiga, Денис «Грязь»

Рассказываем, чем живет беларусская музыка.

Узнаешь героев беларусской музыки? Тест

Узнаешь героев беларусской музыки? Тест

Проверим, насколько ты знаешь локальных деятелей.

Как не повторять типичные ошибки начинающих музыкантов?

Как не повторять типичные ошибки начинающих музыкантов?

На что обратить внимание, пока не собираешь «Минск-Арену».

Atlas Weekend 2021: большой фоторепортаж

Atlas Weekend 2021: большой фоторепортаж

Первый большой фестиваль после пандемии.

Ласковая Май: как пишет музыку молодая минская певица?

Ласковая Май: как пишет музыку молодая минская певица?

Zlata Mai – о том, что вдохновение «не существует, а живет».

Кастян выпустил трек «Девочка с Зыбицкой»

Кастян выпустил трек «Девочка с Зыбицкой»

Бутылки звенят, футболки шуршат – вот и бит готов.

Как устроена музыкальная импровизация в спектакле «Огонь и Лед»

Как устроена музыкальная импровизация в спектакле «Огонь и Лед»

Слушаем театральную импровизацию и разбираемся, как устроен ее мир.

Intelligency: «Мы – хвостик своей же собачки, который следует сам за собой»

Intelligency: «Мы – хвостик своей же собачки, который следует сам за собой»

Почему следующий альбом Intelligency будет их лучшим, а песня «August» никак их не поменяла.

34 Mixes #16: Максим Шумилин

34 Mixes #16: Максим Шумилин

Вливаемся в этом со светлым миксом про надежду на доброе завтра.