Судьба Яскевич. Лера – про молодость, музыку и мечты

Большое интервью с беларусской артисткой, променявшей многомиллионные просмотры каверов на сольную карьеру. И, кажется, не зря.

 

Лера Яскевич – 20-летняя певица и блогерка. Ты мог(-ла) видеть ее каверы на Коржа и «ЛСП» на YouTube, а в последнее время скорее знаешь Леру по сольному творчеству: на начальном этапе это были милые гитарные баллады (на дебютном альбоме «Привязанность»), сейчас – жизнерадостный тин-поп на альбоме «YOLO».

В 2019 году проще всего проиллюстрировать востребованность человека количеством подписчиков. На YouTube это 650 тысяч человек, в инстаграме – 290 тысяч. Добавь сюда 670 тысяч прослушиваний песен «Вконтакте», участие в рекламной кампании «Кока-колы» в СНГ – и получишь одну из самых интересных молодых артисток Беларуси прямо сейчас.

Мы поговорили с Лерой о музыке, жизни в Минске, знакомствах в приложениях («это стрем»), фобии дорогих магазинов, знакомстве с менеджеркой и лучшей подругой Аней (без которой, кажется, ничего бы и не было) и счастливой жизни на 20 долларов в месяц.

 

 

Артист как человек

– Из чего состоит твой день?

– Если нет никаких планов, то я просто сажусь за компьютер и придумываю, чем себя занять. Но последний месяц всегда есть дела: смонтировать видео, записать куплет песни, сделать что-то по инстаграму.

– А ты сама все монтируешь?

– Да, кроме клипов, которые снимает команда. Не было ни одного ролика, который мне бы кто-то смонтировал. Кроме одного из последних: я тогда уехала в Богушевск и в шутку сказала Ане: «Ну смонтируй хоть что-нибудь». А ей было настолько нечего делать, что она смонтировала все в iMovie, я потом перенесла в Final Cut и домонтировала. Было очень приятно, потому что Аня – единственный человек, которому я бы это доверила.

– Это надоедает?

– Конечно! Вчера монтировала бэкстейдж к недавнему клипу. У меня либо появляется задор, потому что я уверена в материале и мне самой интересно его пересматривать, либо ты сидишь и пялишься на дорожку несколько минут, потому что не знаешь, что хочешь вставить. И вот половину я легко сделала, а дальше сидишь и думаешь: оставлять эти разговоры или они нахрен никому не нужны? В итоге доделала только сегодня утром.

«Артист в 2019 году – это все и сразу»

– Вот ты приезжаешь на семейный сбор, дальний родственник в возрасте спрашивает, чем ты занимаешься. Что ты ответишь?

– Я занимаюсь музыкой: пишу песни, даю концерты. Про блогинг объяснять слишком долго.

– Как ты сама себя позиционируешь?

– Я артист. Но я занимаюсь деятельностью на YouTube с 2012 года и не могу без этого. По сути дела, я хреновый блогер: нету частого контента, актуальных тем. Снимаю просто свою жизнь: ну и что?

Артист в 2019 году – это все и сразу. Здорово, что люди могут узнавать меня не только с музыкальной стороны, а именно как человека, который ведет себя как и все остальные.

 


Последний клип Леры, который поможет понять, как звучит ее сегодняшняя музыка.

 

«Ты позволяешь комментарию тебя задеть, но в будущем это сделает тебя сильнее»

Каждый день с новой песней

– Когда ты начала петь?

– Всегда, сколько себя помню. В детском саду на утренниках. Подпевала мультикам, где играла хоть какая-то музыка. Хотя в детстве мне говорили, что я никогда не смогу петь, была жесткая болезнь горла, было стремно. Но это то, что я хочу делать. Даже если перестану показывать свое творчество, все равно буду себе под нос начинать день с новой песней.

– А как поняла, что хочешь связать с этим жизнь?

– Классе в девятом. Я не понимала, что может выйти что-то серьезное, но уже мечтала об этом. Дома говорили, что нужно образование. И тогда я не видела в музыке перспективу: записывала каверы, ну что это такое, подумаешь. Уверенность пришла года два назад.

У меня все равно остаются сомнения. Что только мне кажется, что я достаточно хороша, а другие люди этого не увидят. Просто поняла: я этого хочу, и если буду делать все необходимое, у меня получится.

– Кого ты в детстве слушала?

– Классе в седьмом начала слушать Эда Ширана. Нравилась одна песня Fall Out Boy, нравились The All-American Reject. Такой «индюшник», легкий «рокец». Недавно смотрела старые аудиозаписи и думала, почему я раньше слушала музыку лучше, чем сейчас.

– А сейчас это какая музыка?

– Спопсилась немножко. Вот Биа Миллер нравится, слушаю Стивена Степхена, который тоже раньше каверы на свой лад перекладывал. Прониклась творчеством Матранга. Ну и новый альбом рыжика-Ширана.

– Это же англоязычная музыка в основном.

– Когда я приехала в Минск, слушала только западную музыку. А тут Аня мне показала русскоязычных исполнителей. И я такая: вот это да, они классные песни пишут! И какое-то время слушала только русскоязычную музыку. Маша Чайковская, «ЛСП», Корж – был такой период в моей жизни.

А когда стала писать авторское музло, переключилась обратно на «американщину». Когда слушала русскоязычную музыку, хотелось ее петь для людей. А сейчас у меня нет необходимости втюхивать им чужое творчество.

– Как ты видишь сейчас свою аудиторию?

– Клевые ребята. Иногда потерянные, чтобы им указали на путь. Но честные, открытые и добрые.

 

 

Покушение на творчество и самооценку

– У тебя открыт директ в инстаграме. Что пишут?

– Каждый день читаю директ, мне интересно. Иногда отвечаю людям. Я не всегда люблю общаться, потому что для меня идеальный круг общения – тот, который уже сформировался, редко общаюсь с новыми людьми. Но порой пишут что-то настолько интересное, что я чувствую: надо продолжить диалог.

Я вчера в сторис пыталась вспомнить, в каком году у меня вышел этот клип. Оказалось, что только в 2018-м: «В смысле, это мы только год авторскую музыку делаем?» И мне пишет девочка: «Лера, точно 2018-й, помню, как стала встречаться с мальчиком, до сих пор вспоминаем, как под твою песню все завязалось». Конечно, я ей ответила.

– Сейчас в интернете много негатива. И чем больше у тебя аудитория – тем проще на него наткнуться. Как борешься?

– Конечно, много. Но, понимаешь, когда тебя оскорбляют прилюдно, есть такой момент: камон, мне пофиг. А когда пишут в директ – это личное покушение на твою самооценку и твое творчество. И не охренел ли ты? Иногда пишут даже в личку «Вконтакте». Специально добавляют общих друзей, чтобы написать что-то неприятное. Чаще всего пишут в группу, а я читаю комментарии там. Иногда зря.

«Мы созвонились по скайпу, потому что родители хотели быть уверены, что отправляют меня не к дядечке какому-то»

Потому что тебя всегда это задевает. Но со временем вырабатывается иммунитет. Ты позволяешь комментарию тебя задеть, но в будущем это сделает тебя сильнее. И ты можешь сделать выводы, если там есть хоть доля конструктива.

– Насколько тебе комфортно в Минске выйти на улицу?

– Изи, просто. Но я редко это делаю, нет времени. Я иногда не замечаю, что замечают меня. Но мне друзья-блогеры указали на то, что это есть: кто-то шепчется и произносит твое имя. Но мне это не мешает.

– Тебе легко заводить друзей?

– Редко завожу новые знакомства. С одной стороны, не хочется говорить, что мне комфортно общаться только с теми, кто в твоей профессии. Это не так. Тебе же интересно как человеку знать, как ведут себя люди из других сфер. Включается чувство неудобства. Люди начинают задавать слишком много вопросов: «А сколько ты получаешь? А как набрать много просмотров?» Их интересует техника достижения результата. И ты думаешь: я что, справочник?

– А с личной жизнью у тебя как?

– *долго смеется* Никак.

– Когда договаривались об интервью, Аня сказала что-то в духе: «Она даже не знает, что такое тиндер».

– Нет, я знаю, что это. Он есть в Беларуси, да? Я знаю только про Badoo, потому что меня как-то просили его прорекламировать. Это же стрем какой-то – знакомиться в приложении. Что может быть страшнее? Я еще на первом курсе университета задумалась об отношениях – у меня их с того момента и не было – и решила, что мне интереснее знакомиться с теми, с кем меня знакомят. Общая компания, друзья и так далее. Ты можешь сразу оценить поведение человека, его взгляды, расположен он к тебе или нет. Переписка мне не нравится, потому что я не понимаю, какой человек на самом деле. А это меня сильно смущает.

 

Второй альбом – про лето, любовь и легкомыслие (в хорошем смысле).

 

«Это же стрем какой-то, знакомиться в приложении. Что может быть страшнее?»

Сказка о дружбе и продюсерстве

– Почему ты поступала в «кулек»?

– Сейчас расскажу сказку. Жила такая Лера Яскевич, училась в 11 классе. Не знала, куда поступать и что делать с жизнью. Но верила в судьбу и мечту. И в один прекрасный зимний день Лера сидела под диваном и смотрела фильм. Увидела два сообщения «Вконтакте». На одно хотела ответить, а второе автоматически удаляю. И поняла, что удалила не то. А второе сообщение было от Ани Новицкой, которая тогда была в Москве и не попала на концерт «Моей Мишель». И она сначала думала, что я из России.

А потом поняла, что я из Беларуси. Увидела по моей странице, что я в выпускном классе. Спросила, куда собираюсь поступать. И говорит: «Давай помогу в Минск поступить». А я там была один раз в жизни до этого. Позвала на день открытых дверей. Я рассказала маме, мы потом созвонились по скайпу, потому что родители хотели быть уверены, что отправляют меня не к дядечке какому-то. Анька все рассказывает, тыры-пыры-шмыры.

И вот мы приезжаем в Минск с другом, она нас встречает. Сразу вижу: приезжает такая улетная чувиха на тачке, покупает мой первый минский кофе. Привозит меня на Октябрьскую – представляешь, как я ее видела после деревни? Я сразу влюбилась в город.

Она меня пропихнула на курсы платные, за которые я в итоге ничего не платила. Договорились, что поживу у нее, пока буду готовиться к поступлению. В итоге все сдала на 9 баллов. И мы стали жить вместе, потому что мне не дали общежитие. Его в итоге дали зимой, а мы тогда лежали дома, смотрели фильм. «Ань, мне общагу дали». – «А ты хочешь туда?» – «Нет». – «Ну и давай дальше жить». Вот так живем четыре года вместе.

– Когда вы начали вместе работать?

– С первого дня. Она меня сразу повезла устраиваться в караоке-клуб бэк-вокалисткой: «Давай, ты уже взрослая, деньги будешь зарабатывать». Я тогда была очень закрытой и боялась сцены. Хотя меня до сих пор иногда трясет. Еще Аня заставила меня пройтись по всем музеям.

– Звучит и как сказка, и как такая продюсерская история.

– Мне сначала было даже обидно. Потому что всех людей, которых я пускаю в свою жизнь, считаю своей семьей. И почему-то считаю, что люди должны и ко мне так относиться. Просто у Ани сложный характер, эту девочку нужно понять. С одной стороны, у нас очень рабочие отношения. Есть общее дело, которое мы очень ценим. У нас давно нет никаких отношений, мы готовы всем ради него пожертвовать. Это симбиоз дружбы и работы. Такое крайне редко встречается.

Мы можем сильно поцапаться из-за рабочего процесса, а потом: «Ну что, смотрим сериальчик?»

 

 

Реклама, 20 баксов в месяц и садовые качели

– Как вы выбираете рекламные проекты?

– Это на Ане. Она принимает решение, что стоит до меня довести. И тогда уже спрашивает: будем или не будем? И тогда мы уже решаем, сможем ли круто подать рекламу, а не просто: «Покупайте, ссылка в описании и шапке профиля». Если можем сделать красиво – мы это делаем.

– Какие эмоции испытывает человек, который рекламирует «Кока-колу»?

– Ааа, это же п*здец. Это «Кола» – в детстве смотрел рекламу и слюни пускал. Они сами на нас вышли. Мы обрадовались, но не бросились сразу в омут. Сперва к нам обратились, чтобы взять трек. И уточнили, что думают, нас брать или не нас. Не знаю, зачем нам нужно было это знать. В итоге взяли нас.

– Есть вещи, которые ты никогда не будешь рекламировать?

– Есть, но их сперва должны предложить, чтобы мы это поняли.

– Как дома реагировали на то, что твоя деятельность стала приносить тебе доход?

– Радостно. Когда жила в Богушевске, могла за месяц получить с ютуба 20 баксов, минус налог процентов в 20. И для меня это было выше крыши. Я могла взять своего друга Лешку, заправить его и поехать в Витебск в «Макдональдс». И мы это делали, я всех угощала. Это пошло класса с девятого, мне перестали давать карманные деньги. На обеспечении у родителей я была в плане обуви и зимней куртки. Потому что одежду мне присылали китайские магазины.

«Привозит меня на Октябрьскую – представляешь, как я ее видела после деревни?»

В Минске заработок поднялся до 40 баксов, и я была очень крутой. Хотя у вас же еще и на проезд надо тратиться, это в Богушевске можно везде дойти ногами. А прямо такой доход, чтобы «мамочка, папочка, куплю вам садовые качели», появился год назад. И то у тебя просто появилось чуть больше, чем обычно. Мне всегда хватало на жизнь без приобретения себе каких-то вещей.

– Самая глупая покупка?

– Купила на день рождения себе midi-клавиатуру, до сих пор ей не пользуюсь. Это был горячий поступок. Мне пришли деньги, а день рождения – послезавтра. Подумала: пойду и куплю себе ее. И куда тебя такую поставить в этом доме? Так и стоит.

– Был момент, когда деньги в голову ударили?

– До сих пор нет. У меня есть небольшая мечта: хочу перестать неудобно себя чувствовать в некоторых магазинах. Аня иногда предлагает: «Давай зайдем в Tommy Hilfiger». А я не хочу туда идти: у меня нет денег, зачем? Хочу с ноги открыть эту дверь: ну что, показывайте!

 

 

«Когда жила в Богушевске, могла за месяц получить с ютуба 20 баксов, минус налог процентов в 20»

Будущее, концерты, гримерка без уборной

– У тебя есть какой-то конкретный жизненный план?

– Я очень кайфую от всего, что происходит. Недавно пришла к тому, что всем удовлетворена. Не думаю о том, что у чего-то есть цель. В будущем это наверняка поменяется, но страшно о нем думать. Не хочу, чтобы будущее меня подчиняло.

Конечно, я хочу, чтобы моя музыка звучала, чтобы ее слушало много людей. У меня был концерт в Москве на 460 человек – лучший день в моей жизни. То, что ты испытываешь на сцене, – это шок. Хочешь все больше людей посвящать в свою религию и музыку.

– Тур – это волнительно?

– Первые два города. А дальше начинаешь жить в заморозке. Ты включаешься по вечерам, когда к тебе приходят люди. Вот мы приехали в Пермь – а там люди знают все песни, мы зарядились на четыре города вперед. Но это сложно: ты мало спишь, много ешь. И пытаешься аккумулировать силы для концертов.

– Самая дикая история из тура?

– Воронеж – это дикая тема. У нас был пьяный звукорежиссер, который на час опоздал на концерт. Еще там было такое: в гримерке не было уборной. И тут уже надо выходить на сцену, а мне дико захотелось в туалет. Дальше можно додумать самостоятельно.

 

 

 Блиц 

– «ЛСП» или Корж?

– Маму и папу поставил, я не буду выбирать, это родители.

– Ютуб или инстаграм?

– Отстой, это предательство какое-то. Ладно, скажу инстаграм. Но это пока что!

– Минск или Богушевск?

– У меня два дома.

– Как должен закончиться год, чтобы ты подумала: «Я – супер»?

– Мы три года подряд работали: Аня меня ставила в караоке работать лаунж-дуэт с каким-нибудь мальчиком. И я дорабатывала свой сет, брала бокал игристого, смотрела, как все под куранты жгут записки, работала до трех и ехала домой спать.

А этот год пройдет хорошо, если в новогоднюю ночь мы все-таки будем отдыхать.

 

Фото из личного архива героини

Звукорежиссер Nestanda Records – про автотюн, хип-хоп и единение с музыкантами

Звукорежиссер Nestanda Records – про автотюн, хип-хоп и единение с музыкантами

Кто построил Nestanda Records, стыдно ли пользоваться автотюном и какую технику купить для звукорежиссуры – отвечает Антон Акимов.

Широкой дороги! Как автостопом проехать Украину с гитарой?

Широкой дороги! Как автостопом проехать Украину с гитарой?

Как тебе на самом деле стоило провести это лето.

14 лучших песен октября

14 лучших песен октября

Рассказываем о треках, которые точно должны прозвучать в твоих наушниках.

Рейв, трэш, угар. Как прошел концерт Little Big?

Рейв, трэш, угар. Как прошел концерт Little Big?

Их последние релизы называются «Antipositive», но на концертную атмосферу это не распространяется.

«Негатив – это бесполезная история». Чем живет Kipah?

«Негатив – это бесполезная история». Чем живет Kipah?

Личный разговор с Егором: о семье, работе, будущем «Бассоты» и культуре сегодняшнего Минска.

Где искать крутые виниловые пластинки?

Где искать крутые виниловые пластинки?

Диджеи рассказывают, где они покупают винил и зачем это делать в 2018 году.

«Лучшее завтра» – новый сингл «Петли пристрастия»

«Лучшее завтра» – новый сингл «Петли пристрастия»

Свежий постапокалиптичный трек от «Петли» уже у нас. Ура!

Основатель Re:Public – про деньги, звук и вискарь для звезд

Основатель Re:Public – про деньги, звук и вискарь для звезд

Рассказ о жизни самого рок-н-ролльного клуба Беларуси от человека, который этот клуб придумал.

«Излишки счастья бытия». Чем живет Shuma в 2018-м?

«Излишки счастья бытия». Чем живет Shuma в 2018-м?

Жизнь беларусской электронной сцены, успех независимых артистов и беременность.