Как правильно помогать? 5 вопросов о благотворительности
- 06.02.2019
- 13799
Собрали для тебя компактный мануал о том, как правильно помогать – в случае с бездомным животным, домашним насилием и выбором организации, которой ты хочешь сделать пожертвование.
ВОПРОС: У меня своих проблем по горло.
Как мне заниматься благотворительностью?
ПОДКАЗКА: На самом деле благотворительность очень часто начинается как раз тогда, когда человек решает создать для себя именно такие условия, которые нравятся ему самому – и таким же людям. Кто-то не хочет устраивать пикник на природе посреди мусорной полянки – и придумывает движение по добровольным уборкам на несколько миллионов человек. А кто-то меняет систему здравоохранения только потому, что в семье есть определенное заболевание. И это – вполне достаточное условия для действенной благотворительности.
Мария Лысенко
организаторка проекта по безбарьерной среде в спорте:
«Про заезженный концепт “помогать другим/творить добро” пора забыть. он принадлежит тем классово недружественным временам, когда богатые белые дамы тешили свое богатое белое самолюбие и зарабатывали очки на ярмарке тщеславия. Истинная и действенная благотворительность та, в которой есть личный, эгоистический мотив. Если осознать, что тебя от инвалидной коляски отделяет заледенелая ступенька или мокрый пол в ванной, – желание создать инклюзивные условия для себя сразу ставит все на правильные места. Помогая “другим”, мы останемся в суперпозиции к ним, никогда так и не преодолевая барьер чуждости».
ВОПРОС: Съезжу в детдом, поздравлю детей с
Новым годом. Достаточно?
ПОДКАЗКА: Это способ, с которого начинают многие, но вряд ли самый лучший. В случае с детьми гораздо важнее научить их тому, что пригодится им в будни, чем устроить месяц бесконечного праздника в декабре. Подробнее об этом можно почитать здесь.
Виктория Онохова-Журавлева
приемная мать и опекун:
«Перед Новым годом многие люди хотят порадовать не только своих самых близких, но и тех, кто лишен семейного тепла, – детей в детских домах. Отличная идея, если не учитывать, что таких желающих именно перед праздниками – уйма, и новогодние елки начинаются у детей в первых числах декабря и валят до старого Нового года. Дети встречают три-четыре волонтерских группы в день (с конфетами, мп3-плеерами и колонками), не успевая всмотреться в лица благотворителей и испытать какие-то чувства, которыми нас награждают наши дети: радость, благодарность, веселье. Так дети снова чувствуют себя использованными взрослыми, которые хотят поправить свою карму или причинить немного добра этому миру.
Не помогать? Помогать, но в зависимости от потребностей и возраста ребенка – оплатить репетитора, ортодонта, стать старшим товарищем, наставником, научить ребенка ходить в магазин, оплачивать свет и запрашивать необходимые документы в разных инстанциях. Но это невозможно сделать за один приезд, а значит, нужно приезжать к определенному ребенку часто и регулярно. Не всегда на это есть ресурс у благотворителей».
ВОПРОС: А если я хочу помогать животным?
ПОДКАЗКА: Главное правило – брать ответственность на себя. Позвонить волонтерам с рассказом о том, что где-то возле метро ты видел(-а) собаку, очень похожую на домашнюю, – плохая идея. Взять себе на передержку или оставить навсегда – хорошая, даже если ты сделаешь это только один раз.
Анастасия Жаврид
директорка Центра по защите животных «Анималекс»:
«К сожалению, в Беларуси нет службы, которая приедет по звонку и заберет у тебя найденное животное (неважно, это маленький котеночек или большой алабай). Передержка – это временный дом до окончательного пристройства животных. Она бывает платной или бесплатной (у себя, знакомых или тех, кто откликнется в интернете).
Если ты звонишь в общество защиты животных – пожалуйста, помни, что на том конце провода волонтер. Это значит, что у человека также есть личная жизнь, семья и работа, а в дополнение к ним еще общественная нагрузка в виде помощи животным. И нет, он или она не должны выехать по твоей просьбе или забрать у тебя животное. Все волонтеры видят животных на улице и делают что могут, у многих дома на передержке уже несколько животных. “Увидел и позвонил” – это не помощь. С чем позвонить в общество защиты животных можно? Спросить, что делать с найденным животным; куда подавать объявления о пристройстве; чем кормить.
Перед тем как забирать животное домой или определять на передержку, обязательно покажи его ветеринару, даже если внешне оно выглядит здоровым. Есть много коварных болезней, которые будут видны только специалисту. Здесь важно отметить, что, например, микроспория (лишай) не является показанием к усыплению животного. И вообще, если ветеринар советует усыпить животное, я рекомендую сначала посоветоваться с волонтерами.
Если животное с явными признаками травмы (переломы, сбитое машиной и т.д.) готовься, что это будет стоить очень дорого. Иногда стоимость операций и лечения доходит до 1000-2000 BYN. Хорошая новость в том, что можно просить помощи в тематических группах помощи животным и эти деньги реально собрать.
На этом этапе поиска дома для животного можно просить помощи у волонтеров. Пристройство – целое искусство, так как нужно проверить потенциальных хозяев через разговор. Я рекомендую задавать такие вопросы: кто будет ухаживать за животным? Все ли члены семьи согласны завести животное? Каковы жилищные условия, куда берется животное: дом, квартира, двор? Чем новые хозяева собираются кормить питомца (чтобы заранее исключить пищу “со стола”). Были ли у них животные раньше и что с ними случилось? Например, если выпускали животное на самовыгул, эта же участь может ждать и твоего подопечного (и тогда смысл в предыдущей помощи теряется).
Лучше всего сначала устроить встречу-знакомство и отдавать животное через сутки после нее, когда решение созрело окончательно. Лучше (и ответственней), когда новые хозяева сами приезжают за своим новым питомцем и у них уже готово все необходимое (переноска, поводок и т.п.). При передаче советую подписать договор передачи животного (можно найти в интернете), куда вписать паспортные данные нового владельца, а также условие о том, что при невозможности далее держать животное новый владелец обязуется вернуть его вам. Отслеживай судьбу животного через фото и сообщения от новых хозяев.
Адекватность помощи животным заключается в том, чтобы не брать на себя больше, чем можешь вынести. Иногда лучше пройти мимо или ограничится сосиской для бездомных котов, чем, например, вызывать отлов (а в некоторых городах отстрел) или держать 30 котов в своей квартире. Во всем важна мера, адекватность и трезвая оценка своих сил».
ВОПРОС: Как помочь, если я знаю
жертву домашнего насилия?
ПОДКАЗКА: В этой ситуации на первом месте – здоровье и безопасность.
Ольга Ланевская
тренерка по самообороне и ассертивности для женщин и девочек Wen-Do (ОО «Радислава»):
«Если ты знаешь, что та, кого ты хочешь поддержать, находится в опасной ситуации для своего здоровья либо жизни, предлагаю сосредоточиться на том, чтобы позаботиться о ее безопасности и ее потребностях. Уточни, что ты можешь сделать, чтобы она почувствовала себя лучше.
Очень важно помочь восстановить чувство власти и контроля над собственной жизнью. Насилие – это ситуация, в которой кто-то забирает у нас возможность распоряжаться собственным телом, не дает нам принимать свои решения, уничтожает возможность быть собой. Даже когда тебе кажется, что для пострадавшей будет лучше именно так, как ты считаешь, – это всего лишь твои ощущения. У нее есть свои, и она экспертка в своей жизни. И она умеет принимать решения либо именно сейчас учится делать это заново.
Вера в то, что женщина подверглась насилию, очень важна в процессе “выздоровления”. Насилие – это процесс, в котором с самого начала кто-то нам не верит. Вначале агрессор не верит, что мы чего-то хотим либо не хотим. Потом наши знакомые или милиция не верят, что именно с нами произошли конкретные события. Если дело доходит до суда, то прокурор ставит под сомнение, что мы не могли повлиять на то, что произошло. Верить очень важно, так как пострадавшая часто будет искать вину именно в себе, будет думать о том, что она могла бы сделать иначе, чтобы избежать насилия. В насилии всегда виноват агрессор, здесь не может быть никаких сомнений.
Помолчи (если она тебя не просит говорить) и дай высказаться пострадавшей. Либо помолчите вместе, если она ничего не хочет говорить. Когда мы молчим, увеличиваются шансы, что мы не скажем ничего, что нанесет очередную травму.
Помни, что, даже если у тебя есть подобный опыт, это не твоя ситуация. Женщина, которую ты поддерживаешь, может хотеть чего-то другого, нежели ты. Поддержка кого-то – это не наша терапия и не ситуация, в которой ты хочешь справиться со своей травмой.
Узнавай и интересуйся. К сожалению, разумная поддержка – это не врожденный навык, и умение поддержать не зависит от того, насколько хорошо ты знаешь пострадавшую. Читай книги, ходи на лекции, разбирайся. И помни, ты не обязан(-а) знать все. Можно обратиться за помощью в организацию, которая порекомендует, что делать конкретно в твоей ситуации либо ситуации твоей подруги. В Минске с темой домашнего насилия работает, например, ОО «Радислава» (круглосуточный телефон экстренной помощи для пострадавших от насилия +375296108355)».
ВОПРОС: А можно никуда не ездить и
просто сделать пожертвование?
ПОДКАЗКА: Отследить, на что именно уходят твои налоги, в нашем государстве сложно. Поэтому ты можешь самостоятельно выбрать проект, которому доверяешь, – и помогать именно ему.
Ольга Каскевич
инженер-эколог и координаторка природоохранных проектов «Багны»:
«В Беларуси культура пожертвований только начинает развиваться. За то время, что я работаю в природоохранной деятельности, зародилось несколько платформ для краундфандинга, таких как “Улей” и “Талака”. Еще в 2013 году, когда мы только начинали работать, у меня самой было очень скептическое чувство, когда на наши проекты люди хотели что-то пожертвовать. Страдала моя гордость. Позже, когда мы начали более плотно сотрудничать с аналогичными природоохранными организациями за рубежом, я увидела совершенно другое отношение: пожертвование – это своего рода голосование, выделение этого проекта или идеи из всех остальных, придание теме значимости. Ты часто не можешь, к примеру, помочь физически проекту, кампании, людям, которые работают над очень важной темой, поэтому хочешь внести хотя бы материальный вклад в то, что тебя действительно волнует. Финансы перечисляют ведь не лично кому-то в организации, а на нужды проекта, чтобы его осуществить.
Живя в государстве как крупной взаимосвязанной системе, которая пытается урегулировать несметное количество вопросов и проблем, сегодня нельзя отследить, на что именно идет налог, который мы оплачиваем. В нашей стране все налоги сливаются в один бюджет и не мы принимаем решение, в какую отрасль эти суммы будут уходить. Для примера расскажу о своей сфере деятельности: раньше у Минприроды был целевой фонд, из которого финансировались природоохранные мероприятия. Деньги в фонд поступали из штрафов, налогов, компенсационных мероприятий. Но сегодня этого фонда не существует, и, так как экология не является приоритетным направлением, на нее фактически государственного бюджета не выделяется. Не говоря уже о финансировании мелких локальных проектах, за развитие которых ты бы хотел(-а) проголосовать.
Поэтому если тебя беспокоит судьба каких-то вопросов, есть ряд некоммерческих организаций, которые можно поддержать. “Центр экологических решений”, “Ахова птушак Бацькаўшчыны”, “Багна”, “Экодом” – это те организации, которые ведут постоянную деятельность по вопросам охраны природы. И можно оказать им материальную помощь, начиная от покупки камер и обустройства гнезд до восстановления мест обитаний важных видов и организацию природоохранных лагерей».