Слово пацанам: как «‎РСП» стали одной из важнейших беларусских групп

15 суток для музыканта в Беларуси образца 2020/2021 – это что-то вроде получения звания «‎народных артистов». Абсолютное признание государством твоих творческих и гражданских заслуг. Группа «‎РСП», которая прямо сейчас в полном составе отбывает арест, безусловно, вполне заслужила такое признание. Антон Кашликов вспоминает свое знакомство с «‎пацанами» и обращает внимание на основные вехи в судьбе этого важного для Беларуси музыкального коллектива.

 

С Денисом и Пашей из «‎РСП» мы познакомились, кажется, в 2005 году, когда вместе с коллегой Беренцевым пришли делать про них редакционный фичер в один культовый бумажный журнал. Я подозреваю, что это было первое интервью в жизни молодого и подающего надежды коллектива.

Мы взяли полторашку пива и сели на лавках возле Института Культуры, чтобы обсудить творческие планы, а также потереть за беларусский андеграунд, глубину которого еще всем нам предстояло постичь.

Уже тогда было понятно, что мы имеем дело с очень самобытной историей. У ребят было все в порядке с обаянием, а песня про «‎гапара», ставшая с тех пор обязательным номером всех «‎эрэспэшных» концертов, уже хрипела в колонках столичных общаг – как минимум, в той, где я жил.

 

 

«‎РСП» долгие годы существования как будто до конца никто не воспринимал всерьез. В том числе порой и сами участники группы.

Взять хотя бы их трасянку, на которой исполнялись песни. Критики относили это к влиянию «‎Саши и Сирожы» и сразу ставили на полку «одноразовых шуток», позволяя себя больше не следить за творчеством «‎РСП».

А тематика песен? Ну что за нытье? Что за сопли? «‎Розавы закат, саацечэственник мой и брат»?

 

 

Только внимательный и тонкий слушатель замечал, как за этими незамысловатыми рифмами, прилипчивыми мотивчиками и запевами а-ля «камон-камон», за этой клоунадой и дурачеством, за пестрыми рубашками и танцевальными номерами боевых подруг Марины и Юли, сопровождавшими живые выступления ансамбля, проступает адвечная беларусская тоска, зыбкие топи болот и неуверенность ни в чем вообще, не говоря уже про завтрашний день.

Со временем в песнях «‎РСП» становилось все больше гражданской лирики, все так же помещенной в уста лирического героя, бьющегося насмерть со своими комплексами, вредными привычками, несчастными любовями и государством, гадящим в мозги своей жиденькой пропагандой. Этому герою уже были не интересны значки, которые всем раздавал БРСМ, он уже готов был рвануть «‎за океан, в Венесуэлу, прокатить на пляж мою Анжелу, там за океаном много наших для народа братского е**шат».

Выход из этого мирка был один. Тот самый, хорошо знакомый пацанам всей Беларуси. Напиться и забыться. С первым глотком разливалось тепло и, разумеется, сразу же появлялось желание «‎выйти в космос без ракеты».

Последняя пятилетка оказалась одной из самых продуктивных и уж точно самой прямолинейной для творческой летописи коллектива. «‎Молодая симпатичная судья» на альбоме 2018 года уже приходила к выводу, что «‎нельзя по закону, по закону нельзя», а над всеми, кто пытался в этой стране делать хоть что-то, нависал вездесущий ФСЗН (так называлась еще одна песня из тех же «‎Корнеплодов любви»).

«Выход из этого мирка был один. Тот самый, хорошо знакомый пацанам всей Беларуси. Напиться и забыться‎»

Во время событий 2020-2021-го музыканты «‎РСП» не отсиживались в стороне и высказывали свою позицию прямо и четко – словом и делом. Как и следует делать группе, состоящей из четких и честных «‎пацанов».

«‎Я просто один из тех, кого реально спасает бег» – сказано в совсем недавней песне. Из якобы шуточной группы, группы-издевки, группы-мема «‎РСП» вдруг давно и прочно превратились в летописцев искаженной беларусской реальности, мимолетных трендов, туманных веяний и смутных надежд. Группу, творческую и гражданскую позицию которой можно только уважать.

...На заре своей карьеры Денис и Паша дали нашему изданию интервью жопами. Это не опечатка, если что. На ютуб-канале 34 вы можете найти это видео. Со временем я понял, что это был единственный возможный формат разговора на серьезные темы в нашей реальности. Жаль только, что на то, чтобы это понять, у меня – да и у многих других замечательных людей – ушло так много времени.

 

Как записать трек с Awlnight

Как записать трек с Awlnight

Пошагово рассказываем, как беларусский кассетный битмейкер делает хип-хоп эдиты из буги и фанка 80-х.

Навагоднія міксы 2018

Навагоднія міксы 2018

Неўміручая штогадовая рубрыка 34mag зноў on air!

Музыкальные итоги 2017 года в Беларуси

Музыкальные итоги 2017 года в Беларуси

Вездесущий рэп с его баттлами, новые герои на сцене, популярность стриминга и другие музыкальные засечки 2017-го.

Как записаться в студии?

Как записаться в студии?

15 советов новичкам от звукорежиссеров.

 Оксимирон и другие герои

Оксимирон и другие герои

Главред 34mag Антон Кашликов сходил на концерт Оксимирона в Минске и не удержался от очевидных сравнений.

Як абраць вінілавы прайгравальнік?

Як абраць вінілавы прайгравальнік?

Што такое танарм і гуказдымальнік, на што трэба звярнуць увагу, калі купляеш прайгравальнік, і чым адрозніваюцца мадэлі за $150 і $8000.

Гульня ў класіку: інтэрв’ю з Марыяй Калеснікавай

Гульня ў класіку: інтэрв’ю з Марыяй Калеснікавай

Як працуе сучасны авангард і дзе знайсці грошы на оперу – гутарым з арганізатаркай лекцый пра музычную класіку Марыяй Калеснікавай.

Новогодний плейлист молодых музыкантов

Новогодний плейлист молодых музыкантов

Dlina Volny, Weed & Dolphins, Deech и еще семь беларусских музыкантов делятся своими новогодними треками.

Кто такой Макс Корж?

Кто такой Макс Корж?

Пять ипостасей беларусского музыканта, который в минувшие выходные собрал «Минск-Арену». Уже второй раз.