Оксимирон и другие герои

23 декабря Oxxxymiron собрал в Минске Дворец Спорта. Рядовое событие для города, важное – для артиста и его сторонников. Главред 34mag Антон Кашликов сходил на концерт и описал свои ощущения от встречи с прекрасным, не удержавшись от нескольких очевидных сравнений, которые просто не могли не прийти на ум.


Мирон в Минске выступает регулярно, но до этого ограничивался «Репабликом». Правда, в прошлом году вообще без рекламы легко сделал в клубе на Притыцкого два концерта подряд с двумя солд-аутами. Уже тогда было понятно, что следующий бал у Воланда должен состояться на более масштабных площадках. Завоевывать территорию надо постепенно, как говорил другой артист по имени ЛСП в одном интервью.

Немножко контекста. Шоу во Дворце Спорта было предпоследним (и последним в этом году) для Оксимирона в его большом «стадионном» туре. К этому факту во время концерта было много отсылок: про усталость и радость от того, что тур почти завершен, жалоб на сорванный голос, праздничных брызг шампанского в стиле «Формулы-1» на предпоследней песне.

 

 

Вообще этот концерт можно было бы описать буквально парой предложений. Качественное шоу от артиста, умеющего – вернее, научившегося – работать на действительно большую аудиторию. Убравшего из своего концертного представления лишние элементы (вроде живых барабанов, которые имели место на выступлениях несколько лет назад), добавившего бронебойности и структуры. Два часа умелого диалога с залом, благодаря которому пространство Дворца Спорта, по законам всех вечеринок у Воланда, съеживалось до уютного, чуть ли не домашнего концерта с милыми деталями вроде бутылок воды, которые артист и его бэк-вокалист Охра разносили страдающим от жажды первым рядам.

Оксимирон красиво и последовательно выстраивает вокруг своей фигуры мифологию, а каждое свое действие, каждую победу и даже, что важнее, поражение укладывает в Путь Героя (прямо так, с больших букв). Я – главный в русском хип-хопе, заявляет он, и это сразу же становится фактом, поскольку никто особо и не оспаривает. Я соберу стадионы, говорит он, и, гляди ты, действительно собирает. Ну, не стадионы, окей, но реально большие площадки.

«Пожалуй, их таких сейчас двое. "Наш" Макс Корж и "их" Оксимирон»

Он действует на сопротивлении и противостоянии, часто – самим им и придуманном. Но герою нужны враги, чтобы их крушить. Иначе в чем вообще героизм? В этом он чем-то напоминает другую личность из музыкального мира: речь про Сергея Михалка, тот тоже не раз декларировал, что энергия рождается из сопротивления, и воевал то с собственным нездоровым прошлым, то с «предлагаемыми обстоятельствами», то со всем сразу «русским роком». И, кстати, собирал реальные стадионы.

Впрочем, если уж сравнивать Мирона с кем-то, то на ум в первую очередь приходит другой музыкант, всего неделей ранее сделавший аншлаг на самой большой концертной площадке Минска. Речь про Макса Коржа, разумеется.

Пожалуй, их таких сейчас двое. «Наш» Макс Корж и «их» Оксимирон. Оба сделали в этом году большой тур и собрали в ключевых городах (Москва, Питер, Минск, Киев) крупнейшие арены.

 

 

Оба – в определенном смысле – народные артисты. Если под народом понимать публику от 10 до 35 лет.

Оба берут откровенностью, честным пацанским словом. У одного оно – с отсылкой к родным дворам и придомовым территориям, где свой своему поневоле брат, у другого – с флером чужака, который знает жизнь окраин – хоть «шахт Дортмунда, хоть скал Корнуолла». Оба варианта, впрочем, одинаково романтичны.

Один выбивает на шее тату с датой основания родного города, второй – чуть ли не в каждом клипе воспевает Минск. И даже каким-то непостижимым образом умудряется сделать это и в видосе, снятом в спальниках Тегерана, так мучительно рифмующихся с родными Малиновками и Сухарями.

«Главное: оба четко знают, чего хотят, и умело к этому идут. Просто у одного Путь, а у другого – Шлях»

Оба не считают нужным общаться с прессой – и при этом отлично держат тесную связь со своей аудиторией: через соцсети (у Макса в почете Instagram, у Мирона – Twitter),YouTube и обязательно – через концерты.

При этом они разные по посылу: Корж – оптимист, Окси – трагик. Макс в своих песнях разбирается в отношениях с женщиной и друзьями, Мирон – в основном, сражается со своими внутряками и личностями в рамках модной ныне концепции повсеместного биполярного расстройства.

У одного женщина – простите за пошлость, муза, у другого женский образ мельком проступает на уровне прозрачной «девочки-пи**ец» из одноименной песни. Под которую, как сказал Мирон на концерте, «могут поплясать и парни, в зале все равно темно, никто не увидит».

Главное: оба четко знают, чего хотят, и умело к этому идут. Просто у одного Путь, а у другого – Шлях.

 

 

P.S.

Ремарка в сторону. Кажется, что у Макса Коржа получилось воплотить в жизнь то, что пытался и пытается сделать от имени Brutto Сергей Владимирович. Пацанская романтика, ясные представления о добре и зле, семья и крепкое плечо, мать – святое, жена – рядом. Мир, труд, май. А также – родина, которую не выбирают, и фончиком – турники, полушутливые разборки, особенный узнаваемый стиль.

Остается еще один важный беларусский артист, связанный с Оксимироном историей сложных взаимоотношений. Олег ЛСП, у которого 2017-й выдался тоже, мягко скажем, весьма непростым, но с другой стороны – именно в этом году ЛСП смог вырваться в число артистов, которых ждут «от Бреста до Владивостока» и которому уже тесно в клубах на тысячу душ. И очень интересно, на какую площадку в следующем году замахнется он. Из стен «Репаблика» или «Прайм Холла» ЛСП уже очевидно вырос.

Меня же больше всего занимает, кто из упомянутых в этой заметке героев (а все они, без шуток, герои) первым посягнет на святое – стадион «Динамо», который вот-вот заново откроют в центре города-героя. Вот тогда и будет повод облить первые ряды шампанским. Если, конечно, это будет кто-то из «наших».

 

Фотоpalasatka

 

Ад «Музыкальнай газеты» да радыёкропкі: хто распавядаў пра электронную музыку ў 90-я?

Ад «Музыкальнай газеты» да радыёкропкі: хто распавядаў пра электронную музыку ў 90-я?

Тэматычныя медыя і першыя лэйблы.

Галоўныя героі беларускай электроннай сцэны 1990-х – хто яны?

Галоўныя героі беларускай электроннай сцэны 1990-х – хто яны?

Імёны, праекты, альбомы.

«Невозможно воспринимать эту жизнь на серьезных щах»: разговор с фронтменом «Снов Синей Собаки»

«Невозможно воспринимать эту жизнь на серьезных щах»: разговор с фронтменом «Снов Синей Собаки»

О кринжовых концертах, поисках своего «Вудстока» и иронии как броне перед критикой.

«Усім сарвала дах»: як выглядалі рэйвы 90-х?

«Усім сарвала дах»: як выглядалі рэйвы 90-х?

Танцы ў школах, ДК, гламурных клубах і ў сценах Белтэлерадыёкампаніі.

Як выглядаў першы беларускі рэйв?

Як выглядаў першы беларускі рэйв?

«Поўная вакханалія», паводле «Знамя юности».

Адкуль пайшла беларуская электроніка?

Адкуль пайшла беларуская электроніка?

Фестываль біг-біту, першыя сінтэзатары і электроншчына ў кіно.

Фотарэпорт: у Менску перазапусціўся «Рэактар»

Фотарэпорт: у Менску перазапусціўся «Рэактар»

Камбэк праз 13 гадоў.

Героі часу – 10 артыстаў новай беларускай сцэны

Героі часу – 10 артыстаў новай беларускай сцэны

Каго паслухаць, каб захапіцца сённяшняй беларускай музыкай.

Прэм’ера кліпа: Applepicker танчыць у Асмалоўцы і пад «кукурузінамі»

Прэм’ера кліпа: Applepicker танчыць у Асмалоўцы і пад «кукурузінамі»

Гісторыя пра бесклапотнага лайдака ў душэўных менскіх лакацыях.