Слово пацанам: как «‎РСП» стали одной из важнейших беларусских групп

15 суток для музыканта в Беларуси образца 2020/2021 – это что-то вроде получения звания «‎народных артистов». Абсолютное признание государством твоих творческих и гражданских заслуг. Группа «‎РСП», которая прямо сейчас в полном составе отбывает арест, безусловно, вполне заслужила такое признание. Антон Кашликов вспоминает свое знакомство с «‎пацанами» и обращает внимание на основные вехи в судьбе этого важного для Беларуси музыкального коллектива.

 

С Денисом и Пашей из «‎РСП» мы познакомились, кажется, в 2005 году, когда вместе с коллегой Беренцевым пришли делать про них редакционный фичер в один культовый бумажный журнал. Я подозреваю, что это было первое интервью в жизни молодого и подающего надежды коллектива.

Мы взяли полторашку пива и сели на лавках возле Института Культуры, чтобы обсудить творческие планы, а также потереть за беларусский андеграунд, глубину которого еще всем нам предстояло постичь.

Уже тогда было понятно, что мы имеем дело с очень самобытной историей. У ребят было все в порядке с обаянием, а песня про «‎гапара», ставшая с тех пор обязательным номером всех «‎эрэспэшных» концертов, уже хрипела в колонках столичных общаг – как минимум, в той, где я жил.

 

 

«‎РСП» долгие годы существования как будто до конца никто не воспринимал всерьез. В том числе порой и сами участники группы.

Взять хотя бы их трасянку, на которой исполнялись песни. Критики относили это к влиянию «‎Саши и Сирожы» и сразу ставили на полку «одноразовых шуток», позволяя себя больше не следить за творчеством «‎РСП».

А тематика песен? Ну что за нытье? Что за сопли? «‎Розавы закат, саацечэственник мой и брат»?

 

 

Только внимательный и тонкий слушатель замечал, как за этими незамысловатыми рифмами, прилипчивыми мотивчиками и запевами а-ля «камон-камон», за этой клоунадой и дурачеством, за пестрыми рубашками и танцевальными номерами боевых подруг Марины и Юли, сопровождавшими живые выступления ансамбля, проступает адвечная беларусская тоска, зыбкие топи болот и неуверенность ни в чем вообще, не говоря уже про завтрашний день.

Со временем в песнях «‎РСП» становилось все больше гражданской лирики, все так же помещенной в уста лирического героя, бьющегося насмерть со своими комплексами, вредными привычками, несчастными любовями и государством, гадящим в мозги своей жиденькой пропагандой. Этому герою уже были не интересны значки, которые всем раздавал БРСМ, он уже готов был рвануть «‎за океан, в Венесуэлу, прокатить на пляж мою Анжелу, там за океаном много наших для народа братского е**шат».

Выход из этого мирка был один. Тот самый, хорошо знакомый пацанам всей Беларуси. Напиться и забыться. С первым глотком разливалось тепло и, разумеется, сразу же появлялось желание «‎выйти в космос без ракеты».

Последняя пятилетка оказалась одной из самых продуктивных и уж точно самой прямолинейной для творческой летописи коллектива. «‎Молодая симпатичная судья» на альбоме 2018 года уже приходила к выводу, что «‎нельзя по закону, по закону нельзя», а над всеми, кто пытался в этой стране делать хоть что-то, нависал вездесущий ФСЗН (так называлась еще одна песня из тех же «‎Корнеплодов любви»).

«Выход из этого мирка был один. Тот самый, хорошо знакомый пацанам всей Беларуси. Напиться и забыться‎»

Во время событий 2020-2021-го музыканты «‎РСП» не отсиживались в стороне и высказывали свою позицию прямо и четко – словом и делом. Как и следует делать группе, состоящей из четких и честных «‎пацанов».

«‎Я просто один из тех, кого реально спасает бег» – сказано в совсем недавней песне. Из якобы шуточной группы, группы-издевки, группы-мема «‎РСП» вдруг давно и прочно превратились в летописцев искаженной беларусской реальности, мимолетных трендов, туманных веяний и смутных надежд. Группу, творческую и гражданскую позицию которой можно только уважать.

...На заре своей карьеры Денис и Паша дали нашему изданию интервью жопами. Это не опечатка, если что. На ютуб-канале 34 вы можете найти это видео. Со временем я понял, что это был единственный возможный формат разговора на серьезные темы в нашей реальности. Жаль только, что на то, чтобы это понять, у меня – да и у многих других замечательных людей – ушло так много времени.

 

Тест: как ты разбираешься в новой беларусской музыке?

Тест: как ты разбираешься в новой беларусской музыке?

Любишь беларусскую музыку? Докажи.

Все, баста! Как прошел последний «Рок за Бобров» на «Боровой»?

Все, баста! Как прошел последний «Рок за Бобров» на «Боровой»?

Прошел главный фестиваль минского лета – мы там были и все зафиксировали.

Бакей и его экстренное перерождение

Бакей и его экстренное перерождение

Большой разговор о концертах, музыке, деньгах, счастье и будущем.

13 лучших треков июля

13 лучших треков июля

Забирай лучшие треки месяца в плейлист.

Группа IC3PEAK все-таки выступила в Минске. Как это было?

Группа IC3PEAK все-таки выступила в Минске. Как это было?

Группа победила все запреты и собрала Re:Public.

34 Mixes #13: Максім Шумілін

34 Mixes #13: Максім Шумілін

Традыцыйны летні мікс ад Максіма Шуміліна.

Будьте так бобры. Как делают главный минский фестиваль этого года?

Будьте так бобры. Как делают главный минский фестиваль этого года?

Почему Little Big – это рок? Какая группа попросила 3,5 миллиона евро за выступление? Когда «Рок за Бобров» растянется на все выходные?

Что слушает Awlnight?

Что слушает Awlnight?

Рэп, соулфул-хоп и неосоул: узнай, что еще слушает Дмитрий Лукойть aka Awlnight.

«Киевский Атлас». Чем был хорош Atlas Weekend – 2019?

«Киевский Атлас». Чем был хорош Atlas Weekend – 2019?

Почему редакция 34 влюбилась в Atlas Weekend 2019?