Музыкальный толковый словарик. Выпуск #5

Музыкальный толковый словарик. Выпуск #5

Звуковые эффекты, важные понятия в панк-культуре и новомодные словечки рэперов – разбираем 15 свежих музыкальных терминов, после которых мир станет чуточку ясней.

 

 Гейт (gate) 

 – плагин (по-народному «примочка») для динамической обработки звука. Гейт работает как шлюз (собственно, он так и переводится): пропускает звук, который громче определенного уровня, и глушит все, что звучит тише. Применяется гейт для шумоподавления: ненужные звуки в паузах между словами, шипение на кассетах, «белый шум», гитарный гул – это его работа. У гейта есть несколько основных параметров: threshold – порог звука, с которого шлюз открывается; attack – параметр, который контролирует скорость открытия ворот; hold – время, в течение которого шлюз будет открыт (применяется для сохранения коротких пауз между словами); и release – как быстро ворота закрываются. Гейт применяется практически везде: как на гитарных сейшнах, так и на стадии постпродакшна. Кто захочет слышать, как гудит холодильник, пока ты записываешь дебютную ипишку?

 

 Дистро (distro) 

– это альтернативная сеть дистрибуции DIY-продукции: зинов, самиздата, кассет/дисков, значков, футболок и прочего мерча. Обычно такие бутики организовывает местная панк-группа в своем городе, а деньги, полученные с продажи, идут на помощь нуждающимся, на развитие какого-либо проекта либо на покрытие стоимости аренды помещения, в котором выступает группа. До массового развития интернета дистро являлись одним из главных источников получения контркультурного знания.

 

 Дилэй (delay) 

– эффект задержки звука, с которым ты можешь создавать настоящее эхо. Дилэй будто бы клонирует фрагмент звука и воспроизводит его с небольшой задержкой. Получается эффект 3D-очков, который создает впечатление пространства. Зацени, какое эхо получилось у вокалиста Pink Floyd. Кажется, будто бы Роджер Уотерс находится не в студии, а на вершине горы.

 

 

 DIY (Do It Yourself) 

– основополагающий принцип панк-культуры, который можно уместить в фразе: «Хочешь творить – действуй». Приверженцы DIY-философии не сотрудничают с крупными лейблами, а самостоятельно записывают музыку, чеканят мерч, выпускают фэнзины и организовывают концертные туры – все создается на голом энтузиазме.

 

 Лоу-фай (lo-fi) 

– музыкальный стиль, для которого характерно низкое качество звукозаписи. Если в 80-х лоу-фай был исключительно технической характеристикой, то в 90-х он стал фирменной фишкой и полноценным направлением в музыке. Послушай ранние записи Sebadoh, Pavement и Бека, из недавнего – беларусов Weed & Dolphins. Сегодня лоу-фай пользуется особой популярностью у битмейкеров – пропуская семплы через кассетные деки, они создают воздушные треки для чила в спокойной обстановке.

 

 

 Лаунж (lounge) 

 – легкая фоновая музыка, которую ты можешь услышать в кафе, торговом центре или в холле гостиницы. Если в шестидесятые годы лаунж исполняли исключительно джазовые оркестры, то в наши дни этот стиль культивируют как инструментальные коллективы, так и электронные музыканты. К примеру, можешь заценить сборники, которые компилируют диджеи бара Café del Mar на Ибице.

 

 LP (Long Play) 

 – формат виниловой пластинки, разработанный Columbia Records в 1948 году. Вращается такая пластинка на скорости 33⅓ оборота в минуту, выпускается на 12-дюймовом виниле и содержит не менее восьми треков – длительность звучания на такой «винилке» доходит до шестидесяти минут.

 

 Низкий флекс  

 (low flex) 

– бесноватый танец, который ты можешь увидеть в клипах минских рэперов или того же Фараона и Boulevard Depo. В другой трактовке «флексить» переводится как «красоваться, выпендриваться». Замечен этот термин был в треке Ice Cube, сварганенном еще в 1993 году.

 

 

 Реворк (rework) 

– новая версия оригинального трека. В отличие от ремикса, в реворке изменяется не только структура, тональность и темп трека, но и его жанровая составляющая – рок-баллада может стать образцом гэриджа, а инди-элегия может с легкостью трансформироваться в бодрый трип-хопчик. В качестве примера предъявляем трек с последнего альбома Рюити Сакамото – композитор посвятил целую пластинку различным «переделкам».

 

 

 Рейв (rave) 

– масштабная дискотека с выступлениями диджеев и электронных музыкантов. В девяностые рейвы были нелегальными ночными тусовками, проводившимися в складских помещениях, куда собирались тысячи людей, а сегодня рейвам посвящают треки и устраивают их в цивильных клубах – культурная эволюция дает о себе знать.

 

 Фэйзер (phaser) 

– звуковой эффект, который разделяет звуковой сигнал на два потока – фильтрованный и нефильтрованный, – а затем смещает фазу обработанного сигнала и смешивает его с чистым звуком. Из-за смещения фазы появляются моменты, где звук усиливается и становится более глубоким, и моменты, когда два потока находятся в противофазе – тогда звук гасится и будто бы проваливается. С помощью фэйзера можно создавать синтетические звуки, которые невозможно найти в природе. Этот эффект популярен в кино и телевидении, когда необходимо создать компьютерный голос. Речь C-3PO из «Звездных войн» – классический пример применения фэйзера.

 

 

 Футворк (footwork) 

– название музыки, под которую лихие парни из Чикаго выдавали нижний брейк-данс еще в замшелых 80-х. Рецепт у этого стиля простой: пульсирующий бас и дребезжащая перкуссия разгоняются до 150-160 ударов в минуту, вырисовывается затейливый бит и накладывается закольцованная фраза-семпл – трек готов, можно пускаться в пляс.

 

 

 Фрэшмен (freshman) 

– многообещающий новичок на поле хип-хопа. С 2007-го журнал XXL выбирает 10 новичков года, внесших нечто новое в рэп-игру: в списках фрэшменов в свое время числились Wiz Khalifa, Macklemore, Lil Yachty, 21 Savage и Kendrick Lamar. Кстати, сейчас журнал вновь готовит свежую партию XXL Freshman Class – ты тоже можешь поучаствовать в отборе!

 

 Фланжер (flanger) 

– звуковой эффект, разработанный Филом Спектором в 1958 году. Пытаясь «удвоить» голос в композиции, звукорежиссер запустил трек одновременно c двух магнитофонов: нужного эффекта он не добился, зато получил фланжер – звук, похожий на взлет самолета. Эффект сразу же приглянулся адептам психоделического рока – с ним создавать гипнотический звук становилось в несколько раз проще.

 

 

 Чоп-энд-скрюд 

 (chopped and screwed) 

– техника, которую в девяностые разработал DJ Screw: балуясь кодеиновым сиропом, музыкант кромсал южный хип-хоп на фрагменты, зацикливал их и замедлял трек до тягучих 60-70 ударов в минуту. Сегодня гипнотический саунд снова в моде – тот же ASAP Rocky использовал чоп-энд-скрюд в своем дебютнике.

 

Лисьи сладости. Как прошел первый сольник Лисы?

Лисьи сладости. Как прошел первый сольник Лисы?

Абракадабра, в которую хочется вернуться.

«Кому вообще нужны альбомы в 2019-м?»: интервью с группой «Комсомольск»

«Кому вообще нужны альбомы в 2019-м?»: интервью с группой «Комсомольск»

Чем живет «Комсомольск»?

Группа «СОЮЗ» представила альбом «II»

Группа «СОЮЗ» представила альбом «II»

Минское трио выпустило второй альбом и рассказало нам о нем.

14 лучших песен апреля

14 лучших песен апреля

Казахский поп, украинский рэп и самая разная беларусская музыка – апрель в огне.

Камерная красота. Как прошел концерт Алины Орловой?

Камерная красота. Как прошел концерт Алины Орловой?

Обаяние, уют и музыка.

Плейлисты музыкантов: Beissoul & Einius

Плейлисты музыкантов: Beissoul & Einius

Твоя девятнадцатая «Мечта»

Твоя девятнадцатая «Мечта»

«Мечта», ты космос.

Palina выпусціла альбом «Грустные песни»

Palina выпусціла альбом «Грустные песни»

Жывыя інструменты саступілі месца электроннай музыцы, але жывасць песень Паліны засталася з ёй.

Зачем артисту менеджер в 2019 году?

Зачем артисту менеджер в 2019 году?

Расспросили артистов, зачем им менеджеры. Расспросили менеджеров, за что им платят артисты.