Музыкальный толковый словарик. Выпуск #3

Музыкальный толковый словарик. Выпуск #3

Третий выпуск музыкального спецприложения для толкового словаря Даля. Кто поет автотюном, зачем между песнями интерлюдии и как жить согласно YOLO – разбираем 16 новых понятий, которыми пользуются в музыкальной тусовке.

 

 Аранжировка 
 (arrangement) 

– переосмысление уже созданного музыкального произведения, а также перенос его структуры в другую форму, отличную от оригинальной: к примеру, гитарная партия может быть переделана в партию для пианино, а партия скрипки – в партию для флейты. Известный пример радикальной аранжировки – версия Джо Кокера песни «Битлов» «With A Little Help Of My Friends». В композиции было изменено практически все: темп, размер, добавлены интро, гитарная партия и орган. В ремиксах также может использоваться аранжировка. 

 

 

 

 Автотюн (autotune) 

– программа, созданная для обработки голоса. Ее принцип заключается в сдвиге частот до ближайшего правильного полутона. На слух воспринимается как голос, пропущенный через синтезатор. Если в 90-х автотюн использовался скорее для подтягивания нужных нот, коррекции «бэков» и исправления прочих вокальных «косяков», то сегодня он стал своеобразной фишкой, которую юзают такие артисты, как Канье Уэст, Мадонна, Тейлор Свифт и Рианна (хотя многие, наверное, помнят итальянское трио Eiffel 65 и их гнусавое «I'm blue da ba dee da ba daa»).

 

 

 Аттитюд (attitude) 

– жизненная позиция музыканта. К примеру, аттитюд регги-музыканта – растафарианская идеология, любовь к ближнему и желание быть свободным; аттитюд панк-рокера – критическое отношение к обществу и политике, нонконформизм и жизнь в стиле DIY.

 

 

 Брейк (break) 

– внезапная пауза во время игры группы или оркестра, во время которой один из музыкантов исполняет импровизационную вставку, не связанную с остальной композицией. К примеру, в треке «Caravan» Майлз Теллер устраивает минутное соло на барабанах, в корне меняющее характер всей темы. Впоследствии в 1970-х фанковые и соуловые брейки стали закольцовывать с помощью двух вертушек нью-йоркские диджеи Kool Herc, Grandmaster Flash, Africa Bambaataa и, следуя ямайской традиции, импровизированно зачитывать поверх. Так появился хип-хоп. Про самый культовый в музыке брейк – amen break – ты наверняка слышал(-а). Если нет – начни с «Википедии».

 

 

 Грайм (grime) 

– музыкальный жанр, сформировавшийся в 2000-х в Лондоне. Состоит из смеси гэриджа, рагги и хип-хопа, приправленной дикими семплами и быстрыми битами. Изначально грайм создавался на дешевых грувбоксах и распространялся с помощью микстейпов и пиратского радио, сегодня же его крутят на BBC 1Xtra и BBC Radio 1, а его представителей приглашают на премию Brit Awards. Может показаться, что грайм похож на хип-хоп, но есть различия. Во-первых, это британский флоу, который ни с чем не спутаешь: зацени, например, как это делает Stormzy. Во-вторых, это темп: обычно грайм-треки крутятся на скорости 140 bpm, как гэридж или дабстеп. Ну и, конечно, это жирный бэйслайн, который взбудоражит любой танцпол с хорошей акустической системой.

 

 

 

 Интерлюдия (interlude) 

– небольшая по объему вставка, связывающая более крупные части музыкального произведения. Интерлюдия используется не только в пьесах или мюзиклах, но и в современных музыкальных альбомах. Свежий пример – 50-секундная перебивка «Revival», сочиненная Эминемом для одноименного альбома. Также в альбомах, в первую очередь хип-хоповых, используются скиты – короткие комедийные скетчи, телефонные разговоры, записи с бэкстэйджей и прочие приколы. Можно вспомнить скиты «Рабов Лампы», например этот.

 

 

 Йоло (YOLO) 

– аббревиатура, популяризированная Дрейком, которая расшифровывается как «You Only Live Once» («Ты живешь лишь один раз»). Аббревиатура стала настолько популярной, что была официально признана неологизмом и добавлена в онлайн-версию Оксфордского словаря английского языка.

 

 

 Луп (loop) 

– звуковой фрагмент, замкнутый в петлю ради цикличного, бесконечного воспроизведения. Проще говоря, это некий «закольцованный» звук. В прошлом такого эффекта добивались с помощью магнитной ленты, склеенной в кольцо, в наши дни – с помощью соответствующих программ. Не путать с семплом!

 

 

 Миньон (EP, 
 Extended Play) 

– мини-альбом, содержащий 2-4 композиции общей длительностью в 15-20 минут. Самым популярным форматом ЕР считается семидюймовая грампластинка.

 

 

 

 Миди (MIDI, Musical 
 Instrument Digital 
 Interface) 

– набор команд для взаимодействия между звуковыми устройствами. Если переводить на человеческий язык, то это сообщения, передаваемые от одного инструмента к другому: синтезатор, подсоединенный к секвенсору, при каждом нажатии клавиши передает последнему данные об использованной ноте, изменении тона, скорости и длительности нажатия клавиши.

 

 

 Рифф (riff) 

– сочная, регулярно повторяющаяся гитарная мелодия. Используется в джазе или роке для нагнетания саспенса, а также как инструмент, позволяющий сделать акцент на определенных моментах.

 

 

 Секвенсор (sequencer) 

– аппарат или программа, позволяющая записывать и редактировать MIDI-потоки. Совмещая секвенсор с тем же синтезатором, можно записать многодорожечное произведение, отредактировать его и экспортировать в один трек для дальнейшего распространения. Существуют аналоговые и софтверные секвенсоры. Последние являются фишкой цифровых звуковых рабочих станций, которые ты также знаешь как Ableton, FruityLoops, Logic, Reason и другие.

 

 

 Скэт (skat) 

– вид вокализа, при котором голос используется для имитации музыкального инструмента. Первым записанным примером скэта считают трек «Heebie Jeebies» Луи Армстронга в 1926 году. В наше же время скэт можно услышать в треках Korn, The Doors, Ministry и 5’nizza (в каждой второй песне). Ну а самый известный человек-скэт – это Скэтмэн (Джон Пол Ларкин), певший «Ski Ba Bop Ba Dop Bop». К скэту он обратился, так как с детства страдал заиканием, «превратив свою самую большую проблему в свое самое полезное качество».

 

 

 

 Эвергринс (evergreens) 

– «вечнозеленые песни», которые на протяжении многих лет продолжают пользоваться спросом у музыкантов и слушателей. К музыкальным титанам, которые выдержали проверку временем, можно отнести, например, «Highway to Hell» AC/DC, «Never Gonna Give You Up» Рика Эстли и «Yesterday» The Beatles.

 

 

 Эдлиб (ad lib) 

– случайные слова или выкрики, которые рэп-исполнители используют в качестве своей фишки. Примерами могут служить Schoolboy Q со своим «Як! Як! Як!», Desiigner и его «Грррра!», «Бэнг-бэнг!» Chief Keef и многострадальное «Бррря!» Оксимирона.

 

 

 Яблоко (apple) 

– наклейка в центральной части виниловой пластинки, на которой размещаются основные данные о релизе: исполнитель, жанр пластинки, звукозаписывающая компания, список треков и дата выхода. На пластинках может отсутствовать яблоко – так называемый white label. Обычно это демки, промо-записи или бутлеги, которые выпускаются ограниченным тиражом. Релизы white label используются для предварительного прослушивания на радиостанциях, журналистами, а также диджеи так тестируют их на публике.

 

КАМЕНТАРЫ (1)

Bjenek
Bjenek | 19.01.2018 14:58

Ad lib - скорее ад либ, потому что от ad libitum (лат.)

0 0
34 Mixes #1: T-Trider

34 Mixes #1: T-Trider

Вяртаем міксы ад сяброў у самае сэрца «Першака». Шампанскае адкаркоўвае T-Trider бадзёрым гета-фанкам. Святкуем разам!

Как создаются хиты в 2017 году?

Как создаются хиты в 2017 году?

Справедливость стриминга: как плейлисты в Spotify и Apple Music в одночасье превращают начинающих ноунеймов в мегазвезд.

Как собрать музыкальную студию за $500, $1000 и $1500?

Как собрать музыкальную студию за $500, $1000 и $1500?

Изучаем бюджетные варианты домашней «Эбби Роуд».

Беларускія музычныя лэйблы

Беларускія музычныя лэйблы

Каталог дзейных беларускіх анлайн-пляцовак, якія выдаюць і прамоўцяць музыку.

Блэки с Банги и Бангалор

Блэки с Банги и Бангалор

Минский рэпер показывает знаковые места своего района.

Музыка улиц: что прохожие слушают в наушниках?

Музыка улиц: что прохожие слушают в наушниках?

В новой рубрике «Музыка улиц» изучаем, что играет в наушниках у прохожих.

New kids from the block (BY, EN)

New kids from the block (BY, EN)

Як прадаваць сваю музыку сусветным брэндам? Размаўляем з Рэнатам Хорватам, адным з заснавальнікаў венгерскай ліцэнзійнай кампаніі Eastaste.