Рэп – сила!

Совместно с «МТС Music» и редактором The Flow Лешей Горбашем разбираемся, как рэп стал главным жанром планеты, почему в «музыке для школьников» нет ничего плохого и что может найти в рэпе даже самый оторванный от мира сноб.

 

Все слушают рэп – данность 2018-го

 

Мы живем в эпоху рэпа. В эпоху, когда рэперы собирают крупнейшие площадки, многомиллионные просмотры клипов и оперативно сменяют один другого в гостях у Юрия Дудя. ЛСП в следующем году даст концерт в «Минск-Арене» – пару лет назад было невозможно представить, чтобы рэп-артисты посягали на главную концертную площадку Беларуси. Давайте честно, Коржа к рэперам все причисляют: а) по инерции б) потому что так удобнее.

И если ты по-прежнему считаешь, что рэп – ужасная и примитивная музыка, то пора бы уже если не снять повязку для сна и вынуть беруши из ушей, то хотя бы признать, что рэп победил.

И в этом нет ничего плохого.

 

 

Как так получилось?

 

Рэп долго собирал свое. Главным жанром в Америке он, например, стал только в прошлом году, когда компания Nielsen Music, отвечающая за музыкальную статистику США, сообщила: на рэп приходится 25% от всей прослушиваемой в Штатах музыки. У рока – 23%.

Рэп – музыка молодых. Рэп – музыка стильных. Рэп все еще определяет музыкальные тренды. И заодно постепенно побеждает стереотипы о себе. Если еще пару лет назад в эфире «Вечернего Урганта» шутили про широкие штаны и «йоу-вацап», то сейчас в эфире «ВУ» выступила добрая половина актуальных рэперов сегодняшнего дня.

Почему так? Рэп дозрел. Выросло поколение артистов, сделавших все, чтобы над рэпом перестали смеяться. И заодно выросло поколение слушателей, готовое превращать этих артистов в рок-звезд наших дней. Талантливые музыканты, преданные фанаты – по-другому успеха не добиться.

 

 

Рэп-звезды как лица поколения

 

Фейс и Lil Pump не нравятся многим – в том числе и внутри рэп-сообщества. Но это не отменяет простого факта: они – суперзвезды и настоящие герои для нового поколения. В рэпе уже много лет существует культ девяностых как «золотой эры хип-хопа», когда трава была зеленее, музыка – правильнее, а тексты – глубже. Американский рэпер Винс Стейплс как-то объяснил, почему это неправильная точка зрения: «Я не понимаю, почему девяностые так возносят на пьедестал. Тогда не было ни одного рэпера – настоящей суперзвезды. Кто из них собирал стадионы? Правильно, никто».

Сейчас с этим все в порядке. Дрейк может три дня подряд выступать в одном городе, потому что билеты на первый концерт заканчиваются через пару минут после старта продаж. «Собрать “Олимпийский”» – уже не непосильная задача, а просто рабочий челлендж для больших рэп-звезд.

 

 

Рэп как идеальный музыкальный жанр

 

Потому что сегодняшний рэп – это музыка для широких масс и простых площадок. В чем главное преимущество рэпа: это самый гибкий жанр в истории. Он может быть банальным, примитивным и прилипчивым – прямо как песни ‘N Sync 20 лет назад. А может быть сложным, запутанным и поднимать острые социальные вопросы.

 

 

Рэп как поп-музыка современности

 

Если говорить про прилипчивое, рэперы давно превратились в больших хитмейкеров. Группа Migos из представителей трэп-рэпа (крутого, но узкого поджанра) вдруг стали большими звездами, выпустив хит-сингл «Bad and Boujee» и заодно запустив мем про «raindrop – droptop».

Федук и Элджей много лет делали «подъездный рэпчик», пока вдруг не освоили прямую бочку и не ударились в хаус-рэп – теперь оба дают тысячные концерты, а «Розовое вино» все еще звучит по радио.

Раньше ты воротил(-а) нос от «Руки вверх» или «Иванушек» – а сейчас это лучшие треки любой вечеринки. С русским поп-рэпом, видимо, произойдет та же история.

 

 


Рэп как новая поэзия

 

То, о чем многие забывают. Рэп – это необязательно качовый бит, куплеты триплетами и припевы из полутора слов. Он может быть каким угодно. Альбом Кендрика «Damn» получил премию Пулитцера. Его назвали, цитируем, «виртуозной коллекцией песен, объединенной аутентичностью диалекта и ритмичным динамизмом, которая состоит из трогающих до глубины души виньеток, передающих превратности жизни современных афроамериканцев». И едва ли это преувеличение.

Другой американец, J. Cole, стал одним из самых успешных рэперов, просто оставаясь собой. Каждый его альбом – праздник на улице фанатов «настоящего рэпа». J. Cole напрочь лишен глянцевого лоска и рэперской бравады, вместо этого он берет тем, что остается обычным человеком. И читает рэп о том, как воспитывает дочь и меняет ей подгузники. Это подкупает.

Русский рэп не отстает. Концепция последнего на сегодня альбома ЛСП «Tragic City», удивительная мифология творчества ATL или Mnogoznaal, жесткая сатира в песнях «Кровостока» или Horus – на каждый «Бургер» ты сможешь найти минимум три примера, посыл которых тебя удивит.

 

 


Рэп как стиль

 

Сегодня рэперы определяют модную повестку дня. Канье Уэст давно ударился в мир моды и уже несколько лет сотрудничает с Adidas. За моделями его кроссовок выстраиваются огромные очереди, а реселлеры зарабатывают на них в три-четыре раза больше, чем потратили на начальную покупку. Люди копируют стиль A$AP Rocky и обсуждают новые цепи группы Migos.

Рэперы посвящают песни дорогим брендам – что на западе (привет, «Gucci Gang»), что у нас («еду в магазин Gucci в Санкт-Петербурге», дальше ты сам(-а) знаешь), – а те только рады. Потому что никто в наши дни не отрекламирует бренд лучше, чем популярный рэпер.

 

 


Творческие вселенные

 

Рэперы зачастую создают в своих песнях вселенные, на фоне которых фильмы Marvel кажутся детским лепетом. Кендрик Ламар любит сложные альбомы – и наделяет их сложными концепциями и идеями, в которых легко запутаться. На последнем альбоме можно найти отсылки к самому первому – и в этом реально интересно копаться. Ты наверняка слышал(-а) про альбом «Горгород» – релиз Oxxxymiron, ставший образцом «концепт-альбома» на русском языке.

Увлекательно следить, как рэперы переплетают в своих песнях отсылки к собственному творчеству и другим артистам, а также кино, сериалам и важным событиям массовой культуры. Современный рэп – идеальное отражение происходящего в поп-культуре. Послушай главные рэп-альбомы прошлых лет – и ты сразу поймешь, чем запомнился тот или иной год.

 

 

Бифы

 

Бифы – это ссора двух рэперов (от английского «beef» – говядина, мол, «сейчас будет мясо»). Как правило, в бифе артисты обмениваются диссами – треками, направленными на уничижение оппонента. Да, как на баттлах, только все претензии проговариваются в отдельной песне.

Почему это круто? Во-первых, если можно решить конфликт без насилия – это уже стоит того. Во-вторых, фанатам участвующих артистов всегда есть что обсудить. В эти моменты поклонники рэпа превращаются в футбольных болельщиков. Потому что следить за конфликтами известных артистов – это примерно как смотреть финал Лиги чемпионов. В-третьих, из крутых бифов получаются классные истории для рэп-учебников. Jay-Z и Nas – два ключевых нью-йоркских рэпера девяностых – в начале прошлого десятилетия устроили примерно-показательный биф. Их песни «Takeover» и «Ether» до сих пор входят в топ лучших дисс-треков истории. По слухам, Jay Z чуть не заплакал, когда ему впервые включили «Ether».

История посвежее: несколько лет назад активно бифились Дрейк и рэпер из Филадельфии Мик Милл. Дрейк выпустил песню «Back to Back», после которой его посчитали победителем бифа, но главное случилось потом. Когда Мик Милл приехал в Торонто с концертом и заселился в отель, Дрейк выкупил номер на этаж ниже и поставил там «Back to Back» на репите.

 

 

Бифы – это хорошее развлечение для фанатов и отличный вариант для артистов, чтобы напомнить о себе и поддерживать себя в творческой форме. И лучше мы будем слушать, как рэперы изощренно оскорбляют друг друга, чем читать новости, как о Бигги и Паке.

 

 

Рэп-баттлы

 

Не верь, когда тебе говорят, что рэп-баттлы – это не рифмованные оскорбления друг друга, а нечто совсем иное. Баттлы – это именно рифмованные оскорбления соперника (иногда – под бит).

Они могут быть ужасно глупыми и аморальными. Могут наоборот – удивлять неожиданными текстами и схемами или важными моральными заключениями. В СНГ баттлы набрали вес с успешным стартом Versus: на площадке выступали рэперы если не первого, то второго эшелона, с охотой выходившие в круг. В любом другом регионе мира баттл-рэп – это нишевый поджанр, который очень редко пересекается с мейнстримным хип-хопом.

 


А что будет дальше?

 

Дальше – больше. Можно часто услышать, как рэп называют «музыкой для школьников». И это правда. Речь не об отрицательной коннотации в духе «только школота такое слушает», а совсем о другом – нынешнее поколение растет как раз на рэпе. Не факт, что через десять лет сегодняшние слушатели Фейса тоже будут делать рэп, но их музыка наверняка будет основана в том числе и на песнях Ивана Дремина. Главные герои русского рэпа – люди от 20-ти с небольшим до плюс-минус 30-ти. И представить себе ситуацию, при которой сегодняшние двадцатилетние вдруг испишутся к старту четвертого десятка, решительно невозможно.

Если мы говорим про наши реалии, ты никуда не денешься от рэпа. Его будет еще больше, он будет еще разнообразнее – настолько, что даже самый оторванный от мира сноб сможет найти что-то для себя.

А если смотреть на мировой рэп, то его уже признали. Jay-Z выступал как хедлайнер «Гластонбери». Дрейк все еще рэпер, но в первую очередь главная поп-звезда мира. Кендрик Ламар получил «Пулитцера». Рэп – победил.

 

 

Этот материал сделан при поддержке МТС.
 

«МТС Music» – удобное приложение для прослушивания музыки. Самое важное, что тебе нужно о нем знать: больше 40 миллионов треков, система подсказок и рекомендаций, а также возможность создания собственных плейлистов. Первые 30 дней услуги – бесплатно, дальше – 0,22 BYN в сутки. Интернет-трафик для проигрывания музыки через приложение бесплатный!

 

   Зайди на сайт «МТС Music» или скачай приложение в App Store и Google Play.

ЧУП «Лабс Паблисити Груп», УНП ‎191760213

Фото: geometria.ru

КАМЕНТАРЫ (8)

Zeman
Zeman | 30.05.2018 17:28

Алексей, как на Flow так и здесь, очень безапелляционно подает крайне спорные утверждения. Прямо стреляет аксиомами, которые ни разу не аксиомы. Кругом у него данность, реальность и что-то, что всем пора признать. При этом Корж у него не рэп-артист, а ЛСП - очень даже.

19 1 +18
МПХ коня
МПХ коня | 31.05.2018 14:56

Это музыкальное Средневековье когда-нибудь закончится, верьте.
Школьники поступят в институты, придут работать офис-менеджерами, курьерами и консультантами. Потом родят детей, обзаведутся радикулитом, щетиной и кредитами. И вдруг станет немодно понтоваться шмотками, обсирать друг друга, пустословить. Действительно стоящие вечные понятия - уважение, достоинство, созидание, которые сейчас не в моде - станут жизненной необходимостью.

14 7 +7
Залупаконя
Залупаконя | 1.06.2018 21:09

Ебать, ты хуила старперская

2 8 -6
Нерэппер
Нерэппер | 2.06.2018 05:29

Какая же ржака, я не могу. Вась, послушай Константу, Мутант Ъхвлам, из более "молодых" - Овсянкина(я могу список ещё на абзац продолжить, это лишь пару примеров). Какие там ламары и лил пипы - по текстам и глубине поэзии даже не близко. Автор я думаю не понял, про какие трамваи в "монетке", уж про отсылки к Химере походу даже и не предполагал)) Великий американский поэт от рэпа - это ODB. Ещё Nas и 2pac, конечно. Да короче говоря - вся статья бредятина от чувака, который не понимает вообще суть рэпа. Много я могу тут сказать, но даже не хочется особо чё-то доказывать подобным экспертам))

7 3 +4
Кирилл
Кирилл | 3.06.2018 15:24

В хип-хопе вся сила, а не в рэпе. Русский рэп всегда был конформистским (ранний Дельфин, Рабы Лампы и сотоварищи - не в счёт). Рэп стадная музыка, он тебе диктует, что модно, как надо себя вести, что одевать, как правильно быть тупым и гробить себя. Идеальная музыка для естественного отбора. Мне кажется, что через года два всех окончательно достанут барабаны "кузнечики" и тупая в край лирика, и люди начнут слушать настоящий хип-хоп и исполнителей вроде iconAclass, Dalek или Cannibal Ox. Так что, за хип-хопом и грамотными битмейкерами будущее. А все эти Фейсы, Фараоны - это как Кристиан Рэй и МФ3 в 90-х, о которых сейчас даже стыдно вспоминать.

4 3 +1
911
911 | 6.06.2018 11:59

Вам, Алексей, повезло занять свою нишу, потому что она была относительно пуста, и видно, что вы очень стараетесь. Субъективно ваша музыкальная критика откровенно хромая, тут беда и с анализом, и со словом. Здесь у вас “идеальный музыкальный жанр”, там – “идеальная мораль”. Но ничего столь всеобъемлющего и бесспорного не бывает. Вот вы пишете: “если ты по-прежнему считаешь, что рэп – ужасная и примитивная музыка” – а, нет, не считаю, парадокс в том, что ваш текст сомнения у поклонника жанра вызывает.

4 1 +3
Zmitrok
Zmitrok | 15.06.2018 14:34

rap is crap

0 3 -3
миша
миша | 16.06.2018 07:11

читал комменты и не смеялся. живите в своих консервных банках, не мешайте только тем, кто готов меняться

1 1
13 лучших треков июля

13 лучших треков июля

Забирай лучшие треки месяца в плейлист.

Группа IC3PEAK все-таки выступила в Минске. Как это было?

Группа IC3PEAK все-таки выступила в Минске. Как это было?

Группа победила все запреты и собрала Re:Public.

34 Mixes #13: Максім Шумілін

34 Mixes #13: Максім Шумілін

Традыцыйны летні мікс ад Максіма Шуміліна.

Будьте так бобры. Как делают главный минский фестиваль этого года?

Будьте так бобры. Как делают главный минский фестиваль этого года?

Почему Little Big – это рок? Какая группа попросила 3,5 миллиона евро за выступление? Когда «Рок за Бобров» растянется на все выходные?

Что слушает Awlnight?

Что слушает Awlnight?

Рэп, соулфул-хоп и неосоул: узнай, что еще слушает Дмитрий Лукойть aka Awlnight.

«Киевский Атлас». Чем был хорош Atlas Weekend – 2019?

«Киевский Атлас». Чем был хорош Atlas Weekend – 2019?

Почему редакция 34 влюбилась в Atlas Weekend 2019?

Премьера на «Першаке». Клип Zui – «Папу уволили»

Премьера на «Першаке». Клип Zui – «Папу уволили»

Драма, уложенная в четыре минуты, – это новый клип Zui.

Что слушает Никита Мастяк?

Что слушает Никита Мастяк?

Американский хип-хоп и русский поп-рок: что слушает Никита Мастяк?

Ну что, пацаны, «Anima»?

Ну что, пацаны, «Anima»?

Мы провели неделю с новым альбомом Тома Йорка и составили для тебя план его прослушивания.