Eurosonic Noorderslag: о чем говорят в музыкальной индустрии?

Иллюстраторка Даша Sheeborshee сгоняла на одно из важнейших событий в европейской музыке – шоукейс-фестиваль Eurosonic Noorderslag – и привезла пачку передового музла, тенденций в индустрии и общих наблюдений. Лови ее подробный отчет с фестиваля, благодаря которому поп-музыка в Нидерландах становится по культурной значимости в один ряд с классической.

 

 Eurosonic Noorderslag  – один из самых масштабных ежегодных шоукейс-фестивалей и конференций в музыкальной индустрии Европы. В дни фестиваля также проходит премия The European Border Breakers Awards (EBBA) и конкурс тематических стартапов The BMMT Award.

 

 Чтобы оценить масштаб всего мракобесия, вот тебе цифры этих четырех дней: 

  более 40 000 человек посетили фестиваль;

   более 4 000 человек посетили конференцию;

   выступили 303 артиста (соло и группы);

   на конференции состоялось более 150 панельных дискуссий;

   зарегистрировались 479 журналистов.

 

 

Фестиваль всегда проходит в Гронингене, а это, на минуточку, город размером с Барановичи. Во время фестиваля Гронинген стоял на ушах. Работало 52 (!) площадки для выступлений, из которых только четыре являются реальными музыкальными спотами. Организаторы признаются, что арендовали весь свет и все музыкальное оборудование в Нидерландах и даже кое-что брали в Бельгии. И не повезло тому, кто в этих числах в Амстердаме пытался мутить вечеринку... Стоит подчеркнуть, что свет и звук были потрясными: это оценили даже зрители моих инстасториз!

Во время фестиваля в городе работали прямые эфиры разных радиостанций и самого фестиваля, например BBC Radio 6 нон-стоп крутила выступления групп и вела стримы. За работой журналистов можно было наблюдать с улицы: их мобильные студии располагались в стеклянных контейнерах прямо на городской площади.

В свое время на шоукейсе скромно топтали ножкой Bastille, Hozier, Franz Ferdinand, Editors, The Libertines и другие уже сверхгромкие имена. На премии EBBA в разные годы собирались Adele, Stromae, Disclosure, John Newman, Tokio Hotel, MØ и т.д. В этом году гремело много женских имен: IAMDDB, Alma, Sigrid. Чумовые The Blaze, к сожалению, не доехали. Но были Super Besse! Кстати, первая беларусская группа, представленная на Eurosonic. Пацаны хоть и жалуются, как их достали шоукейсы, но попасть в пул артистов в любом случае сыто. Так, например, после прошлогоднего Eurosonic группу Shame забукали на 60 (!) фестивалей.

 

 

Каждый год Гронинген проходит испытание на прочность. Кроме гремящих из каждой дырки концертов, оголтелых фестивальщиков (канабис-кейки и прочие голландские приколы никто не отменял) в один из дней город накрыл шторм, состоялись крупные протесты – массовое шествие с факелами против добычи газа в регионе, что провоцирует землетрясения. Организаторы даже разослали всем гостям фестиваля сообщение с просьбой о солидарности с протестующими. Ни дать ни взять – крепкий городишко.

 

 

 Конференция 

Конференция ESNS собирает воротил всей европейской музыкальной индустрии: продюсеров, букеров фестивалей, представителей музыкальных сервисов (Spotify, Deezer), менеджеров, журналистов крупных тематических изданий (Rolling Stone, Noisey, «Пяршак»). Что меня особо порадовало – как разнообразно и грамотно была составлена программа. Попробую бегло пересказать, что обсуждалось на каждой панели.

 

 

Панель про технологии

  Как бы нам использовать блокчейн в музыкальной индустрии? Есть очевидные плюсы: скорость транзакций и прозрачность.

  Блокчейн – это как секс для подростков: все говорят, но никто не пробовал.

  Люди из сферы хотят слишком много от новых технологий. Но это очень хрупкий бизнес, чтобы радикально переходить на что-то новое и необкатанное. Еще рано, несмотря на то, что все развивается со скоростью света.

  Тем не менее мы должны постоянно все пробовать. Keep our hands dirty.

  Всем интересны данные: защита и сбор статистики.

  Продажа билетов в блокчейн. Но как бороться с криптоперекупщиками?

  Общее настроение: как мы зае*али сами себя говорить про блокчейн.

Панель Computers vs. people in music creation

  Сгенерированная компьютером музыка – находка для блогеров. Искусственный интеллект напишет тебе саунд в любом стиле – никакой возни с авторским правом.

  Примечательно, что музыку, написанную человеком и компьютером, уже практически не отличить. Человек старается уйти в полную синтетику, а ИИ, наоборот, – подражать классическим инструментам. Зрители пробовали угадывать, и каждый раз мнения делились 50/50.

  Музыканты больше не нужны – ищите себе новую работу!

 

 

Панель по музыкальной этике

  На этической части, конечно, говорили про постоянный gender gap в музыкальной индустрии, а также общую проблему поиска новых имен: в каждом городе свой один пузырь с музыкантами, за который неохотно заглядывают.

 #Metoo: что мы поняли? Что так важно начать диалог – и происходит моментальный сдвиг. И что за последние пять лет произошло много перемен.

  Здорово, что клубная и фестивальная культура меняется, все стремятся стать safe place. Люди действительно приходят послушать музыку и повеселиться, а не клеить партнеров. Подробнее по топику.

  Немного критиковали бренды, которых на волне хайпа про феминизм чаще всего интересуют только цифры. От этого и появляются одиозные продукты типа электронного фестиваля N Female Edition, мол, смотрите, мы никогда не приглашали женщин, а тут целый выпуск им посвятили.

  За спиной генерального спонсора Jack Daniel’s хвалили Absolute, который кроме рекламы хотя бы еще и говорит о проблеме, в частности про ЛГБТК+.

Панель про маркетинг

  На панели про маркетинг самым интересным было выступление менеджера футбольной команды «Боруссия» Дортмунд, который с задором рассказывал, как футбольные фанаты схожи с музыкальными. Говорил про коммуникацию с аудиторией, которая тебя уже любит за то, что ты есть, и какая от этого возникает ответственность. В отличие, например, от Nivea, аудиторию которой надо заслужить.

 

На других панелях много говорилось об укреплении лояльности аудитории, о том, как важно быть не для всех, и о том, что пора уходить из Facebook, создавать свои фанатские площадки, всегда думать про коммуникацию и любить своих фанатов. Don’t make content – tell stories, короче.

 

 

 А теперь артисты 

Молодые и красивые. В каждого можно влюбиться и забыться. Фестиваль раскрывает практически все жанры, поэтому свои полиаморные музыкальные взгляды я удовлетворила сполна. Кому-то грозит межгалактический успех, а кто-то уже успешен и нашел свою аудиторию. Слушай всех!

 

 

Bad Sounds

(Великобритания)

Бодрый британский инди-поп с ностальгическими нотками. Два обаятельных вокалиста бесконечно дурачатся на сцене, в клипах и интервью. Должно понравиться любителям Wild Beasts и Portugal The Man.

 

 

Iceage

(Дания)

Здесь стиль сочится из каждого действия. У Элиас Бендер Рённенфельт патлы а-ля молодой Ди Каприо, не выпускается из рук пивко, рубашка винтажного фасона... Уже на саундчеке мне стало не по себе от этого взгляда с поволокой. Чуваки уже успели не раз выступить на Pitchfork Music Festival, а в Гронингене они второй раз: в 2018-м с новым материалом, скрипкой и саксофоном. Не знаю, насколько это оправдано, но какая разница, когда взгляд так прочно прикован к Элиасу. Вот, кстати, его сольный проект.

 

 

Superorganism

(Великобритания)

Тяжело описать, что творит эта банда. Настоящий ансамбль (в группе 8 человек) во главе с флегматичной японкой Ороно, которой на вид лет 12. Во время выступления на сцене творится карнавал: глитчевый мэпинг, кислотные костюмы. Но, черт побери, как же слаженно они все делают! Не поленись посмотреть их лайв-сессии. К слову, они были основными фаворитами, а это значит – ищи их в лайнапах всех фестивалей этого года. И да, первый альбом в марте!

 

 

Agar Agar

(Франция)

Томный французский дуэт звучит по 80-м и изо всех сил пытается сделать тебе скучно, а тебе хорошо.

 

 

Sam Fender

(Великобритания)

Совсем молодой, талантливый, а еще красивый, как Аполлон, британский самородок Сэм Фендер подтопил мое сердечко. Да и твое теперь никуда не денется. В своих текстах упоминает государственный контроль, fake news и харассмент. Первый альбом ожидается в марте!

 

 

Sigrid

(Норвегия)

Из всех перечисленных эта артистка, наверное, уже самая знаменитая. 21-летняя Сигрид из норвежского Олесунна подкупает своей простотой: ноу мейкап, джинсы и кроссовки, но при этом держит чумовой уровень качества вокала и перфоманса. На немного пафосную телевизионную премию EBBA чувиха так и пришла: черная футболка и джинсы. Лайк!

 

 

Ace Tee

(Германия)

Рэп-сенсация из Гамбурга. В тесном клубе Ace Tee то сладко пела, то дерзко читала, приказным тоном заставила shake ass даже камерамена. Сочный привет из 90-х в лучших традициях R&B того времени, но на немецком, быстро стал виральным. Обычно выступает на фите с рэп-коллегой Kwam E. Германия – это не только холодное техно!

 

 

Hrtl

(Чехия)

Топовый чешский артист, играющий на модулярных синтезаторах просто пушечные лайвы. И выглядят они не менее эффектно! Это тебе не с флешки играть. Поговаривают, что он никогда не играет одно и тоже, но есть альбом, так что погонять на репите все же получится.

 

 

Žen

(Хорватия)

Аудиовизуальная команда девушек из Загреба. Играют в построковом стиле, но могут закружить и в дрим-поп, и в нойз, и еще поди куда. Выступают с серьезным VJ-сопровождением. В ноябре у девчонок вышел новый альбом.

 

 

Astroid Boys

(Великобритания)

Уэльская школа грайма раздает. Как бы ни хотелось вписать пацанов в какой-нибудь жанр, но здесь и грайм, и панк-рок, и хардкор, местами даже драм-энд-бейс-вставки. Непонятно, но от того и хорошо! Один из фронтменов по читке и внешне похож на Оксимирона, если вдруг это как-то поможет тебе обратить на них внимание.

 

 

 Бонус: 

Сами понимаете, как тяжело было выбрать 10-ку. Поэтому лови всех артистов фестиваля в одном плейлисте!

 

 

Кстати, Даша ведет telegram-канал, в который скидывает все актуальные стипендии, стажировки, арт-резиденции и другие образовательные возможности.

Фото: Bart Heemskerk, Jorn Baars, Siese Veenstra

 

КАМЕНТАРЫ (1)

demka
demka | 31.01.2018 00:23

Sigrid такая классная и приятная.

8 0 +8
Ад «Музыкальнай газеты» да радыёкропкі: хто распавядаў пра электронную музыку ў 90-я?

Ад «Музыкальнай газеты» да радыёкропкі: хто распавядаў пра электронную музыку ў 90-я?

Тэматычныя медыя і першыя лэйблы.

Галоўныя героі беларускай электроннай сцэны 1990-х – хто яны?

Галоўныя героі беларускай электроннай сцэны 1990-х – хто яны?

Імёны, праекты, альбомы.

«Невозможно воспринимать эту жизнь на серьезных щах»: разговор с фронтменом «Снов Синей Собаки»

«Невозможно воспринимать эту жизнь на серьезных щах»: разговор с фронтменом «Снов Синей Собаки»

О кринжовых концертах, поисках своего «Вудстока» и иронии как броне перед критикой.

«Усім сарвала дах»: як выглядалі рэйвы 90-х?

«Усім сарвала дах»: як выглядалі рэйвы 90-х?

Танцы ў школах, ДК, гламурных клубах і ў сценах Белтэлерадыёкампаніі.

Як выглядаў першы беларускі рэйв?

Як выглядаў першы беларускі рэйв?

«Поўная вакханалія», паводле «Знамя юности».

Адкуль пайшла беларуская электроніка?

Адкуль пайшла беларуская электроніка?

Фестываль біг-біту, першыя сінтэзатары і электроншчына ў кіно.

Фотарэпорт: у Менску перазапусціўся «Рэактар»

Фотарэпорт: у Менску перазапусціўся «Рэактар»

Камбэк праз 13 гадоў.

Героі часу – 10 артыстаў новай беларускай сцэны

Героі часу – 10 артыстаў новай беларускай сцэны

Каго паслухаць, каб захапіцца сённяшняй беларускай музыкай.

Прэм’ера кліпа: Applepicker танчыць у Асмалоўцы і пад «кукурузінамі»

Прэм’ера кліпа: Applepicker танчыць у Асмалоўцы і пад «кукурузінамі»

Гісторыя пра бесклапотнага лайдака ў душэўных менскіх лакацыях.