Бакей и его экстренное перерождение

Большой разговор о концертах и музыке, деньгах и счастье, цензуре и мате, будущем и прошлом. Читай, чем живет Бакей в 2019 году.

 

В июле Бакей наконец-то представил релиз «Extra», который он обещал выпустить еще весной. В 2019 году Влад успел собрать «Ок16» на очередном колоритном сольнике и презентовал сингл«Я бунтарь», надолго осевший в наших плейлистах. Из не таких приятных новостей – Бакей сперва не смог получить разрешение на выступление в областных центрах, а потом только с третьего раз получил «гастрольку» на минский концерт.

Мы встретились с Бакеем как раз перед его отъездом в отпуск, чтобы обсудить все эти вещи. Узнали, откуда взялся «низкий художественный уровень», почему иногда без мата в песнях – никак, почему «Extra» – это эпилог, и выяснили, в чем счастье для Влада.

 

 

 Экстренная перезагрузка 

– Как лето проводишь?

– Фестивали: ездили в Москву, в Минске будем выступать, Мариуполь еще. Снять пару клипов, съездить отдохнуть. Сейчас вот выпустил релиз – и появился коридор времени: хочу вырваться перевести дух от Минска, посмотреть на других людей. Это вдохновляет на дальнейшие действия.

– Не устаешь выступать в Минске?

– Выступать и ходить на вечеринки не устану. Сейчас я меньше это делаю, иногда хочется побыть дома и подумать о новых песнях, провести время с семьей и друзьями не из тусовки. Единственная проблема – вот в Минске есть творческий круг общения. И ты постоянно видишь одни и те же лица. Все люди хорошие, но хочется вдохнуть нового воздуха. Потому что в итоге получаются одни и те же диалоги: «Как дела?» – «Нормально». – «Как музыка?» – и на этом все и заканчивается.

«Это же не "дурачок", не "дебил". Это именно "долб**б"»

– Ты дописал «Extra» в апреле. Вышел он только в июле. Почему так?

– Раньше было так: я записывал релиз, мы делали обложку. Прикидывали варианты и связывались с дистрибьюторами, я никогда не смогу выговорить это слово (Влад так и не справился. – прим. 34). Обычно ты должен за две недели до релиза предоставить весь материал. Ну и все – передаешь файлы, обложки и так далее. Релиз выходит – делаешь пост в паблике. А сейчас мы решили попробовать сделать что-то новое и выпустить релиз через лейбл. Было много предложений, мы сами его предлагали. И этот процесс затянулся.

– Как это выглядит технически? Вам платят какую-то сумму за релиз и отбивают ее на стриминге?

– Можно договориться по-разному. На хороший процент с роялтис, как у нас и есть с Believe Music. Есть вариант с авансом – тебе платят, а потом эти люди отбивают эти деньги, да. Нам писали и странные лейблы, о которых я никогда не слышал. Они сбрасывают список артистов, с которыми когда-то там работали, но это не вызывает доверия. А у меня в приоритете – желание попасть в лучшую среду обитания, чтобы релиз услышало наибольшее количество людей. Чтобы лейбл был заинтересован не только в бабках, но и в том, чтобы распространить этот релиз.

 

 

«По всей статистике я только набираю аудиторию»

 Концерты, низкий художественный уровень, свои люди 

– Запреты концертов. Что это было?

– Для меня это удивительно. И когда ты смотришь на это со стороны, взять тех же IC3PEAK, ты понимаешь, почему так. Слышно ведь, о чем они поют. И я не думал, что это может коснуться меня. У меня есть объяснение: организаторы, которые подавали заявки на местности, не ставили «18+», а в песнях был мат. Но год назад это никого не смущало. А сейчас все либо кардинально изменилось, либо это были точечные попадания в людей, которые впечатлились прошлогодней волной запретов в Минске, а до регионов только дошло.

Я считаю, что это неправильно и я этого не заслуживал.

– А в целом к запретам ты как относишься? Те же IC3PEAK, Face.

– Лично мое мнение – это разрушает людей. Если бы целевая аудитория Face была «25+», вопросов бы не было. Это уже сформировавшиеся люди, на них сложно повлиять. Но мы же знаем его «целевуху». И для нее это олицетворение музыкального протеста: «Он такой крутой и смелый». Но сам факт запрета мне кажется неправильным. Он, конечно, мог бы убрать какие-то жесткие песни, и все бы получилось.

– Как вы получили разрешение в Минске?

– Мы подали заявку с программой без мата – не прокатило. Потом я сам отобрал все песни, чтобы все было совсем чисто. Ни мата, ни каких-то спорных слов. Но забыл про песню «vi+ik», в которой есть фраза «долбанный маугли». Но я не придал ей значения, разве она «разрушает психику»? И, ссылаясь на это, нам отказали. Тогда мы с Егором решили убрать и ее. И прокатило.

– Но «vi+ik» в итоге был на концерте.

– Как и другие песни, привет исполкому. Но сам я не читал со сцены нецензурную лексику. В итоге у нас получилась программа на 27 песен – там был мат только в двух треках. Это были слово «сука» и фраза «меркантильный долб**б». Но как тут по-другому? Это же не «дурачок», не «дебил». Это именно «долб**б».

– Ты говорил, что тебе плевать, сколько будет людей на концерте. А что важно тогда?

– После первого концерта появилась цель давать людям что-то интересное в плане визуала. И звук: то, как звучу я, и как меня слышит зал. Не все мои минусы идеальные, потому что некоторые ребята пишут их на студиях не за миллиард долларов. Что-то звучит громче, что-то тише, но на концерте это можно контролировать.

И я понимаю, что мы уже задали планку и как-то не комильфо просто выйти в зал и что-то исполнить, люди ждут от меня чего-то запоминающегося. И люди, которые платят за выступление деньги, должны оправдать эту трату.

– Сколько было человек?

– Человек 600. Мы посчитали, что вышли «в плюс». Раньше считали «контрольки» билетов на входе – это сейчас кажется таким бредом. Отбились, заработали – и здорово.

– А приди туда 100 человек – вы бы расстроились?

– Я бы все равно выступал так, как выступал. Потому что это была бы сотка самых преданных людей. Каждый концерт прибавляется какое-то количество человек. Есть костяк – я вижу их в зале и чувствую это по реакции.

Но, конечно, было бы обидно. Это была бы наша ошибка в привлечении людей на концерт, а не моя снижающаяся популярность. Потому что по всей статистике я только набираю аудиторию.

После концертов мы садимся и обсуждаем косяки. На этом концерте это была вентиляция. И я думал о том, что надо бы взять несколько вентиляторов, но не озвучил эту мысль в общем чате. И на самом концерте я понял, что установи мы их – было бы намного лучше. Это был наш недочет. Но все эти вещи мы берем на вооружение. Это всегда хороший опыт.

 

 

 «Бабки, бабки, бабки, которых нет» 

– «Бунтарь» изначально задумывался как реклама «Боброва»?

– Нет, это как «Старая келья» в «vi+ik». У меня в команде есть люди, которые работают с брендами. Егор занимался этим вопросом, в итоге договорились с ними: они предложили взять трек к себе в рекламу.

– Что принесло больше: сольный концерт или «Бобров»?

– Второе. Потому что концерт – это наши личные деньги, надо их отбить. И тут все действующие лица что-то заработали. А «Бобров» – это другая тема. Мы понимали, на что идем.

«Я не заработал с "vi+ik" ничего, кроме роста»

– Ты говорил, что выступаешь на корпоративах. Что это за ивенты?

– Это был новогодний сезон. IT, еще какие-то компании. Ты просто приходишь и выступаешь. И это не выглядит так зашкварно, как звучит. Это твое эксклюзивное выступление для меньшего количества людей, с которого ты зарабатываешь. Будь у меня горы денег, я бы, возможно, там и не выступал. Но мне нужны деньги на творчество и жизнь, поэтому хожу. Нас зовут и на выпускные – но многих людей отпугивает цена.

– Ты можешь жить только на доход от музыки?

– Не скажу, что можно прямо жить и не париться, но минимальные потребности личные и музыкальные я могу покрывать. Деньги приходят раз в три месяца, и бывает по-разному. Сейчас вышел релиз – и выхлоп будет побольше.

И если бы с «vi+ik» мы сработали по-другому, там тоже могло выйти хорошо. Но автор бита запросил у меня за инструментал тысячу баксов – а тогда это были невозможные деньги для меня. Я и подумал: *** с этой песней. А если бы я тогда его выкупил, мы бы вбросили в популяризацию песни – а мы потратили ноль рублей, – я бы до сих пор с нее зарабатывал. А так не получил ничего, кроме роста.

 

 

«Хотите сделать что-то пафосное – не снимайте это на камеру»

 Продюсер Тимы Белорусских и пьяные фанаты 

– У тебя был конфликт с продюсером Тимы Белорусских. Что это за история?

– Сразу оговорюсь: я к Тиме Белорусских не имею никаких претензий. А там была ситуация: у них на лейбле появилась артистка Липа – имя, кстати, тоже говорящее. Мне все время попадалась ее реклама в инстаграме. И я вижу 15-секундный ролик, по которому понятно: это копия Билли Айлиш – и музыка, и манера, вообще все. Возможно, это и была их задача. Не знаю, как у них устроена работа. Но это же обман людей: они выдают это за свой продукт. Вот человек будет слушать эту песню, а потом услышит «Bad Guy» и расстроится.

И у меня бомбануло от этого клипа. Может, это я проблема: всегда злюсь, когда говорят, что я на кого-то похож. И я сделал опрос в инстаграме: кого бы из меня сделали на Kaufman Label? Возможно, это было лишним, но мои люди меня поняли.

И потом мне скинули историю Кауфмана: «Владик, ты бы хоть рассказал своей аудитории, что ты имеешь в виду, а то твои 200 человек не узнают, какой вариант выбрать». Меня это рассмешило еще больше. На этом все и закончилось.

Я посмотрел нашу переписку: оказалось, что я когда-то хотел попасть к нему на студию, но не сложилось. Конфликта у меня ни с кем нет, просто есть вопросы к продукту Kaufman Label. А если бы он хотел со мной связаться, то точно знает, как это сделать. Раз мне звонят пьяные фанаты – то и он смог бы. И я бы очень хотел, чтобы такие истории решались встречей или звонком, а не говном в интернете.

– Пьяные фанаты? А что говорят?

– «Привет, как дела?» Иногда слышен смех на заднем фоне, понимаешь, что это прикол для людей. Был забавный момент года полтора назад. Звонила девушка, истерично плакала: «Влад, приедь, пожалуйста, привези нам водки. А то я скинусь из окна». Я сбрасываю, она перезванивает. И на следующий день я ей перезвонил: «Привет, это Владик Бакей, ты вот звонила». – «Извини, мне очень стыдно».

Не знаю, зачем люди делятся моим номером. Возможно, кто-то просто не придает этому значения. Лучше спросить у меня: а вдруг там конфликт с этим человеком?

 

 

 

 Бунтарская машина, жесткая работа и творческая дилемма 

– Вы поставили машину из клипа «Я бунтарь» на Октябрьской, потом ее кто-то разбил. Чем закончилась история?

– Мы нашли этих людей. Утром я скинул сторис в инстаграм, а к обеду уже знал всех действующих лиц: кто снимал, кто разбил. Чуваки, это интернет, камон, что вы как долб**бы? Хотите сделать что-то пафосное – не снимайте это на камеру. Оказалось, что это были знакомые моих друзей.

Мы думали, что будет прикольно: люди будут узнавать машину из клипа и будут фоткаться с ней. Так и было на первых порах. Хотите – залазьте на крышу, что угодно. А в итоге машина была оформлена на режиссера клипа. Она не на ходу, ее надо было транспортировать на СТО, а сам я не хотел этим заниматься. Она так и осталась там с разбитым стеклом.

По Октябрьской перед Европейскими играми гулял кто-то из городских чиновников, увидел ее с разбитым стеклом и сказал убрать. Сейчас она стоит в другом месте, эта история канула в Лету.

– Давай проговорим: вы встречаетесь с Лисой?

– Послушайте наши песни – и все поймете.

«Произошло перерождение имени меня»

– Волна минского рэпа, из которой ты вышел, долго двигалась на фоне всеобщего одобрения в городе. А сейчас появилось давление?

– Давления никакого нет. Я вот понимаю, что от меня хотят слышать. Но мне самому это творчество уже неблизко. И возникает дилемма: либо человек принимает тебя нового, либо он говорит: «Ой, нет, послушаю старое лучше». Если человек не хочет развиваться с тобой – ну окей, пожалуйста.

Появляется только ответственность, когда ты что-то выпускаешь. И уже на стадии демок ты должен понимать, это нужно людям или нет. Вот зачем им слушать ***ню?

– Как выглядят отношения внутри сцены сейчас?

– У меня по-прежнему нет ни с кем проблем. Но я вижу, что некоторые люди не развиваются. Возможно, дело в лени. Может, кто-то просто запутался. Я понимаю: чтобы у тебя что-то получилось, нужно жестко работать. Засовывать себя в информационные дыры, выпускать песни и клипы. И понимать, делаешь ты говно или не говно. Если грамотно подходить к процессу, у всех все получится.

 

 

 

 «Extra» = эпилог 

– В прошлом году ты выпустил два релиза. Мощный и классный «Nagchampa» и мрачный и не такой притязательный «Зеркало». Зачем был нужен второй?

– Я знал, что он не зайдет людям так, как «Nagchampa» или мои старые песни. Но я хотел сделать прямо рэп-рэп, было такое настроение. Я вложил в этот альбом неприятные эмоции из жизни, это личная история – поэтому он и не выстрелил.

Альбом – это всегда момент твоей жизни. Вот у тебя за год что-то случилось – ты пишешь альбом на этом фоне, делишься открытиями. «Мой главный враг смотрел в зеркало» – это отображение того периода жизни. И в этом плане у меня все получилось на 100%. Я выполнил задачу, которую ставил перед собой. Признался в вещах, в которых раньше не мог. Там есть очень личные вещи.

После него мне стало легче: перестал волноваться, что зайдет, а что не зайдет. И у меня появилось еще больше возможностей как у артиста. Сейчас я готов вести себя так, как хочу. Произошло перерождение имени меня.

– Какие задачи у «Extra»?

– Не буду скрывать: в том числе реабилитироваться перед слушателями, которые ждали от меня чего-то другого. Хочется дарить радостные эмоции. «Экстра» на то и «экстра». Если это книжка, то первая глава – «Нанонить», вторая – «Nagchampa». «Мой главный враг смотрел в зеркало» – кульминация, а «Extra» – эпилог.

Дальше я буду делать совместный проект с одним артистом. А в плане сольного творчества мыслей много, но пока сложно их выразить. Теперь у меня много дорог, не знаю, куда пойду.

«Понимаю, что мне не стыдно возвращаться назад»

– Ты не материшься на «Extra». Почему?

– Я не хочу разрушать людей. У артиста должно быть развитие вместе с его слушателем. Люди хавают твое музло – и либо переваривают его, либо выблевывают обратно. Хочу подходить к музыке более взвешенно. Поднимать более интересные мне темы.

– У тебя есть строчка «счастье не за горами». Счастье в трех предложениях – это?

– Могу в двух: любить все и всех, помогать людям. Я счастливый, потому что люблю близких и помогаю людям. Любовь – ключевая вещь для меня. Круто быть счастливым одному, но гораздо круче быть счастливым с кем-то. Просто не стоит ограничиваться одним человеком или любимой собакой.

Я не говорю, что надо переводить каждую бабушку через дорогу. Вот идешь ты по улице зимой, а там чувак лежит. И в момент, когда ты проходишь мимо, есть секунда: подойти к нему или пройти мимо? И меня загрызет совесть, если я не подойду. А там оказывается просто бухой мужик. Но ты же подошел. Если можете помочь – помогайте.

 

Фото: daryabrr, njnny

Как сделать классный концерт: 15 подсказок от профи

Как сделать классный концерт: 15 подсказок от профи

Краткая инструкция по организации отменного гига.

15 мобильных приложений для создания музыки

15 мобильных приложений для создания музыки

Willkommen bei Drezden: новый сольный проект Сергея Михалка

Willkommen bei Drezden: новый сольный проект Сергея Михалка

Послушай дебютный альбом прямо сейчас на «Пяршаке»!

15 крутых документалок о музыке

15 крутых документалок о музыке

Собрали пачку добротных видеоисторий для меломанского вечера.

40 часов рейва: как прошли именины «Бассоты»?

40 часов рейва: как прошли именины «Бассоты»?

Большой фотоотчет с четырехлетия «Бассоты» – главного летнего рейва.

34 Mixes #11: Максім Шумілін

34 Mixes #11: Максім Шумілін

Няспешны, расслаблены вайб і думкі пра адыходзячае лета – у вінілавай спэшл-падборцы беларускага фатографа Максіма Шуміліна.

Главные концерты осени

Главные концерты осени

На кого, куда и почем можно сходить грядущей осенью?

Глядзім на Flow

Глядзім на Flow

Вялікі рэпартаж ад palasatka з аднаго з лепшых еўрапейскіх фестываляў.

Как записать трек с ToneTwins

Как записать трек с ToneTwins

Показываем, как создать многослойную композицию по рецепту беларусских электронщиков ToneTwins.