Там, где сверкает «Зарница»
Как сочиняются песни о юности, зачем парню влезать в платье и почему гендерное неравенство должно исчезнуть – узнаем у парней из «Зарницы», приехавших в Минск с очередным панк-сеансом.
«Зарница» – это дэнс-панк квартет, состоящий из журналиста, айтишника, специалиста по рекламе и владельца одного из минских баров. Но сегодня они будут сверкать не трудовыми книжками, а небритыми коленками, выглядывающими из-под платьев – именно в ношении такого предмета гардероба заключается одна из фишек группы. Но нетривиальность нарядов – это не все, что заинтересовало нас в этом коллективе: чекай интервью, знакомься с миром московско-минской банды и влюбляйся в панк-треки, посвященные любви и юности.
Знакомьтесь, «Зарница»!
– Стартовый вопрос: почему вашей группы такое название? И вообще, «ЗАрница» или «Зарница»?
Миша: Нет же такого слова – «зАрница», есть только «задница». Об этом, кстати, нам постоянно напоминают: практически под каждым постом в нашей группе есть фраза о том, что слово «зарница» похоже на слово «задница».
Витя: Мол, когда там «Задница» к нам приедет?
Артем: А вообще, мы очень долго выбирали название, где-то с месяц велось обсуждение. В какой-то момент мы всерьез решили, что мы будем называться «Член»: два дня горели по этой теме, мол, хэй, ты был вчера на «Члене»?
Никита: Или «слышал новый «Член», понравилось?».
Артем: Изначально группа называлась «Зарница в доме престарелых». Но это название было слишком длинным, поэтому его сократили до «Зарницы», а «В доме престарелых» стало названием первого релиза.
Миша: Я поначалу переживал из-за того, что в Питере уже была группа с таким названием, ребята грайндкор играли. Но о них помнят человек пять, включая меня.
Никита: Недавно нам смешно аукнулось: мы забивали концерт в Красноярске, и чувак написал, мол «ууу, ребята, «Зарница», я вас так уважаю!». А потом такой: «ой, сорян, я вас с другой группой перепутал».
– Как вообще образовалась «Зарница?»
Никита: Нужно начать с того, что мы все давным-давно знакомы.
Витя: Да, мы все из старой музыкальной тусовки, из того времени, когда все играли в группах, не связанных с «Зарницей» и даже близко не связанных с таким музыкальным направлением. Мы из старой эмо-гвардии…
Миша: …И самое смешное в том, что мы за*бались перечислять все те группы, в которых мы играли раньше.
Витя: Именно! Так вот, соответственно из-за этой старой музыкальной тусовки мы все друг друга очень хорошо знали. Мы общались, дружили, и на тот момент все вместе жили в Москве – получилось даже так, что мы начали жить в одном районе.
Никита: Например, во фрисби вместе играли.
Миша: Да, мы просто проводили вместе время, и в формате дружеского общения у нас менялись музыкальные вкусы: что-то друг другу советовали, давали послушать. Но началось все с группы Makthaverskan – она всем понравилась, и мы подумали, что хватит играть старую музыку, нужно переключиться на другой формат, более легкий. Я, к примеру, всегда был большим любителем женского вокала.
«Я не знаю, хорошая ли это идея, но в Сибирь мы все равно поедем»
Никита: К слову, изначально и планировалось, что у нашей группы будет женский вокал.
Витя: И однажды мы с Никиткой собрались вместе, поиграть. Никита взял в руки бас, я взял гитару, мы просто начали импровизировать. Сначала вдвоем дома поиграли, потом подумали над тем, кого бы взять на барабаны – естественно, первым на ум пришел Михаил…
Никита: … Потому что он жил в этой же квартире.
Артем: Да, я, Миша и Никита жили в одной квартире, а Витька жил на соседней станции метро.
Витя: Мы решили собраться втроем, поиграть. Собрались, поиграли, уже и две-три песни нарисовалось – в процессе игры стало ясно, что это как-то не соответствует тому, на что мы ориентировались, но это естественный творческий процесс. Встал вопрос о том, что нужно искать кого-то на вокал – изначально нам все это дело виделось с женским вокалом, но после нескольких ужасных попыток…
Миша: …Мы к чему-то похожему и пришли, потому что у нас появился Артем.
Артем: С моей стороны это выглядело так: я слышал какие-то записи с их репетиций, слышал, что это классное музло и видел, что они потихоньку «сдуваются», потому что не могут найти вокалистку. А я им адски приседал на уши, мол, чуваки, давайте вы хотя бы запишите инструментал. А они такие: «да ты нас за*бал, поэтому ты и будешь у нас петь».
– «Зарница» попала в нашу подборку молодых, но перспективных беларусских групп. Расскажите, как музыканты, живущие в Москве, связаны с Беларусью?
Витя: А я беларус. С самого рождения я жил в Минске, все было хорошо и здорово, но на пятом курсе универа жизненные обстоятельства сложились так, что я решил валить из Беларуси и уехал в Москву. Я довольно легко ассимилировался из-за музыкальной движухи. В Москве у меня много друзей: с ребятами, к примеру, мы стали общаться сразу же после моего приезда, потому что были знакомы еще до переезда.
Никита: А потом он нас бросил и уехал.
Витя: А потом жизненные обстоятельства сложились так: «Зарница» уже появилась, что-то пошло-поехало, но мне пришлось вернуться в Минск. В Минск я вернулся, и теперь живу здесь. Это негативно влияет на творческий процесс, потому что мы стал меньше репетировать: большая часть песен придумывается не где-то дома, а непосредственно на репетициях.
Никита: Надеемся, что это в нашей музыке чувствуется.
«Мы живем на территории дискриминации и неравенства, и это, конечно, бесит»
– При этом вы проанонсировали выход нового альбома в ноябре…
Витя: А он был придуман года два назад.
Артем: Да, все песни уже довольно старые, мы начали записываться аж в мае!
Миша: Ну, мы с Виктором за два дня записались, а вы этим полгода занимались…
Артем: Это жизненные обстоятельства, которые случаются. Поэтому да, запись растянулась, но в ноябре альбом будет – у нас уже и дата презентации забита, и тур проанонсирован, так что отступать нам некогда.
– Тур вообще на какую территорию раскинется?
Артем: Внезапно, но мы едем в Сибирь – решили не размениваться на легкие позиции.
Никита: К тому же конец ноября, погода для Сибири просто отличная.
А сибиряки готовы к парням, выступающим в платьях?
Артем: Мы не знаем. Нам только парень из Барнаула сказал о том, что наше выступление в Кемерово может быть волнительным, мол, там он за парней в платьях будет переживать. Поэтому сейчас я не знаю, хорошая ли это идея, но в Сибирь мы все равно поедем.
«Если бы не стигма “мужику нельзя носить платье”, я бы ходил в платье всегда, мне это чисто визуально нравится»
Платья, гендерная дискриминация и nixelpixel
– Раз уж мы заговорили о платьях: почему вы выступаете в таких нонконформистских нарядах?
Миша: Мы живем на территории дискриминации и неравенства, и это, конечно, бесит. Платья – это маленький повод задуматься. Грубо говоря, если ты выйдешь погулять в столице России, Беларуси или Украины в платье, тебя скорее всего не побьют. Но в каком-нибудь провинциальном городе – вполне. Безусловно, это не какая-то серьезная борьба, нет. Через подобные мелочи мы надеемся как-то расширить рамки принятых в обществе норм хотя бы в каких-то единичных случаях. Если случайный посетитель нашего концерта снизит градус своих дремучих стереотипов, увидев, что так тоже можно – значит, все было не зря.
Артем: Раздражает эта устоявшаяся, наполненная мачизмом патриархальная система, в которой парни, выглядящие недостаточно мужественно, должны получить пи*ды.
Миша: Это в обе стороны работает: к примеру, если ты женщина, ты получаешь меньшую зарплату, чем мужчина – это статистика. Это проблема, и нам хочется, чтобы люди думали об этом не через серьезные вещи, потому что когда людей «грузят», они начинают отторгать мысли, которые до них доносят.
Артем: Мол, «мне нравится эта группа, но они выступают в платьях – странно немножко, я такое не очень понимаю». Но человек может задуматься и понять, что в этом ничего криминального нет. И блин, я уверен, что если бы не стигма «мужику нельзя носить платье», я бы ходил в платье всегда, мне это чисто визуально нравится.
– Когда ты в первый раз влез в такой наряд?
Артем: Я был на «вписке» у подруги, с утра по угару надел ее платье, и она такая: «Артем, тебе капец как идет!». Я в таком виде даже в магазин за пивком сходил, мне это в принципе нравится. А когда ты в таком виде перед публикой появляешься, получается некий жест, мол, смотрите, ребята, парень в платье – это абсолютно нормально. И это не эпатаж – это просто ребята в платьях, почему бы и нет?
– Вообще, где вы берете свою «концертную форму»?
Артем: Первые платья мы безвозвратно одолжили у своих подруг. Потом нам их начали дарить. Ну и отдельным весельем стали самостоятельные походы по магазинам в поисках подходящих сценических нарядов – я так нашел то голубое платье, в котором буду выступать на сегодняшнем концерте.
Миша: А я на минский концерт одолжил платье с группой Blondie у своей девушки. Пользуясь случаем, передаю ей спасибо. Оля, спасибо, я постираю!
«Мы против сексизма, расизма, гомофобии, трансфобии и прочих форм дискриминации и угнетения по любому признаку»
– Помните фидбэк с первого концерта в платьях?
Артем: Мы предложили сделать бесплатный вход для тех, кто придет в платьях – это сработало, и куча парней пришла в таких нарядах.
Витя: Если бы мы просто сказали «пацаны, приходите в платьях», это навряд ли сработало бы – никто нас еще толком не знает, никто нас еще не видел и не слышал. Поэтому мы и сделали эту фишку с бесплатным входом – так мы провели концертов пять-шесть, но сейчас мы от этого отошли – поняли, что из какой-то идеи это превратилось в способ сэкономить. Бесплатные входы отменили, но при этом парни продолжают приходить на наши концерты в платьях – кто-то по приколу, кто-то из-за того, что ему действительно хорошо в такой одежде. Опять же: серьезный подтекст нашей музыки находится не в текстах песен, а в нашем внешнем виде. И люди, которые дубасят парней за сережку в ухе, могут открыть для себя что-то новое.
Артем: До таких ребят нужно постепенно доносить мысли о том, что все люди разные, и это нормально. Это как школьная программа – нет смысла первоклашке объяснять «матан».
Миша: Вообще, очень важно общаться с такими людьми: некоторые искренне не понимают, почему они бьют других парней за пробитое ухо или губу. Некоторые вещи для них непонятны, а то, что они не понимают, они отторгают.
– Сколько сейчас человек приходят на ваши концерты в платьях?
Артем: Человек 10-15: их не очень много, но классно, что они приходят в платьях просто так, а не из-за бесплатного прохода на концерт. Это также зависит от места, где мы выступаем: естественно, на концерте в Москве парней в платьях будет больше, чем на концерте в Перми.
Витя: Ярким исключением из правил было выступление в Волжском, когда толпа скинов, здоровых лысых ребят, ворвалась на наш концерт в платьях – это было о*енно!
– Закрывая тему дискриминации и неравенства: скажите, почему в вашей группе говорят о том, что вы обидели nixelpixel?
Артем: Ника упоминала нас в одном из своих видео в комплиментарном ключе, но после нескольких неосторожных высказываний и шуток с нашей стороны пожалела об этом. Теперь она пишет, что мы плохие профеминисты, хотя мы себя так и не называем. Что, впрочем, никак не отменяет тех позиций, на которых мы стояли еще до появления «Зарницы»: мы против сексизма, расизма, гомофобии, трансфобии и прочих форм дискриминации и угнетения по любому признаку. Мы будем продолжать говорить про это в надежде, что хоть кого-то это проймет.
Никита: Ну и надо понимать, что несмотря на то, что мы пусечки и выступаем против всего вышеперечисленного, мы можем и ошибаться и в теории плавать. В ситуации, когда в интернете по твоему мнению кто-то не прав, очень важно прислушиваться и относиться терпеливо друг к другу. Меньше всего хотелось бы умножать агрессию и городить заборы вокруг себя.
Жанры, кумиры и прочая музыкальная всячина
– У вас есть кумиры из мира музыки?
Миша: Кумиров вообще не должно быть: есть талантливые люди, которыми ты можешь восхищаться в плане музыки, но если ты видишь, что в какой-то ситуации человек повел себя как мудак, ты не будешь им восхищаться – любовь к музыке определенного персонажа не распространяется на его личность.
– Я это к чему: у олдскульных рок-команд типа Kiss и Motley Crue тексты переполнены мачизмом и лукизмом. Как современные музыканты относятся к строчкам типа «съешь его, как кусок пирога»?
Артем: Просто сейчас все это дело переместилось в рэп, Face и его «Бургер» не дадут соврать.
Витя: На такие вещи нужно смотреть с позиции контекста. В наши дни не может появиться группа Kiss, составляющая песни из похабных текстов.
Артем: Слушай, расцвет популярности Kiss был в прошлом веке, а сейчас невозможны вещи, которые были популярны десять лет назад. Сейчас мир настолько быстро развивается, что некоторые вещи просто непозволительны: например, до 2014 года выходил такой сериал – «Как я встретил вашу маму». В наши дни такой сериал не снимут, потому что там главный герой – вуманайзер и бабник, и никто на такого персонажа смотреть не будет. Нравы очень быстро меняются – в принципе, оно и к лучшему.
«Сейчас сложно представить, что какой-нибудь рэпер в цепях и заклепках выйдет на сцену с мечом и начнет читать о том, как он на драконе полетит спасать принцессу»
Витя: Говоря о контексте: вы вот вспомните группу Manowar, состоящую из мускулистых ребят в кожаных жилетках. Раньше этот образ был на пике, на этой волне и «Конана-варвара» придумали, и кучу групп в стиле пауэр-метал создали – это была отдельный, самостоятельный пласт культуры. Сейчас сложно представить, что какой-нибудь рэпер в цепях и заклепках выйдет на сцену с мечом и начнет читать о том, как он на драконе полетит спасать принцессу – изменился временной контекст, изменились музыкальные жанры.
Артем: А я бы посмотрел на пауэр-рэп с драконами, круто ж должно быть.
– Как «Зарница» определяет свой музыкальный жанр? Или вы тоже группа, «играющая на стыке стилей?»
Витя: Дэнс-панк. Мы решили не лезть в жанровые дебри: мы играем панк, потому что мы панки, и он идет с приставкой «дэнс», потому что мы танцуем.
Артем: Шутеек было много: и «после-панк», и «гармональный панк», и «Лада-дэнс-панк». У нас Никита генератор всех этих жанров.
Никита: Я, кстати, новое придумал – «безальтернативный поп».
Фото: Даша Лобанова