Дом, который построил Никита Орлов. Каким получился новый альбом Applepicker

Участник группы «СОЮЗ» Никита Орлов выпустил первый за четыре года сольник «Еще больше песен про город и торговые центры». Мы поговорили с Никитой про новые песни, на которые артиста вдохновили три города, а еще – про музыкальную наслушанность и чувство дома.

 Справка:  Никита Орлов вырос в Пинске, в десятых освоился в Минске, а сейчас перебралcя в Варшаву. Параллельно с «СОЮЗом» у Никиты есть сольный проект Applepicker – тоже эстетская музыка взрослого наслушанного человека, только в ней куда больше хаоса.

 

Зачем и для кого он выпускает сольный альбом

– Applepicker – это мой проект, которым я занимаюсь несмотря ни на что, вопреки всему. Песни собирались на протяжении семи лет, но только год назад удачно сложились в этот альбом. Тут я не завишу от занятости в других группах, в том числе «СОЮЗа», только от своего свободного времени.

Я думаю, что моя аудитория – сформировавшиеся меломаны, регулярно ищущие что-то новое. И дальше уже наши песни притягивают остальную часть слушателей, в чем помогают те же алгоритмы Spotify и концерты. Часто слышу: «Меня позвал друг, я ничего не знал о вас, а услышал – и так понравилось». Так что музыка – ключевой фактор.

 

Как складывались вкусы Никиты

– Мой музыкальный вкус расширялся и совершенствовался со временем. Сейчас я получаю энергию и эмоции от исполнителей, о которых раньше бы и не узнал. Как-то так получилось, что современную музыку я почти не слушаю. Не могу понять, хорошо это или плохо. 

Мне больше нравится копать старую музыку, находить там вдохновение. В последний год слушал много аргентинского рока из семидесятых и восьмидесятых, например: Luis Alberto Spinetta, Serú Girán, Charly García, Invisible. Нашел там массу интересного: мне Лёша Чумак [второй участник группы «СОЮЗ» – прим. ред.] скинул альбом Serú Girán «La Grasa de las Capitales», я послушал – и начал дальше интересоваться. Понял, что там абсолютно новый и неизведанный мир.

 

«Современную музыку я почти не слушаю. Не могу понять, хорошо это или плохо»

 

Отец всю свою жизнь коллекционировал альбомы на пластинках, кассетах, бобинах. И когда я подрастал, всё это было у меня под рукой: он мне включал самую разную музыку, от арт-рока до панка. Ну и классический рок, конечно. Летом ездил к бабушке на дачу – там мы вместе смотрели телевизор, но с собой у меня была большая коробка кассет с кучей переписанной музыки. Со временем случались и переломы, конечно: как и все подростки, слушал какой-нибудь Rammstein, Linkin Park и сборники «Колбасный цех» под влиянием старшего брата.

А с появлением интернета и компьютерных игр вроде серий GTA и Need for Speed стал открывать что-то для себя новое. Всё переросло в то, что, слушая современную музыку, я докапывался до источников ее вдохновения. И так современная музыка ушла на задний план.

 

 

Никита не музыкальный гик. И вот почему

– Всю жизнь у меня были ограниченные возможности в записи, поэтому я пользовался всем, что у меня было под рукой. Благодаря отцу в доме был бобинный проигрыватель, магнитофоны и много пленки – я пробовал работать с этим. А когда появился компьютер, начал изучать секвенсоры и делать что-то в них. Это была наивная подростковая музыка: когда ты просто натыкал прямую бочку и вбивал простую гармонию.

В начале десятых уже нарастал тренд на пленочную звукозапись, в Минске на «Студии 42» собралась компания единомышленников, которые хотели вывести это на новый уровень. Благодаря этому и развился «СОЮЗ». Появление кассетных портостудий, новых инструментов – это всё было благословение.

Но если у тебя под рукой только ноутбук, garageband или телефонный диктофон, а мелодия уже готова на кончиках пальцев – ты ее запишешь как угодно. И зачастую не получается повторить тот же настрой в хорошем качестве.

 

«Появление кассетных портостудий, новых инструментов – это всё было благословение»

 

Что такое «Студия 42» – минское место, где сложилась группа «СОЮЗ»

– «Студия 42» образовалась в 2015 году. Там прошла и первая репетиция «СОЮЗа» в 2017-м. В итоге я репетировал только там, а позже стал и администратором. Амбиций было много, возможностей поменьше – но это и не важно. Мы хотели помогать другим музыкантам, организовывать разного рода активности, что в итоге переросло в фестивали и джемы. Туда набивалось под сто человек. Проходили маркеты, выставки картин. Мы хотели сделать место притяжения – и в итоге у нас получилось. Своего рода кооператив.

«Студия 42» помогла сформировать важную нишу минской сцены – сообщество групп и их слушателей. Некоторые из фанатов в итоге сами брались за инструменты и шли туда же – но уже репетировать. 

Для меня это самое домашнее место в Минске. Если приехал бы туда сейчас, с удовольствием просидел бы там массу времени просто так, глядя на стены.

 

 

Как обложка отражает минскую жизнь Никиты

– Там можно увидеть «Пушкинскую», «Пролетарскую» и район железнодорожного вокзала. Это три места, где я жил, записывая эти песни. Да и тема города мне близка примерно всегда, еще с того времени, как я жил в Пинске: чувствовал влияние города на творчество. И Минск создал свою атмосферу на этом альбоме.

Если увижу любую фотографию из тех мест – сразу возникнут ассоциации. Многие песни тут были записаны в квартире на Свердлова в домашних условиях. И так сложилось, что в последний период жизни в Минске я снимал квартиру через дорогу от «Студии 42», поэтому и картинка сложилась: это альбом про «Студию» и город в целом.

Конечно, я не чувствую себя в Варшаве прямо дома. Но и в Минске долгое время этого не ощущал после 17 лет в Пинске. Это всегда сложный переходный период. Минск стал домом, когда прошло больше 10 лет. Для Варшавы еще не время. Хотя тут много друзей, знакомых и музыкальных коллег-беларусов. Процесс проходит мягче, чем если бы я оказался в городе, где у меня буквально пара друзей.

Название альбома – отсылка к альбому Talking Heads «More Songs About Buildings and Food» («Еще больше песен про здания и еду»). При этом, там, по сути, нет ни одной песни про здания и еду. Но у меня чуть больше связи с действительностью: «Зажигалка из “Хита”» – это реально про зажигалку, купленную в этом магазине. И песня про «Ленинград», который раньше был ночником около Октябрьской.

 

«Мне кажется, магазины “Хит” – признак неблагополучного района»

 

Город и торговые центры – это две крайности. Город – это дом и родное место. А торговые центры я не люблю. Пару лет проработал мерчендайзером в магазинах и раскладывал сначала сыр, потом печенье. Провел в таких местах безумное количество времени. И сейчас стараюсь проводить в ТЦ как можно меньше времени. Поэтому это альбом про контрасты: жизнь такова, что в родном месте мы должны сталкиваться с отталкивающими локациями.

Я планировал больше 10 песен на альбом, но понял, что набралось слишком большое количество грустных треков – и отсеял их. И появилась идея с цветами альбома: если сделаю кассеты, то будут желтая и синие стороны. Желтая – веселая, синяя – погрустнее. Это совпадает и с гаммой обложки. Хотя слушатели уже сами решат, что тут грустно, а что не очень.

 

 

Здесь Никита комментирует каждый трек с альбома:

 

 «Hangin’ Around» 

Как раз на Свердлова в 2018 году я и записал эту демку с драм-машиной. Я тогда еще писал тексты на английском, но в итоге все пришло к тому, что перешел на русский. И адаптировал тот текст, сохранив смысл. Доработал аранжировку, записал на кассетную портастудию. В итоге получилось удачнее, чем я ожидал, такая хитяра.

 

 «107 ДС Кунцевщина – Корженевского» 

Песня родилась из фразы, которая пришла мне в голову: «107-й, отвези меня домой». В 2017-м я выезжал на маршрутке из Питера в Минск после своего выступления и мимо проехал местный 107-й автобус. И этот маршрут проходил мимо моего тогдашнего дома на улице Глебки, я подумал, что было бы здорово в нем сейчас оказаться.

В итоге эта фраза пролежала года три, и только в 2020 году я записал эту песню. Мы часто играли ее на концертах, трек стал локальным хитом, который до выхода альбома был доступен онлайн, только в лайв-версии на YouTube.

 

 «Зажигалка из ”Хита”» 

Самый старый трек на альбоме. Я записал гитарную партию еще в 2015-м на бобинник, потом сделал демку на компе, забил барабаны и бас, чувствовал в ней потенциал. В тот момент я только изучал Ableton, переходя на него с Fruity Loops. Это был первый трек, который я сделал в Ableton. Сохранил оригинальную гитарную дорожку, записал остальные инструменты на кассетную портастудию. Там долго не было текста, в итоге пришла идея с «Хитом». Мне кажется, магазины «Хит» – признак неблагополучного района.

 

 «Всё в порядке, мама!» 

Изначально это был домашний скетч из 2017 года, когда я от скуки записал много слоев гитары друг на друга. Вначале думал, что это будет аутро другого трека, но в итоге оставил всё как есть с этими сумасшедшими гитарами. Позже благодаря той же кассетной порте дополнил трек живой ритм-секцией.

 

«Просто нет слов» 

(Здесь мы обошлись без слов). 

 «Время пьяных заметок» 

Тут всё понятно: как-то во время вечеринки «Дека Дэнс» начал выливать мысли в телефон, но изначально без идеи о песне. Позже добавил этот текст к демке, которая некоторое время лежала без дела. Для записи инструментала были использованы винтажный орган со встроенной драм-машинкой Siel Flying 49 и советский синтезатор «Квинтет».

 

 «Черным-черно» 

Изначально там был английский текст: «All black, no way back». Адаптировал его на русский, добавил партии бас-гитары и почистил от шумов, которых изначально было слишком много из-за издержек домашней записи. 

 

 «Ленинград 24/7» 

Придумал риф, когда с сидел с лупером в Пинске на каких-то очередных каникулах. Изначально там всё целиком строилось на драм-машинке из начала трека, позже я решил добавить живую ритм-секцию к первому припеву. И получилось вообще отлично. В тексте почему-то захотелось отразить настроение вот этих ночных вечеринок. Алкоголь как ни крути портит человека. 

 

 «За бетонной стеной» 

Тут была суперпримитивная аранжировка из 2017 года на дешевой самоиграйке, но я чувствовал R&B-потенциал в ней. Вернулся к песне спустя несколько лет, переписал уже на живых инструментах, добавил пианино. Всё красивенько сложилось. 

 

 «Делай страдание» 

Трек из начала 2020 года – кризисного во всех отношениях. Я скорее из тех людей, которые любят веселиться, а не грустить или страдать, тут мне захотелось поиронизировать над этим. Самый лоуфайный трек на альбоме, все партии записывались на небольшой советский микрофон «Октава», но в цифре. Тут вроде и звучание микрофона такое, что больше и не нужно ничего делать, но решил доработать и избавить от шумов.

 

Слушать альбом «Еще больше песен про город и торговые центры» на разных площадках

 

Фото: johnny_cosmic

Прэзентацыя кліпа: Nizkiz – Небяспечна

Прэзентацыя кліпа: Nizkiz – Небяспечна

Лепшая песня 2017 года абзавялася музычным відэа.

Как снять музыкальное видео: 15 советов от клипмейкеров

Как снять музыкальное видео: 15 советов от клипмейкеров

Карманная инструкция для тех, кто идет по стопам Дэвида Финчера и Флории Сигизмонди.

Piarshak Party #2: рэпорт з кватэрнай вечарынкі

Piarshak Party #2: рэпорт з кватэрнай вечарынкі

Фотакарткі з сямейнага сабантуя 34mag і кампаніі. 

Плейлисты музыкантов: Murovei

Плейлисты музыкантов: Murovei

Golden collection беларусского хип-хоп-музыканта: от русского регги и ростовского олдскула до боевичков новой школы.

ATL: священный рейв в Минске

ATL: священный рейв в Минске

Прямой репортаж из кипящего котла – концерта ATL в Минске.

Новые альбомы: 6ix9ine, Black Milk и Screaming Females

Новые альбомы: 6ix9ine, Black Milk и Screaming Females

10 пластинок этой недели: от агрессивного 6ix9ine до безмятежного Lee Bannon (который сейчас Dedekind Cut).

Кто такой Rejjie Snow?

Кто такой Rejjie Snow?

Рассказываем про белую ворону в хип-хопе – не Эминема, а 23-летнего ирландца нигерийского происхождения Реджи Сноу.

Музыкальный толковый словарик. Выпуск #4

Музыкальный толковый словарик. Выпуск #4

Импринт, мэшап и next level shit – расширяем музыкальную базу с помощью подборки свеженьких терминов.

SaferOne и Пушкинская

SaferOne и Пушкинская

Минский грайм-музыкант показывает знаковые места своего нейборхуда.