«Вот оно, чувство сопричастности». Лёша Горбаш – о силе музыки

  • 19.05.2021
  • Аўтар: 34mag
  • 12580

Сегодня уличные музыканты вынуждены крайне консервативно подходить к выбору репертуара, чтобы не оказаться на «сутках», – и чаще всего из переходов звучит заезженный «Сплин». Но мы помним, как это может быть: аншлаг на концерте панк-группы, музыкальный вечер в кругу соседей по двору, рейв на марше в центре города. Раз музыку так упорно делают потише, значит, чувствуют в ней что-то большее, чем набор лозунгов и идеальных битов для прогулок? Музыкальный журналист Лёша Горбаш размышляет о том, сколько героического было в треках 2020-го, а еще больше – в тех, кто эти треки создал(-а).

 

Лёша Горбаш, журналист

– Стала ли музыка символом Беларуси 2020 года? Сперва кажется, ну какой из музыки символ, этот год – про людей, их поступки и характеры, а песни – только саундтрек всего этого. Да? Или все-таки не только? Точно не только.

Потому что музыка – это то, что помогало правильно расставить акценты, поймать нужное настроение и совсем не опустить голову в самые страшные моменты. Без музыки вроде и можно было прожить, но гнетущей тишины в 2020 году и так было в избытке.

Есть музыка беларусских протестов – это где бьют в барабаны, Папа Бо превращается в ходячую диджейскую станцию, а около филармонии красиво поют «Магутны Божа». И это удивительно сильно трогает за живое даже самых завзятых атеистов.

Есть музыканты-герои, которые давали нам важный пример (Черепко, Палина, Лера Яскевич – и многие другие), которые говорили о важных вещах в самые напряженные моменты. Это и про до слез красивый пост Олега ЛСП. И про Макса Коржа, который точно в том самом посте нес правильные мысли, но немного ошибся по форме.

«Гнетущей тишины в 2020 году и так было в избытке»

Есть герои, которые превращали музыку в классный инструмент, когда включали не те песни, которые кто-то хотел слышать на большом общественном мероприятии. И герои, которые выходили играть во дворы, чтобы мы все немножко передохнули и улыбнулись.

Есть старые песни, которые за последние 12 месяцев обрели новую жизнь. Среди них и ключевые для беларусской музыки «Тры чарапахi», и песни помоложе – мне правда нравится, как песня Палины «Як ты» хорошо рифмуется с нашим настроением второй половины прошлого года. А были же еще и «не наши» песни – ну, когда все везде включали «Перемен» Цоя. Время для страшного признания: я как всю жизнь считал песню «Перемен» отвратительной, так считаю ее такой и сейчас.

Символы заряжают энергией одних и сильно пугают других. Отсюда и это желание попытаться от таких символов если не избавиться, то спрятаться от них за высоким забором – и бюрократическим, и буквальным. Поэтому «РСП» и «Дай дарогу» не могут получить «гастрольки», Стыльского после прогулки в Бресте задерживают прямо под домом, минских музыкантов – сразу после дворового концерта, а барабанщику с минских акций дают шесть лет колонии.

А если музыку так активно пытаются задушить – что это, если не важный символ?

«Символы заряжают энергией одних и сильно пугают других»

Такие ходы заряжают энергией не меньше, чем любимый припев на концерте манит запрыгнуть в слэм. Музыка справляется с еще одной важной задачей – дает тебе возможность почувствовать себя сильнее и сконцентрироваться на том хорошем, что позволяет не опустить руки.

Ты выходишь во двор и попадаешь на импровизированный концерт – и вот оно, чувство сопричастности.

Музыка – это главный беларусский клей 2020 года. Через нее приклеивались и люди друг к другу, и наши эмоции.

Главная эмоция, которую мне подарила музыка за последний год? Я не один.