Семь лучших беларусских альбомов 2022 года

Главный подарок беларусской сцены в этом году – в ней по-прежнему хочется глубоко копаться, слушать релизы беларусов и выбирать, какой из них лучше. Ниже – семь альбомов, которые сильнее других впечатлили музыкального журналиста Лешу Горбаша.


Достойные упоминания: в список вошли не все классные беларусские альбомы, а те, которые показались автору сильнее остальных. Одной строкой – про релизы, которые тоже заслуживают твоего внимания. 

У «РСП» вышел шансон-эксперимент «ШансOFF», больше похожий на хронику главных новостей из жизни группы за последние полтора года. У Ивы Сативы не было альбома, но было столько синглов, что кажется преступлением ее не упомянуть: ярче других запомнилась «Дзiкунка». Intelligency успех «Августа» не повторили, но выпустили альбом «Technoblues Therapy» в двух частях. Корж не отметился релизом, но на мощное высказывание ему хватило одного трека. И это, конечно, далеко не все музыкальные герои года.

 

 7.  Света Бень и Галя Чикис – «Прием!» 

 

 

Альбом очень тяжелых, но оттого не менее красивых и пронзительных стихов про преодоление и выживание. Как его описывала сама Света, это 10 песен о «безнадежном отчаянии и отчаянной надежде». Беларусская аудитория много лет ждала следующей большой работы Беньки после «Серебряной свадьбы». И дождалась в момент абсолютного мрака, когда «Прием!» звучит как луч света, которого нам всем очень не хватало. Это страшные песни о жутком, но они напоминают о важном: мы здесь не одни, вокруг есть люди, испытывающие ровно те же эмоции.

 

 

 6.  Myph – «Скоро» 

 

 

Вова Потапенко много лет рулил минской школой Ableton, где учил артистов превращать стук по прорезиненным кнопочкам в музыку. А в этом году взял и выпустил сольный альбом под псевдонимом Myph. Так получились девять песен вдумчивой и мечтательной электроники о мире полуснов, которые вдруг прорываются в мир реальный. Тот самый жанр музыки, одновременно идеальный для ленивого пробуждения воскресным утром и дороги домой из полюбившегося бара накануне.

 

 

 5.  Zlata Mai – «RGB» 

 

 

Ипишка Златы – слияние всего лучшего, что нам дарит новое поколение беларусских певиц. Это классно сбитый электропоп, сделанный по лекалам передовой поп-сцены сегодняшнего дня. Где брейкбит встречается с басом, а потом р-р-раз – и на передовую выходят синты из восьмидесятых. На все это накладывается волшебное дурачество будто из лучших выпусков «Ералаша» (это комплимент), помноженное на этнику, на которой и строится вокальное обаяние Златы Май.

 

 

 4.  Последствие – «Беговая дорожка» 

 

 

Знамя изобретательного минского рэпа в этом году тащил в первую очередь человек под псевдонимом Последствие. Его мини-альбом «Беговая дорожка» – это трип в абстрактные миры, где рэп-куплеты пробиваются сквозь психоделический продакшн. Звучит это громко, хаотично и местами жутковато, а место действий песен перекидывается из лесной глуши в туман окраинных спальников. 

Релиз, который одновременно придется по вкусу любителям абстрактного хип-хопа прошлого поколения (есть тут фанаты «Сложных»?) и поклонникам новой школы рэпа, где стиль часто весит больше, чем содержание. Такой вот оксюморон – его в рэпе вроде бы по-прежнему ценят.

 

 

 3.  Akute – «Напалову тут» 

 

 

Akute вернулись с шестым альбомом. Провел с ним пару выходных – и вот что хочу сказать: в эту музыку каким-то волшебным образом заложен код всего беларусского рока. И того, что мне близок (с заходами в смежные жанры и синтовым влиянием). И того, который чту и уважаю, но не люблю (все эти вечные гитарные переборчики и припевы, сливающиеся в один). 

Шестой альбом Akute оказался с запасом их лучшей работой. Он впечатляет звуком и увлекает лирикой, цепляет на эмоции и попадает в тот самый беларусский нерв. Это альбом, которым группа заодно чтит наследие нашей рок-сцены – от раннего Михалка до пикового Вольского, как бы замыкая круг и напоминая, почему рок – по-прежнему ключевой столп беларусской музыки. При этом Akute не стесняются смотреть шире: здесь уместно звучат не только гитарные переборы и раскатистый вокал, но и интеллигентские синты, сделанные как будто по заветам лучших работ Depeche Mode. 

«Рок-каранацыя» сейчас не проводится, но этим альбомом Akute как минимум на год снимают вопрос о том, кто тут настоящий рок-король.

 

 

 2.  SK.EIN – «Rove» 

 

 

В десятых Сергей Кравченко был знаком нам как участник Port Mone, а к началу двадцатых перепридумал себя как эмбиент-продюсер SK.EIN. И выпустил самый впечатляющий электронный альбом года «Rove» на польском лейбле Coastline Northern Cuts. Это музыка, которая строится на трех ключевых вещах. 

Один – пространность эмбиента. Два – чуткое отношение к беларусской этнике (включите вступительный трек «Salavejka»). Три – тревожность эпохи. И вместе эти вещи превращаются в сплав какой-то очень далекой и почти призрачной, но ослепляющей красоты.

 

 

 1.  «СОЮЗ» – «Force of the Wind» 

 

 

К 2022 году группа «СОЮЗ» оформилась в дуэт Леши Чумака и Никиты Орлова. И под конец года они выпустили третий альбом «СОЮЗа» – «Force of the Wind». Что это за сила ветра такая? Наверное, правильнее всего будет сказать, что это сила ветра музыкального. Который существует как бы вне времени и его законов. Это еще одно путешествие между странами, эпохами и самыми разными вдохновителями, о которых никто не расскажет лучше самих участников группы. «Долго»*, – так альбом одним словом описал Макс Старцев, менеджер группы. Видимо, это хороший заход на будущее интервью о том, как экспатам записать альбом, найти лейбл и все-таки выпустить его. *Через пару минут Макс добросил слово «сладко».*

А мы же тут скажем о главной эмоции, которую оставляет «Force of the Wind». Это альбом, под который хочется дышать, жить – и все-таки верить, что когда-нибудь все будет хорошо. И пока у нас есть такая музыка, это точно сбудется.

 

Фото на главной: Оля Шнаркевич

Беларускія музычныя вынікі 2024 года

Беларускія музычныя вынікі 2024 года

Новыя імёны, сусветныя поспехі і найлепшыя сёлетнія рэлізы.

Ад «Салюту» да світання: менскі клубны рух другой паловы 1990-х

Ад «Салюту» да світання: менскі клубны рух другой паловы 1990-х

Росквіт размаітасці і крызісны заняпад.

Ад «Музыкальнай газеты» да радыёкропкі: хто распавядаў пра электронную музыку ў 90-я?

Ад «Музыкальнай газеты» да радыёкропкі: хто распавядаў пра электронную музыку ў 90-я?

Тэматычныя медыя і першыя лэйблы.

Галоўныя героі беларускай электроннай сцэны 1990-х – хто яны?

Галоўныя героі беларускай электроннай сцэны 1990-х – хто яны?

Імёны, праекты, альбомы.

«Невозможно воспринимать эту жизнь на серьезных щах»: разговор с фронтменом «Снов Синей Собаки»

«Невозможно воспринимать эту жизнь на серьезных щах»: разговор с фронтменом «Снов Синей Собаки»

О кринжовых концертах, поисках своего «Вудстока» и иронии как броне перед критикой.

«Усім сарвала дах»: як выглядалі рэйвы 90-х?

«Усім сарвала дах»: як выглядалі рэйвы 90-х?

Танцы ў школах, ДК, гламурных клубах і ў сценах Белтэлерадыёкампаніі.

Як выглядаў першы беларускі рэйв?

Як выглядаў першы беларускі рэйв?

«Поўная вакханалія», паводле «Знамя юности».

Адкуль пайшла беларуская электроніка?

Адкуль пайшла беларуская электроніка?

Фестываль біг-біту, першыя сінтэзатары і электроншчына ў кіно.

Фотарэпорт: у Менску перазапусціўся «Рэактар»

Фотарэпорт: у Менску перазапусціўся «Рэактар»

Камбэк праз 13 гадоў.