Сберечь тепло. Как живет Макс Корж?

После нескольких лет без выступлений самый популярный беларусский артист Макс Корж объявил о стадионном концерте в Риге. Музыкальный журналист Леша Горбаш делится своими наблюдениями о том, как жил в последнее время музыкант и как он поменялся. 

 Upd. Концерт в Риге перенесен с 29 июля на 2 сентября. 


2 августа клипу «Жить в кайф» исполнится 10 лет. Эта песня долгое время оставалась гимном, руководством к действию, призывом. Который объединял людей самых разных возрастов, профессий и достатка, жителей самых разных – в том числе давно не близких – стран. А потом в нашу жизнь с ноги зашли двадцатые. 

И «Жить в кайф» – уже не гимн, а призрак светлой юности. Беззаботной и доброй, честной и любящей окружающий мир. А заодно – еле уловимый мираж на горизонте будущего. Когда-то еще у нас же получится пожить в кайф. И снова задышать духом молодости. А пока все адаптируются. В том числе и автор этой песни.

В августе 2020 года Макс Корж выпустил два трека: «Времена» и «Тепло». Первый – о чувстве неопределенности, объединившем всех беларусов. А второй – это такая сказка о «старом мудреце», который забрал у людей солнце. 

Под конец 2021 года Макс наконец-то выпустил шестой альбом «Психи попадают в топ» – и, само собой, попал во все топы, которые мог. На 2022 год был запланирован очередной впечатляющий стадионный тур, но случилось 24 февраля. Ровно в тот же день Макс резко осудил войну – и замолчал на три месяца.

Вернулся в инфополе он в начале июня. Сперва выпустил песню «Свой дом» – вероятно, самое мощное высказывание о происходящем на русском языке, – уложив суть своего отношения к происходящему в одно предложение: «Тот прав, кто защищает свой дом». Следом появилось заявление: концертов в обозримом будущем не будет, потому что «не могу я петь про жизнь в кайф, когда каждый день эти жизни отнимаются».

Прошел еще год – и Макс все же анонсировал концерт в Риге. Потому что «есть дикая потребность скинуть все, что у нас накопилось». В интернете, как и полагается, тут же появился рой критиков, который заново завел тему про «слово пацана можно отредактировать». Макс ответил: «Эскалация нарастает, никто не знает, будет ли в будущем у нас вообще возможность встретиться».

И это абсолютно адекватная позиция, как и все публичные высказывания Макса за последние полтора года. С 24 февраля 2022 года в жизни беларусов заново заиграла туманными красками (мягко скажем) неопределенность. Кто-то на этом фоне стал участником новой волны эмиграции, а кто-то остался дома и стал много рефлексировать о мире вокруг. Параллельно с этим люди пытались заново обустроить быт, находясь внутри вечного мема.

 

 

Макс Корж оказался среди вторых и остался верен себе – он все тот же проводник человечности и пацанской трушности. Макс не переобувался – а в очередной раз стал отражением эпохи. Где – и это по-прежнему страшные слова – кошмар вокруг стал частью рутины и уже привычной вещью в инфополе.

Запал эмоций первых месяцев никуда не делся, но если изначально он превалировал в жизни большинства, то постепенно сплелся с бытом в единое целое. Никто не начал заново жить в кайф. Но просто жить – да, конечно.

Раньше Коржа можно было периодически выловить на минских улицах, а сейчас он как будто вернулся в режим затворника. И судя по сторис, нашел временный покой в выездах на природу. Деревенские хатки, костры, походы, ночной лес – в конце десятых все эти вещи были неотъемлемой частью айдентики творчества Коржа, а тут как будто превратились в спасение Макса-человека.

К концу 2022 года Корж стал активнее вести телегу: вот он идет с бревном на плече, а вот – коротким войсом на три секунды собирает три тысячи комментов с ответом на вопрос «как дела?» или запускает в канале анкету, чтобы лучше составить портрет слушателя. А апрельский пост сейчас и вовсе выглядит как тизер – там Макс стоял на фоне рижской телебашни. Ну и фотки беларусских лесов – куда ж без них.

«Не надо жалеть мертвых. Жалей живых. Тех, кто живет без любви», – да, это цитата из финала «Поттерианы». Эволюция Макса Коржа во многом состоит в том, что он за последние 10 лет эволюционировал из смельчака-сорвиголовы Гарри в умудренного Дамблдора.

И стал тоже своего рода мудрецом из песни «Тепло». Только не тем, который забрал солнце у соотечественников. Макс скорее выступает в роли «лесничего», который бережет солнечный свет и внимательно следит за тем, чтобы он никуда не делся.

И 29 июля на стадионе «Даугава» в Риге на пару часов им поделится. Потому что нам всем иногда нужно понежиться под этим самым солнцем. В этом нет ничего постыдного – напротив, это вполне естественное желание.

 

Фото: palasatka

Ад «Салюту» да світання: менскі клубны рух другой паловы 1990-х

Ад «Салюту» да світання: менскі клубны рух другой паловы 1990-х

Росквіт размаітасці і крызісны заняпад.

Ад «Музыкальнай газеты» да радыёкропкі: хто распавядаў пра электронную музыку ў 90-я?

Ад «Музыкальнай газеты» да радыёкропкі: хто распавядаў пра электронную музыку ў 90-я?

Тэматычныя медыя і першыя лэйблы.

Галоўныя героі беларускай электроннай сцэны 1990-х – хто яны?

Галоўныя героі беларускай электроннай сцэны 1990-х – хто яны?

Імёны, праекты, альбомы.

«Невозможно воспринимать эту жизнь на серьезных щах»: разговор с фронтменом «Снов Синей Собаки»

«Невозможно воспринимать эту жизнь на серьезных щах»: разговор с фронтменом «Снов Синей Собаки»

О кринжовых концертах, поисках своего «Вудстока» и иронии как броне перед критикой.

«Усім сарвала дах»: як выглядалі рэйвы 90-х?

«Усім сарвала дах»: як выглядалі рэйвы 90-х?

Танцы ў школах, ДК, гламурных клубах і ў сценах Белтэлерадыёкампаніі.

Як выглядаў першы беларускі рэйв?

Як выглядаў першы беларускі рэйв?

«Поўная вакханалія», паводле «Знамя юности».

Адкуль пайшла беларуская электроніка?

Адкуль пайшла беларуская электроніка?

Фестываль біг-біту, першыя сінтэзатары і электроншчына ў кіно.

Фотарэпорт: у Менску перазапусціўся «Рэактар»

Фотарэпорт: у Менску перазапусціўся «Рэактар»

Камбэк праз 13 гадоў.

Героі часу – 10 артыстаў новай беларускай сцэны

Героі часу – 10 артыстаў новай беларускай сцэны

Каго паслухаць, каб захапіцца сённяшняй беларускай музыкай.