Как чеканилась Монеточка?

Лиза Монеточка – молодая интернет-звезда. В свои 19 она записывает фиты с Noize MC и Славой КПСС, выступает по приглашению Ильи Лагутенко и забирается в чарты ведущих российских медиа. «Племянница» куртуазного маньеризма – течения в современной поэзии, которое сочетает изысканность и циничный юмор, – в конце сентября приезжала в Минск поддержать концерт «Нойза». 22 октября она вернется в Re:public уже сольно. В преддверии события мы поговорили с ней об искренности, внезапной славе и законодательном абсурде, связанном с покемонами.

 

«Эта долька для ежа-а-а / Смерть легавым от ножа-а-а» – именно с этой строчки началось когда-то мое знакомство с творчеством Монеточки. Милая школьница из Екатеринбурга ангельским голоском пела под фортепиано песенки про Гошу Рубчинского, зиги и экзальтированных дам на «Стихи.ру». И это подкупало. И меня, и моих друзей, и многочисленные СМИ: от The Flow и приснопамятного FurFur до «Афиши» и GQ. А также тысячи таких же обалдевших поклонников.

С момента, когда Лиза залила в интернет свой записанный на диктофон альбом «Психоделический клауд-рэп», прошло уже два года. Она выросла, стала самостоятельной артисткой, записала бронебойный фит с Noize MC и готовит к выходу первый полноценный альбом. 22 октября Монеточка приедет в Минск с сольным концертом в Re:public.

 

 

– Лиза, в 2015 году ты выложила на стенку сборник стебных песенок, записанных на диктофон, и вдруг все СМИ разом сошли от тебя с ума. Ты была готова к такому повороту событий?

– Конечно нет! Я вообще не рассчитывала на какую-либо аудиторию, кроме своих одноклассников. Они мне говорили: «Выкладывай – поржем все вместе, запустим новый мем». Вот я и выложила. Если бы я тогда знала, что это послушает Oxxxymiron и Noize MC, то я, конечно, сделала бы все по-другому.

 

– А что тогда сказал Oxxxymiron?

– Что я проект FurFur’а. У него, видимо, небольшой конспирологический сдвиг.

 

 

– Возвращаясь в то время, ты хотела бы что-нибудь изменить? 

– Конечно, есть ощущение аванса, которое дает мне аудитория, но я думаю, что все произошло так, как надо. В конце концов, это все тоже не совсем с неба упало: я училась в музыкальной школе, разучивала аккорды, пыталась писать стихи. И когда пришла известность, я уже что-то умела. Так что нет, я бы не стала ничего менять.

 

 

– В своих ранних песнях ты жестко стебала современную культуру. Каково было однажды проснуться и понять, что ты стала ее частью?

– Я никогда об этом не задумывалась. Это жутко, на самом деле. Но раз я теперь влияю на современную культуру, я все сделаю, как надо. Я всех их научу до-бро-те.

 

 

– После прихода внезапной популярности у тебя в голове не было мысли вроде: «Ух ты, все получилось так просто. Наверное, я гениальна»?

– Нет, такого не было. Я знаю, что у меня есть талант, но я в принципе не верю в гениальность. Мне кажется, просто надо пахать. У меня есть правило: я пишу по шесть страниц каждый день. Пусть там в основном будет какое-нибудь говно, но как минимум две хорошие строчки у меня получатся. Они-то мне и понадобятся. И что бы ни происходило, шесть страниц за день я должна написать. Таким образом ты оттачиваешь свое мастерство.

 

 

– Что ты чувствовала, когда тебе написал Noize MC?

– Я была очень счастлива, потому что была большой его фанаткой. Вообще первым концертом в моей жизни был концерт Noize MC в Екатеринбурге. Помню еще, как когда-то плакала под песню «Ругань из-за стены», пока мои родители ругались на кухне. Так что, когда он мне кинул респект и предложил вместе поработать, я чуть ли на кровати не прыгала от радости. Это сейчас я спокойно реагирую, когда мне пишут всякие звезды от Blackstar и Энтео до Мумий Тролля. А тогда я была еще маленькая, и это все было как какой-то сон. Я и подумать не могла, что мы когда-нибудь будем хорошо общаться и запишем совместную песню.

 

 

– У тебя есть лирический герой или в жизни ты такая же, как и в песнях?

– Я пытаюсь быть такой же, но на самом деле это сложно. Я считаю, это вообще одна из главных задач для артиста: быть искренним и в жизни, и в творчестве. Я к этому стремлюсь. А для того, чтобы выйти к людям абсолютно открытым, без конкретного образа, нужен либо большой талант, например как у Бодрова, либо необходимо упорно работать над собой. Очень хочу так научиться.

 

 

– Когда я в первый раз услышал твои песни, меня зацепило сочетание милого образа с довольно дерзкими, стебными текстами. Ты специально играешь на этом контрасте?

– Я долго не осознавала этой фишки. И, возможно, поэтому все получилось так органично. Сейчас да, я увидела этот контраст между образом, голосом и словами, которые я пою, но я стараюсь об этом не думать. Если специально на этом играть – будет нечестно и ничего не получится. У меня нет такого: «Так, сейчас мы запишем песню про педофилию».

 

 

– Кстати, о педофилии. Как ты представляешь своего фаната?

– Ха-ха, шутка про моих подписчиков. На самом деле на концерты приходит много взрослых людей, и мне это приятно. И школьники тоже ходят. Но я всех люблю.

 

 

– Ты как-то сказала в интервью, что окончательно разочаровалась в постмодернизме. Но ведь все твои остросоциальные песни, мемы и стеб над современной культурой – это и есть постмодернизм…

– Я не то чтобы разочаровалась в постмодернизме, просто этот период закончился. Стебать талантливые вещи может быть по-прежнему круто. Но когда я выхожу на сцену, я уже никого не троллю. Я просто шучу и создаю атмосферу доброты и позитива. Постмодернист такого никогда бы не сделал, он не заинтересован в том, чтобы заставить людей рядом улыбаться. Мне не хочется быть как Чацкий и показывать, какие все люди гадкие. Мне хочется отталкиваться от позитивного и созидательного. А это уже фишка метамодернизма. Вот Oxxxymiron – это постмодерн, к примеру. А я, наверное, все-таки метамодернист.

 

 

– Что ты чувствуешь, когда смотришь Versus с родителями?

– Никакого дискомфорта. Они уже привыкли. У меня в песнях тоже есть много жестких моментов. Так что Versus их не смущает, они давно уже смутились. На самом деле многие подростки недооценивают своих родителей, а они ведь тоже понимают юмор и в свое время тоже жгли, просто нам об этом не всегда рассказывают.

 

 

– В ранних интервью ты говорила, что хочешь стать учителем русского языка и литературы, но потом вдруг поступила во ВГИК. Почему так произошло?

– Когда я хотела стать учительницей, меня привлекала возможность делать лучше жизнь конкретных людей. Нравилось чувствовать, что я способна повлиять на то, чтобы вот этот чувак за второй партой вырос крутым. А потом появилась возможность реализовывать этот «юношеский максимализм» в гораздо больших масштабах. На мой концерт сейчас приходит 300 человек, а в классе было бы 20.

 

 

– С недавних пор ты делаешь музыку совместно с московским музыкантом БЦХ. Расскажи, как вы познакомились?

– Мы познакомились, кстати, возле ВГИКа, на ВДНХ. БЦХ – настоящий гений звука и стиля, так и запишите! Точно, ему надо дать медаль «За звук и стиль». Это единственный человек, которому в музыкальном плане я могу довериться полностью. Даже когда я с музыкантами Вани Нойза играю, я не чувствую такого стопроцентного взаимопонимания.

 

 

– Совсем недавно вы отсняли клип на песню «Последняя дискотека». Как будет выглядеть видео?

– Главное, чего нам хотелось избежать, – это сравнений с «Ленинградом». Мое творчество – ни разу не «Ленинград». Поэтому клип будет совершенно не в их стилистике.

 

 

– Ты давала интервью своему известному земляку Соколовскому почти сразу после его освобождения из тюрьмы. Как ты относишься к его истории и вообще ко всем странным российским законам, которые принимаются в последнее время?

– Хотелось бы, конечно, сказать что-нибудь в защиту своей страны, типа у нас принимаются и хорошие законы, просто они так не хайпят. Но не получается. Когда человека садят за покемонов – это треш. С другой стороны, в моем личном опыте не было пока ничего подобного. Я спокойно могу петь со сцены про зиги, потому что я не имею в виду ничего экстремистского. Хотя рано или поздно какой-нибудь депутат напишет…

 

 

– А если и вправду напишет, что ты будешь делать?

– В наше время, когда на тебя катит бочку депутат, это значит лишь то, что количество лайков в твоем паблике возрастает в два раза. А с этим я как-нибудь справлюсь.

 

 

– У тебя есть какая-нибудь ролевая модель в музыке? На кого ты хотела бы быть похожей?

– На нечто среднее, между Граймс и Свидригайловым. Свидригайлов для меня гений текста и словесной игры, а у Граймс мне нравятся лайвы, она милая, искренняя и в то же время очень стильная и музыкальная.

 

 

– Как сохранять искренность в мире, где тебя постоянно пытаются уколоть?

– Мне кажется, что все люди очень несчастны и повернуты на своих проблемах. Они не то чтобы не хотят быть искренними, просто их вранье или скрытность – это защитная реакция. Чтобы у тебя это прошло, нужно в один момент осознать, что ты можешь быть любимым просто за то, какой ты есть. Я это осознала, когда перешла в хорошую школу после той, где все друг друга травили, где ты в первую очередь думаешь о том, чтобы нанести тушь и замазать прыщ, чтобы до тебя никто не докопался. А потом я вдруг поняла, что могу быть любима и без туши, и с прыщами, и глупая, но, допустим, смешная. Или красивая, или естественная, милая. Нужно всегда об этом помнить.

 

Визуал – Таня Капитонова

КАМЕНТАРЫ (4)

io
io | 14.10.2017 15:32

слышу про фит с нойз эмси - прохожу мимо

2 13 -11
123
123 | 15.10.2017 19:55

еврейка

0 16 -16
34mag.net | 16.10.2017 13:58

І чо?

12 1 +11
Ося
Ося | 17.10.2017 13:27

А Ви таки антисеммит?

6 0 +6
Узнаешь героев беларусской музыки? Тест

Узнаешь героев беларусской музыки? Тест

Проверим, насколько ты знаешь локальных деятелей.

Как не повторять типичные ошибки начинающих музыкантов?

Как не повторять типичные ошибки начинающих музыкантов?

На что обратить внимание, пока не собираешь «Минск-Арену».

Atlas Weekend 2021: большой фоторепортаж

Atlas Weekend 2021: большой фоторепортаж

Первый большой фестиваль после пандемии.

Ласковая Май: как пишет музыку молодая минская певица?

Ласковая Май: как пишет музыку молодая минская певица?

Zlata Mai – о том, что вдохновение «не существует, а живет».

Кастян выпустил трек «Девочка с Зыбицкой»

Кастян выпустил трек «Девочка с Зыбицкой»

Бутылки звенят, футболки шуршат – вот и бит готов.

Как устроена музыкальная импровизация в спектакле «Огонь и Лед»

Как устроена музыкальная импровизация в спектакле «Огонь и Лед»

Слушаем театральную импровизацию и разбираемся, как устроен ее мир.

Слово пацанам: как «‎РСП» стали одной из важнейших беларусских групп

Слово пацанам: как «‎РСП» стали одной из важнейших беларусских групп

Антон Кашликов – про группу «‎РСП», музыканты которой сейчас сидят 15 суток.

Intelligency: «Мы – хвостик своей же собачки, который следует сам за собой»

Intelligency: «Мы – хвостик своей же собачки, который следует сам за собой»

Почему следующий альбом Intelligency будет их лучшим, а песня «August» никак их не поменяла.

34 Mixes #16: Максим Шумилин

34 Mixes #16: Максим Шумилин

Вливаемся в этом со светлым миксом про надежду на доброе завтра.