Открытое интервью с Mustelide

Совместно с сервисом «МТС Music» мы продолжаем делать открытые интервью с людьми, связанными с музыкой. В этот раз мы побеседовали с Наташей Куницкой aka Mustelide – беларусской электронной композиторкой и исполнительницей. Зачем ради записи пластинки переезжать в Берлин, как перестать ныть и начать продвигать себя, если за тобой не стоит команда специалистов, – ищи ответы в нашем конспекте. Модератором встречи выступил наш постоянный боец Герман Клименко aka Rondo. А еще событие можно назвать историческим – ради него впервые за полтора года из дома вышел беларусский хикикомори.

 

Куничьи тропы

 

– Наташа, как твои дела вообще?

– В целом дела очень хорошо. Сейчас такой период, что у меня даже нет возможности порефлексировать над этим – я просто иду вперед и сильно не задумываюсь над тем, как там поживают мои дела. Но я думаю, что это значит только то, что с «делами» все хорошо.

– Восьмого июня ты выступила на пятом фестивале независимой казахстанской музыки. Как ты туда попала?

– Я сама в шоке от этого – точно в таком же шоке я была от концерта в Южно-Сахалинске. Всегда находятся люди, которые знают меня, любят мое творчество и хотят с ним познакомить еще кого-то – например, жителей своего города. Меня приглашают не потому, что я соберу кучу людей, а именно затем, чтобы поделиться музыкальной находкой. Думаю, что поэтому меня пригласили организаторы казахстанского фестиваля.

– Ты сможешь вспомнить примерное количество концертов, которое ты отыграла за эту весну?

– За последнюю неделю я отыграла три «лайва» и два DJ-сета. За весну у меня было выступлений 15, не считая DJ-сетов.

 

 

 

– В какой вариации тебе интереснее выступать: с DJ-сетами или «классической» программой?

– Тема диджеинга для меня – это веселье. Почему бы не поставить свою любимую музыку, если людям хочется ее услышать? Мне нравится и ставить музыку, и на расслабоне танцевать со всеми. Свой концерт – это все-таки более ответственная вещь. Но в каждом амплуа мне интересно находиться.

– В каком городе и на какой площадке тебе понравилось выступать больше всего?

– Мне очень нравится играть в Минске. Это моя отдушина: здесь меня знает больше людей и много тех, кто слушает и понимает меня. Ну а со всеми другими местами ты будто с новым человеком знакомишься, а это ведь всегда новые впечатления, новый заряд и новое вдохновение. Так и с выступлениями.

– Чем выступления в Минске отличаются от того же Берлина?

– В Минске меньше людей приходит на тусовки, чем в Берлине, а так то же самое: есть разные субкультуры, разная аудитория, поэтому в целом выступления в этих городах схожи между собой.

«Иногда просто чувствуешь себя каким-то ишаком»

– Ты чувствуешь себя обновленной после своих музыкальных трипов?

– Физически – нет. Иногда просто чувствуешь себя каким-то ишаком. А в эмоциональном смысле сильно заполняешься и иногда просто захлебываешься от эмоций и впечатлений. Для меня важны впечатления, которые я получаю, поэтому да, я обновляюсь.

– Какой город тебе хотелось бы добавить на карту «куничьих троп»?

– Мне хотелось бы сыграть в какой-нибудь Новой Зеландии, потрогать рукой птичку киви. Если «запустить» в нее руку, то обязательно родится какая-нибудь новая песня. Интересно играть в неочевидных странах и городах. Вообще у меня цель – сыграть вообще во всех городах мира, собрать всю «коллекцию».

– Раз уж мы заговорили о необычном, недавно ты выпустила тизер трека и клипа c кенийским музыкантом Рапасой Отьено. Что это за артист и почему именно с ним ты решила мутить трек?

– Это особенный человек. Он делает музыку на собственноручно изготовленных аутентичных инструментах, поет и действительно шаманит. Рапаса такое вытворяет, что, когда он появляется на сцене, ты впадаешь в определенный транс. И с этим музыкантом я познакомилась на проекте OneBeat – арт-резиденции, в рамках которой были собраны музыканты из 17 стран мира. Там мы сделали совместный трек «Thum Nyatiti», я записала с ним много семплов, которые тоже буду где-нибудь использовать.

 

 Слушай Mustelide на «МТС Music» 

 

 

Берлинский переворот

 

– Для записи нового альбома ты переехала в Берлин. Почему ты выбрала именно этот город?

– Скажем так, я не совсем переехала туда, но провожу там много времени. У меня сейчас постоянного места пребывания: я веду кочевой образ жизни и постоянно куда-то езжу. Но когда появляется возможность побыть в Берлине, я нахожусь там.

Часто случается так, что, когда люди впервые попадают в Берлин, они разочаровываются – это не та Европа с аккуратными домишками, а чуть-чуть «полусовок» и намек на 90-е. Когда я впервые приехала в Берлин, то жила в скучном районе среди блочных домов без намека на движуху. Но потом я вкусила разные стороны этого города: это и клубно-барная жизнь, и летние парки, и особенные люди – чаще всего это иммигранты и чаще всего это творческие люди, художники и музыканты. Мне показалось, что Берлин – это Мекка для всех субкультур и «белых ворон», и там я почувствовала себя комфортно. А мне это важно при написании музыки: правильное место и окружение.

«Когда появляется нечто новое и страшное для меня, я стараюсь соглашаться»

– То есть ты не можешь писать музыку в той же дороге?

– Мне нужно уединиться, подготовиться, настроиться, решить свои вопросы, все аккуратно расставить, все шнурочки разложить. Когда все приходит в идеальное состояние, я начинаю делать музыку.

– Ты говорила, что во время своего первого трипа в Берлин ты жила в скучном районе. Где ты сейчас поселилась?

– Я нахожусь в самом классном районе Берлина, в Нойкельне – это как Октябрьская, только побольше. Там царит творческая беспредельщина, много клубов и баров – не огромных, где куча народу собирается, а маленьких, кулуарненьких. Там много вкусных забегаловок, и из-за большого количества иммигрантов представлена кухня многих стран. В таком районе как-то вообще не напрягаешься.

– В Берлине ты лайвом писала биты, а разные эмси читали под них импровизированный рэпчик. Расскажи про эту тему.

– Мои знакомые работают в месте под названием Panke, где устраивают разные хип-хоповые движухи. Ребята пригласили меня поучаствовать в проекте, который проходит у них каждый месяц: битмейкеры делают биты, а рэперы под все это дело читают – и все это в live-формате. Я никогда в таких делах не участвовала, у меня вообще не было битов, поэтому я согласилась. В итоге я засела на сутки в студии, создала себе супер-атмосферу и наделала тречков минут на 30-40. Сейчас хочу пойти дальше и сделать из них полноценный релиз.

 

 

Новый звук Mustelide

 

– Ты говорила о том, что в новых песнях не будет использовано ни одного синтезатора. Зная твою любовь к ним, как так получилось?

– Мне всегда для новой работы нужен вдохновляющий фактор. Раньше я покупала новый синтезатор – он меня завораживал, вдохновлял, вел за собой своими классными звучками. Но в итоге история с синтезаторами уже мной максимально опробована. Поэтому я решила, что с синтами покончено, буду работать со звуками сломанных оркестровых инструментов. Фишка в том, что ничего другого там использоваться не будет – ни одного барабана, ни одного синтезатора. Я специально поставила себя в такие рамки, в которых как бы и немножко сложно, но в то же время они позволяют погрузиться в свой мирок, абстрагироваться от всего и находиться с этими звуками на своей волне.

– Сломанные инструменты? Физически сломанные?

– Да. Ребята из OneBeat нашли в подвале одного американского музыкального колледжа кучу сломанных оркестровых инструментов – они там лежат, умирают, и даже нет денег, чтобы похоронить их красиво. Они этих бедолаг записали в профессиональной студии, с профессиональными музыкантами, которые попытались извлечь из них какие-то звуки. Одни звуки получались более или менее нормально – например, партия на не очень сломанном саксофоне. А на какой-нибудь совсем разбитой скрипке народ просто барабанил. Все это записали и выложили в свободном доступе в виде огромного семпл-пака. Эти звуки и станут основой моего нового материала.

– Ты говорила о том, что воспринимаешь музыку цветами. Как это?

– Очень часто процесс создания музыки напоминает процесс написания картины – есть какая-то смысловая нагрузка, цельный образ, атмосфера. А звуки – это как цвета, которые ты используешь в палитре. В данном случае я использую вместо палитры набор сломанных инструментов, а раньше использовала палитру аналоговых синтезаторов. Ты берешь ее и этими красочками рисуешь картину – именно с этим у меня ассоциируется процесс создания музыки.

– А какой цвет у музыки Mustelide?

– На концерте я всегда прошу световиков сделать побольше фиолетового света. Так что музыка у меня лилово-фиолетовая.

«История с синтезаторами уже мной максимально опробована»

 

 

Самоотверженная самореализация

– Ты авторка музыки и слов, саунд-продюсерка и вокалистка проекта Mustelide. Как у тебя получается справляться со всем самостоятельно?

– Я диктатор в этом плане. Если у меня есть определенное видение, то мне очень сложно впустить других людей в этот процесс. С одной стороны, я понимаю, что это не очень хорошо, но я просто все хочу сделать сама.

– Чужое мнение просто не «вплетается» в контекст твоей музыки?

– В качестве временных проектов интересно коллаборировать с другими музыкантами, но моя музыка – это блюдо, которое готовлю именно я. Я не люблю готовить с кучей людей, потому что они что-нибудь не так нарежут либо что-то не то засыплют. Мои песни – это мои дети, а вы ведь знаете, насколько негативно любая мама относится к тому, что ее ребенка кто-то другой держит или пытается ревностно воспитывать. Вот мне так же некомфортно впускать людей в процесс создания музыки.

«Моя музыка – это блюдо, которое именно я готовлю, и я не люблю готовить с кучей людей»

– На встрече Future Sounds Of Minsk ты рассказывала о том, как артисту выходить на западные рынки через шоукейс-фестивали. Дай парочку советов прямо сейчас.

– Надо понимать, что шоукейсы – это далеко не панацея. Это только один из инструментов, который может помочь музыканту продвинуться вперед.

Нужно быть коммуникативным человеком либо брать с собой того, кто любит общаться, – там все завязано на общении и личных знакомствах. И очень важно помнить, что у организаторов фестивалей свои заботы, на шоукейсы они приезжают потусить, поэтому лучше приложить усилия и самостоятельно «достучаться» до них, чем ждать действий с их стороны. Если все эти правила соблюдать, то что-то из этого может получиться.

 

 

– Раз уж мы заговорили о продвижении: как продвигать себя, если за тобой не стоят специалисты? Куда податься музыканту, у которого на руках одна демка и желание заниматься музыкой?

– Нужно понимать, что эта демка может быть полным провалом. Многие ребята делают «гениальнейшую демку» и думают, что весь мир у их ног. На самом деле стоит смириться с тем, что далеко не всем это может закатить. Перед тем как кому-то эту демку отправить, лучше «засветить» ее среди тех, кто не побоится сказать тебе правду о твоей работе. Важно получить адекватную обратную связь. Годный материал нужно так же годно оформить: если ты делаешь первую песню, то сразу классно сделать к ней видео, при этом все это можно сделать самому. Взгляд должен зацепиться – даже супергениальный материал, лишенный классного визуала, будет затерян в ленте новостей.

Также не думай, что люди будут приходить к тебе сами по себе – надо к слушателям приходить через места, где они тусуются: музыкальные паблики, медиа, вечеринки. Нужно найти среду, в которой твоя музыка будет интересна, и именно через нее продвигать свой материал. Самый простой путь сейчас – отправить свою музыку в какой-нибудь паблик. Но нужно помнить, что аудитория этого паблика про тебя через пять минут забудет, поэтому здесь важно не ограничиваться чем-то одним. Размести себя в разных источниках – в каком-нибудь журнале, лайн-апе концерта, крутом проекте. После этого, не останавливаясь, нужно вести диалог со своей публикой.

 

 

– Неужели тебе никто не помогает в твоей работе?

– У меня есть менеджер и букинг-агент, который помогает мне работать с концертами по России и Украине, – Александр Бергер. Больше всего меня напрягает вести дела с организаторами, потому что это вечные переписки, обсуждения того, как куда добраться, – такая рутина, которая отвлекает от творчества. Поэтому всегда хорошо иметь человека, который готов этой рутиной заняться.

– У тебя получается обеспечивать себя с помощью одной лишь музыки?

– Сейчас я занимаюсь только своей музыкой – на жизнь хватает. Раньше я играла в других командах, работала на рынке «Ждановичи», преподавала в университете, работала в банке. Много разных работ было.

– Как музыканту раскрыть свою индивидуальность и не поддаться манящему зову хайп-волны?

– Здесь все зависит от приоритетов: те, кому важны бабло и популярность, целенаправленно делают поп-продукт и зарабатывают деньги. Кто-то просто зарабатывает своим талантом – это самый классный вариант. Для меня материальная составляющая – не самая важная часть жизни. На первом месте у меня самореализация и создание чего-то нового. Поэтому я и не могу повестись на хайп-соблазн – мне просто не хочется делать что-то хайповое.

«Ты – самый главный босс в своей жизни, ты – это источник всего»

 

 

Блиц

 

– Три слова, которыми ты бы охарактеризовала собственную музыку.

– Пушистая, психоделическая и светящаяся.

– Где лучше жить и творить – в Минске или Берлине?

– Пока что в Минске. В Берлине у меня было недостаточно времени для того, чтобы разобраться с тем, каково это – там жить и творить.

– Самый лучший шоукейс, на котором тебе удалось побывать.

MENT Ljubljana. Это сочетание уютности, музыки и творческого выхлопа.

– В каком состоянии лучше всего слушать музыку Mustelide?

– Наедине с собой и в наушниках. Если вас много,  устройте silent disco.

– Сотрудничество с какой группой принесло тебе больше всего опыта и удовольствия?

– Все группы дали что-то важное, но с ULIS и «Серебряной Свадьбой» происходило много важного и в плане музыки, и в плане выступлений.

– Месяц без музыки или месяц без секса?

– Месяц без секса.

– Как бороться со стрессом перед выступлениями?

– У меня поднимается настроение, когда мне перед концертом говорят что-то хорошее. Еще важно вокруг себя создавать комфорт и обстановку, где ты не отягощен лишними мыслями и максимально уверен в себе.

– Что должно произойти, чтобы твои музыкальные амбиции были полностью удовлетворены?

– Я должна услышать свой альбом и заплакать от счастья. Хотя можно быть нарциссом, слушать свою унылую демку и рыдать от того, насколько это гениально.

 

 

Вопросы из зала

 

– Что ты чувствуешь перед выходом на сцену, во время своего выступления и после самого концерта?

– Перед выходом на сцену – стресс. Это ведь оголение перед незнакомыми людьми. Во время выступления состояние может быть крутым, но иногда ты чувствуешь, что зритель совершенно не твой, и тебе хочется скорее сбежать из этого места и забыть, что вообще было. А если ты чувствуешь, что ты со слушателями на одной волне, то все классно, и после выступления возникает ощущение абсолютного кайфа. Если концерт не получился и ты чувствуешь, что нет взаимопонимания с публикой, то состояние так себе – вплоть до слез.

– Каким образом и при каких условиях ты находишь вдохновение для создания музыки?

– Главное вдохновение – это попытка понять себя. Недавно я осознала, что музыка – это мой личный психолог, с помощью которого я открываю для себя важные моменты. Также важны впечатления, которые я получаю, – от общения с людьми, от поездок. В треке «Nanoantenna», например, описывается процесс вдохновения и та энергия, которая реализуется в музыке.

«Сейчас я занимаюсь только своей музыкой – на жизнь мне хватает»

– Что пишут тебе фанаты?

– Как правило, это душевные сообщения, которые говорят мне о том, что я не зря занимаюсь своим делом. Это слова благодарности, на которые я всегда отвечаю. Конечно, есть наглецы, которые начинают мне что-то советовать или просить, мол, добавь меня в друзья, а если не добавишь, то ты «такая же, как все эти звезды».

– Назови самые дикие места, в которых тебе удалось выступать.

– Концерт на крыше в Южно-Сахалинске – я не ожидала, что меня может туда занести. В Штатах все концерты были безумными – например, концерт в скейт-парке, где мне в реальном времени нужно было озвучивать скейтеров, или же концерт в Форт-Коллинсе – там мы прямо на улице соорудили космический купол, в который запускали местный люд. Еще недавно я выступила в Киеве на свадьбе своих друзей – это было классно, потому что свадьба была максимально не каноничной.

– Как музыканту перестать ныть и пустить негативную энергию в созидательное русло?

– Нужно понять, что ты – самый главный босс в своей жизни, ты – это источник всего. Выискивая какие-то оправдания в окружающей среде, ты просто накрываешь себя иллюзиями, обманываешь сам себя. Если продолжать так делать, то вообще ничего не получится. А если поймешь, что ты босс, то появятся силы из себя достать то, что поможет тебе добиться успеха.

 

Ближайшие фестивальные выступления Наташи в Минске: молодежный фестиваль Younion 6 июля на Октябрьской и Stereo Weekend 8 июля в Ботаническом саду.

 

 

 

Этот материал сделан при поддержке МТС.
 

«МТС Music» – удобное приложение для прослушивания музыки. Самое важное, что тебе нужно о нем знать: больше 40 миллионов треков, система подсказок и рекомендаций, а также возможность создания собственных плейлистов. Первые 30 дней услуги – бесплатно, дальше – 0,22 BYN в сутки. Интернет-трафик для проигрывания музыки через приложение бесплатный!

 

   Зайди на сайт «МТС Music» или скачай приложение в App Store и Google Play.

Фото – Таня Капитонова

ЧУП «Проспектпресс», УНП ‎101520868

Ад «Салюту» да світання: менскі клубны рух другой паловы 1990-х

Ад «Салюту» да світання: менскі клубны рух другой паловы 1990-х

Росквіт размаітасці і крызісны заняпад.

Ад «Музыкальнай газеты» да радыёкропкі: хто распавядаў пра электронную музыку ў 90-я?

Ад «Музыкальнай газеты» да радыёкропкі: хто распавядаў пра электронную музыку ў 90-я?

Тэматычныя медыя і першыя лэйблы.

Галоўныя героі беларускай электроннай сцэны 1990-х – хто яны?

Галоўныя героі беларускай электроннай сцэны 1990-х – хто яны?

Імёны, праекты, альбомы.

«Невозможно воспринимать эту жизнь на серьезных щах»: разговор с фронтменом «Снов Синей Собаки»

«Невозможно воспринимать эту жизнь на серьезных щах»: разговор с фронтменом «Снов Синей Собаки»

О кринжовых концертах, поисках своего «Вудстока» и иронии как броне перед критикой.

«Усім сарвала дах»: як выглядалі рэйвы 90-х?

«Усім сарвала дах»: як выглядалі рэйвы 90-х?

Танцы ў школах, ДК, гламурных клубах і ў сценах Белтэлерадыёкампаніі.

Як выглядаў першы беларускі рэйв?

Як выглядаў першы беларускі рэйв?

«Поўная вакханалія», паводле «Знамя юности».

Адкуль пайшла беларуская электроніка?

Адкуль пайшла беларуская электроніка?

Фестываль біг-біту, першыя сінтэзатары і электроншчына ў кіно.

Фотарэпорт: у Менску перазапусціўся «Рэактар»

Фотарэпорт: у Менску перазапусціўся «Рэактар»

Камбэк праз 13 гадоў.

Героі часу – 10 артыстаў новай беларускай сцэны

Героі часу – 10 артыстаў новай беларускай сцэны

Каго паслухаць, каб захапіцца сённяшняй беларускай музыкай.