5 инструментов, на которых сможет играть каждый

В прошлом году мы подготовили подборку youtube-каналов, с помощью которых ты бы смог(-ла) научиться играть на пианино, гитаре и барабанах. Если освоить классические инструменты не получилось, а играть хоть на чем-нибудь хочется, не отчаивайся: мы собрали пачку инструментов, на которых сможет сыграть даже твой кот. Пробуй!

 

 

 Калимба 

(kalimba)

Место рождения: Африка

Время освоения: несколько часов

Известные юзеры: Earth, Wind & Fire, Acoustic Trench

Стоимость: от 25 до 150 долларов

Калимба (она же санза, мбила, лукембу, малимба, нжари, цанца, мбира и лала) – древний африканский инструмент, затесавшийся в современную культуру благодаря англичанину Хью Трэйси, который в 1954 году основал компанию International Library of African Music и начал изготавливать калимбы для экспорта в Европу и Америку.

Англичанин был очарован не только звуком калимбы, напоминавшим музыкальную шкатулку, но и простотой ее освоения: за несколько минут можно было создать интересный ритм, за несколько часов – необычный музыкальный рисунок. При этом необязательно играть по нотам или аккордам – чаще всего на калимбе играют чисто интуитивно, по наитию.

Калимба состоит из двух частей: корпуса и язычков-пластинок. Звук возникает из-за перебора этих самых пластинок, которых на калимбе может быть от 5 до 30: чем больше пластинок, тем шире музыкальный диапазон инструмента. Пластинки на калимбе должны быть металлическими, а вот корпус может быть представлен в разных вариациях: из дерева, черепашьего панциря, кокоса или тыквы.

P.S. Хочешь добиться объемного звука – покупай калимбу с внешним резонатором. Такая модификация добавит глубины твоему инструменту и расширит варианты музыкальных манипуляций.

 

 

Пример игры:

Первый урок:

 

 

 

 

 

 Сямисэн 

(shamisen)

Место рождения: Япония

Время освоения: несколько недель

Известные юзеры: Wagakki Band, Yoshida Brothers

Стоимость: от 125 до 3000 долларов

Если отбросить в сторону многовековую историю и кожу, которой обивают сямисэн, то окажется, что традиционный японский инструмент устроен не сложнее обычной балалайки. Судите сами: и у сямисэна, и у балалайки имеется корпус, гриф и три струны, которые нужно вдохновленно перебирать. Если ты уже владеешь игрой на русской трехструнке, то поздравляем: ты заочно умеешь играть на инструменте, без которого не обходилась ни одна гейша.

Существует несколько разновидностей сямисэна, отличия – в толщине грифа. Сямисэн с самым узким грифом – хосодзао – используется в качестве аккомпанемента для нагауты – длинной песни в японской поэзии. Тюдзао – сямисэн с грифом средней толщины – используется в дзиуте – камерном жанре японской музыки. А цугару-дзямисэн – с самым толстым грифом – необходим для озвучки дзёрури – театра марионеток.

Для игры на сямисэне тебе понадобится бати – гигантский аналог медиатора, сделанный из пластика, дерева или кости. Пальцами зажимаешь струны на грифе, с помощью бати создаешь нужный ритм – и готово!

В Японии 16-го века считали, что существует лишь два стиля для игры на сямисэне: коута (для короткой песни) и нагаута (для длинной). Однако нынешние музыканты плевать хотели на старые каноны: сегодня на сямисэне исполняют не только классические темы, но и партии, предназначенные для электрогитар.

P.S. Раньше корпус сямисэнов обтягивали исключительно кошачьей или собачей кожей, но сегодня гуманность взяла верх: специально для сторонников PETA создаются экземпляры, в которых используется искусственная кожа. К слову, такие сямисэны стоят дешевле классических.

 

 

Пример игры:

Первый урок:

 

 

 

 

 

 Kaзу 

(kazoo)

Место рождения: США

Время освоения: несколько минут

Известные юзеры: The Beatles, Барбара Стюарт, Steam Powered Giraffe

Стоимость: от 1 до 25 долларов

Идеальный инструмент для тех, у кого нет времени на музыкальную теорию и долгие часы практики: для игры на казу нужны лишь губы и желание дудеть. Или даже не дудеть, а мурлыкать слова любимой песни в эту небольшую трубку: слова, проходящие через мембрану казу, искажаются, из-за чего возникает звук, напоминающий звучание саксофона.

Классический казу больше всего напоминает курительную трубку: маленькая чаша со встроенной папиросной или полиэтиленовой мембраной и полая трубка, к которой эта чаша крепится. Чашу можно закручивать не до конца – это придаст звукам казу приятную «шероховатость», а прижимая и отпуская мембрану можно создать определенный ритм – это придаст игре новые краски.

P.S. Деревянный казу звучит мягко и несколько глухо, алюминиевый – гулко и резко. Подумай, какой звук тебе нужен.

 

 

Пример игры:

Первый урок:

 

 

 

 

 

 Глюкофон 

(steel tongue drum)

Место рождения: США

Время освоения: несколько часов

Известные юзеры: Kosmosky, Dennis Havlena

Стоимость: от 200 до 700 долларов

Все началось в 2000 году, когда швейцарцы Феликс Ронер и Сабина Шерер создали ханг – плод экспериментов над тринидадским стилпаном. Инструмент, похожий на летающую тарелку, быстро завоевал популярность благодаря своему космическому звуку, а Феликс и Сабина, запатентовавшие свое детище, создали PANArt Hangbau AG – единственную компанию, производящую ханги.

Все бы ничего, только покупка ханга походила на витиеватый квест: мало того, что достучаться до создателей можно было только с помощью бумажного письма, так еще и забирать инструмент приходилось лично из Швейцарии. Такая многоходовочка и кусачий ценник (€ 2000 за экземпляр) вынудили музыкантов искать альтернативу хангу.

Замена нашлась в 2007-м: тогда на Youtube появилось видео, в котором Деннис Хавлен ловко перебирает пальцами по изрезанному днищу газового баллона, создавая похожие на звучание ханга звуки. Именно этот баллон стал прототипом глюкофона – «народного ханга».

Глюкофоны изготавливаются из разных материалов, разной формы и размеров, но конструкция у них общая: в металлическом корпусе вырезаются различной формы «лепестки», колеблющиеся при ударе на определенной ноте. Каждый глюкофон настроен таким образом, что сфальшивить невозможно: «лепестки» выстроены так, что любая нота звучит гармонично. Поэтому играть на глюкофоне, как и на калимбе, можно без нот – на чистой интуиции.  

P.S. Играть на глюкофоне можно не только пальцами, но и специальными палочками – это позволит создать новый звук. Также существуют модели с загнутыми вверх «лепестками». Их можно оттягивать и пригибать, выдавая свежие музыкальные рисунки.

 

 

Пример игры:

Первый урок:

 

 

 

 

 

 Тин-вистл 

(tin whistle)

Место рождения: Великобритания

Время освоения: несколько дней

Известные юзеры: Cormac Breatnach, Alina Gingertail

Стоимость: от 10 до 100 долларов

В 19 веке вистлы изготавливали из кости или дерева. Это был трудоемкий и порой неблагодарный процесс, потому что продавались инструменты за копейки. Англичанин Роб Кларк смекнул, что гораздо выгоднее делать вистлы из листов жести, что и дало название инструменту («tin» переводится как «жестяной»). Тин-вистлы англичанина стали настолько популярными, что перекочевали в Ирландию, где до сих пор котируются как народный инструмент.

Вистл – это металлическая флейта с шестью отверстиями, играть на которой сможет даже ребенок. Здесь, в отличие от блокфлейты, не нужна музыкальная база, наиграть простой мотивчик ты сможешь через несколько часов игры. Пальцами закрываешь отверстия вистла, дуешь в свисток и поочередно отрываешь пальцы от отверстий – вуаля, основной механизм игры на инструменте проработан. Осталось только запомнить парочку нот, попрактиковаться в артикуляции и выучить несколько музыкальных рисунков – все, можно с легкостью исполнять задорные джиги, душевные эйры и темы, похожие на музыку из «Властелина Колец».

P.S. У тин-вистла есть младший брат – лоу-вистл, превосходящий старшего в размере. Если тебе нужен более густой и глубокий звук – попробуй его.

 

 

Пример игры:

Первый урок:

 

КАМЕНТАРЫ (2)

Леша Мартин | 26.01.2018 16:24

И Korg Kaossilator 2 для приверженцев электронного звука. На нём твой кот тоже сможет сыграть.

6 2 +4
vasya
vasya | 10.10.2018 15:04

мда...
втулить в этот список сямисен...
аффтар или пьян или умственно отстал...
почему не скрипка?
еще же проще
или тогда сразу терменвокс...
...
посмотрел бы
как аффтар освоит оно за пару недель...

9 4 +5
Ян Попков: «Организация концертов – это лотерея»

Ян Попков: «Организация концертов – это лотерея»

«Гастрольки» и злые мамы, Корж и «ЛСП», организационный стресс и будущее концертов.

Как музыкантам общаться с прессой

Как музыкантам общаться с прессой

Рассказываем, как артисту выстроить хорошие отношения со СМИ.

Пять беларусских концертов, чтобы посмотреть на карантине

Пять беларусских концертов, чтобы посмотреть на карантине

Онлайн-концерты – это здорово, но стоит вспомнить и легендарные живые выступления.

Любовь, Лиса, лирика. Бакей – о  «Believe in Love EP»

Любовь, Лиса, лирика. Бакей – о «Believe in Love EP»

Влад выпустил свой самый лиричный релиз – и рассказал о нем «Першаку».

Запустилась беларусская платформа онлайн-концертов Artist Gives

Запустилась беларусская платформа онлайн-концертов Artist Gives

Первый концерт – 18 апреля.

Бизнес на карантине: музыкальная студия Максима Кульши

Бизнес на карантине: музыкальная студия Максима Кульши

«Через день на счет студии перевели € 14 000».

12 главных песен марта

12 главных песен марта

В марте было все – от больших суперзвезд до неожиданных локальных сюрпризов.

Ballantine’s True Music запускает проект Online Sessions

Ballantine’s True Music запускает проект Online Sessions

Слушай классных диджеев, саппорть любимые бары и тусовки.

Перемотка: N.R.M.

Перемотка: N.R.M.

Редактор «Першака» впервые послушал все альбомы N.R.M – и внимательно записал впечатления.