«Негатив – это бесполезная история». Чем живет Kipah?

Если ты живешь в Минске и не боишься выходить по выходным из дома, то точно знаешь, кто такой Егор Kipah. А если вдруг нет, зайди в сторис инстаграма: твои друзья точно репостили что-то из его 15-секундных рейв-скетчей.

 

Егор – тот самый чувак, который просит вас «дуриться» на очередной «Бассоте», дарит тебе стикеры и уходит с тусовки, когда остальные успели после нее проснуться, и уже четвертый год организовывает главную вечеринку лета – «Именины».

Но наше интервью – в последнюю очередь о «Бассоте». Мы решили поговорить с Егором о том, что есть в его жизни помимо нее. Получился масштабный разговор о благодарности маме, работе в дизайне и проблемах, с которыми сталкивается менеджер молодых талантливых беларусских музыкантов.

 

 

«Меня воспитала мама, показала мне принципы устройства мира и как в нем надо жить»

– В начале года ты ушел с работы. Почему?

– Раньше я работал дизайнером в Jazz Pixels. Очень крутые чуваки, одна из тех компаний, где есть чувство семьи. Я уходил оттуда не потому что было неприятно с ними работать, а потому, что много времени отнимала «Бассота», и я хотел заниматься ей еще больше, поэтому спрыгнул. Я долго шел к этому решению, а потом внутри себя его принял: «Чувак, увольняешься. Пусть будет чуть меньше денег и возможностей, но фриланс никто не отменял». Я ухожу, и через два дня меня зовут в Lemon вести шоу. Все, готово, вот столько-то бабок буду получать ежемесячно. Оказывается, так можно было.

– Как ты попал в дизайн?

– Какой-то период времени я не ходил в школу, и у меня было много свободного времени. Сначала я играл в «контру», потом в PlayStation. И наигрался в игры, когда понял, что хочу заняться чем-то еще. Моя сестра тогда училась в архитектурно-строительном и попросила помочь ей в 3D Max, мне 18 еще не было. Начал немного заниматься им. Потом играл в Need for Speed: Underground, вырезал тачки и выкладывал на форумах волпейперы. Помню, как меня там обсирали, а я бесился: «Блин, я же клево сделал». Долго сидел и прорабатывал туториалы, валил картинки. Было интересно: вот ты провел линию. Как сделать ее светящейся неоном?

В один прекрасный день мама сказала, что ее знакомые ищут иллюстратора. И я попал в Artox, у них тогда был офис на «НЛО». Я тогда представления не имел о дизайне. А мне говорят: «Садись, будешь рисовать упаковку для сушеной рыбки». У меня дома стоял здоровенный экран, а тут мне дают планшет в руки: «Моя работа заключается в том, что я буду сидеть и целый день рисовать? Погнали!»

И постепенно у меня стал вырабатываться вкус. В Artox есть чувак, Максим Михалев. У него тонкое чувство вкуса, он хорошо чувствует тренды в дизайне. Если он говорит, что вещь станет актуальной через полгода, так и случается. И Максим помог мне выработать чувство стиля. Понять, что и как работает.

– Высшее образование нужно сегодня?

– У меня дома лежит диплом об окончании базового курса графических работ – и все. Все зависит от сферы. Если взять что-то современное, тот же дизайн, в университетах тебе могут дать основы, но там не успевают за технологиями. Учебники должны обновляться каждые полгода. Все постоянно меняется. Тебе просто нужно изучить инструмент по тем же туториалам. И развивать вкус, чтобы ты чувствовал пространство.

«Если вдруг наступит самый черный день, я могу пойти в офис валить дизайн для продуктовых»

– Как дома реагировали на то, что в универ ты не собираешься?

– Я очень благодарен маме. Она приложила усилия, чтобы я попал в хорошую школу. И там что-то не вышло. Сперва говорила читать книжки, а потом увидела, что я не заинтересован, и не стала меня топить. Если вдруг наступит самый черный день, я могу пойти в офис валить дизайн для продуктовых. В дизайн можно вернуться в любой момент: уйти в IT.

– На чем ты сейчас зарабатываешь?

– Самый сок – это Lemon.

– А рекламная движуха?

– Ты про инстасторис? Нет. Мне уже сказала девочка, что все рекламные компании в Беларуси начинают с тобой работать с 10 тысяч подписчиков. У меня пока 5,7. Но это дурацкая история: есть инстаграммы ребят, где нет ничего, кроме рекламы. Понятно, что человек живет на этой монете, но это неинтересно. Было бы круто, наберись у меня 10 тысяч, и я мог бы интегрировать все эти ссылочки, потому что есть куча крутых ивентов, которые я бы с радостью продвигал. Но картиночки с косметикой – нет.

– «Бассота» приносит что-нибудь?

– Удовольствие. Пока что это только вкладывание. Недавно обсуждали с остальными: вкладывая туда так много, получаем большой фидбэк. Я заметил, как стала меняться культура. Это видно, когда три года назад на вечеринке в пять утра у тебя было 20 близких человек, а сейчас там 300 человек, все трезвые, хотят танцевать, прыгать и дурить.

– Расскажи про семью.

– Я, моя старшая сестра и мама. Батю я не видел особо, классическая черная семья. К бате не испытываю никаких негативных эмоций. Меня воспитала мама, показала мне принципы устройства мира и как в нем надо жить.

 

 

«Таких талантливых ребят, как в Минске, я не вижу больше нигде»

Китай: от брейкданса до работы учителем английского

– Ты учился в Китае полтора семестра. Зачем?

– Я повредил колено, когда взламывал крышу, на которую хотел отвести одну колумбийскую малышку и показать ей рассвет. После этого не смог танцевать и начал заниматься аниматорством. Ты просто тусуешься по клубам и бухаешь с китайцами. А потом я перебухал и понял, что хочу попробовать другой флоу. И пошел учиться. Изучал язык, потому что сначала нужно пройти четырехлетний курс китайского языка. Первый семестр было прикольно. Ты все улавливаешь, вечером прописываешь один иероглиф 50 раз. А во втором семестре все удваивается. Самое дурацкое, когда ты не успеваешь и видишь, как вся группа улетела очень далеко. Препод просит прочитать, что написано, а ты знаешь пару иероглифов. Стал просто фрилансить и кайфовать от всего.

– Ты уезжал в Китай танцевать брейкданс на три месяца, а в итоге остался там на три года. Как это получилось?

– Был момент, когда мы уже сидели на чемоданах. На карточке – косарь баксов. И надо было выбрать: либо мы едем домой и продолжаем висеть все с тем же ничем, либо пытаемся что-то размутить в Китае. И мы с Олегом решили остаться. Как оказалось, не зря.

– Самая необычная работа, которая там была?

– Я ехал в Китай, не зная английского языка. И на каком-то моменте преподавал его детям в китайском детском саду. Для меня это была невероятно. Китайские дети очень прикольные. Как обычные дети, только китайские. Ну и сама движуха: ходишь, играешь с детьми, поешь с ними песни. А тебе за это бабки платят.

– До поездки в Китай ты не пытался ничего организовывать в Минске. Что изменилось?

– Зарядился там энергией. Жизнь была такая, что за неделю ты облетал семь разных городов. В каждом у тебя пьянка-гулянка, постоянный движ. В Шанхае туса была каждый день. А потом приезжаешь сюда и спрашиваешь, куда сходить. А ничего нет. Как так? Это же весело. Люди получают позитивный опыт: танцевать, общаться, делиться энергией. Так и началось.

– От алкоголя и мяса тоже в Китае отказался?

– Нет, здесь. Один раз в ресторане объелся мясом так, что уснул на полчаса. Организм всю энергию отправил на переваривание мяса. Отказался, и стало полегче. С алкоголем меня перевернуло, когда я увидел пьяную тусовку со стороны. Люди разные, кто-то раскрывается таким образом. А когда трезвеют, закрываются обратно. И я подумал, может, лучше сразу открыться? Могу честно сказать, через полгода после того, как перестал пить, мыслительный процесс абсолютно поменялся. Мысли, размышления, умозаключения. Плюс у меня была пару историй с бухлом: когда меня чуть не зарезали, когда ехал пьяный на тачке в Жодино.

 

 

«Чтобы продвигать артиста, нужны деньги»

– Сколько выступлений было у Бакея в этом году? Есть ощущение, что он давал концерты каждые выходные.

– Нет, чуть пореже. Но это круто. Артисту полезно выступать. Он перестает напрягаться и переживать из-за количества зрителей. И концентрируется на самих песнях. Пропадает мандраж. Выступления получаются профессиональными и честными по отношению к людям. Лайв-выступление круче музыки в наушниках. Если человеку нравится артист и он слушает песню пять раз в день, почему бы ему не сходить на нее в выходной?

– Не боитесь перегрузить слушателя концертами?

– Если ты пишешь новые песни, такого не случится. Энергия не надоест никогда.

– Почему у вас получилось мощно запустить Бакея в Минске, но с Россией и Украиной пока идет не так хорошо?

– Все есть в ближайших планах. Сложно найти правильных людей. Когда мы делали тур по Беларуси, были промоутеры-топоры. Иногда их не было вообще, и приходилось договариваться самому. Ты приезжаешь в клуб, начинаешь концерт, а тут оказывается, что вы выступаете при кинотеатре, выходит чувак и просит сделать потише, а то он все вырубит. Сейчас мы нашли людей, которые помогут с концертами в России. Думаю, все будет хорошо.

– Почему из альбома Никиты Мастяка пропал куплет Бакея?

– Все просто. Есть трек, в который вложились два артиста. Оба запарились. И на выходе получилось так: «Мы собираемся этот трек монетизировать, но вы подпишите бумагу и откажитесь от прав на песню». На сегодняшний день Бакей нигде не работает. И любая монетизация для него имеет значение: заправить тачку, сходить поесть с малой, денег на телефон положить. Это вещи, которые должны восприниматься на человеческом уровне. Мы предложили придумать процент, который отдавался бы Владу, потому что он участвовал в этом деле. Либо выкупить куплет. Потому что люди планируют с него зарабатывать. В итоге менеджеры сказали, что будут вырезать куплет. Ну, вырезайте. Такая история.

«Ты приезжаешь в клуб, начинаешь концерт, а тут оказывается, что вы выступаете при кинотеатре»

– С Хаски подписывали такие бумаги?

– Нет. Какора, Бакей, Хаски – ребята двигаются на других материях и жизненных ценностях. Мы познакомились на выступлении Хаски в Burlesque, потусовались, виделись в Москве потом. Когда ты чувствуешь искренность человека, какие тут бумаги? Это мир деловых людей, где все боятся, чтобы их не дай бог не обдурили.

– Ты придумал, как работать с Какорой?

– Артур такой человек, что он будет делать тогда, когда будет считать нужным что-то делать. Он не привязан ко мнению масс. Его раскрывает – он выпускает. Он давно говорит о том, что был бы рад выпустить альбом. Но пока не срастается, он принимает этот факт. Значит, пока не время. Сейчас они вместе с eyetoeye сидят, работа пошла. Из того, что я слышал – это бэнгеры.

Единственный вопрос в том, насколько это будет пропихиваемо в СМИ. Сейчас есть множество артистов, делающих вторяк, но их пихают, вкидывают в них бабки. И они легко становятся популярными. К сожалению, на фоне этого шума в эфире многие не видны. У Артура нет желания стать популярным. Он хочет достучаться до человека. Когда я впервые услышал его песни, меня разрывало. Мы так и разобщались. Сперва просто познакомились, а потом я послушал его песни и захотелось ему написать. Как в «Джей и Молчаливый Боб»: «Я не знаю, что за дерьмо ты сказал, но ты затронул мое сердце, мать твою».

– В прошлом году я слышал демки твоих сольных треков. Почему ничего так и не вышло?

– Я пересмотрел концепцию творчества. Понял, что если и буду исполнять свои сольные треки, это будет лайв. Записанное творчество – мертвое творчество. Оно работает с твоим внутренним миром, цепляет тебя. Но оно ненастоящее, потому что было записано секунду назад – момент ушел. А на лайв-выступлениях человек ощущает все. Если у артиста плохое настроение, слушатель это почувствует. А записанную музыку можно «зафотошопить» так, что будет идеальная картинка. Половина артистов сегодня не вывозит лайвы. И я хочу выступать только живьем на разных мероприятиях.

«Мы хотим сделать “Именины” большим фестивалем и праздником музыки всех слоев»

– До того, как заработал диктофон, ты говорил: будь у меня лейбл, обязательно бы кого-то подписал. Почему ты не осуществляешь эти амбиции?

– Нужен кэш. Чтобы продвигать артиста, нужны деньги. Как минимум снять студию. Чтобы человек не пришел на час и, обосравшись, потом убегал, потому что пришел другой рэпер, который смотрит на него и подгоняет. Нужно отдельное место. Взять ту же Сафию. Будь доступна отдельная студия, мы бы с ней плотно занимались. Там такой потенциал, что она может взорвать всю российскую поп-индустрию. Но это надо накатывать.

Потом продвижение. Есть «Рифмы и панчи», The Flow, RapNews, тот же Fast Food Music. К сожалению, они являются лидерами мнений. И если это какой-то ноунейм, они вряд ли его запостят. Принцип понятен: мало просмотров – нам это не надо. Классическая история «Рифм и панчей»: пост повисел пару часов, не набрал тысячу «лайков», его удалили. А для этого нужны бабки.

Я много думаю над тем, как все сделать. Решение где-то близко, просто пока не подобралось ко мне. Могу честно сказать – таких талантливых ребят, как в Минске, я не вижу больше нигде.

– Кто тебе нравится?

– Если из рэперов: Wavy Mroy, zombieyeahpando и Trippy Flare. Лиса классно делает. Сафия круто выдает. Это самые яркие впечатления за последнее время.

 

 

«”Бассота” – что-то более глобальное, чем я»

Егор и Kipah

– Со стороны ты кажешься самым беззаботным человеком в мире. Игра на публику или правда?

– Я просто делаю выбор в эту сторону. Ты либо запариваешься, либо нет. А я не хочу быть грустным. Вот, идет дождь. Я просто включу альбом Murovei «Мрачный сезон», буду сидеть дома, зажгу палочку-пахучку, буду пить чаек, делать дизайны и понимать, что это кайфовая атмосфера. Идет дождь – но я хочу, чтобы мне это нравилось. Негатив – это бесполезная история.

– На канале «За чашкой кофе» ты сказал: «Егора Kipah не существует, это мозайка». Как это работает?

– Это глубокая для понимания штука. Вот, ты любишь есть вьетнамскую еду на Комаровке. В один момент ты поменяешь эту привычку, и у тебя изменится определенный круг в жизненных взаимодействиях, все будет по-другому. А теперь представь, что Леша Горбаш – это тоже просто твоя привычка. Ты родился на свет, родители решили назвать тебя Леша. А ты родился не Лешей, ты просто сознание, которое на все смотрит. Но родители так к тебе обращаются, сперва ничего не понятно, а потом ты принимаешь, что ты Леша, раз мама так сказала. Она же дольше в этом мире живет. А потом начинается: «Ты хороший мальчик, должен учиться и не матюкаться». Ты начинаешь отождествлять себя с этим именем. А за ним уже тянется огромное веретено прилепленных к этой привычке концепций. Школьные травмы, истории из двора. Тебе все говорят: «Йоу, да ты рэпер!» И ты из-за этих социальных установок лепишь это на себя. И пока ты себя отождествляешь с этим Лешей и его багажом загонов. Но если понять, что это просто набор привычек, ты можешь себя перепридумать. И назваться, например, Скорпионом. Ты сам создаешь собственное движение, избавляясь от ненужных концепций.

На сегодня у меня есть несколько таких привычек. Есть Kipah, есть Егор.

– Они сильно отличаются друг от друга?

– Идут рядом, соседи. Егор – тот парень, который еще не понимал, что все может быть так, как ты захочешь. А Kipah понял, что это возможно. И можно получать удовольствие от всего происходящего вокруг. До этого момент был Егор, и я пока не могу от этого избавиться. Это большой бэкграунд.

– Главные стереотипы о тебе, с которыми ты сталкивался?

– Все считают меня наркоманом, потому что я худой. Все считают меня глупым дураком, потому что я люблю подуриться. И многие думают, что я малолетка из-за внешних факторов.

– Когда ты плакал в последний раз?

– Недавно, от смеха. А такие слезы, когда ком в горле стоит, последний раз были от счастья, когда происходило что-то невероятное. А от горя – не помню.

Фото: palasatka, из группы «Бассота» VK

Новая музыка: Zakharik, Isna Trio, Nemiga, Денис «Грязь»

Новая музыка: Zakharik, Isna Trio, Nemiga, Денис «Грязь»

Рассказываем, чем живет беларусская музыка.

Узнаешь героев беларусской музыки? Тест

Узнаешь героев беларусской музыки? Тест

Проверим, насколько ты знаешь локальных деятелей.

Как не повторять типичные ошибки начинающих музыкантов?

Как не повторять типичные ошибки начинающих музыкантов?

На что обратить внимание, пока не собираешь «Минск-Арену».

Atlas Weekend 2021: большой фоторепортаж

Atlas Weekend 2021: большой фоторепортаж

Первый большой фестиваль после пандемии.

Ласковая Май: как пишет музыку молодая минская певица?

Ласковая Май: как пишет музыку молодая минская певица?

Zlata Mai – о том, что вдохновение «не существует, а живет».

Кастян выпустил трек «Девочка с Зыбицкой»

Кастян выпустил трек «Девочка с Зыбицкой»

Бутылки звенят, футболки шуршат – вот и бит готов.

Как устроена музыкальная импровизация в спектакле «Огонь и Лед»

Как устроена музыкальная импровизация в спектакле «Огонь и Лед»

Слушаем театральную импровизацию и разбираемся, как устроен ее мир.

Intelligency: «Мы – хвостик своей же собачки, который следует сам за собой»

Intelligency: «Мы – хвостик своей же собачки, который следует сам за собой»

Почему следующий альбом Intelligency будет их лучшим, а песня «August» никак их не поменяла.

34 Mixes #16: Максим Шумилин

34 Mixes #16: Максим Шумилин

Вливаемся в этом со светлым миксом про надежду на доброе завтра.