Семь лучших музыкальных документалок на IDFA 2017

С 15 по 26 ноября прошла 30-я юбилейная эдиция самого большого в Европе фестиваля документального кино International Documentary Festival Amsterdam (IDFA). Традиционная внеконкурсная программа фестиваля – Music Documentary, которой мы не могли не заинтересоваться. Украинская режиссерка Мария Пономарева посетила фестиваль и выбрала семь лучших муздоков этого года.

 

 

Silvana – Vаck Mig Nаr Ni Vaknat (2017)

 

 

Молодая шведская рэп-звезда Сильвана Имам, читающая в рупор о правах ЛГБТ, феминизме и антирасизме, предстает крупным планом в живом документальном фильме трех девушек-режиссерок Мики Густавсон, Оливии Кастебринг и Кристины Тсиобанелис. Сильвана проходит путь от начинающей артистки до владелицы национальной шведской награды за лучшее живое выступление. Но и параллельно с этим – путь от самоуверенной выскочки, открыто заявляющей «Я круче всех!», до сознательной рэп-исполнительницы, приглашающей своих сирийского отца и литовскую мать исполнить часть трека для нового альбома на их родных языках.

 

 

 

Queercore: How To Punk A Revolution (2017)

 

 

Недовольные ограничивающим «буржуазным» подходом к понятиям «гей», «квир» и «панк», молодые активисты 80-х решают объединить все три понятия в одно, развеять стереотипы о каждом и назвать его homocore, позже расширив его до queercore.

Оглядывающийся на три декады назад, немного постаревший, но бодрый инициатор движения режиссер и перформер Брюс Лябрюс вместе с другими канадскими и американскими героями своего времени, такими как G.B. Jones, рефлексируют по поводу того, как музыкальная сцена способна перевернуть представление о «норме» и предоставить право голоса тем, кто этого права не имел прежде. Кроме этого, динамичный монтаж, заголовки из культового журнала J.D.s и зина Homocore, кадры скандальных концертов Vaginal Davis, Tribe 8 и Pansy Division дают понять, что движение queercore стало настоящим взрывом, революцией и поворотным моментом в музыкальной и социальной жизни Северной Америки в конце предыдущего века.  

 

 

 

Imposed Piece (2017)

 

 

Конкурс Королевы Елизаветы – один из самых престижных смотров молодых профессиональных скрипачей. Фильм представляет собой снятое со вкусом практически реалити о 12 молодых финалистах, готовящихся к конкурсу в Королевском доме музыки в Ватерлоо без гаджетов и посетителей. Каждый из них осваивает заданное произведение (imposed piece) современного швейцарского композитора, написавшего его специально для этого конкурса, пытается справиться с моральным и физическим напряжением, осознает место профессионального занятия скрипкой в своей жизни. Сделанный с юмором, пиететом и вниманием к героям и пространству, Imposed Piece – один из наиболее небанальных фильмов о молодых людях и классической музыке.

 

 

 

Hibridos, Spirits Of Brazil (2017)

 

 

Французские режиссеры и перформеры Винсент Мун и Присцилла Телмон отправились на три года в Бразилию и создали абсолютно неповторимое, завораживающее документальное аудиовизуальное действо о связи спиритуальности, музыки, природы, транса и ритуалов Южной Америки. Католические обряды в деревнях, ритуальные языческие действа у берегов Амазонки, аяуаска и музыкальные вибрации – все смешалось в 88-ми минутах медитативного материала без закадрового текста и диалогов.

Немаловажным фактом остается и то, что Винсент и Присцилла соблюдали этичный подход к каждому, кого снимали, собирая материалы для фильма: так как в фильм вошли кадры с сенситивными моментами, в которых фигуранты не всегда контролировали происходящее, режиссеры убедились, что каждый человек, изображение которого оказалось в финальном монтаже фильма, дает свое разрешение на его использование.

 

 

 

Unheard (2016)

 

 

Темнокожая Тереза Смит скорбит по своему убитому полицией 15-летнему сыну и не может это делать никак иначе, чем с помощью абсолютно завораживающего пения.

За недолгие шесть минут своего хронометража фильм успевает передать атмосферу небольшой американской квартиры, в которой настроение человеческой несправедливости соседствует с по-своему осмысленным фактом принятия перипетий нелегкой жизни. На удивление, абсолютно все изображения и звук в фильме, снятом на черно-белую 16 мм пленку, существуют в рассинхроне. И тем не менее именно рассинхрон позволяет ощутить, что песня Терезы может длиться бесконечно.

 

 

 

Ryuichi Sakamoto: Coda (2017)

 

 

Токиец Рюити Сакамото, тот самый композитор, который написал музыку к Церемонии Открытия Олимпийских игр в Барселоне (1992), фильмам «Вавилон» и «Выживший» Алехандро Гонсалеса Иньярриту, и обладает «Оскаром» за музыку к фильму «Последний Император», оказывается на грани жизни и смерти. Рюити диагностируют онкологическое заболевание. Вспоминая свои путешествия на Северный полюс, в Африку и в зараженные районы после трагедии в Фукусиме ради записи уникальных звуков, Рюити останавливает музыкальную деятельность, но позже все же решает создать новый альбом, стараясь справиться с физическими изменениями своего тела. Режиссер Стефен Шибл рисует медитативный портрет композитора, открывая зрителям возможность наблюдать и следовать за темпоритмом одного из величайших классических музыкантов 21 века.

 

 

 

The Man Behind The Microphone (2017)

 

 

Каково быть внучкой музыкальной звезды Туниса? Что значит не знать об этом факте до своего 30-летия? Режиссерка британско-тунисского происхождения Клэр Белхассин отправляется на свою североафриканскую родину, чтобы узнать, кем был ее дед Хеди Юини (Hédi Jouini). Зная из таблоидов о личной жизни звезд и видя преимущественно яркую сторону их семейной жизни, зритель благодаря нарративу Клэр сталкивается с «обратной стороной луны»: дисфункциональной семьей тунисского музыкального идола 40-50-х годов, местная слава которого сравнима со славой Элвиса в США. Права на музыку после смерти Хеди становятся яблоком раздора, и фильм раскрывает правду о том, как эта сторона музыкального бизнеса рушит отношения между его детьми и внуками.