Как работает авторское право на музыку в Беларуси?

Подробно объясняем, как устроены авторские права на музыку в Беларуси. Зачем регистрировать песни, каких ошибок избегать и на что ориентироваться в первую очередь?

 

Авторское право – средство защиты интеллектуальной собственности. Если ты написал(-а) песню, права на нее принадлежат тебе с момента любой фиксации: на бумаге, на сцене, в сети.

Но если ты захочешь отправить ее на радио или возникнут вопросы с соблюдением твоих прав, нужно будет позаботиться о доказательствах. С зарегистрированными авторскими правами ты сможешь монетизировать свою музыку не только на концертах и продажах, но и через ее публикацию и использование другими людьми.

Мы узнали, как зафиксировать свое авторство и зачем это нужно тебе.

 

 

Виды прав

   Неимущественное право

Это авторское право, которое принадлежит тебе с момента создания произведения и любой его фиксации. Ты имеешь право подписывать его своим именем, решать, можно ли его публиковать и изменять. Такие права не отбираются и не продаются. Их регулирует Бернская конвенция.

   Имущественное право

Оно возникает при регистрации произведения и является ключевым моментом для монетизации музыки. Дает тебе право звучать на радио и телеэфирах, заниматься дистрибуцией музыки. За исполнение музыки на концертах, спектаклях, прослушивание на стриминговых платформах или использование треков в эфире автор получает деньги. Такие права можно продавать или передавать. Их регулируют Центры по коллективному управлению.

   Смежные права

Это права на фонограмму. Они передаются по договору компании, которая выпускает физическую или цифровую запись, и возникают в момент выпуска. Принадлежат чаще всего музыкантам, участвовавшим в записи, или тем, кто ее оплачивал. Если вы исполнили песню на радио или телевидении, то сама запись и смежные права принадлежат им.

 

Как зарегистрировать свой трек?

Сначала тебе нужно открыть расчетный счет в Беларусбанке – важно, чтобы он был открыт именно в этом банке и без использования платежной карточки. Потом тебе нужно прийти в Национальный центр интеллектуальной собственности (НЦИС) – он находится в Минске на Козлова, 20, – и заполнить бланк регистрации и два экземпляра договора. Приложи к этим документам ксерокопию паспорта.

 

Что указывать в договоре?

Образец заполнения найдешь на месте, но мы подскажем заранее: нужно указать название и вид трека (песня, инструментальная композиция, аранжировка), автора(-ов) музыки и текста, проценты, по которым вознаграждение будет делиться между ними, и исполнителей трека. Если это переработка чужого произведения – аранжировка или перевод, – нужно указать автора оригинала. Партитура, текст или образец записи при регистрации не нужны.

Внимательно вноси название песни: если позже она будет называться по-другому, ее использование нельзя будет отследить, и «авторские» за нее приходить не будут.

 

За что я могу получать деньги от своих песен и текстов?

За любое воспроизведение твоей песни. Например, на радио или телевидении. Также «авторские» начисляются за исполнение песни на концерте, даже если ты играешь их сам, или за использование музыки в спектаклях. Если твоя музыка звучит в других странах, НЦИС также будет это регулировать и собирать вознаграждение – договора заключены с сорока странами мира.

 

 

Как рассчитывается размер вознаграждения?

Сумма будет зависеть от того, сколько времени твоя песня звучала в эфире. Раз в квартал каждое радио присылает в НЦИС деньги и отчет с таймингом. Центр забирает часть себе, рассчитывает, какая сумма должна уйти на конкретную песню и каждого ее автора, и перечисляет деньги на банковский счет. Сумма, которая уходит НЦИС, может быть разной (в зависимости от общей суммы, места, где использовался трек, и так далее), но никогда не превышает 25%.

 

Как сумма делится между соавторами?

При заполнении договора ты указываешь, какой процент уходит авторам музыки и какой процент – авторам текста. Если авторов текста несколько, то сумма, отведенная на текст, делится между ними поровну. То же касается и авторов музыки.

 

А студия, которая записывала мой трек, тоже соавтор?

Нет, люди, которые записывали трек или спонсировали запись, не являются соавторами.

 

Если я сделал(-а) кавер или перевод песни?

Авторское право на перевод или твоя запись кавера принадлежит тебе, но оригинал трека все еще принадлежит автору. Помни, что музыкант может возражать против любых изменений своего трека. А еще ты можешь свободно исполнять кавер только тогда, когда не получаешь за это деньги. Если хочешь зарабатывать на нем, нужно подписывать соглашение с автором оригинала.

 

Почему музыканты пишут отказ от авторских за свои концерты?

Организаторы должны передавать в НЦИС 5% от проданных билетов, но из этой суммы Центр забирает себе около 25%. В итоге музыкант может получить меньше, чем если бы эта сумма ушла в гонорар за концерт. Поэтому организаторы просят подписывать отказ от авторских – он подписывается между артистом и организатором. Но есть другая сторона – заведения питания платят в НЦИС определенную сумму за то, что у них играет музыка, вне зависимости от того, какая именно, и эти деньги распределяются между беларусскими исполнителями по их рейтингу. Если ты всегда пишешь отказ от «авторских», то в этот рейтинг ты не попадаешь и тоже теряешь какую-то сумму.

 

Кто занимается авторским правом, если я заключил договор с дистрибьютором музыки?

Это зависит от конкретного дистрибьютора. Если это прописано в договоре, дистрибьютор занимается авторскими и смежными правами сам, но тебе нужно будет подписать договор о передаче прав или договор о праве использования. Это нормальная практика, потому что без него дистрибьютор не сможет залить твою музыку на стриминговые платформы. Проценты, по которым будут делиться деньги, прописаны в договоре. Договор о передаче прав может действовать определенный отрезок времени, но некоторые договоры предусматривают, что вы можете забрать свои права в любое время. 

 

 

А если я заключаю договор с лейблом?

Это также зависит от конкретного лейбла и договора с ним. История с передачей прав такая же, как и с дистрибьюторами. Но у лейбла может быть больше дополнительных условий, поэтому внимательно читай договор. 

 

Какие права остаются у меня, если я подписал договор о передаче авторских прав?

Неимущественные права на музыку всегда остаются твоими. Ты можешь требовать, чтобы твое авторство всегда указывалось, и ты все еще можешь публиковать музыку в сети и исполнять ее на концертах. Также произведение все равно не могут менять без твоего согласия, если это не прописано в договоре.

 

Что происходит с авторским правом на произведение, когда автор(-ка) умирает?

Права переходят его прямым наследникам. Но через 50 лет после смерти автора его музыка становится общественным достоянием – то есть любой человек может свободно ее использовать.

 

Что делать, если мою мелодию использовали в другом треке?

Для начала ты можешь связаться с человеком, который использовал твою мелодию, и попытаться решить вопрос. Если не удалось – нужно обращаться в суд. Там эксперты будут слушать обе записи и решать, плагиат ли это. Если совпадение докажут, автору оригинала будет выплачена компенсация.

 

Что делать, если кто-то залил мой трек на YouTube/Soundcloud/что-то еще?

Если ты обнаружил(-а) свою музыку на какой-нибудь платформе, но сам ты ее там не размещал(-а), нужно отправить запрос об удалении контента. Найди кнопку «Пожаловаться», укажи причиной «Нарушение авторских прав» и, по необходимости, опиши спорную ситуацию. Если у тебя подписан договор с дистрибьютором или лейблом, отслеживать такие нарушения должны они.

С YouTube есть и другой вариант: платформа активно поддерживает создателей любого контента. Если ты заметил(-а) свою песню в чужом ролике, можешь претендовать на его монетизацию при условии, что сможешь доказать свои права на песню.

 

Какой штраф придется заплатить за нарушение авторских прав?

Стандартный штраф – одна базовая. Сейчас это 25 BYN. Когда ты оформляешь договор на авторское право, ты сам можешь указывать сумму за ущерб. Она может варьироваться от одной до пятидесяти тысяч базовых. Но суд может уменьшить сумму, если посчитает, что она не равнозначна нанесенному ущербу. Так что все будет зависеть от ситуации.

 

 

 

Аня Новицкая

менеджерка Леры Яскевич:

– Как-то мы выступали на одном из беларусских шоу – нам не платили, но с ролика, который залили на youtube, мы забирали монетизацию. Она идет через лейбл Believe, на который мы подписаны, но монетизация за выступление на самом телевидении идет через НЦИС. Эта структура не подтверждает твоего авторства, а только собирает монетизацию, потому что при регистрации ты не приносишь ни партитуру, ни текст – только указываешь название и авторов песни. В Беларуси «авторские» в разы больше, чем в России, например. Если ты победил на «Евровидении», то можешь собрать от $1000, как будто тебя вдруг все обязаны крутить на радио. А так беларусы обычно раз в год ходят снимать свои «авторские», чтобы была весомая сумма.

 

За помощь в создании материала благодарим консультационный отдел НЦИС, Владимира Плавинского («Наш Дзень»), ducя, Леру Яскевич и Аню Новицкую, а также Дмитрия Безкоровайного.

Пра што шуміць кедр: фотарэпорт з канцэрта Kedr Livanskiy

Пра што шуміць кедр: фотарэпорт з канцэрта Kedr Livanskiy

Схадзілі на адзін з самых модных івэнтаў мінулых выходных у Менску – дэбютны прыезд расійскай электроншчыцы Kedr Livanskiy.

Новые альбомы: Death Grips, Gang Gang Dance и Nine Inch Nails

Новые альбомы: Death Grips, Gang Gang Dance и Nine Inch Nails

Боевые Nine Inch Nails и электронные хиппи Gang Gang Dance – представляем лучшие пластинки недели.

12 беларусских артистов «новой волны»

12 беларусских артистов «новой волны»

Ответ на вопрос: «Что послушать из современной беларусской музыки?» Внимание! В подборке куча молодняка.

Открытое интервью с Mustelide

Открытое интервью с Mustelide

Наташа Куницкая – про переезд в Берлин, запись новой пластинки на сломанных инструментах и о том, как пустить энергию нытья в созидательное русло.

Новые альбомы: Christina Aguilera, Mike Shinoda, Sophie и Gui Boratto

Новые альбомы: Christina Aguilera, Mike Shinoda, Sophie и Gui Boratto

11 лучших пластинок этой недели – от Агилеры и Майка Шиноды из Linkin Park до дебютника Sophie.

Плейлисты музыкантов: Максим Кульша из Super Besse

Плейлисты музыкантов: Максим Кульша из Super Besse

Что слушает сам и советует послушать другим фронтмен группы Super Besse Максим Кульша?

Вишневый пирог, косточки и Канье Уэст

Вишневый пирог, косточки и Канье Уэст

У главного рэпера постмодерна вышло три релиза за последний месяц, планируется еще два – рассказываем про неуемные аппетиты Йе.

Едем на Dour Festival в Бельгию

Едем на Dour Festival в Бельгию

Почему стоит ехать, где разместиться и кого слушать каждый день – составили готовый рецепт поездки на крупнейший фестиваль Валлонии.

15 важных книг о панк-роке

15 важных книг о панк-роке

От мемуаров Патти Смит до философских трактатов – лови литературу о музыкальном жанре, у которого почти получилось.