Дом, который построил Никита Орлов. Каким получился новый альбом Applepicker

Участник группы «СОЮЗ» Никита Орлов выпустил первый за четыре года сольник «Еще больше песен про город и торговые центры». Мы поговорили с Никитой про новые песни, на которые артиста вдохновили три города, а еще – про музыкальную наслушанность и чувство дома.

 Справка:  Никита Орлов вырос в Пинске, в десятых освоился в Минске, а сейчас перебралcя в Варшаву. Параллельно с «СОЮЗом» у Никиты есть сольный проект Applepicker – тоже эстетская музыка взрослого наслушанного человека, только в ней куда больше хаоса.

 

Зачем и для кого он выпускает сольный альбом

– Applepicker – это мой проект, которым я занимаюсь несмотря ни на что, вопреки всему. Песни собирались на протяжении семи лет, но только год назад удачно сложились в этот альбом. Тут я не завишу от занятости в других группах, в том числе «СОЮЗа», только от своего свободного времени.

Я думаю, что моя аудитория – сформировавшиеся меломаны, регулярно ищущие что-то новое. И дальше уже наши песни притягивают остальную часть слушателей, в чем помогают те же алгоритмы Spotify и концерты. Часто слышу: «Меня позвал друг, я ничего не знал о вас, а услышал – и так понравилось». Так что музыка – ключевой фактор.

 

Как складывались вкусы Никиты

– Мой музыкальный вкус расширялся и совершенствовался со временем. Сейчас я получаю энергию и эмоции от исполнителей, о которых раньше бы и не узнал. Как-то так получилось, что современную музыку я почти не слушаю. Не могу понять, хорошо это или плохо. 

Мне больше нравится копать старую музыку, находить там вдохновение. В последний год слушал много аргентинского рока из семидесятых и восьмидесятых, например: Luis Alberto Spinetta, Serú Girán, Charly García, Invisible. Нашел там массу интересного: мне Лёша Чумак [второй участник группы «СОЮЗ» – прим. ред.] скинул альбом Serú Girán «La Grasa de las Capitales», я послушал – и начал дальше интересоваться. Понял, что там абсолютно новый и неизведанный мир.

 

«Современную музыку я почти не слушаю. Не могу понять, хорошо это или плохо»

 

Отец всю свою жизнь коллекционировал альбомы на пластинках, кассетах, бобинах. И когда я подрастал, всё это было у меня под рукой: он мне включал самую разную музыку, от арт-рока до панка. Ну и классический рок, конечно. Летом ездил к бабушке на дачу – там мы вместе смотрели телевизор, но с собой у меня была большая коробка кассет с кучей переписанной музыки. Со временем случались и переломы, конечно: как и все подростки, слушал какой-нибудь Rammstein, Linkin Park и сборники «Колбасный цех» под влиянием старшего брата.

А с появлением интернета и компьютерных игр вроде серий GTA и Need for Speed стал открывать что-то для себя новое. Всё переросло в то, что, слушая современную музыку, я докапывался до источников ее вдохновения. И так современная музыка ушла на задний план.

 

 

Никита не музыкальный гик. И вот почему

– Всю жизнь у меня были ограниченные возможности в записи, поэтому я пользовался всем, что у меня было под рукой. Благодаря отцу в доме был бобинный проигрыватель, магнитофоны и много пленки – я пробовал работать с этим. А когда появился компьютер, начал изучать секвенсоры и делать что-то в них. Это была наивная подростковая музыка: когда ты просто натыкал прямую бочку и вбивал простую гармонию.

В начале десятых уже нарастал тренд на пленочную звукозапись, в Минске на «Студии 42» собралась компания единомышленников, которые хотели вывести это на новый уровень. Благодаря этому и развился «СОЮЗ». Появление кассетных портостудий, новых инструментов – это всё было благословение.

Но если у тебя под рукой только ноутбук, garageband или телефонный диктофон, а мелодия уже готова на кончиках пальцев – ты ее запишешь как угодно. И зачастую не получается повторить тот же настрой в хорошем качестве.

 

«Появление кассетных портостудий, новых инструментов – это всё было благословение»

 

Что такое «Студия 42» – минское место, где сложилась группа «СОЮЗ»

– «Студия 42» образовалась в 2015 году. Там прошла и первая репетиция «СОЮЗа» в 2017-м. В итоге я репетировал только там, а позже стал и администратором. Амбиций было много, возможностей поменьше – но это и не важно. Мы хотели помогать другим музыкантам, организовывать разного рода активности, что в итоге переросло в фестивали и джемы. Туда набивалось под сто человек. Проходили маркеты, выставки картин. Мы хотели сделать место притяжения – и в итоге у нас получилось. Своего рода кооператив.

«Студия 42» помогла сформировать важную нишу минской сцены – сообщество групп и их слушателей. Некоторые из фанатов в итоге сами брались за инструменты и шли туда же – но уже репетировать. 

Для меня это самое домашнее место в Минске. Если приехал бы туда сейчас, с удовольствием просидел бы там массу времени просто так, глядя на стены.

 

 

Как обложка отражает минскую жизнь Никиты

– Там можно увидеть «Пушкинскую», «Пролетарскую» и район железнодорожного вокзала. Это три места, где я жил, записывая эти песни. Да и тема города мне близка примерно всегда, еще с того времени, как я жил в Пинске: чувствовал влияние города на творчество. И Минск создал свою атмосферу на этом альбоме.

Если увижу любую фотографию из тех мест – сразу возникнут ассоциации. Многие песни тут были записаны в квартире на Свердлова в домашних условиях. И так сложилось, что в последний период жизни в Минске я снимал квартиру через дорогу от «Студии 42», поэтому и картинка сложилась: это альбом про «Студию» и город в целом.

Конечно, я не чувствую себя в Варшаве прямо дома. Но и в Минске долгое время этого не ощущал после 17 лет в Пинске. Это всегда сложный переходный период. Минск стал домом, когда прошло больше 10 лет. Для Варшавы еще не время. Хотя тут много друзей, знакомых и музыкальных коллег-беларусов. Процесс проходит мягче, чем если бы я оказался в городе, где у меня буквально пара друзей.

Название альбома – отсылка к альбому Talking Heads «More Songs About Buildings and Food» («Еще больше песен про здания и еду»). При этом, там, по сути, нет ни одной песни про здания и еду. Но у меня чуть больше связи с действительностью: «Зажигалка из “Хита”» – это реально про зажигалку, купленную в этом магазине. И песня про «Ленинград», который раньше был ночником около Октябрьской.

 

«Мне кажется, магазины “Хит” – признак неблагополучного района»

 

Город и торговые центры – это две крайности. Город – это дом и родное место. А торговые центры я не люблю. Пару лет проработал мерчендайзером в магазинах и раскладывал сначала сыр, потом печенье. Провел в таких местах безумное количество времени. И сейчас стараюсь проводить в ТЦ как можно меньше времени. Поэтому это альбом про контрасты: жизнь такова, что в родном месте мы должны сталкиваться с отталкивающими локациями.

Я планировал больше 10 песен на альбом, но понял, что набралось слишком большое количество грустных треков – и отсеял их. И появилась идея с цветами альбома: если сделаю кассеты, то будут желтая и синие стороны. Желтая – веселая, синяя – погрустнее. Это совпадает и с гаммой обложки. Хотя слушатели уже сами решат, что тут грустно, а что не очень.

 

 

Здесь Никита комментирует каждый трек с альбома:

 

 «Hangin’ Around» 

Как раз на Свердлова в 2018 году я и записал эту демку с драм-машиной. Я тогда еще писал тексты на английском, но в итоге все пришло к тому, что перешел на русский. И адаптировал тот текст, сохранив смысл. Доработал аранжировку, записал на кассетную портастудию. В итоге получилось удачнее, чем я ожидал, такая хитяра.

 

 «107 ДС Кунцевщина – Корженевского» 

Песня родилась из фразы, которая пришла мне в голову: «107-й, отвези меня домой». В 2017-м я выезжал на маршрутке из Питера в Минск после своего выступления и мимо проехал местный 107-й автобус. И этот маршрут проходил мимо моего тогдашнего дома на улице Глебки, я подумал, что было бы здорово в нем сейчас оказаться.

В итоге эта фраза пролежала года три, и только в 2020 году я записал эту песню. Мы часто играли ее на концертах, трек стал локальным хитом, который до выхода альбома был доступен онлайн, только в лайв-версии на YouTube.

 

 «Зажигалка из ”Хита”» 

Самый старый трек на альбоме. Я записал гитарную партию еще в 2015-м на бобинник, потом сделал демку на компе, забил барабаны и бас, чувствовал в ней потенциал. В тот момент я только изучал Ableton, переходя на него с Fruity Loops. Это был первый трек, который я сделал в Ableton. Сохранил оригинальную гитарную дорожку, записал остальные инструменты на кассетную портастудию. Там долго не было текста, в итоге пришла идея с «Хитом». Мне кажется, магазины «Хит» – признак неблагополучного района.

 

 «Всё в порядке, мама!» 

Изначально это был домашний скетч из 2017 года, когда я от скуки записал много слоев гитары друг на друга. Вначале думал, что это будет аутро другого трека, но в итоге оставил всё как есть с этими сумасшедшими гитарами. Позже благодаря той же кассетной порте дополнил трек живой ритм-секцией.

 

«Просто нет слов» 

(Здесь мы обошлись без слов). 

 «Время пьяных заметок» 

Тут всё понятно: как-то во время вечеринки «Дека Дэнс» начал выливать мысли в телефон, но изначально без идеи о песне. Позже добавил этот текст к демке, которая некоторое время лежала без дела. Для записи инструментала были использованы винтажный орган со встроенной драм-машинкой Siel Flying 49 и советский синтезатор «Квинтет».

 

 «Черным-черно» 

Изначально там был английский текст: «All black, no way back». Адаптировал его на русский, добавил партии бас-гитары и почистил от шумов, которых изначально было слишком много из-за издержек домашней записи. 

 

 «Ленинград 24/7» 

Придумал риф, когда с сидел с лупером в Пинске на каких-то очередных каникулах. Изначально там всё целиком строилось на драм-машинке из начала трека, позже я решил добавить живую ритм-секцию к первому припеву. И получилось вообще отлично. В тексте почему-то захотелось отразить настроение вот этих ночных вечеринок. Алкоголь как ни крути портит человека. 

 

 «За бетонной стеной» 

Тут была суперпримитивная аранжировка из 2017 года на дешевой самоиграйке, но я чувствовал R&B-потенциал в ней. Вернулся к песне спустя несколько лет, переписал уже на живых инструментах, добавил пианино. Всё красивенько сложилось. 

 

 «Делай страдание» 

Трек из начала 2020 года – кризисного во всех отношениях. Я скорее из тех людей, которые любят веселиться, а не грустить или страдать, тут мне захотелось поиронизировать над этим. Самый лоуфайный трек на альбоме, все партии записывались на небольшой советский микрофон «Октава», но в цифре. Тут вроде и звучание микрофона такое, что больше и не нужно ничего делать, но решил доработать и избавить от шумов.

 

Слушать альбом «Еще больше песен про город и торговые центры» на разных площадках

 

Фото: johnny_cosmic

Узнаешь героев беларусской музыки? Тест

Узнаешь героев беларусской музыки? Тест

Проверим, насколько ты знаешь локальных деятелей.

Как не повторять типичные ошибки начинающих музыкантов?

Как не повторять типичные ошибки начинающих музыкантов?

На что обратить внимание, пока не собираешь «Минск-Арену».

Atlas Weekend 2021: большой фоторепортаж

Atlas Weekend 2021: большой фоторепортаж

Первый большой фестиваль после пандемии.

Ласковая Май: как пишет музыку молодая минская певица?

Ласковая Май: как пишет музыку молодая минская певица?

Zlata Mai – о том, что вдохновение «не существует, а живет».

Кастян выпустил трек «Девочка с Зыбицкой»

Кастян выпустил трек «Девочка с Зыбицкой»

Бутылки звенят, футболки шуршат – вот и бит готов.

Как устроена музыкальная импровизация в спектакле «Огонь и Лед»

Как устроена музыкальная импровизация в спектакле «Огонь и Лед»

Слушаем театральную импровизацию и разбираемся, как устроен ее мир.

Intelligency: «Мы – хвостик своей же собачки, который следует сам за собой»

Intelligency: «Мы – хвостик своей же собачки, который следует сам за собой»

Почему следующий альбом Intelligency будет их лучшим, а песня «August» никак их не поменяла.

34 Mixes #16: Максим Шумилин

34 Mixes #16: Максим Шумилин

Вливаемся в этом со светлым миксом про надежду на доброе завтра.

Palina: «Это не плохой год, он сложный»

Palina: «Это не плохой год, он сложный»

Большой разговор о музыке, семье и 2020 году в Беларуси.