Едем на Dour Festival в Бельгию

 

Карта европейских фестивалей с каждым годом становится все насыщенней, но многие ивенты фактически дублируют лайн-апы друг друга. В этом плане нам особенно нравится бельгийский Dour Festival, который вот уже 30 лет балансирует между роком, электроникой, хип-хопом, дабом и джазом, приглашая на свои сцены неочевидных хедлайнеров. Рассказываем подробней, что это за фестиваль, как туда добраться и ради кого точно стоит посетить крупнейший валлонский фест, который пройдет в этом году с 11 по 15 июля.

 

Что такое Dour Festival?

Это музыкальный фестиваль, который проходит в Валлонии, франкоязычной части Бельгии. За тридцать лет существования он превратился из небольшого местного события, на котором выступали локальные рок-, регги- и хип-хоп-коллективы, в масштабный пятидневный музыкальный ураган с семью сценами, почти тремя сотнями выступлений и такими хедлайнерами, как Public Enemy, Iggy Pop, The Prodigy, Die Antwoord, Justice, M.I.A и другие. Главная фишка Dour – это эклектичный, но сбалансированный лайн-ап, составленный из выступлений музыкантов, которые не так тотально представлены на большинстве европейских фестах. Стадионные рокеры здесь соседствуют с экспериментальными электронщиками, хип-хоп-легендами, фрэшменами и джазовыми авангардистами. Меломанам здесь самое место!

 

 

Как появился фестиваль?

В 1989 году 27-летний Карло ди Антонио бросил докторантуру по агрономии в Лувенском католическом университете и вернулся в родной городок Дур, где основал с друзьями два бизнеса: один связанный с пластмассой, второй, собственно, Dour Festival. В то время в Бельгии уже был Werchter и Pukkelpop – не хватало же феста бельгийским франкофонам. Ключевым годом стал 1991-й, когда на однодневный фестиваль в Дуре приехала американская хип-хоп-банда De La Soul, затем через три года выступили Blur, Pulp и молодая тогда группа Tool – и пошло-поехало! Карло, кстати, в 2006 году стал мэром Дура, а в 2014-м – министром окружающей среды Валлонии.

 

 

Как устроен фестиваль сегодня?

Конечно, самое главное – это музыкальные сцены. В 2018-м, как и в предыдущие годы, их семь. На The Last Arena, вместимостью 15 тысяч человек, выступают главные бомбардиры феста – от рок-суперстаров до электронных броневиков. Boombox Stage – «бруклин» и «комптон» фестиваля, на котором играют не только рэпчик и айрэнбишечка, но и продвинутые тернтейблисты – в общем, все, кого называют урбан. Под тентом La Petite Maison Dans La Prairie свои гитары расчехляют инди-романтики, а в La Caverne собираются любители пожестче – здесь играет как панк и кровавый стоунер, так и брейккор-даркуха – все то, что тебя разберет на части. De Red Bull Elektropedia Balzaal – главный дэнсфлор фестиваля, а Dub Corner – уютный уголок для любителей good vibrations. Интимная Le Labo – «ящик Пандоры» феста, где может произойти все, что угодно. Будь осторожен(-на)!

 

 

На кого смотреть: рецепт на каждый день

Переходим к самому главному – лайн-апу! Вот наши предложения, за кем стоит поехать на Dour в этом году.

 В среду  можно сыграть на контрастах: на одной сцене выступают сперва очередной татуированный рэп-фрэшмен Lil Xan, после него – уважаемые в мире «правильного» хип-хопа Action Bronson и ходячая легенда DJ Premier. Сценой дальше друг за другом играют электронщики – британец Jon Hopkins и немцы Modeselektor: умиротворяться под первого и раскачиваться под вторых. Заканчивать танцы советуем под французского мастера Mr. Oizo и диджей-сет Diplo – у этого человека в принципе не бывает унылых выступлений.

 В четверг  на фестиваль стоит гнать в первую очередь за The Chemical Brothers – такое электронное шоу ты вряд ли где увидишь. Из других интересностей: талантливый GoldLink, балансирующий где-то между рэпом и R&B. Норвежец Cashmere Cat – видный продюсер, один из соавторов двух последних альбомов Канье Уэста. В соло он делает обаятельный электропоп – и это тоже достойно внимания. О джазе мы еще поговорим ниже, но тебе точно стоит заглянуть на сет канадцев BadBadNotGood – трио уже много лет объединяет классический джаз с релевантным хип-хопом, выдавая впечатляющие лайв-шоу.

 Пятница  – самый спокойный фестивальный день, который точно стоит посвятить поиску новых музыкантов. Из больших имен предлагаем зацепить британского хитмейкера Mura Masa, молодое лицо английского хип-хопа AJ Tracey и шотландских ветеранов из Mogwai. Ах да, про индустриальный хип-хоп от Dälek не забудь.

 В субботу , конечно, можно посмотреть и на выступление alt-J, и на сет легендарного Benji B. Но все это не так важно, потому что в тот же день состоится выступление проекта R+R=Now. Если ты считаешь, что современный джаз умер, – готовься удивляться и признавать свою неправоту. R+R=Now – это проект Роберта Гласпера (главного человека в современном популярном джазе), Терраса Мартина (одного из соавторов «To Pimp a Butterfly» Кендрика Ламара) и Тейлора Макферрина – талантливого мультиинструменталиста и резидента Brainfeeder (заодно он еще и сын Бобби Макферрина, который «Don’t Worry Be Happy»). В этом году ничего более внушительного фестивальная Европа вам не подарит. Из остальных субботних вкусняшек – гипнотичные Mount Kimbie, чарующие Floating Points и движовый синт-поп от Porches.

 Воскресенье  предлагаем посвятить ½ дуэта OutKast – Big Boi, а заодно взглянуть на Tyler, the Creator – только осторожно, мошпит на его концертах может растянуться на весь зал. Также в программе: главный сэдбой мира Yung Lean, голос киевских окраин – певица , бэйс-красавчики Schlachthofbronx и гроза всех техно-арен Boris Brejcha.

На протяжении всего фестиваля будет работать сцена Dub Corner с саундсистемами-резидентами Reggaebus Sound System, Legal Shot Sound System и еще парочками других, так что ты знаешь, где зачилиться!

 

 

Где жить на фесте?

Да, как у практического любого фестиваля, расположенного за пределами городской среды, у Dour есть кемпинг, стоимость которого входит в цену билета (про стоимость ниже). Организаторы также предлагают поселиться в «комфортном кемпинге» – ближе к сценам, есть отдельная парковка, душ и даже сауна (проходит все это, правда, по дабл-прайс!). Если ты думаешь об окружающей среде (пора бы уже!), то можешь заселиться в Green Camping, где обещают тотальный zero waste. Есть еще The Village (не путать с городским медиа) – готовые варианты на природе под ключ для тех, кто не хочет запариваться.

Если не хочется спать с муравьями в обнимку, всегда можно заказать отель. Фестиваль разумно договаривается с близлежащими двух-, трех- и четырехзвездниками, поэтому можно выцепить хатку по вменяемой цене. Нюанс – к моменту бронирования должен быть на руках билет на фестиваль. С хостелами в округе все плохо, то есть их попросту нет. Судя по Airbnb и Booking.com, большие компании все еще могут успеть заселиться в уютную квартиру или тихий гостевой домик, но с этим лучше поторопиться, конечно.

 

 

Что есть? Что пить?

Фестиваль обещает удивить всех, для кого бельгийская кухня ограничивается жареной картошкой и вафлями. Еды – самой разной – будет много: от фалафелей и бургеров до паэльи и мороженого – в общем, не пропадешь. Опций для вегетарианцев и веганов тоже хватит. Кстати, будут два Cooking Islands (островка для готовки), где можно устроить собственную Vulitsa Ezha.

Ключевой вопрос: да, на фестивале можно пить алкоголь. И пиво, и крепкий алкоголь в виде коктейлей. Кстати, пиво и вино в Бельгии продают с 16 лет. Крепкий алкоголь – с 18.

 

 

Эко

Помощь окружающей среде здесь не ограничивается словами – на фестивале сделано все, чтобы человек не просто не мусорил, но и убирал за собой и другими. Так, если ты помогаешь очистить концертную площадку после выступления и сдаешь мусор в специальную зону (Green Corners), то получаешь за это гринкоины – их можно потратить на мерч фестиваля или ништяки для кемпинга в Кемпинг Шопе.

 

 

Отлично! Как заказать билеты?

Билеты заказываются в несколько комфортных кликов на официальном сайте фестиваля. Что нужно знать: билет на один день обойдется в 75 евро, на все пять дней, включая кемпинг, – 170 евро. Любители шикануть могут заплатить 280 евро за комфорт-билет с продвинутой версией кемпинга, вип-парковкой и вип-зоной на концертах. Green Camping стоит дополнительные 35 евро.

 

 

Как добраться?

Удобнее всего – лететь. Из Вильнюса до Брюсселя сейчас можно заказать на Ryanair билет за 80 евро в обе стороны, из Варшавы в Брюссель летает Wizzair за 56 евро. Есть, конечно, вариант Ecolines из Минска за 280 BYN туда-обратно, но ты лучше дважды подумай о прелестях 30-часового автобусного переезда. Речь в любом случае про дорогу до Брюсселя, там можно перекантоваться пару ночей – и гоу в Валлонию!

Чтобы добраться из Брюсселя в Дур, нужно взять квиток поезд до Сан-Гислана (ближайшая к фестивалю остановка), билет, кстати, обойдется в 10 евро из любой точки Бельгии. Дальше уже – бесплатный чартер до фестивальных ворот.

 


Что посмотреть в окрестностях Dour?

Съезди, например, в городок Монс в 20 километрах от фестиваля, в котором можно прогуляться по средневековым центральным улочкам, найти самую высокую беффруа в Бельгии, а также поглазеть на столовую утварь людовикского периода в Музее декоративного искусства Франсуа Дюсберга.

Можно пересечь границу и сгонять во французский Баве – древнюю столицу германского племени нервиев. Здесь под открытом небом сохранились галло-римские постройки, а 3D-анимация археологического музея достроит утерянные силуэты античного города.

Еще одна классная аттракция – научный парк Le Parc D'aventures Scientifiques Et De Société (PASS) в коммуне Фрамери. На территории бывшей угольной шахты ты найдешь как оставшиеся технологические сооружения, так и научно-популярные инсталляции. Как говорится, бон вояж!

 

 Сайт фестиваля 

Фото: www.fabriziodepatre.com, soumsoum.be, Brice Delamarche, N-dy Photography

ООО «Ирвинга группа»
УНП 191751509

Ад «Салюту» да світання: менскі клубны рух другой паловы 1990-х

Ад «Салюту» да світання: менскі клубны рух другой паловы 1990-х

Росквіт размаітасці і крызісны заняпад.

Ад «Музыкальнай газеты» да радыёкропкі: хто распавядаў пра электронную музыку ў 90-я?

Ад «Музыкальнай газеты» да радыёкропкі: хто распавядаў пра электронную музыку ў 90-я?

Тэматычныя медыя і першыя лэйблы.

Галоўныя героі беларускай электроннай сцэны 1990-х – хто яны?

Галоўныя героі беларускай электроннай сцэны 1990-х – хто яны?

Імёны, праекты, альбомы.

«Невозможно воспринимать эту жизнь на серьезных щах»: разговор с фронтменом «Снов Синей Собаки»

«Невозможно воспринимать эту жизнь на серьезных щах»: разговор с фронтменом «Снов Синей Собаки»

О кринжовых концертах, поисках своего «Вудстока» и иронии как броне перед критикой.

«Усім сарвала дах»: як выглядалі рэйвы 90-х?

«Усім сарвала дах»: як выглядалі рэйвы 90-х?

Танцы ў школах, ДК, гламурных клубах і ў сценах Белтэлерадыёкампаніі.

Як выглядаў першы беларускі рэйв?

Як выглядаў першы беларускі рэйв?

«Поўная вакханалія», паводле «Знамя юности».

Адкуль пайшла беларуская электроніка?

Адкуль пайшла беларуская электроніка?

Фестываль біг-біту, першыя сінтэзатары і электроншчына ў кіно.

Фотарэпорт: у Менску перазапусціўся «Рэактар»

Фотарэпорт: у Менску перазапусціўся «Рэактар»

Камбэк праз 13 гадоў.

Героі часу – 10 артыстаў новай беларускай сцэны

Героі часу – 10 артыстаў новай беларускай сцэны

Каго паслухаць, каб захапіцца сённяшняй беларускай музыкай.