Как открыть музыкальную студию в Берлине?

Лидер группы Super Besse Максим Кульша не так давно переехал в Берлин, где вместе с другом открыл музыкальную студию. Нам он рассказал всю историю создания нового бизнеса и дал несколько советов тем, кто захочет пойти по его стопам.

 

Придумать мечту, поставить цель

 

– В детстве я семь лет ходил в музыкальную школу на уроки сольфеджио, хора, фортепиано и прочие предметы. В подростковом возрасте, правда, все бросил и думал, что никогда не займусь больше музыкой. Но уже в университете мы с друзьями собрали группу The Blackmail, успели выступить кое-где, а позже появилась и Super Besse, в которой я играю по сей день

Уже давно я хотел сделать свою студию, как, собственно, большинство музыкантов. Но понимал, что у меня нет ни опыта, ни возможностей. И в какой-то момент мой хороший друг Олег Доманчук (звукорежиссер и владелец одной из лучших звукозаписывающих студий в Минске – Mapletree Studio, где записываются и сводятся «Петля Пристрастия», Port Mone и другие) рассказал о планах сделать студию в Берлине. Не помню точно, кто предложил делать ее вместе – я или он, но в итоге мы решили за эту затею взяться.

Берлин выбрали, потому что это одна из музыкальных столиц мира, здесь огромное количество музыкантов, которые приезжают сюда просто со всего земного шара.

Прежде всего мы проанализировали рынок, изучили потенциальных конкурентов. Все выглядело перспективно: музыкантов в Берлине – бессчетное количество, репетиционные студии забиты на недели вперед.

«Раньше требовалось внести в уставной капитал фирмы не менее € 250 тыс. Теперь открыть фирму можно уже с € 25 тыс.»

Также нам сильно помогло послабление в законах Германии об открытии нового бизнеса. Раньше требовалось внести в уставной капитал фирмы не менее € 250 тыс. Теперь открыть фирму GmbH (аналога нашего «общества с ограниченной ответственностью») можно уже с € 25 тыс. уставного капитала, причем при открытии можно внести половину этой суммы, а вторую часть внести позже. Также есть возможность открыть mini-GmbH с уставным капиталом в € 1, но в течение года нужно внести остальную сумму для получения статуса GmbH.

После этой подготовки мы начали копить деньги для капитала фирмы, готовили бизнес-план студии, собирали документы на открытие фирмы и получение рабочей визы. На этом этапе мы с Олегом и придумали концепцию: решили, что у нас будет репетиционная студия с комнатами, у каждой из них будет свой индивидуальный концепт, помогающий раскрыть творческий потенциал. То есть та студия, где музыкант получает вдохновение, а не просто оттачивает мастерство. Тогда же моя жена Нина подсказала и название для студии – Castalian Spring, «кастальский источник». Это из греческой мифологии: Аполлон хотел добиться взаимной любви от нимфы Касталии, и, не получив желаемого, утопил ее в ручье. С тех пор к этому месту, которое, кстати, реально есть в Греции, приходили люди искусства и, окунувшись в его воды, находили вдохновение.

Когда я понял, что хобби переросло во вторую работу, то мне пришлось делать выбор. Я оставил свою работу в Минске и выбрал то, чем мечтал заниматься еще в студенчестве. И полностью окунулся в процесс.

 

 

 

 

 

«Мою "рабочую визу для индивидуального предпринимателя" пришлось ждать 5 месяцев, но вообще это ожидание может растянуться до двух лет»

Найти помещение

 

– Мы долго искали подходящее помещение в Берлине. Здесь все время открываются новые места – кафе, галереи, предприятия, а про бешеные конкурсы на аренду квартиры вообще ходят легенды. Мы рассматривали либо помещения подвального типа, либо отдельно стоящие здания в заводских районах, где никому не будет мешать громкая музыка. Все оказалось не так просто: все места либо были сданы в течение двух дней после публикации объявления, либо место не подходило для музыкальной студии, либо мы просто проигрывали конкурс на аренду.

В итоге мы нашли место, которое вначале мне показалось не совсем удачным, но Олег настоял и мы решили за него побороться. Это отдельно стоящее здание 1920 года постройки, бывшая автомастерская, на пересечении районов Gesundbrunnen, Wedding и Mitte. Буквально в полуминуте ходьбы от метро U-Bahn Reinickendorfer Str, четыре станции до Friedrichstraße. Высота потолков тоже выглядела многообещающе – 5,5 метров. Площадь помещения – 190 квадратных метров, никаких внутренних стен, полная свобода для творчества.

Представитель владельца здания оказался русским немцем, а его жена – вообще из Мозыря. Я до сих пор думаю, что «беларусские связи» сыграли нам на пользу, и поэтому именно мы получили право арендовать помещение.

 

 

 

Сделать ремонт, купить аппаратуру

 

– Получив подтверждение по открытию фирмы и все нужные документы, мы начали стройку – думали, что управимся за пару месяцев, но, как обычно, все затянулось. Благодаря опыту Олега и его научному подходу мы сделали отличную звукоизоляцию, потратив на это минимум. В итоге мы крайне довольны проделанной работой и тем, что в итоге получилось. Конечно, было трудно возводить стены высотой 5,5 метров, но с другой стороны – ни у одной репетиционной студии в Берлине нет таких высоких потолков. Мне как музыканту нравится репетировать не в подвале или в стандартном офисном помещении – наше пространство дает волю полету творческой мысли, что ли. Что касается нашей аренды помещения – она сопоставима и даже немного дешевле, чем в Минске: € 8,9 за квадратный метр.

Стройматериалы покупали в Польше – вышло в два раза дешевле, чем если бы мы брали все в Германии. Также незапланированная экономия случилась, когда нам не выдали музыкальное оборудование в лизинг – вообще молодым бизнес-проектам лизинг и кредит не выдают, но в нашем случае уже была устная договоренность с одним из банков Германии, и мы рассчитывали на это в своем бизнес-плане. В итоге все пошло не так, и мы решили частично закупить бывшее в употреблении музыкальное оборудование: нашли отличные гитарные и басовые усилители, хорошие барабанные установки. Покупали и новое оборудование – колонки и мониторы, некоторые басовые комбо, микрофоны, пульты и прочее. В итоге на этом пункте получилось сэкономить почти вдвое.

Еще одна из основных трат – это работа бухгалтерии и юристов. Мы наняли местные фирмы, которые работают с нами по аутсорсу. Так гораздо дешевле, чем иметь в штате своих бухгалтера и юриста.

 

 

 

Победить бюрократию

 

– Касаемо немецкой бюрократии – она не так страшна, как кажется. Здесь все логично и понятно, но это достаточно долгий процесс: справку можно ждать месяц, а если что-то с ней не так, то переделывать тоже еще один месяц. Все инстанции, банки, госорганы шлют письма в бумажном виде, каждый день получаю по одному-два письма. По e-mail общаемся только с нашей бухгалтерией и юристами, но и с ними необходимые документы пересылаем в бумажном виде.

Несмотря на существующий приемлемый и, я думаю, необходимый бюрократизм в этой сфере, все сотрудники департаментов и инстанций были крайне вежливы, дружелюбны, помогали с заполнением бланков. Чего не скажешь про сотрудников посольства Германии в Москве – именно там я подавал документы в первый раз. Я был не готов к тому, что мне будут «тыкать» и говорить фразы в стиле: «Студия в Берлине? Очень интересно... Планируете не работать, пока выдаем вам визу? А я в свои годы это позволить себе не мог». Очень негативный опыт.

В итоге я подал документы в посольстве Германии в Минске, был готов к такому же приему, особенно начитавшись слухов в интернете. Но, к моему удивлению, там оказались абсолютно компетентные сотрудники. Хоть и пришлось пробыть в посольстве весь день, я вполне приятно провел там время, рассказывая про планы открыть студию, обсуждая попутно музыкальную ситуацию в странах СНГ и Европы. Я не могу сказать, что хорошо владею немецким, но, по закону о бизнес-миграции, и не должен предоставлять сведения, что я его знаю, поэтому собеседование было на английском. Сходил бы еще раз!

Кстати, по поводу документов: мою «рабочую визу для индивидуального предпринимателя» пришлось ждать 5 месяцев, но вообще это ожидание может растянуться до двух лет. Дело в том, что лучше заранее оформить запрос в Берлине в ведомство по делам иностранцев со своим бизнес-планом, получить необходимые разрешения, собственно, практически открыть фирму. В таком случае посольство посылает запрос в ведомство, верны ли документы, и, получив ответ, они решают, выдавать визу или нет. После получения визы, которую выдают только на 3 месяца, нужно уже в Германии подать документы на получение временного вида на жительства. Его выдают за эти 3 месяца, но в моем случае все затянулось – мне выдали дополнительное продление на месте. В итоге, хоть и с задержкой, я получил необходимый вид на жительство.

 

 

 

Получить фидбек

 

– Сейчас Castalian Spring уже открыта, у нас получилось пять комнат с разным дизайном: Unholy room (такой сквотированный панками разрушенный дворец), Obscure room (самая темная комната, с эффектом камеры обскура), Cellar room (самая маленькая комната, стилизованная под погреб, настоящий андеграунд), Weird room (привет Линчу и Роршаху) и самая большая, почти в 40 квадратных метров, Comfy room (мы сделали ее в стиле 1970-х). У нас уже есть первые клиенты: некоторые группы забронировали постоянные репетиции на месяцы вперед. Очень приятно, получая 5-звездочные рецензии от них на Facebook, понимать, что проделанная работа вдохновляет не только тебя. Цены начинаются от € 6 в час – это один из самых дешевых ценников в Берлине.

Забронировать студию можно по телефону, через нашу страницу в  Facebook, чуть позже это можно будет сделать через  сайт студии.

«Представитель владельца здания оказался русским немцем, а его жена – вообще из Мозыря. Я до сих пор думаю, что "беларусские связи" сыграли нам на пользу»

 

 

Не забыть про группу

 

– С переездом связана еще и моя работа с Super Besse – несмотря на создание студии, мы записали и выпустили второй альбом La Nuit*. Записывали еще в Минске, частично я записал некоторые партии в Москве и все сводил в свободное время в Берлине. На мастеринг мы отдали альбом в студию Salt Mastering в Нью-Йорке.

Урывками получается делать небольшие туры: в октябре был тур по странам Балтии, сейчас же, в ноябре, мы играем в Венгрии, Словении, России, Украине, в декабре выступим во Франции и Италии. А 25 ноября презентуем альбом в Минске на новой площадке ОК16. На концерте можно будет купить новый альбом на виниле и CD. С нами выступит молодая группа Swoosh, мне очень нравится их расслабленный серф-рок.

 

Фото – Castalian Spring

КАМЕНТАРЫ (7)

saen
saen | 15.11.2017 15:33

Лучше бы рассказали, как открыть студию в Минске.

4 7 -3
34
34 | 15.11.2017 16:19

https://34mag.net/piarshak/post/kak-sobrat-muzykalnuyu-studiyu

16 3 +13
Ana Mueller | 15.11.2017 19:40

Очень круто!! Спасибо!

14 1 +13
Вы меня все знаете
Вы меня все знаете | 15.11.2017 22:11

Цель этой статьи?!
Если вы неуспешная группа с претензией из РБ, уезжайте в Забугорье и там на папкины деньги откройте студию?!
Выпуск альбом на диске - это что-то новенькое. Поржал. На пластинке, понятно, - это модно, и как любой пост-серф-инди-шугейз-ньювейв группке вместе с наивным клипчиком нужен претенциозный винил. Если на концерт ходит 15,5 человек, кто будет покупать эту музыку, да ещё и на дисках?!

8 33 -25
Вы меня не знаете
Вы меня не знаете | 15.11.2017 22:21

Цель коммента?
Поп$%*еть от зависти? Сильно подгорает, да? )

24 6 +18
Знаете-не знаете
Знаете-не знаете | 25.11.2017 14:12

Крайне приятно читать, что у ребят всё получается, и мечты исполняются. Успехов!

2 0 +2

Очень красивое название студии

2 0 +2
Ад «Салюту» да світання: менскі клубны рух другой паловы 1990-х

Ад «Салюту» да світання: менскі клубны рух другой паловы 1990-х

Росквіт размаітасці і крызісны заняпад.

Ад «Музыкальнай газеты» да радыёкропкі: хто распавядаў пра электронную музыку ў 90-я?

Ад «Музыкальнай газеты» да радыёкропкі: хто распавядаў пра электронную музыку ў 90-я?

Тэматычныя медыя і першыя лэйблы.

Галоўныя героі беларускай электроннай сцэны 1990-х – хто яны?

Галоўныя героі беларускай электроннай сцэны 1990-х – хто яны?

Імёны, праекты, альбомы.

«Невозможно воспринимать эту жизнь на серьезных щах»: разговор с фронтменом «Снов Синей Собаки»

«Невозможно воспринимать эту жизнь на серьезных щах»: разговор с фронтменом «Снов Синей Собаки»

О кринжовых концертах, поисках своего «Вудстока» и иронии как броне перед критикой.

«Усім сарвала дах»: як выглядалі рэйвы 90-х?

«Усім сарвала дах»: як выглядалі рэйвы 90-х?

Танцы ў школах, ДК, гламурных клубах і ў сценах Белтэлерадыёкампаніі.

Як выглядаў першы беларускі рэйв?

Як выглядаў першы беларускі рэйв?

«Поўная вакханалія», паводле «Знамя юности».

Адкуль пайшла беларуская электроніка?

Адкуль пайшла беларуская электроніка?

Фестываль біг-біту, першыя сінтэзатары і электроншчына ў кіно.

Фотарэпорт: у Менску перазапусціўся «Рэактар»

Фотарэпорт: у Менску перазапусціўся «Рэактар»

Камбэк праз 13 гадоў.

Героі часу – 10 артыстаў новай беларускай сцэны

Героі часу – 10 артыстаў новай беларускай сцэны

Каго паслухаць, каб захапіцца сённяшняй беларускай музыкай.