5 экспериментальных музыкантов Минска
Пока ты ждешь самоанонсированный сольник ЛСП в «Минск-Арене» и содрогаешься от звуков Фэйса и Кизару, льющихся из портативных колонок проходящих мимо школьников, другие ребята делают радикально андеграундный звук в пространстве собственных квартир (возможно, соседних с твоей). 34mag собрал небольшую подборку минских музыкантов, пишущих эмбиент, дроун, нойз и прочую экспериментальную фантасмагорию.
Краткий википедийный вокабуляр для тех, кто не в теме:
Эмбиент
(англ. ambient – окружающий)
Стиль электронной музыки, основанный на модуляциях звукового тембра. Эмбиент часто характеризуют атмосферным, обволакивающим, ненавязчивым, фоновым звучанием.
Дроун
(англ. drone – гудение, гул)
Жанр в академическом минимализме и некоторых экспериментальных направлениях популярной музыки, в котором за основу композиции берется непрерывно тянущийся или повторяющийся музыкальный тон или кластер.
Нойз
(англ. noise – шум)
Музыкальный жанр, в котором используются разнообразные звуки (чаще всего искусственного и техногенного происхождения), неприятные и даже болезненные для человеческого слуха.
Экспериментальная
музыка
(англ. experimental music)
Музыкальные произведения, использующие необычный инструментарий или новые композиционные принципы. Характеризуется неустоявшейся эстетикой, которая с точки зрения перспектив и ценности является достаточно неопределенной и спорной.
Владислав Шарандин, Whatgarrd
(ambient)
– Свой музыкальный путь я начал прозаично: однажды, будучи еще совсем юным школьником, попросил у родителей подарить на день рождения гитару. Они взяли и – кто бы мог подумать? – презентовали мне классический Hohner с нейлоновыми струнами да пнули заботливой родительской ногой в сторону музыкальной школы. Но музыкального образования у меня как такового нет: потусовавшись три года, я оттуда ушел.
В какой-то определенный момент я открыл для себя эмбиент и внезапно начал его писать. Не скажу, что я вдохновлялся какими-то конкретными проектами, просто захотелось делать именно эмбиент. Проект появился на свет в 2016 году.
Когда я готовлю релиз в рамках какой-либо компиляции, тематика релиза определятся тематикой компиляции. В остальных случаях идеи для написания треков возникают спонтанно. Концепты варьируются от релиза к релизу и только в рамках релизов же и существуют, потому общей для всего моего творчества философии, скажем так, у меня нет.
Релизы: «Echoes» (2016), «Whatever» (2016), «Whatican» (2016), «Forest theme» (2016), «Glade» (2016), «GRS1915+105» (2017), «Hallo» (2017), «Meatrow» (2017), «Post-alarm» (2017), «Downbeat II» (2017), «Dasein» (2017), «2px fog» (2017), «Flesh» (2018), «Creation: The Posthuman» (2018)
Выступления: Beyond Andromeda Obscure Fest II, Escape, 375 Festival
Андрей Диченко, Deproverst
(noise)
– Я прежде всего писатель, а не музыкант. Мой интерес к шуму возник в тот момент, когда я почувствовал, что одного лишь голого текста мне уже недостаточно. В свою очередь, текстами я начал заниматься после того, как плотно подсел на кино. Но кино – это коллективный труд, фильм в одиночку не сделаешь. Это работа большой команды, которой трудно управлять. А сочетание текста и музыки – это, как мне кажется, идеальный вариант.
Мне сложно выделить каких-то представителей искусства, повлиявших на меня, и все же на первое место я поставлю российскую группу «Театр Яда». За ними – фильм Славы Цукермана «Жидкое Небо». А в литературе пусть будет Сэмюэл Беккет.
В какой-то момент я понял, что сводить шумы городского транспорта с истериками и пространными речами – достаточно скучное занятие. Мне хотелось приглашать к участию в проектах как можно больше людей и экспериментировать с ними и c их возможностями. Изначально проект Deproverst мы делали вместе с Алексеем Карамазовым. Альбом «Марки» был записан совместно с музыкантом из Жодино Сергеем «Оккультистом».
Сейчас я полностью сконцентрирован на группе Travm – Альберт Литвин и Эл Оболенский пригласили меня играть на бас-гитаре. В творчестве этого проекта нет ни единого намека на нойз, вся музыка продумана, а тексты осознаны. И если в шумовой музыке уместны погрешности, то электропанк требует кропотливой работы и огромного количества репетиций. Это не может не нравится: каждый день я учусь чему-то новому. Иногда я отвлекаюсь на сторонние проекты. Таким проектом стал Ingodeau: вместе с музыкантом Павлом Рассолько и уже вышеупомянутыми Альбертом и Элом мы записали альбом, посвященный фильму Мэтью Зайлера «Подарок Стефании».
Главная идея моего творчества – это интерпретация идеи, простая или сложная. Но самое важное условие – делать такую музыку, которую будет приятно слушать самому. В случае с группой Travm это работает, с Deproverst’ом – не всегда, сейчас мне хочется переделать многое. Музыкант ты или писатель, никто не будет давать скидку на возраст – будь тебе 16 или 40, ты обязан сделать свой релиз качественным.
Мне кажется, глупо делить творчество на коммерческое и некоммерческое – скорее, оно может быть искренним или лживым, как акция прямого действия. Аранжировка – та же акция прямого действия, она похищает разум. А если нет – то и нах*й такие пироги нужны?
Для любого музыканта, форматного или андеграудного, важно уметь наделять свое действие смыслом. Безымянный камень – это просто кусок породы. Камень с именем – уже одушевленное создание. Когда у меня горят глаза и я знаю, что именно требует одушевление, мы с ребятами просто закрываемся в гараже и пробуем воплотить задуманное.
Релизы: «Red Rouge Rot» (2013), «K.K.K.K.K.» (2015), «Марки» (2016), «Pangs» (2017), «Нават калі гэтага й не было» (2018, совместно со Scarlett и Clara Venus)
Выступления: День рождения Иэна Кертиса в музее Азгура от #KeepMinskWeird, «Дичь-party: DJ Scarlett + Deproverst» в клубе «Граффити», фестиваль «Самокат Геракла» (Лида), Graffiti noise action (Минск)
Женя Зыкович, JJ.OK
(drone, guitar ambient)
– С детства я хотел играть на саксофоне. В семь лет прошел прослушивание в музыкальную гимназию, в 12 открыл для себя панк-рок. Самая яркая группа того периода – «Гражданская Оборона». До сих пор считаю, что это лучшее, что происходило с русскоязычной музыкой за последние 50 лет. Уже в 8-м классе я твердо решил поступать в музыкальный колледж по классу саксофона. Но однажды на одном из концертов академической музыки я услышал фагот и подумал: «Нафиг саксофон, вот это реально клевый инструмент».
С фаготом я провел 10 лет, сначала в колледже, потом в БГУКИ. Параллельно заинтересовался гитарой – хотел научиться играть как Slash и Закк Уайлд. Точно помню, что выбрал гитару в качестве основного инструмента для себя после того, как услышал соло Закка Уайлда в песне «Perry Mason».
Вскоре я открыл для себя двух замечательных гитаристов – Джеффа Бека и Павла Додонова. Оба этих человека перевернули мой взгляд на гитарную музыку и подкрепили уверенность в то, что гитара – это не только инструмент для прокачивания мелкой моторики своих конечностей, но нечто большее.
В колледже я очень любил слушать композиторов-минималистов – Стива Райха, Арво Пярта, Филипа Гласса. Примерно в это же время я начал свое знакомство с японской нойз-сценой. Наверное, все эти увлечения и стали основой того, чем я занимаюсь сейчас.
Процесс создания звука для меня – это импровизация. Моя музыка – это своего рода диалог или даже саундтрек к определенному месту, ситуации, фильму или книге. В процессе записи альбома я включал любимые фильмы, убирал звук, брал гитару и импровизировал, пробуя передать мое ощущение от картины. Сейчас я записываю лайв-сессии в разных музыкальных точках Минска, где стараюсь взаимодействовать с местом, передавать его настроение и атмосферу. Основная идея моего творчества – это диалог, в котором при помощи моей музыки место и его образ общаются со слушателем.
Релизы: «My guitar sounds like that» (2016), «My Mother Always Said That Monsters Do Not Exist. It's All Fiction. And They Are» (feat. Alan Malcolm) (2017), «IXVSVI» (feat. Alan Malcolm) (2017), «Context» (art project) – аудиозаписи импровизационных лайв-сессий, совместный проект с художницей Надей Саяпиной (2017-2018)
Выступления: Презентация альбома в клубе «Граффити», фестиваль «ДАХ», фестиваль Sprava, фестиваль «Сумасшедший Дом» (Брест), день рождения Иэна Кертиса в музее Азгура от #KeepMinskWeird
Александр Харламов, FUGA, Mourning Palace
(dark ambient)
Музыкального образования у меня нет, но музыка никогда не покидала меня на протяжении всей жизни. Сначала мое отношение к ней не отличалось от отношения большинства: тогда я слушал Ace Of Base, «Восток», Shura, Vacuum, Gala, Imperio, Magic Affair, E-Rotic, Army Of Lovers. В седьмом классе мой одноклассник принес плакат Мэрлина Мэнсона. Все дико смеялись с него и строили всякие гримасы, а мне этот плакат отчего-то показался очень интересным, потому что я ничего подобного не видел. Мне стало интересно, чем занимается этот странный человек. Так началось мое знакомство с Мэрлином Мэнсоном, которое продолжается и по сей день, пускай и не так фанатично, как раньше. Спустя какое-то время я открыл для себя мрачный и готический мир Милен Фармер, который засел во мне настолько глубоко, что не выветривается и по сегодняшний день.
Я начал предпринимать первые шаги в написании музыки в начале нулевых. Как-то раз мы разговорились с моим другом Кириллом (вторым участником всех моих проектов) о том, что было бы неплохо придумать что-нибудь свое. Тогда я только посмеялся: играть не умеем, нот не знаем, голосов нет. Думал, что через пару дней мы забросим эту идею, но ошибся.
Я был против модной и коммерческой музыки с самого начала: я не хотел делать то, что делают все. Я всегда делаю музыку прежде всего для себя, рисую свой субъективный мир и делаю его объективным. Мне все равно, нравится это кому-нибудь или нет. Таким образом я написал немало треков для своего первого проекта Mourning Palace.
Но человек – это существо, находящееся в постоянном поиске. Чуть позже я закончил курсы диджеинга и незаметно для себя стал замечать, что электронная музыка – это не так уж и плохо. В то время я открыл для себя техно, индастриал и дарк-электро. На этих курсах мне показали основы создания треков, с этого все и началось. Сначала было сложно, потому что написать что-либо без знания нот практически невозможно. Меня спасал мой слух, благодаря которому я выкручиваюсь и сейчас.
Я никогда не знаю, что получится на выходе. Поскольку я не обучен нотной грамоте, процесс создания музыки для меня – это полная импровизация, пускай и с первоначальной идеей. Я просто отключаюсь от внешнего мира на какое-то время, мне нужна тишина и одиночество. Идеи могут возникать на любом этапе создания, это абсолютно свободный полет. Я всегда стараюсь заглянуть в человека и его внутренний мир: тайные желания, страхи, одиночество. Последнее – моя главная тема.
Релизы: Mourning Palace: «Nowhere» (2017), «Morgue» (2018); FUGA: «Exorcism-2015» (demo), «Гамма Лучи» (2016), «Void» (2016), «Human Dreams» (2016), «You Left Alone» (2017), «Кусай Меня» (2018), «Болото» (2018)
Выступления: «Шумотерапия», Jamm Session
Fuga:
Артем Хэйг, «Вам Туда»
(experimental, psychedelic)
Любовь к музыке во мне воспитывали с детства: моя мама часто брала меня с собой в оперу и на концерты, а перед сном мы слушали классическую академическую музыку. В подростковом возрасте я резко перешел с классики на тяжеляк, уже лет в 11 просек Rammstein, System Of A Down и так же резко невзлюбил Linkin Park и The Offspring. В это же время я захотел научиться играть на каком-нибудь инструменте, пошел на ударные и освоил теоретический минимум.
Как ни странно, музыкальная школа немного «откинула» меня от мира музыки. Для меня стало открытием, что там готовят не авторов, но исполнителей, из-за чего я серьезно подошел к созданию музыки только лет в 20. Поначалу это был свойственный мне сиюминутный импульс, но эта область не хотела отпускать меня, а наоборот – затягивала все глубже и глубже. Разумеется, изначально я вдохновлялся кем-то и на кого-то хотел быть похожим, но сейчас мной движет только одно желание – привнести в музыку нечто новое, расширить основные схемы и приемы.
Идеи всегда возникают внезапно, даже случайно. Моя задача – успеть записать. Но для всплесков подобного рода нужно заряжать голову чем-то, лучше всего – окружающими меня людьми. Выходишь из автобуса – и первая строчка стиха в голове, а потом начинаешь писать дальше, словно клубок распутываешь с закрытыми глазами. Приходится вертеть, конечно, но всегда знаешь, в какую сторону тянуть.
Идея главенствует, но в каждом треке она своя, отдельная, иногда – совсем далекая от других. Сейчас мы постепенно уходим в сторону символизма в текстах и музыке, хотя раньше все наше творчество было достаточно конкретным и предметным. Нам близки мистические, глубоко внутренние темы. Темы, которые трудно описать словами.
Релизы: coming soon
Выступления: фестиваль «Атмосферное давление» (Москва)
КАМЕНТАРЫ (4)
Надеюсь, что от этого автора будет еще много хороших подборок!
Спасибо, Артем! А вы Нико «запускали в свет», мы так понимаем?
Все прикольно, кроме той фигни где много пиздят. Спасибо вам.
https://soundcloud.com/user-209769056