Пять мыслей о беларусской музыке в 2020 году

2020 – год, когда нам всем было немного не до музыки. Коллега Маша Пархимчик уже поздравила всех с наступающим лучшими и емкими словами, к ним можно только присоединиться. А заодно хочется поговорить о музыке. Потому что сперва у нас отобрали все концерты и фестивали, а потом начался август – и его гимном вдруг стала песня «Перемен» (важная и символичная, но мне всегда казавшаяся отвратительной).

 

 Музыкантам было сложно 

К концу весны стало окончательно понятно, корона – это всерьез и надолго. Если в феврале мы готовились к самому масштабному фестивальному лету в истории Беларуси, то к июню выяснилось, что фестов не будет вообще.

Та же история – с большинством звездных концертов. Эта засуха ударила и по слушателям, и по самим музыкантам. Здорово, что мы живем в эпоху стриминга, когда ты можешь зарабатывать на том, что тебя слушают в самых разных сервисах. Но давайте говорить честно: артистов и артисток достаточного масштаба, чтобы жить только на стрим-отчисления, можно пересчитать по пальцам. Остальные вдруг оказались отрезаны и от прямого общения с аудиторией, и от значительной части заработка.

Можно предположить, что карантинную паузу было легко направить на творчество: сиди дома, пиши песни. На деле все оказалось сложнее. За этот год я общался со многими музыкантами. И подавляющее большинство не увидело в карантине ничего хорошего: он давил, загонял на творческое дно и сильно мешал.

Но и эта вынужденная пауза (а альбомов в этом году было значительно меньше, чем в прошлом) точно лучше, чем конвейер вымученных песен, который легко мог бы возникнуть: «Ну а чего, выпущу вот эту сырую демку, прослушиваний накапает». Кажется, никто из героев «Першака» не позволил себе такой подход – за это им хочется сказать спасибо.

 

 

 Онлайн-концерты – отстой 

Это было понятно еще с самого начала карантина. Возможно, дело именно в названии: ну как видос на YouTube можно назвать «концертом»? Концерты – это про ощущение вовлеченности. Вот ты стоишь в очереди, вот протискиваешься в зал, вот устаешь ждать, когда концерт наконец-то начнется. А вот – музыканты на сцене, ты радостно скачешь или довольно смотришь на них в сторонке. А бесконечный марафон «онлайнов» – это как будто вялая попытка обмануть самих себя. Ты все еще не на концерте, а дома на карантине.

 

 

 Музыканты не молчали, когда это было важно 

Артисты высказывались все лето – и до выборов, и после. И выходили гулять вместе со всеми. И уезжали на сутки. Фраза «музыка вне политики» – вопрос отношения к творчеству каждого отдельного музыканта. Но в 2020 году в Беларуси такие высказывания и поступки – это не про политику, а про нашу с вами жизнь.

Таких заявлений и постов было очень много, но больше других запомнился Олег Савченко, чьи слова до сих пор бьют в точку.

 

 

 

 К осени мы устали и немного забили на здравый смысл. Это плохо, но как по-другому?  

Давайте честно: никуда COVID не исчезал. Это не помешало всем нам немножко выдохнуть к сентябрю: в барах начались вечеринки, прошла серия аккуратных концертов (с «соблюдением мер предосторожности», но все же понимают, что это больше для проформы), а мы заново учились тусоваться.

И надо признать, что это абсолютное безрассудство, в котором нет ничего хорошего и здорового. А с другой стороны, разве можно было не сойти с ума по-другому? Кажется, это как раз та поблажка, которую мы все заслужили и которую точно стоит простить себе и окружающим. Но себя и окружающих всё равно стоит беречь.

А лучший ивент года – это не концерт, а уютная презентация альбома «Свиное рыло». А, и, конечно, наш поход на «Песню года» – абсолютный трэш и кошмар, случившийся как будто в параллельной вселенной, но было весело.

 

 

 Хорошей музыки все равно было много. И это главное 

В этом году было достаточно приятных музыкальных удивлений, открытий и подарков. Вот 10 альбомов, по которым мы точно запомним беларусскую сцену в 2020-м. Таких откровений, как в 2019-м, не случилось – но хочется верить, это потому что все сейчас копят силы на год следующий, в первую очередь эмоциональные. А они нам точно понадобятся. Хорошо, что у нас есть музыка.

Песню года сейчас выбирать абсолютно не хочется. Поэтому хочется еще раз поздравить всех с наступающим и напомнить, что у Палины вышел не только альбом «Кремень-динамит» (вот наше классное интервью о нем и не только), но и обновленная версия песни «Як ты», в этом году заигравшей абсолютно новыми красками.

 

Фото: palasatka

15 правілаў вулічных музыкантаў

15 правілаў вулічных музыкантаў

Інсайдарскія парады, якія дапамогуць табе выжыць у суровых падземных пераходах.

Балотныя гідальга: інтэрв’ю з гуртом TonqiXod

Балотныя гідальга: інтэрв’ю з гуртом TonqiXod

Размаўляем з менскім бэндам, якому прадказваюць тытул лепшага беларускага гурта ў 2017 годзе.

4 альбома, которые выходят сегодня

4 альбома, которые выходят сегодня

Дебютник Лиама, юбилейный лонгплей Мэнсона, экспериментальное R&B Келелы и неожиданно – новый альбом CunninLynguists.

5 моцных кліпаў верасня

5 моцных кліпаў верасня

Ад «ЛСП» і Bjork да Fergie і XXXTentacion – падборка вераснёўскіх кліпаў, якія зносяць дах. З розных прычын.

Beat Weekend у Менску: куды ісці?

Beat Weekend у Менску: куды ісці?

6 лепшых дакументалак пра музыку і сучасную культуру.

«Пяршак» становіцца сайтам пра музыку

«Пяршак» становіцца сайтам пра музыку

Вялікі перазапуск самага доўгайграючага праекта 34mag: што будзе з «Першаком» далей?

Прэзентацыя кліпа: The Yankees of Moor

Прэзентацыя кліпа: The Yankees of Moor

Зін-панкаўскае відэа – у дэбютным кліпе менскіх рок-н-рольшчыкаў The Yankees of Moor.

34 Mixes #1: T-Trider

34 Mixes #1: T-Trider

Вяртаем міксы ад сяброў у самае сэрца «Першака». Шампанскае адкаркоўвае T-Trider бадзёрым гета-фанкам. Святкуем разам!

Как создаются хиты в 2017 году?

Как создаются хиты в 2017 году?

Справедливость стриминга: как плейлисты в Spotify и Apple Music в одночасье превращают начинающих ноунеймов в мегазвезд.