Как музыкантам общаться с прессой

Ты выпускаешь музыку и хочешь, чтобы о тебе писали любимые музыкальные издания. Тебе предложили дать интервью – и ты боишься сказать что-то не так. Тебя оскорбила аннотация к последнему клипу. Разбираем основные проблемы в тандеме «музыканты – пресса» и простым языком объясняем, как правильно выстроить эти отношения.

Этот текст одинаково подходит и для музыкантов, и для их менеджмента. Но мы все же отталкиваемся от того, что ты только начинаешь свою карьеру и менеджерами еще не озаботился(-лась). А зря – вот здесь мы подробно и с примерами рассказали, почему менеджер – это полезно. 

 

Так, а кто вообще пишет о музыке?

В Беларуси единственное профильное музыкальное издание – это «Пяршак». Не устаем повторять: нас этот факт не радует, здоровая конкуренция нам бы не повредила и лишний раз смотивировала бы работать лучше. 

На территорию современной музыки заходят и издания-тяжеловесы – Onliner и tut.by. Не игнорируй и городские издания: периодически что-то о музыке можно прочитать на Citydog, The Village, Kyky.org и «Как тут жить», в штате последних есть Антон Серенков – едва ли не лучший музыкальный журналист Беларуси. 

Главные по музыке в России – The Flow и «Афиша Daily». Жизнь по-прежнему есть и «Вконтакте», в первую очередь стоит обратить внимание на «Родной звук» и Fast Food Music. Обрати внимание на телеграм-канал «ИМИ»  – он скорее для музыкантов и работников индустрии, но там пишут о хорошей музыке и для слушателей. 

В Украине обрати внимание на Slukh, Liroom, Neformat, а также rap.ua.

 

А зачем вообще все это нужно?

Во-первых, публикации в тематических медиа так или иначе увеличивают охват. Их читают разные люди, которые могут впервые наткнуться на твое творчество. Во-вторых, это по-прежнему добавляет тебе статуса и дает повод похвастаться перед друзьями. В-третьих, когда дорастешь до коммерческих предложений, будет хороший аргумент: «Смотрите, со мной классно сотрудничать, у меня не только много тысяч фолловеров, но и вот, обо мне пишет пресса!»

 

 

Первое. Подготовь пару внятных абзацев про себя

Не поленись сделать пресс-релиз. Слово кажется страшным и очень официальным, хотя на самом деле это просто пара абзацев, рассказывающих про тебя и твое творчество. Лишний официоз и википедийность усыпят редакцию уже ко второму предложению.

Что там должно быть? Базовые факты о тебе и твоей музыке, написанные простым, человеческим языком. Полезный лайфхак: представь, что рассказываешь о себе друзьям и начинаешь со слов «ну короче, я...». Получится что-то в духе: «Меня зовут Петя, я 20-летний студент из Минска, делаю электро-поп с оглядкой на лейбл PC Music. Музыкой интересовался всегда, а потом увидел, как Charli XCX пишет песни в домашних условиях на карантине, – и меня как прорвало!» Не забудь приложить ссылки на свои соцсети и стриминги. И – обязательно – несколько классных фото.

Чего стоит избегать? Штампов и клише: «Наш проект делает атмосферную музыку» – это какую, что-то про атмосферное давление? Лишнего пафоса и превосходных степеней: «Лучшее, что вы услышите за долгое время» – а что, если нет? Лишней информации: суть сегодняшних пресс-релизов – дать общее представление об артистах, а не навалить лишних фактов. Слушателям и журналистам плевать, на какой легендарной студии ты записывался(-лась).

В идеале пресс-релиз пишет сторонний человек с холодной головой, но, если бюджет пока не позволяет (а за пресс-релизы берут деньги, да), можно обойтись и собственными силами.

 

Второе. Сделай классные фото (ну пожалуйста)

Если ты ведешь классный и активный инстаграм, где постоянно выкладываешь собственные фото, – это отлично. Но лучше не полениться, найти человека с ровными руками и фотоаппаратом – и сделать серию снимков, которые потом радостно будут использовать те самые медиа. Отсутствие нормальных фото вполне может стать одной из причин, почему тебя где-то не опубликуют. Визуал – это важно.

 

Третье. Все готово, куда писать?

У любого нормального медиа (сайт, паблик, телеграм-канал – не суть) всегда указаны контакты. Чаще всего это почта, туда и нужно писать. В имейле – самая суть. Представься и переходи к делу, дескать, вот, премьера такого-то релиза, обратите внимание. Не надо перегружать письмо лишними приложениями: в идеальном мире ты вообще не прикладываешь никакие файлы, а просто вставляешь те самые пресс-релизные абзацы и ссылки в тело письма.

Но лучше, если у тебя есть личные контакты редакции. Не поленись пролистать их профили: вдруг там есть просьба не дергать по рабочим вопросам, а писать с ними на почту? Если такого нет, пиши в личку, там работает тот же алгоритм, что и с письмом: не надо грузить лишними деталями и прелюдиями. 

Два важных «нет, никогда, ни при каких обстоятельствах». Во-первых, не начинай общение с незнакомым человеком с голосовых сообщений. Во-вторых, не нужно писать незнакомому человеку по рабочим вопросам в нерабочее время (предположим, с 20:00 до 10:00) – журналисты не роботы, а люди. 

 

 

 

Инфоповоды бывают разные, хорошие и не очень

Здорово, когда ты сообщаешь о выходе песни, альбома или клипа. Но не надо ограничиваться только этим. У тебя выходит коллаб с актуальным локальным брендом – смело пиши, все любят красивый мерч. Ты придумал(-а) устроить выступление в поддержку классной инициативы или крутую активность для фанатов, выходящую за рамки «репостни, подарим футболку», – не надо стесняться, рассказывай. Но старайся смотреть на все со стороны. Ты выступаешь на местной ночной вечеринке – а что тут интересного, если там выступают плюс-минус все? Ты отобрался на мощный европейский шоукейс – класс, рассказывай скорее.

 

Помни, что тебе никто ничего не должен

Сам факт того, что ты кому-то написал(-а) вовсе не означает, что тебе обязательно должны ответить. Напомнить о себе повторным сообщением/письмом через пару дней – это ок. Назойливо строчить каждые пару часов – это уже не нацеленность и оправданный напор, а хамство. Твое сотрудничество с медиа – это про взаимовыгоду. Ты получаешь дополнительное освещение музыки, издание – просмотры и трафик. 

 

Не хочу ничего ждать, хочу дать денег и поскорее увидеть пост. Так можно?

Многие издания готовы сотрудничать на коммерческой основе. Но имей в виду: тогда публикация о тебе будет сопровождаться пометкой о рекламной публикации или соответствующим хэштегом «Вконтакте» или телеграме.

 

 

 

Интервью

Ты договорился(-лась) с изданием об интервью. Что важно уточнить? Если есть стоп-темы, на которые ты не хочешь говорить, – сразу проговори их, чтобы сэкономить время и нервы всем участвующим в процессе. Оговори тайминг. Если у тебя есть только час на разговор, интервьюеру(-ке) лучше знать об этом заранее, чтобы адекватно подготовиться к диалогу (от этого выиграют все). 

Разговор дистанционный – лучше заранее уточнить, через какое приложение он будет. А то либо тебе, либо журналистку(-ке) придется оперативно скачивать какой-нибудь дискорд. Если встречаетесь живьем, все проще: не надо опаздывать. 

Можно ли просить присылать вопросы заранее? Да, но скорее всего тебе откажут – и правильно сделают. Интервью – это не экзаменационные заученные ответы, а живой диалог, направленный на то, чтобы лучше раскрыть тебя аудитории. 

Что лучше сделать вместо этого?Заранее попроси интервью на заверку. Как это работает: тебе сбрасывают уже готовый текст интервью, который надо внимательно прочитать и понять, нет ли там чего лишнего (или наоборот – что можно добавить). Нужно понимать, что момент, который тебе покажется глупым и стыдным, интервьюеру(-рке) будет видеться самым ярким моментом разговора. Всегда умей идти на компромисс и понимай: чем живее будет текст, тем лучше. 

Могут ли опубликовать твое интервью (или просто какой-то комментарий) без согласования? Да. Можно ли что-то с этим сделать? Нет, если ты в самом деле говорил(-а) эти вещи под диктофон. 

Заверка интервью – порочный круг, который может превратить изначально приятный диалог в холодную войну, где не будет победителей. Поэтому лучше лишний раз подумать и не сказать лишнего, чтобы потом не пытаться уговорить вырезать какой-то момент, а то вдруг кто-то что-то не то подумает. И не забывай, что человек с диктофоном напротив – не твой кореш, даже если во время разговора вы пьете пивко. 

 

Тебе не понравилось, что о тебе написали (или написали неправду)

В материале о тебе есть фактическая ошибка. Напиши в редакцию и попроси все исправить – перед тобой наверняка извинятся и больше не ошибутся так в будущем. 

Тебе не понравилось, что про тебя написали. Терпи, а лучше просто забей. Во-первых, негативное (или просто неблизкое тебе) мнение другого человека – это все еще просто мнение. Во-вторых, едва ли твои нападки на издание или автора(-ку) кого-то переубедят. В-третьих, если тебя так задела критика – возможно, стоит проанализировать ее и понять: вдруг там есть рациональное зерно?

 

 

 

Обо мне никто не пишет, вы все скоты. Что делать?

Если ты постоянно пишешь в большое онлайн-издание или паблик-многомиллионник, а тебе не отвечают, – подумай, все ли ты пишешь корректно. Если да, просто попробуй еще раз. Если тебя уже публиковали, узнай, что случилось сейчас: это может быть и человеческий фактор, и какая-то задержка, и еще целый ряд мелочей. Есть, конечно, и самый неприятный вариант: твою работу посчитали неинтересной, некачественной и «ну это не для нас» (что зачастую означает «нам не понравилось»).

Что можно сделать: обидеться, надуться и задиссить мерзких журналистов. Что лучше сделать: не нервничать, продолжать работать и развиваться. 

 

А медиа сделают меня звездой?

Нет, никогда. Ни одно музыкальное медиа не сделает тебя звездой. Ни одна хвалебная рецензия не подарит концерт в клубе-тысячнике. Ни одно потрясающее интервью не даст лишние 100 тысяч в инстаграме. Главное – это творчество. Если с ним плохо, то лучше подумать, как сделать его лучше, а не тратить время и нервы на СМИ.

 

 

 

Заодно мы попросили коллег-журналистов рассказать, что мешало и мешает им в рабочем общении с артистами. В их репликах – чуть больше опыта с другой стороны баррикад. Не забывай думать, как твои сообщения, просьбы и вопросы выглядят для журналистов(-ок). И помни: мы все – просто обычные люди.

 

 

Александр Горбачев

(Редакционный советник «ИМИ», сценарист студии LoremIpsum, ведущий телеграм-канала «Новая музыка. Максимально коротко», бывший главред «Афиши» и заместитель главреда «Медузы»)

 

1) Когда люди не умеют слышать «нет», даже если с ними разговаривают вежливо. У журналистов может быть тысяча причин, чтобы не написать про вас. Если им не нравится ваша музыка – это грустно, но нормально. Надо попробовать это принять, чтобы сэкономить нервы себе и другим. То же самое касается эпизодов, когда вам не отвечают. Ну не отвечают и не отвечают, значит, не фортануло. 

2) Когда люди думают, что умеют делать твою работу лучше тебя. Это касается в первую очередь правок в интервью. Бессчетное количество раз приходилось объяснять, что я не рассказываю вам, как записывать песни, а вы, пожалуйста, не рассказывайте, как сделать хороший материал. Часто работало. Но не всегда.

3) Когда незнакомые люди общаются на «ты» и вообще развязно. Не знаю, может, я старомоден.

4) Когда люди обращаются не по адресу. Проверяйте, где работает человек, которому вы пишете. Проверяйте, о чем он пишет, а о чем нет. Если кто-то (например, я) ведет телеграм-канал про альбомы, нет смысла писать ему про клипы.

 

 

Николай Овчинников

(Редактор раздела «Музыка» «Афиши Daily», автор телеграм-канала VOICE)

 

1) Если вы хотите рассказать о своем альбоме или песне, пожалуйста, используйте один канал связи. Не пишите редактору или журналисту во все соцсети. Поверьте, мы видим все, что вы присылаете. Просто вас очень много, и не всегда получается ответить сразу. 

2) Уточняйте заранее, кому вы пишете. Скажем, у нас есть «Афиша Daily» и есть «Афиша Видео», и периодически нас путают. Не надо так.

3) Если вам не ответили, не пишите снова через полдня. Опять же: мы все видим, но на 100 сообщений в неделю часто есть один редактор. И не пишите обидные сообщения редактору, который вам не ответил. 

4) И не присылайте никогда пресс-релизы в приложенном файле. И вообще не пишите пресс-релизы. Лучше расскажите своими словами на один абзац, почему вас обязательно надо послушать. 

5) Тот факт, что у вас есть ротации на радио и ТВ или вы попали в топ стриминговых сервисов, не главный довод для редактора. Не надо писать об этом. Вы же пытаетесь заинтересовать редактора музыкой.

6) Если вы пиарщик(-ца), не предлагайте уже готовые интервью с артистами. В 0 случаях из 100 там будет все, что нам нужно. 

7) И не предлагайте текстовые интервью из серии «пришлите вопросы – мы ответим».

8) Журналисты обязаны по закону сверить с вами вашу прямую речь. На остальные элементы статьи вы повлиять не можете. Не просите поменять заголовок, заменить подпись к видео, изменить содержание остального текста (если речь идет о тексте с вашими комментариями). Не требуйте снять текст. Не грозите «последствиями».

 

 

Фото: palasatkadaryabrr

Тест: классик или инди-артист?

Тест: классик или инди-артист?

Отличи стихи литератора от того, что пишут актуальные герои сцены.

Новая музыка: Zakharik, Isna Trio, Nemiga, Денис «Грязь»

Новая музыка: Zakharik, Isna Trio, Nemiga, Денис «Грязь»

Рассказываем, чем живет беларусская музыка.

Узнаешь героев беларусской музыки? Тест

Узнаешь героев беларусской музыки? Тест

Проверим, насколько ты знаешь локальных деятелей.

Как не повторять типичные ошибки начинающих музыкантов?

Как не повторять типичные ошибки начинающих музыкантов?

На что обратить внимание, пока не собираешь «Минск-Арену».

Atlas Weekend 2021: большой фоторепортаж

Atlas Weekend 2021: большой фоторепортаж

Первый большой фестиваль после пандемии.

Ласковая Май: как пишет музыку молодая минская певица?

Ласковая Май: как пишет музыку молодая минская певица?

Zlata Mai – о том, что вдохновение «не существует, а живет».

Кастян выпустил трек «Девочка с Зыбицкой»

Кастян выпустил трек «Девочка с Зыбицкой»

Бутылки звенят, футболки шуршат – вот и бит готов.

Как устроена музыкальная импровизация в спектакле «Огонь и Лед»

Как устроена музыкальная импровизация в спектакле «Огонь и Лед»

Слушаем театральную импровизацию и разбираемся, как устроен ее мир.

Слово пацанам: как «‎РСП» стали одной из важнейших беларусских групп

Слово пацанам: как «‎РСП» стали одной из важнейших беларусских групп

Антон Кашликов – про группу «‎РСП», музыканты которой сейчас сидят 15 суток.